Идея написать эту книгу впервые появилась у меня, когда моей дочери Соне исполнилось четыре года. Как любая «хорошая мать», я искала заведение, достойное таланта моей одаренной дочери. К сожалению, в таких случаях мы часто руководствуемся собственными несбывшимися мечтами. Родители любят отдавать детей в те секции, в которые когда-то не попали сами, и сторонятся занятий, где так или иначе потерпели фиаско.
В детстве я мечтала о балете. Тогда, много лет назад, нам попался адекватный педагог. Глядя на моего двухметрового папу и высокую маму, он сказал: «Ваша дочь никогда не станет балериной». Именно поэтому мы с Соней первым делом пошли на хореографию.
В моем детстве была музыка, так что я не стала отдавать дочку в музыкальную школу – слишком сильны были воспоминания о том, как я мучилась в течение десяти лет, играя на четырех музыкальных инструментах. Мне было ясно, что психика ребенка не выдержит такой нагрузки. Выбор пал на студии – именитые и районные. Их было много, но из каждой мы «уносили ноги». Обучение чаще всего строилось по принципу: «нам все равно, как чувствует себя ребенок, главное – чтобы был доволен родитель, который платит деньги». Мне такой подход совершенно чужд. Я не собиралась удовлетворять свои амбиции за счет Сони.
Часто нам, родителям, приходится делать выбор, не зная, пойдет ли он на благо нашим детям.
Познакомившись с шоу-бизнесом, я оценила весь масштаб бедствия. Это были совершенно другие игры – по взрослым правилам. Многие родители мечтают сделать своих детей «звездами», но вряд ли осознают все последствия. В большинстве случаев детская психика не выдерживает такой тяжелой нагрузки (как физической, так и эмоциональной). В итоге мы получаем искалеченные души, но это мало кого волнует. Главное – мы «в обойме», главное – сохранить статус, продолжать вращаться в гламурных кругах богатых и знаменитых.
Часто нам, родителям, приходится делать выбор, не зная, пойдет ли он на благо нашим детям. Зрелые люди сомневаются, прислушиваются, наблюдают со стороны – и уже потом делают выводы. Однако некоторые взрослые абсолютно уверены: они знают, что будет лучше для их ребенка. На мой взгляд, нельзя забывать, что основная потребность любого малыша – любовь, тепло, забота и возможность быть услышанным. Мне очень хочется верить, что именно эту потребность будут учитывать родители при выборе студии, секции, школы или педагога для своих детей. Сегодня я с сожалением наблюдаю, как с каждым годом проблема становится все более острой, а ситуация – более напряженной.
Мы растим особенных детей. Новое поколение лучше нас, оно более совершенно. Дело не в том, что оно отличается какими-то уникальными способностями, хотя отчасти это так – век развития информационных технологий, свободы перемещения и способов самовыражения накладывает свой отпечаток. Наши дети требуют другого подхода, потому что с самого рождения, всем своим существом призывают нас к уважению их личности. С ними нельзя поступать так, как когда-то поступали с нами. Они не поймут и не простят.
Современным детям проще, чем было нам, но одновременно и сложнее. Для нас у общества существовал заранее прописанный план: октябренок, пионер, комсомолец. Выбор за нас всегда делали родители – мы должны были оправдать их надежды. Конечно, многие из нас, взрослея, круто меняли вектор. Зато в самом начале пути нам не нужно было принимать никаких решений – просто не было такой возможности.
Современным детям гораздо сложнее определиться с будущим. Стремясь к самостоятельности, они строят собственные планы. Одновременно мы, родители, возлагаем на них большую ответственность и предлагаем свою модель будущего. Поток информации и предложений поистине безграничен. Как же помочь детям ориентироваться в этом большом мире? Как развить их личность и дать возможность раскрыться их творческим способностям? Чем могут помочь родители? Какие опасности и сложности поджидают нас на пути развития ребенка? Об этом и о многом другом я написала эту книгу.