Вектор, азимут – кому как нравится, мне больше подходит «направление движения». Определимся. Часто слышен вопрос: «А чем мне заняться?» Мой ответ: «Не знаешь, чем заняться, ничем и не занимайся». Примерно вот так.
Начнем с этого: а что ты умеешь делать? У Аркадия Райкина в 70-е была миниатюра: его герой придумывал для «как бы» бесполезных профессий применение в народном хозяйстве. Балерине к ноге динамо приделать, чтобы электричество вырабатывала, футболистам – катки ручные дать, пусть поле заасфальтируют. И была там такая фраза: «Ты кто? Иллюзионист, фокусник – обеспечивай население курями». Вот я и предлагаю тебе: «Обеспечивай население курями».
Теперь о тебе. Неважно, кто ты, – важно, чтобы ты был кем-то. Не просто человеком, Васей Ивановым, а толковым специалистом в конкретном деле. Будь ты дворником, бухгалтером, водителем, воспитателем в детском саду, инженером, продавцом в ларьке или доктором – если решил создать собственное дело, то и начинай работать в своей сфере. Не обращай внимания на всякие рекламные призывы, вроде «Бизнес – доход пять тысяч рублей в день», «Минимальные затраты, доход от одной тысячи долларов в неделю» или «Надоело работать на дядю? Тебе сюда!» Там ничего путного нет, лохов ищут. Впарить чего-нибудь хотят, на курсы левые заманить или вообще лохотронят.
Даже если предлагают вроде бы реальные вещи – мини-пивзавод, компьютерную программу для торговли на фондовой бирже или установку для производства строительных блоков – не обращай внимания. Ссылки на такие сайты в интернете сейчас повсюду.
Пример: «Работа, доступная даже студенту. Доход до шестидесяти тысяч рублей в месяц!» И начинает автор с упоением расписывать, как он вернулся из армии, поступил учиться, денег не хватало, и он, фотограф-любитель, открыл свою фотостудию в университете, где сам учился. Для абитуриентов. Им же понадобятся фотографии для подачи документов. Потом по всему городу открыл такие же пункты – «Моментальное фото». И, главное, в конце статьи поясняется, что самому тебе создать такое дело будет сложно, поэтому надо заказать у этого деятеля два диска с видео-уроками. Недорого, четыре тысячи девятьсот рублей за оба.
Ну, теперь понятно, чего он хочет? Ему твой бизнес до лампочки – ему надо тебе диски впарить.
То же касается и других попыток убедить тебя, что именно этот инструмент или это оборудование совершенно тебе необходимы. Профессионал и без рекламы знает, что ему для его работы понадобится. Скажи, поведется дворник на рекламу: «Чудо-метла – купи, и бизнес твой попрет!»? И стоматолог, и инженер, и водитель такси знают, какое оборудование им нужно для создания собственного бизнеса, потому что они профессионалы и работать собираются в сфере им достаточно знакомой. А если нет, то, извини, дедушка Крылов давно написал и про сапожника, и про пирожника.
Профессионализм ценился везде и всегда. Я недавно предложил одному из наших городских еженедельников материал. Статью они напечатали, только у меня вызвал недоумение вопрос: журналист я или любитель? Это как понимать?
Едут, к примеру, два автомобиля по трассе Москва – Челябинск: фура иностранного производства и «Запорожец». Зима, мороз тридцать градусов. На обоих автомобилях лопаются баллоны, причем, сразу на двух колесах. Водитель «Запорожца» достает из багажника валенки, полушубок, рукавицы, заменяет одно колесо, второе разбирает, меняет камеру и едет дальше. А у водителя фуры даже одной запаски нет, пробил ее позавчера еще. Он что делает? Начинает просить помощи у проезжающих мимо коллег. Тем временем у него перемерзает солярка в топливопроводных трубках. Он поджигает колесо и принимается бегать вокруг него в кроссовках, греться. Спрашивается, кто из них профессионал?
Или, допустим, два парикмахера. Один салон открыл в центре города, у него оборудование, зеркала, реклама. А стричься к нему идут только пенсионеры, потому что со скидкой. Другой прически клиентам делает у себя дома на кухне, а записаться к нему можно только за несколько дней. И кто из них кто?
За профессионалами работодатели охотятся и берегут их. Ведь если ты мастер своего дела и решил создать собственное предприятие, ты не просто уйдешь от хозяина, но еще и постоянных клиентов уведешь.
А если профессионал создает не только свое дело, но и организует вокруг себя команду, у него появляется имя, расширяется круг клиентов и, естественно, вырастает прибыль. Но об этом после.