Почему происходит задержка речевого развития? Чтобы понять это, мы должны знать, как формируется речь у здорового, нормально развивающегося малыша.
Многие родители считают, что речь появляется в тот день, когда ребенок произносит свое первое слово. На самом же деле этому незабываемому дню предшествует длительный период, в течение которого малыш всматривается в лицо взрослого, слушает его, учится владеть собственными губами и языком.
Развитие речи у маленького человека происходит в два этапа:
1) подготовительный – от рождения до появления первых сознательно сказанных слов (примерно около года);
2) самостоятельный – ребенок активно говорит, учится строить фразы и предложения.
Подготовительный речевой этап – этап так называемых голосовых реакций. Криком малыш сообщает взрослому о своих потребностях, например, что он голоден или испытывает дискомфорт от мокрых пеленок и памперсов, ему холодно или нездоровится. Постепенно крик ребенка окрашивается разными интонациями, и мать начинает понимать, что именно нужно малышу. Таким образом, крик получает смысловую нагрузку и становится средством общения младенца со взрослыми. Кроме того, крик имеет еще одну функцию, которая называется «озвученное дыхание»: малыш кричит – у него развиваются легкие.
Когда малыш сосет грудь матери, он выполняет первые упражнения для губ и языка. Существует закономерность: если малыш мало и вяло сосет, то и речь у него, скорее всего, появится позднее и будет нечеткой, так как в раннем возрасте органы артикуляции не приобрели необходимой подвижности.
С полутора месяцев малыш во время бодрствования уже пытается издавать различные звуки. Эти голосовые реакции называются гулением. Ребенок произносит звуковые комплексы «агу», «гы», «кхы», тренируя губы, язык, мягкое нёбо и другие артикуляционные органы.
В 3–4 месяца на смену короткому комплексу согласных звуков приходит певучее гуление («свирель») – младенец нараспев произносит гласные звуки, например: «аль-ле-е-лы-агы-аы». В это время развивается уже не только артикуляция, но и так называемое речевое дыхание.
К концу первого полугодия появляется лепет. Подросший малыш произносит отдельные слоги. Сначала «ба», «ма», «па», несколько позже – «тя», «дя». Между 6-м и 9-м месяцами возникают повторные слоги в виде звуковых цепочек: «ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя» и т. д. Ребенок тренирует свой слух – он лепечет и прислушивается к тому, что произнес, многократно повторяя сказанный им же самим слог. Следует отметить, что у глухих от рождения детей гуление возникает, а лепет из-за отсутствия слуха – нет. По сравнению с гулением лепет более сложный вид речевых упражнений. Раз от раза движения губ и языка малыша при произнесении звуков становятся все более четкими, появляются новые сочетания согласных и гласных звуков.
В 9–10 месяцев ребенок начинает подражать не только произношению слогов, но и простым словам, которые говорит взрослый. При этом пары слогов малыш произносит не отдельно, как раньше, а слитно.
В 1 год малыш может научиться произносить 6–10 слов. Одни слова возникают из лепета («мама», «баба», «папа»), другие представляют собой звукоподражание («му», «ав-ав»). Общаясь со взрослыми, ребенок пользуется и несколькими легкими для произнесения словами («дай», «на», «бах» и др.). При этом количество понимаемых ребенком слов почти в десять раз больше произносимых, так как речевой аппарат маленького человека еще не совершенен.
2-й год жизни – решающий в развитии речи. Быстро растет словарный запас: активный – слова, которые малыш говорит сам, и особенно пассивный – слова, которые ребенок понимает.
Речь развивается в основном за счет все возрастающей познавательной деятельности малыша. В это время ребенок начинает ходить, знакомиться с окружающими его предметами, и если взрослый будет сопровождать исследовательскую деятельность крохи словесными комментариями, то и знать малыш день ото дня будет все больше и больше.
Активный словарь ребенка начала второго года жизни увеличивается в основном за счет сокращенных слов, представляющих собой один ударный (или первый) слог от слова, которое малыш хочет сказать. Вот примеры таких облегченных слов: «ка» – каша, «ки» – киса, «тя» – тапки. Эти первые слова имеют обобщенный смысл и служат для обозначения и самого предмета, и действий с ним, и одного из его качеств. Например, ребенок произнес: «Ки!», что может означать: «Там кошка», «Дай кошку» или «Шарфик пушистый, как кошка».
Основным носителем смысла речи в это время является даже не само упрощенное слово, а интонация и ритм. Понять, что малыш хочет сказать, можно, ориентируясь на конкретную ситуацию, в которой происходит общение. Тем более что свои слова он, как правило, подкрепляет жестами и мимикой.
С 1,5 лет у ребенка начинает увеличиваться количество правильно произносимых слов, они постепенно вытесняют звукоподражания. Сначала малыш учится говорить слова из двух слогов с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками, например «тетя», «Нина», «Вова». Затем приходит очередь слов, состоящих из неповторяющихся согласных и гласных звуков, таких как «часы», «лиса», «Катя».
В 1 год 9 месяцев – 1 год 11 месяцев у большинства нормально развивающихся детей происходит «лексический взрыв». Если до этого количество слов в пассивном словаре примерно в четыре раза превышало их количество в активном, то теперь соотношение стремительно меняется. Значительно увеличивается число слов, которые малыш произносит сам.
Следует отметить, что развитие речи у мальчиков и у девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, чем мальчики. У девочек быстро растет предметный словарь (за счет существительных), тогда как у мальчиков, начинающих говорить несколько позже, среди первых слов преобладают слова-действия, то есть глаголы.
Примерно в 2 года здоровый ребенок, будь то мальчик или девочка, произносит свои первые фразы, состоящие из двух, иногда трех слов. Для активного развития фразовой речи необходимо, чтобы в лексиконе малыша кроме существительных было достаточное количество глаголов (не менее 10). По данным научных исследований, усвоение ребенком именно слов-действий является «пусковым механизмом» для появления фразовой речи.
Слова в первых фразах малыша могут оставаться еще лепетными, упрощенными, тем не менее это означает, что маленький человек уже перешел на новую ступень речевого развития. Вот примеры высказываний крохи (с «переводом»): «Ки ам-ам» – «Кошка ест»; «Тата бай-бай» – «Тата (говорит про себя) будет спать»; «Дай пи» – «Дай пить»; «Баба нет» – «Бабушки нет»; «Мама, ди гу!» – «Мама, идем гулять!»; «Папа де?» – «Где папа?»
Несмотря на то что в словаре ребенка преобладают существительные и глаголы, причем глаголы встречаются в 2–3 раза реже, чем существительные, он начинает употреблять также прилагательные («большой», «вкусный», «горячий», «мокрый»), наречия («тут», «там», «здесь») и местоимения («мое», «сам», «я»). Слова эти звучат далеко не всегда правильно. Ребенок может терять или заменять в них звуки и даже слоги: например, «ляко» – молоко, «маима» – машина, «кой» – закрой. Кроме того, слова первых предложений, как правило, не согласуются между собой, а предлоги («на», «в», «под» и др.) отсутствуют.
В начале 3-го года жизни активная речь ребенка день ото дня совершенствуется. Слова постепенно становятся правильными, состоящими из всех морфологических элементов (корня, суффикса, окончания).
Так, существительные ребенок начинает использовать в единственном и множественном числе («зайка – зайки»), склонять их по падежам (именительный – «это зайка», родительный – «нет зайки» и винительный – «дай зайку»), а также применять уменьшительно-ласкательные формы («мяч – мячик»).
У глаголов появляются разные формы («спать», «спи», «спит»). Фразы становятся многословными. Отмечаются успешные попытки соблюдать грамматические нормы при согласовании слов в предложении.
Примерно в 2,5 года у малыша появляются первые сложные предложения. Активный словарь к этому времени достигает 300 слов.
Во второй половине 3-го года жизни ребенок говорит постоянно.
Он начинает задавать окружающим вопросы: «где?», «куда?». К 3 годам появляются и более сложные вопросы: «почему?», «когда?». Таким образом, речь для маленького человека становится способом общения с окружающими людьми – взрослыми и детьми.
Если ребенок нормально развивается, то в 1 год он может повторить за взрослым несколько облегченных слов, а в 1,5 года сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом его словарный запас стремительно растет, достигая 200 и более слов. Для трехлетнего человека речь становится основным средством общения с окружающими.
Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что и в 1,5, и в 2, и даже в 2,5 года ребенок с нормальным интеллектом и слухом все еще не говорит. Кажется, что малыш все понимает, может выполнить самые разные поручения, с интересом слушает чтение и рассказы взрослого, рассматривает картинки к стихам и сказкам, показывая на них то, о чем его спрашивают, но… при этом молчит. Причин такого явления может быть несколько.
Ребенок, воспитывающийся в неблагоприятных социальных условиях, неизбежно отстает от сверстников в своем психическом развитии, в том числе и речевом.
Неблагоприятными условиями могут считаться как недостаток эмоционального и речевого общения взрослого с ребенком (даже при условии хорошего физического ухода), так и гиперопека, когда каждое желание крохи, выраженное на доречевом уровне, тут же удовлетворяется. Если в первом случае ребенку некому подражать и не у кого учиться говорить, то во втором – учиться просто незачем. Говоря научным языком, при таких обстоятельствах у маленького человека не формируется мотивация речевого общения.
Недостаток общения испытывают дети, воспитывающиеся в домах малютки. Как бы ни был хорошо организован уход за малышом в условиях такого детского учреждения, младенцу ничто не заменит материнское тепло и ласку. Эти малыши, как правило, отстают в психическом и речевом развитии от детей, растущих в семье, несмотря на то что с ними постоянно занимаются специалисты.
Однако даже в домашних условиях в силу тех или иных причин (неблагополучная семья, молчаливые родители, нерадивая няня и т. п.) взрослые порой не уделяют ребенку должного внимания, избегая с ним эмоционально-речевого общения.
Например: двухлетний мальчик тянется к вазе с фруктами. Мать ребенка, вместо того чтобы спросить сынишку: «Что тебе дать?», молча протягивает ему яблоко. Малыш молча берет яблоко и отходит.
А вот другой пример. Излишне опекающие родители из боязни, что ребенок может заболеть или пораниться, лишают его возможности активно перемещаться и исследовать мир. В результате они превращают окружающую малыша обстановку в стерильную больничную палату, а жизнь – в скучное и однообразное существование. В этой семье ребенок тоже будет развиваться с запозданием. Ведь любой орган, в том числе головной мозг, должен функционировать, а не бездействовать, только тогда он будет развиваться.
При правильном воспитании незначительная задержка темпов речевого развития иногда объясняется индивидуальными особенностями ребенка.
Каждый малыш развивается по-своему. У одних детей первые зубки прорезываются чуть раньше, а у других чуть позже. К годовалому возрасту одни малыши уже ходят, а другие только начинают делать первые шаги. Активная речь у некоторых детей тоже может появиться на несколько месяцев позже обычных сроков.
Задержка развития речи в некоторых случаях связана с чертами характера малыша. Так, флегматичный и робкий малыш, скорее всего, заговорит несколько позже своих сверстников. Ребенок, недавно перенесший болезнь, может заговорить чуть позже, а едва начавший говорить кроха, заболев, может на какое-то время замолчать.
Задержка формирования речи может иметь и органическую природу. Это, как правило, последствия перенесенной ребенком травмы или инфекции в период утробного развития, во время родов или на первом году жизни. В результате у малыша нарушается деятельность некоторых отделов головного мозга. Последствия могут быть весьма серьезными: снижение слуха, задержка моторного развития (формирования двигательных навыков) или психического развития (ухудшаются внимание, память, мышление и речь). Малыш с моторными нарушениями позже начнет держать головку, садиться, вставать, ходить, хуже действует руками, с запозданием проявляет речевые реакции, у него может быть снижена познавательная активность. У такого ребенка нарушается подвижность артикуляционных органов: нижней челюсти, губ, щек, языка, мягкого нёба. В младенческом возрасте это выражается в том, что малыш плохо сосет, часто срыгивает. На следующем возрастном этапе у него чаще всего возникают трудности с пережевыванием твердой пищи.
Естественно, что активная речь у ребенка с органическими нарушениями тоже формируется позже возрастной нормы (около 3 лет) и отличается нечеткостью (говорит, словно «каша во рту»). Такой речевой дефект называется дизартрией. У ребенка, страдающего дизартрией, как правило, снижена и подвижность пальцев рук – движения их неловки, плохо координированы. Малыш долго не может научиться правильно держать в руке ложку, карандаш, плохо рисует, долго не может научиться одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Ребенок растет, а его речь по-прежнему остается малопонятной для окружающих.
Понять то, что говорит малыш, могут только его близкие. Ведь дизартрия всегда сопровождается нарушением произношения звуков – их искажением или заменой сложных звуков на более простые. Кроме того, данный речевой дефект часто сопровождается слабым речевым дыханием и тихим голосом.
К перечисленным недостаткам присоединяется еще и затруднение при произнесении длинных слов, состоящих из нескольких слогов (например, вместо «велосипед» пятилетний ребенок говорит «сипед»). Ошибки возникают даже в коротких словах, в которых один за другим следует несколько согласных звуков («хеп» – вместо «хлеб» или «сек» вместо «снег»). С одной стороны, это связано с трудностями переключения органов артикуляции, то есть низкой скоростью смены положений губ и языка при переходе от одного звука речи к другому. А с другой стороны – с недостатками фонематического слуха – способностью отличать на слух близкие по звучанию фонемы (звуки речи).
Например, дети, страдающие дизартрией, в своей речи часто путают твердые и мягкие согласные звуки («т» и «ть», «м» и «мь») – говорят «пат» вместо «пять»; глухие и звонкие звуки («к» и «г», «п» и «б», «с» и «з») – говорят «гузов» вместо «кузов»; близкие в акустическом отношении согласные («к» и «х», «н» и «м», «ть» и «ч», «с» и «ш», «ш» и «щ») – говорят «качу» вместо «хочу», «небель» вместо «мебель». Эти речевые дефекты с возрастом сами по себе не проходят – необходимы регулярные логопедические занятия в течение нескольких лет одновременно с неврологическим лечением.
Каждой женщине, собирающейся стать матерью, следует знать о факторах риска, которые могут приводить к нарушению речи у ребенка. Она должна понимать, что многое зависит от состояния ее здоровья и условий жизни.
Вот причины, которые чаще всего приводят к появлению на свет детей с различными заболеваниями, в том числе и логопедическими:
• вредные привычки, например курение, не говоря уже об употреблении алкоголя или наркотиков;
• гинекологические заболевания или недавно перенесенный аборт;
• хронические заболевания, особенно нарушение обмена веществ;
• нарушение осанки, что затрудняет роды и повышает опасность травматизации как матери, так и младенца;
• генетическая отягощенность, то есть наличие в предыдущих поколениях родственников с дефектами речи (особенно по мужской линии);
• женщина, собирающаяся стать матерью, должна быть не моложе 16 лет; нежелательно рождение ребенка и после 35 лет, особенно если это первые роды.
Наиболее ответственным этапом как для матери, так и для ребенка, конечно же, являются сами роды. От того, насколько благополучно они пройдут, во многом зависит здоровье малыша. Причины возникновения у ребенка речевых нарушений, в том числе задержки речевого развития, могут быть связаны и с тем, как протекали роды.
• Стимуляция родов в связи со слабой родовой деятельностью. Возможна химическая стимуляция (таблетки, уколы, капельницы), механическая (воздействие щипцами, руками), а также электростимуляция. Особенно опасно родовспоможение с помощью щипцов. Нежелательно, чтобы акушер извлекал ребенка руками, так как это часто ведет к травматизации шейного отдела позвоночника новорожденного.
• Кесарево сечение. В этом случае организм младенца не готовится к родам, и его искусственное появление на свет, которое характеризуется резким перепадом температуры и давления, отрицательно влияет на нервную систему новорожденного. Кроме того, велика вероятность того, что в процессе извлечения ребенка будет травмирован шейный отдел его позвоночника, так как объем плечиков младенца больше, чем разрез в теле матери (разрез большей величины делать нельзя – это губительно для женщины).
• Асфиксия – кислородное голодание ребенка в результате раннего отхождения околоплодной жидкости и, следовательно, длительного безводного периода в процессе родов. Недостаток поступления кислорода по причине обвития плода пуповиной.
• Затяжные или, наоборот, стремительные роды. Нормальная длительность первых родов – от начала регулярных схваток до рождения ребенка – 24 часа.
• Рождение недоношенного или переношенного ребенка.
• Несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка.
• Неправильное предлежание ребенка во время родов.
• Маленький или слишком крупный плод (нормальный вес ребенка при рождении 3–3,5 кг). Вес плода больше 3 кг 600 г влечет опасность травматизации как матери, так и ребенка. Существует поговорка: «Рожайте маленьких, растите больших».
Дорогие женщины, берегите себя ради здоровья ваших будущих детей! По возможности заранее готовьтесь к беременности и родам. Ведь самое ценное, что вы можете передать своему ребенку, – это крепкое здоровье.
Наиболее часто во время родов травмируется шейный отдел позвоночника. При такой травме происходит смещение (подвывих) шейных позвонков и, как следствие, травмируется система позвоночных артерий, по которой ствол и ряд других затылочно-теменных отделов головного мозга получают кровь.
В результате хронического недостатка мозгового кровообращения у ребенка в той или иной степени расстраиваются функции головного мозга. Это приводит к нарушению многих функций организма:
• произвольному мочеиспусканию (ребенок в дошкольном возрасте, а то и дольше, может страдать недержанием мочи, особенно ночью);
• непроходящим пищевым аллергиям (диатезам);
• дисбактериозу, а в старшем возрасте – гастриту;
• нарушениям зрения – близорукости, косоглазию.
Но и это не все. Из-за смещения шейных позвонков пережимаются проходящие там нервы, а в результате нарушается тонус мышц, из-за чего у ребенка, когда он начнет ходить, не могут сформироваться правильная осанка и свод стопы. А из-за недостаточного кровоснабжения головного мозга у ребенка с родовой травмой шейного отдела позвоночника нарушаются высшие психические функции: внимание, память и речь.
Если травму шейного отдела позвоночника вовремя не заметили и не вылечили, то в школе у ребенка могут возникать проблемы не только с устной речью, но и с письменной, то есть с чтением и письмом – дислексия и дисграфия. Как правило, эти дети гиперподвижны – они не могут спокойно сидеть на месте, все время находятся в движении, превращаясь в нарушителей спокойствия. Воспитание и обучение такого ребенка – тяжкий труд. Малыш ни минуты не находится в покое, даже любимую книжку он слушает, «стоя на голове» или лазая под столом.
Такой ребенок не только утомляет окружающих, но и сам устает от собственной беспорядочной активности. В результате у него наступает перевозбуждение, а отсюда капризы, частый плач, трудности с засыпанием. Гораздо реже бывают случаи, когда ребенок, страдающий минимальной мозговой дисфункцией (теперь это принято обозначать ППЦНС, что расшифровывается как «последствия перинатального повреждения центральной нервной системы»), наоборот, излишне медлителен, вял, апатичен. Но и медлительным, и гиперподвижным детям не хватает таких качеств, как внимание, усидчивость, у них отмечается снижение памяти, возникают трудности при обучении. Чтобы избежать подобных проблем в развитии ребенка, родители обязательно должны показать новорожденного (даже на вид здорового) врачу-неврологу на первом месяце жизни и продолжать эти визиты в течение всего дошкольного детства не менее двух раз в год.
Если есть опасения по поводу наличия у малыша родовой травмы шейного отдела позвоночника, то достаточно по назначению врача провести несколько диагностических процедур. Например, нейросонографию в режиме реального времени, доплерометрию мозгового кровообращения, рентгенографию шейного отдела. Если предположения о нарушении кровоснабжения головного мозга подтвердятся, то врач назначит ребенку поэтапное лечение, предусматривающее лекарственную терапию, массаж, лечебную физкультуру, занятия в бассейне. Чем раньше начато лечение, тем выше будет его эффективность.
Понимая, как важно не оставить без внимания даже легкую родовую травму шейного отдела позвоночника, родители новорожденного должны знать, какими бывают признаки родовой травмы на первых неделях жизни ребенка.
• Кривошея, когда ребенок держит голову преимущественно в одну сторону, или непропорционально короткая шея. Это означает, что порваны связки и смещены шейные позвонки.
• Асимметрия туловища.
• Несимметричность в движениях правой и левой ручек или ножек.
• Недостаточное разведение ножек.
• Чрезмерная гибкость тела, свидетельствующая о низком тонусе мышц и наоборот, излишняя напряженность мышц.
• Спазмы пищевода и желудка, как следствие этого – срыгивание.
• Беспокойный сон – засыпание происходит только при укачивании.
• Ничем не объяснимый плач (сытый и сухой малыш не будет плакать, если он здоров).
Как уже говорилось, речь у ребенка не возникает сама по себе. Она формируется постепенно, с самого раннего возраста, при одном обязательном условии – активном общении малыша со взрослым.
Сначала ребенок наблюдает за лицом склонившейся над ним матери, отличает его от незнакомых лиц, всматривается в мимику и движения губ. Одновременно младенец учится слушать окружающие его звуки, выделяя среди разнообразных шумов звуки речи. И наконец, с первых месяцев жизни с помощью крика и первичных речевых реакций малыш готовит дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты к речи. Задача близких людей – обеспечить максимально благоприятные условия для так называемых предречевых упражнений.
В 3–4 месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. Сытая и довольная кроха может подолгу гулить в ответ на эмоциональное общение с матерью, а также во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки.
К 6-месячному возрасту ребенок начинает произносить слоги – он лепечет. Для стимуляции речевой активности младенца в этот период можно повторять за ребенком те звуки и звукосочетания, которые произносит сам малыш. Воспроизводя эти звуки, взрослый будет вызывать у ребенка потребность произносить их еще и еще раз. В качестве образца следует давать не только знакомые слоги, но и новые сочетания звуков. Урок «подражания» принесет наибольшую пользу, если во время общения ребенок хорошо видит лицо взрослого. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и движению губ взрослого. Для того чтобы малыш мог хорошо слышать свой голос и голос взрослого, надо устранить посторонние звуки и шумы (выключить радио, телевизор).
В возрасте около 10 месяцев ребенок стремится подражать не только услышанным от взрослого слогам, но и простым словам из одинаковых слогов. Причем пары слогов малыш произносит не отдельно, как раньше, а слитно. Главная задача взрослого – поддерживать эту предречевую активность ребенка, играть с ним в «перекличку», давая образцы разных слогов и простых слов для повторения.
Кроме предречевых упражнений очень важно ребенку, начиная с 6–9 месяцев, дать возможность активно исследовать окружающий мир, познавать его с помощью всех пяти органов чувств. Полноценное сенсорное развитие (восприятие мира через ощущения и анализ этих ощущений клетками головного мозга) – необходимое условие для роста интеллектуального и речевого потенциала маленького человека. Если кроху подолгу держать в кроватке или манеже, ограничивая его в движении и исследовательской деятельности, то его интеллектуальное развитие будет тормозиться. Малышу надо давать возможность вволю пощупать, посмотреть, постучать, понюхать, попробовать на вкус не только игрушки, но и предметы ближайшего окружения. Единственное условие – безопасность этих предметов: они должны быть чистыми, не иметь острых частей и легко отламывающихся мелких деталей.
Кроме того, ребенку нужны игрушки, способствующие развитию его мыслительных способностей: пирамидки, матрешки, вкладыши, конструкторы и мозаики. Действуя под руководством взрослого, малыш будет учиться сравнивать предметы по форме, цвету, величине, качеству материала.
В процессе исследовательской деятельности, слушая комментарии взрослого, малыш будет устанавливать связи между свойствами предметов и обозначающими их словами, делать свои первые обобщения, а на их основе начнут формироваться высшие психические функции, в том числе речь и мышление.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша станут игры с пальчиками. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка – на кончиках пальцев». Это действительно так, ведь огромное количество нервных окончаний расположено на языке и в кистях рук. Отсюда информация постоянно передается в мозг, оказывая на него стимулирующее воздействие. Когда взрослый, произнося слова потешки «Сорока-белобока» или «Пальчик-мальчик», одновременно поглаживает ладошку и загибает пальчики ребенка, он не только разрабатывает ручки малыша, но и активизирует мозговую деятельность растущего человека. Постепенно ребенок, подражая взрослому, будет учиться самостоятельно выполнять эти действия, тем самым развивая подвижность своих ручек. Как свидетельствуют данные научных исследований, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка раннего возраста, тем быстрее формируется у него речь.
Осмысленному произнесению слов должно предшествовать обучение. Это обучение происходит в момент повседневного речевого общения взрослого с малышом. В результате маленький человек накапливает пассивный словарь, то есть слова, которые он еще не может говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие его люди.
Целенаправленное обучение в этом направлении можно начинать со 2-го полугодия жизни. Показывайте и называйте малышу игрушки и знакомые предметы из окружающей обстановки. Делать это лучше всего в тот момент, когда ребенок заинтересовался игрушкой: смотрит на нее, тянется к ней ручкой, играет. Например, покажите малышу мячик и несколько раз скажите: «Это мячик». Проводите такой «урок» несколько дней подряд, а затем спросите ребенка: «Где мячик?» Малыш начнет отыскивать мяч глазами.
Многократно показывая и называя игрушку, а затем задавая вопрос о ней, вы тем самым связываете в сознании ребенка слово с предметом. В результате ребенок будет поворачивать голову в сторону названной игрушки.
Если вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель (на тембр голоса, силу звука, интонацию), то к 1 году слово начинает приобретать смысловую нагрузку.
Ребенка можно научить выполнять по подражанию простые движения: «ладушки», «пока-пока», «топ-топ», «ку-ку». Для этого показывайте движение и сопровождайте его словами. Через некоторое время малыш сам начнет совершать это движение, услышав от вас знакомое слово-команду.
Точно так же после нескольких «уроков» годовалый ребенок начинает понимать и выполнять знакомые действия, о которых его просит взрослый: «Покажи», «Дай», «На», «Сядь», «Принеси», «Возьми». Таким образом, вслушиваясь в обращенные к нему слова близких людей, малыш постепенно накапливает пассивный словарь.
Для того чтобы произошел качественный скачок в развитии маленького человека и он осмысленно заговорил сам, количество понимаемых им слов должно быть достаточно большим. Этот запас знакомых слов для годовалого малыша является фундаментом его будущей речи. Ведь и мы, взрослые, пользуемся в своей повседневной жизни далеко не всеми словами, которые знаем. Таким образом, закономерность «пассивный словарь человека всегда превышает его активный словарь» – всеобщая и действует в любом возрасте.
Итак, задача родителей годовалого ребенка – как можно больше говорить с ним, называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и озвучивая происходящие действия.
С помощью своих близких, и в первую очередь мамы, ребенок познает мир. Именно мама объясняет чувства и физические состояния самого ребенка, комментирует происходящее вокруг, привлекает внимание малыша ко всему красивому, новому, интересному.
Говорите с малышом спокойно, не спеша, простыми фразами, доступными его пониманию, стараясь избегать длинных фраз, – лучше всего предложениями из двух-пяти слов. Достаточно вспомнить язык сказки «Курочка Ряба», чтобы стало понятно, какой должна быть речь взрослого, обращенная к ребенку. Говорите с малышом правильно, не пытаясь подделывать свою речь под детскую (сюсюкать), а также не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными формами слов – все это неизбежно будет тормозить речевое развитие.