До сих пор я думала, что мозг малыша легко влюбить в детский сад. Думала, вот покажу ему мультики, почитаю сказки, поиграю в детский сад, покажу, как другие дети ходят в садик и тогда, детский мозг всё поймёт. День, два, три и он, этот мозг малыша, уже будет спокойнее идти в ясельную группу без слёз, пусть хоть и равнодушно. Однако, видать потому что я так думала, жизнь решила мне показать, что я ошибаюсь и устроила настоящий квест, несмотря даже на то, что внутри садика было уютно и мило моему мамскому сердцу и моей душе. До старта похода в ясли после экскурсии туда я целых две недели играла с малышом в детский сад. И всегда в игре главный герой «мальчик» убегал за мамой на работу. Но когда в игре игрушечный мальчик согласился остаться в садике, помахал игрушечной маме в окошко и жестами своего тела сказал: «Пока-пока, ты одна на работу», я решила, что теперь малыш готов идти в ясли по-настоящему, а не только в игре.
Первое утро прошло без слёз. В садике на шкафчике, закрепленного за моим малышом-молчуном, я с помощью малярного скотча приклеила своё фото, а для малыша – это фото его мамы. Обнимаясь перед уходом на работу, я оставила свой поцелуй в его ладошке. Короче, сделала всё как в моей первой книге написано, в которой я перечисляю 52 янины фишки адаптации к детскому саду. Договорилась с ребёнком, что заберу его до тихого часа. Что когда все детки пойдут спать, я приду за ним, и он пойдёт спать домой вместе с мамой. Всего в первый день в частной ясельной группе было 10 детей и двое воспитателей.
Проснулись. Позавтракали дома кашей и оладушками. Оделись спокойно. Вышли из квартиры, и тут же начались слёзы. Всю дорогу малыш плакал у меня на руках. Зашли в сад со слезами. Переодевались в саду со слезами. Честно, я с трудом переодела малыша в садичную одежду, точнее с трудом стянула с малыша колготки и натянула вместо них шорты, носки и сандали. С трудом успокоила. Заговорила игрушечным способом. Мне как-то внезапно пришла мысль взять игрушку и от имени игрушки поговорить с малышом про садик. Игрушка стала исследовать пришедшего малыша, тыкать ему, то в животик, то в спинку, проверяя робот ли он или настоящий человечек, который будет с радостью играть в игрушки. Мозг малыша постепенно стал переключаться со слёз на молчаливое любопытство к действиям и к речи игрушки, тыкающей в него. Малыш успокоился, взял игрушку из моей руки, отпустил меня на работу. Я начала застёгивать свои сапоги, а малыш на меня смотрел, нахмуренно, но без слёз уже. Я выдохнула, улыбнулась. Но в этот момент вмешалась воспитательница. Она его схватила на руки, прижала к себе и понесла к окошку со словами: «Пойдём покажу, как мама будет махать тебе в окошко». Малыш заревел, стал вырываться из объятий воспитательницы и умолять со слезами на глазах меня остаться. В его слезах я читала его мысли: «Мама останься в садике или пошли домой вместе». Но я развернулась и вышла из садика, моё сердце обливалось кровью. Я помахала ревущему малышу в окошко, и у самой потекли слёзы. Что-то не по душе мне пришёлся такой подход воспитателей в детском садике. Меня радовало, что второй ребёнок не скрывал своих эмоций, не молчал, а всевозможными жестами тела и сквозь слезы умолял не водить его туда, давая понять, что его мозг ещё не готов. В результате по словам воспитателей малыш плакал долго, упорно и настойчиво. Отказался завтракать, идти гулять и обедать. Воспитатели признались, что впервые встретили ребёнка с таким решительным характером «не ходить в садик», а потом добавили: «Но всё же мы думаем, что надо попробовать завтра его уже оставить на дневной сон». Моё сердце кричало воспитателям в ответ: «НЕТ! ЕЩЁ РАНО! И, пожалуйста, больше не забирайте его по утрам от меня в группу. Позвольте ему дозреть самому это делать». Благо это были частные ясли. Воспитатели выслушали мои желания и шепнули мне в след: «Вы намучаетесь так адаптировать ребёнка водить в садик, ведь они все плачут, а потом проходит. Вам, конечно, виднее, что лучше для вашего ребёнка, но если за два месяца он не перестанет плакать по вашей методике, то тогда надо будет применять старую советскую систему «брать ребёнка и уносить в группу без маминых нежностей». С отголосками этих слов в моей голове я вышла из детского сада в обнимку с малышом в то время, когда все дети уходили на тихий час. Дома малыш съел три тарелки супа, выпил три стакана кефира и потребовал с ним играть и играть, ни в какую не укладываясь спать. И только после того, как я отключила в своей голове все свои мысли про садик, про выход на работу после декрета, малыш сразу лёг спать на дневной сон. Потом весь вечер я пыталась поиграть в детский сад. Однако, малыш-хитрюга отбирал от меня игрушечных маму с малышом и прятал в коробку, а коробку в шкаф и уверенно мотал головой, давая понять его суровое: «НЕТ! Я не хочу в детский сад!» После малыш брал другие игрушки, и они у него спокойно шли в игрушечный детский садик. В этот миг я поняла, что квест «я иду в детский сад с удовольствием» будет для меня очередной проверкой на мою стрессоустойчивость. «Сколько можно, Вселенная?» – обращалась я мысленно к воздуху, глядя в окно квартиры на облака в небе.
Утром малыш проснулся со словами: «Я – дома!!!» Позавтракал и снова приказным тоном заявил: «Я – дома!!!» Мне бы надо было плакать от желаний малыша, потому что часики тикали и кричали мне: «Бегом на работу! Опаздываешь!», но я смотрела на малыша и улыбалась. Я не верила своему счастью, что он сказал вслух новое слово, и так ещё утвердительно: «дома!» От этой радости я начала с ним играть в дурачества, летая по квартире самолетиком. Мы кружились, обнимались, смотрели мультик. Хохотали, пока малыш не увидел свои сапоги, манящие его выйти на улицу и пойти в садик. Кое-как оделись, и снова я услышала: «Я – дома!!!» Малыш встал в дверях квартиры и как будто приклеился к полу. Что сделала я? Воспользовалась магией метода: «Я считаю до трёх и мы идём в детский сад. Один, два, три. Сейчас ты или сам одеваешь сапоги, или остаешься дома один, а я ухожу на работу». Набуканный мальчик одел сапоги и всю дорогу до шкафчика в садике высказывал свои эмоции словами: «Я – дома». Потом снова я применила магию: «Я считаю до трех. Или я тебя переодеваю, обнимаю и немного посмотрю, как ты играешь. Или я убегаю сразу за дверь». В итоге малыш согласился на мои условия. Переоделся молча. Зашел в группу. Поиграл. Подошел ко мне. Присел рядом на скамейку в раздевалке, обнял меня крепко-крепко, потом отпустил и с набуканным выражением лица помахал мне своей маленькой, но уже мужской ладошкой. Так он говорил мне: «пока-пока». Для меня было очень важно, чтоб малыш сам принял это решение. Сам сказал: «пока-пока». После того, как малыш помахал, он заплакал, но не стал вцепляться в меня. В этот момент воспитатели были рядом, улыбались и терпеливо ждали. Я натянула свои сапоги и покинула территорию садика. Постояла несколько минут за дверью квартиры, где находится садик. Удостоверилась, что малыш реально перестал плакать, и отправилась с улыбкой на сердце на работу в офис до обеда.
На календаре праздников было написано, что именно в этот день праздник под названием «Всемирный день грибника». Поэтому после обеда в детском садике, когда все малыши спят, а мой идёт домой в моей компании, я придумываю игру на тему: «Грибы». Дома с малышом мы сначала вместе лепили грибы, вспоминая, что пластилин хороший антидепрессант для нервной системы. Потом я раскладывала грибы по квартире в разных комнатах и отправляла малыша с его машинками собирать грибы. Все найденные грибы малыш привозил в гараж ко мне на кухню и складывал в нарисованные корзинки на листе бумаги. В ходе этой игры малыш ползал на четвереньках, а я смотрела на это и улыбалась, вспоминая слова из умных педагогических книжек: «Ползание хорошо для межполушарного развития и балансирования нервной системы». Кстати, в третий день похода в садик на календаре был праздник у электронной почты. Поэтому перед сном я с малышом лепила улиток, а потом эти улитки ездили в магазин за продуктами в соседнюю комнату, также с малышом ползком на четвереньках. Может поэтому он на четвёртый день проснулся без слёз в садик, потому что перед сном его нервная система была расслаблена, благодаря пластилину и ползанию по полу? А может быть, правда мой лайфхак «Каждый день какой-то праздник» помогает малышу больше радоваться в жизни в период адаптации к детскому садику и легче переносить время жизни без мамы, к которым он вообще никак не приучен за первые два года его жизни. Я даже подумала, что может зря, я его забираю после обеда домой, когда другие малыши идут спать. Наверное, надо попробовать оставить на сон в садике. Ведь, когда мы уходим из садика после обеда, все малыши идут спать в соседнюю комнату, а мой приходит с улыбкой в раздевалку и собирается домой. При этом в промежутках между колготками и водолазкой бегает в детскую спальню и подглядывает за другими детьми, как они там спать укладываются.
В этот день я планировала малыша оставить в садике снова до обеда, но перед обедом мне написала воспитатель, что мой малыш уже сладко спит в кроватке. Я улыбнулась и согласилась моментально на глубокое погружение в ритм жизни «малыш в садике, мама на работе». До вечера пятницы меня окутывала энергия счастья: «Малыш целый день в садике» : )
Дома малыш проснулся с улыбкой. Спокойно оделся. Без шума вышел на улицу. Однако, это, наверное, потому что с утра мы сначала пошли в детскую поликлинику на консультацию к неврологу, а только потом в садик. При этом я проговаривала малышу, что сначала к доктору сходим и загадаем ему две загадки, а потом в садик, и в садике ты сегодня будешь спать, как другие детки. Малыш меня слушал и впервые не закрывал мой рот ладошкой со словом: «стоп». Когда уже вышли из поликлиники, малыш сам сказал: "Где сад? Я в сад. Ау, сад. Ку-ку сад?" Я была в шоке от услышанного и не верила своим ушам и глазам. Проходя мимо других детских садов по дороге в наши частные ясли, малыш твердил: «Нет, не сад. Ку-ку сад? Я сад!» В садик зашел без слёз. Переодела его. Он помахал мне рукой и потом жестами показал: «пока-пока, я спать» и убежал завтракать на кухню частных яслей в квартире. Вышла я из садика с улыбкой до ушей и с мыслю: «Я не верю своим глазам. У меня вправду получилось привести малыша в садик без слёз и истерик? Я правда свободна до 17.00? Он вправду сам мне шептал с улыбкой, что идёт в детский сад? Неужели моя 52-ая фишка из книги про адаптацию в садике реально самая волшебная? Фишка про то, что надо самой начать излучать счастье «как я рада идти на работу», чтоб детский мозг малыша начал сам зеркалить это счастье внутри себя». Весь понедельник, который был для меня всего лишь шестым днём адаптации в детском садике, я ходила с улыбкой до ушей. А потом началась ночь.
Ночью малыш просыпался два раза со слезами на 30-40 минут. Он просто плакал, топал ногами и звал: «Мама, мама». На руки не давался и от меня не отлипал. Проревевшись, засыпал. Жесть. А в семь утра проснулся со словами: «Айда играть». Построила с ним тоннель из конструктора. Поиграла. Потом малыш позавтракал. Оделся, и началось новое приключение похода в садик перед выходом из квартиры. Малыш соглашался выходить из дома в садик лишь со своей большой подушкой, которая в длину слегка длиннее, чем рост самого малыша. В итоге малыш пришёл в ясли с подушкой и первым делом отнес её на кровать. Подушку несли в пакете вместе с двумя машинками и мягкой игрушкой в виде совы. После шестого дня в садике со своей подушкой малыш ночью плакал всего 2 раза по 15 минут, вместо сорока минут.
Малыш стал чаще просыпаться по ночам, плакать, а потом засыпать. Но в последние дни он стал посреди ночи ещё хотеть кушать. Просыпается в два часа ночи, будит меня, сонным приводит меня на кухню и хомячит там, то тарелку макарон, то тарелку каши, то целое гигантское зелёное яблоко. Ощущение, что он в садике не наедается. Это уже сейчас я понимаю, что этой ночной домашней едой он пытался наполнить себя теплом и спокойствием, которого ему не хватало в садике. И тогда, вместо книжки перед сном мне надо было его обнимать крепко-крепко, чтоб его мозг чувствовал каждую клеточку своего тела, а не страх «кто я, где я».
На восьмой день адаптации к садику малыш проснулся, позавтракал и заявил: «Я – дома». Потом ушел к себе в кровать, лег на подушку и накрылся одеялом. В этот момент в моей голове было ощущение, что я провалилась в какую-то чёрную дыру. Я не понимала, что происходит, но успела подумать, что, скорее всего, на адаптационный период жизни малыша мне надо поискать удалённую работу, чтоб вот этакие выкрутасы малыша «я сначала спать, а потом в сад» не выносили мне мозг по утрам.
Продолжаю внедрять лайфхак «Каждый день какой-то праздник», чтоб добавить в жизнь ребёнка на одну радость больше. На календаре праздников было отмечено, что сегодня праздник пожарной МЧС. Поэтому в садик я решила вести ребёнка через МЧС на районе, сделав небольшой круг по дороге в садик. В результате малыш остался в садике без слез и с довольной мимикой отправился играть в группу к другим детям. А вот ночью снова была жесть. Малыш три раза просыпался с песнями и реально орал по 30 минут. И это даже при том, что после садика ужинал дома творожком, на котором было написано «засыпай-ка», а перед сном он купался в ванной с успокаивающими травками. После купания в ванной малыш катал машинки 30 минут, ползая со мной по квартире, и рушил башни из кубиков. Потом играл в догонялки и «кто кого перекричит». Потом, по рекомендации невролога, выпивал витаминку «Магий B6» для укрепления нервной системы и выработки гормона счастья в период адаптации к новым реальным условиям жизни под названием «детский сад». Хорошо, что после десятого дня в детском садике и ночных песен наступило утро субботы – утро выходного дня от детского сада, и я смогла доспать недостающие часы ночного сна урывками в течение дня.
Утро. У ребёнка температура, сопли. Уходим на первый адаптационный, ясельный больничный на неделю. Вызываю доктора и пишу воспитателям: «Ушли на больничный». Потом крепко обнимаю малыша, вспоминаю рекомендации психологических книжек, что в адаптационный садичный период рекомендуется чаще смеяться, чтоб стресс не ушел в глубокие сопли, кашель и прочие выкрутасы нервной системы, я начинаю щекотать малыша. Он смеётся. Я думаю, что он смеётся больше от радости, что он остаётся дома вместо похода в детский сад.
Ура! Доктор списала нас с больничного и выдала справку для детского садика с отметкой: «Здоров!» Накануне похода в садик я радостно сообщаю ребёнку, что он здоров и игрушки в садике по нему уже соскучились очень-очень, и хотят с ним играть. Ребёнок засыпает с улыбкой. После завтрака малыш заявляет, что у него снова болит, то живот, то горло, то нос не дышит, и ему точно надо остаться дома. Вот так реально он внезапно начал говорить уже взрослыми человеческими словами в свои 2 года 3 месяца. Конечно, ещё не чётко проговаривая все звуки, но смысл его фразы был мне ясен с первых его слогов и по его суровой мимике. Для лечения хитрости малыша, я включаю в себе режим «Айболита» и кормлю малышковый животик солнечной витаминкой, горло смазываю лесным зельем, а в носик отправляю капельки радости. Однако, малыш на это не ведётся и начинает театрально хныкать полчаса. Я, молча, сижу рядом на полу и наблюдаю за этим спектаклем. Благодаря моему первому опыту адаптации в садик за четыре года до этих слёз, я уже спокойнее смотрю на слёзы малыша и совсем не смотрю на часы. Разрешаю ребёнку наплакаться. Разрешаю себе опоздать на работу. Малыш, осознав, что он все же идёт в садик после недели больничного, решил взять с собой полутороспальное одеяло. Но, одеяло не вмещалось ни в один пакет и ни в одну сумку. Тогда малыш согласился явиться в садик с двумя мягкими игрушками в пол его роста. Пишу эти строки и понимаю: «Какое это было счастье, что адаптация в ясли случилась до старта ковида в мире». Уф.
Вот уже и ровно месяц, как малыш посещает частные ясли. Есть значительный прогресс в его адаптации. Он перестал реветь по утрам. Он перестал вскрикивать по ночам. Он стал сам собирать игрушки в детский сад и складирует их в спортивную сумку. Он перестал цепляться за мою ногу в детском саду. Он перестал плакать, когда я его переодеваю в садике. Он сам осознанно первый стал говорить мне словами «пока-пока», а потом усаживается на лавочку и начинает театрально хныкать до тех пор, пока не закроется за мной дверь. Однако, по словам воспитателей, при этом он очень ещё переживает и всё время спрашивает: «Где мама?» За пару дней до полного месяца хождения в садик мне показали кусочек видео с музыкального занятия в садике. На видео, пока другие малыши играли на музыкальных инструментах в такт педагога, мой малыш им подпевал: «Где мама? Где моя мама?» Я посмотрела видео и сразу же вспомнила про мультик «Мамонтенок ищет маму». Вечером посмотрели этот мультик вместе с малышом, а потом перед сном я ещё почитала ему эту книжку, но в моей озвучке, согласно которой, мама мамонтёнка уехала на работу. После малыш перестал терроризировать меня и воспитателей вопросом: «Где мама?»
За первый месяц адаптации к садику малыш несколько дней был один раз на больничном вместе со мной и пару раз вместо садика оставался сидеть дома с бабушкой. Мне казалось, что если он два дня побудет дома с бабушкой, то начинающиеся сопли испаряться без перехода в больничный. Иногда это выручало. А иногда после бабушкиных дней малыш начинал запевать песню при сборах в садик: «Я дома, ждать бабу». Потом малыш прятал свою одежду и запрещал мне ее искать, запрещал открывать шкаф с одеждой, запрещал трогать одежду. Малыш пинался, тянул меня за руку, не пускал близко подходить к его уличной одежде, крича сквозь слёзы: «Я – дома!» В итоге лишь после моих уговоров и моих искренних слёз: «Надо срочно маму спасать от опоздания на работу, иначе ай-ай-ай будет маме на работе», малыш соглашался идти в садик. Иногда всё ещё шёл со слезами, но шёл. В садике раздевался со слезами. Обнимал меня со слезами. Говорил мне «пока-пока» со слезами. Но уже не цеплялся за ногу, за руку, как было несколько раз в первые дни адаптации к садику. Малыш отпускал меня, оставаясь сидеть на скамейке детского сада около своего шкафчика с одеждой и хныкать за несправедливость жизни. А я, покидая территорию частных яслей, моментально превращалась в человека с сапогами-скороходами, неслась на остановку электрички, как пилот на самолёте, успевала запрыгивать в последний вагон электрички и выдыхала: «Уф, успела, а то ехала бы сейчас, как «селёдка в бочке» два часа в автобусе. Хорошо, что у меня рядом с домом есть железнодорожная станция с остановками для электричек. Они за 20 минут доставляют меня до центра города, до работы в офисе».