«Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре, который умел, одевая женщин, создать произведение искусства».
Часто рассматривая в глянцевых журналах фото какой-то знаменитости, думаешь, что с такими деньгами легко одеваться стильно и со вкусом. Но, перевернув пару страниц, изумляешься виду другой знаменитости: «Как при помощи множества стилистов, среди которых такие гении, как Рейчел Зои Розенцвейг, Филип Блох, Андреа Либерман и Патриция Филд, голливудским звездам удается ТАК плохо одеваться? Откуда эти мятые джинсы, немытые волосы и кошмарная обувь?» Разумеется, есть персоны, культивирующие свой плохой вкус, – например, Бритни Спирс, – и это только добавляет им популярности. Но другие, совершенно необоснованно претендующие на звание видных модниц, невероятно раздражают.
Связывая два совершенно разных понятия – бюджет и вкус, мы игнорируем тот факт, что одно вовсе не обязано вытекать из другого. Можно составить прекрасный комплект одежды при бюджете в три тысячи рублей, и совершить пару грубейших ошибок на ту же сумму, только в долларах. И все! Эффекта не будет!
Не всегда нужны большие бюджеты, чтобы выглядеть стильно. И не всегда, только вложив в гардероб кругленькую сумму, можно выглядеть на все сто.
Что значит быть «хорошо одетой женщиной»? Кто она? Как научиться хорошо одеваться? Существует много мнений по этому непростому вопросу, и у каждого десятилетия есть свой провидец, сивилла стиля, дизайнер, более других способный предугадывать и воплощать желания женщин. 100 лет тому назад, в 1910-х годах таким оракулом моды был Поль Пуаре, известный миру как «король моды». Истина не подвластна времени, и его советы по-прежнему актуальны.
«Умение хорошо одеваться – это искусство, – говорил он. – Оно развивается по своим законам и традициям, понять которые могут лишь люди, обладающие вкусом, в чьих душах эти законы и традиции находят особый отклик. И ошибаются те, кто думает, что искусство это напрямую зависит от денег».
Отсутствие денег, по мнению мастера, не может служить оправданием для тех, кто одет неряшливо, так же, как обладание богатством не дает оснований полагать, что вы всегда будете выглядеть элегантно. «Конечно, за деньги можно купить услуги хорошего модельера, который сам позаботится о вашем гардеробе. Но если вы намерены полагаться только на собственный вкус, шансы быть хорошо одетым абсолютно равны для тех, у кого денег куры не клюют, и тех, кто считает каждый пенни. Смею вас заверить, что первым порой приходится гораздо труднее».
Пуаре писал: «Нередко женщина со средствами, следуя минутному капризу покупает что попало, не раздумывая особо, подходит ей эта вещь или нет. Зато другая, чей доход невелик, не раз подумает, прежде чем совершить покупку. Обстоятельства заставляют ее учиться выбирать, и именно ей скорее удастся постичь сложную науку быть хорошо одетой. Это нелегко и требует незаурядного ума, изобретательности, такого редкого качества, как способность чувствовать гармонию линий и цвета, а главное – представления о том, что красиво, а что нет. Все это вместе и есть «хороший вкус». И вовсе не богатство способствует его развитию. Скорее наоборот: стремление к роскоши губит это искусство, потому что нередко порождает ошибочное мнение, что красивой может быть только дорогая вещь, а дешевая никуда не годится.
«В это трудно поверить, но я убежден, что существуют платья ликующие, рыдающие, угрожающие. Есть платья легкомысленные, платья загадочные, платья удовольствия и платья печали».
В театрах и ресторанах сотни женщин, разукрашенных не хуже индейских вожаков племени, ослепляют искрящимися драгоценностями и дорогой одеждой – но, увы, их вряд ли можно назвать самыми красивыми. Иногда я пытаюсь заставить себя восхититься этим обилием драгоценных камней, ожерелий, браслетов и колец. Но какие чувства можно испытывать к сверкающей витрине ювелирного магазина?»
По мнению Пуаре, женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и украшения, чтобы чувствовать себя красивой, а вовсе не потому, что так одевается ее подруга, и уж совсем не для того, чтобы представить окружающим вещественное доказательство состояния банковского счета ее мужа. Если одна дама, желая подчеркнуть свой правильный греческий профиль, оплетет волосы золотой лентой, то совсем не обязательно еще десяти на следующий день делать то же самое. А ведь именно такое влияние, по мнению модельера, имеет мода на женщин. Он был абсолютно уверен, что хорошо одетой может считаться только та женщина, которая изобретает что-то свое и смело этим пользуется. Тем же, кто привык слепо следовать моде, этого искусства не постичь никогда.
Пуаре признавал, что считаться с требованиями моды все же надо, хотя бы для того, чтобы не казаться окружающим белой вороной и сохранить гармонию с окружающим миром. Но, говорил он, «пусть это будет в пределах здравого смысла. Какое имеет значение, что в моде теперь узкие юбки, если для вашей фигуры нужна широкая? Вряд ли сознание того, что вы модно одеты, поможет вам примириться с мыслью, что вы выглядите нелепо. Как-то мне довелось обедать в одном шикарном ресторане. За столиками вокруг я насчитал не менее десятка женщин с одинаковыми прическами в одинаково дорогих платьях. Даже цвет их нарядов определить было невозможно из-за обилия бисера, вышивки, золотых украшений, кружевной отделки и бахромы. Силуэты дам, которые не были ни сестрами, ни подругами, настолько походили один на другой, что казалось, какой-то шутник затянул их в один и тот же корсет. Но каждая была уверена, что выглядит модно. Я же, глядя на них, не мог отделаться от каверзной мысли: случись здесь какая-нибудь паника, их мужья, братья или друзья вполне могут перепутать одну с другой».
Маэстро считал: надо подчеркивать именно свое очарование. Одной пошла бы менее сложная прическа, другая эффектнее смотрится в черном, а третьей было бы лучше вообще обойтись без драгоценностей. «Зачастую женщины стесняются быть оригинальными или своеобразными, но только не в погоне за последней модой. Слепо уверовав, что служат этой капризной богине, они готовы на любые насмешки и мучения. В результате большинство современных женщин следуют одному из ограниченного числа направлений и стилей, ежегодно появляющихся на свет. И лишь те немногие, которым не наклеишь ни один ярлык, могут претендовать на звание хорошо одетых. Я всегда испытываю легкое презрение к дамам, спрашивающим в начале каждого сезона: «Какой цвет самый модный?» Да тот, милая, что вам больше всего к лицу. А если кто-нибудь скажет, что теперь носят красное, не бойтесь надеть фиолетовое и руководствуйтесь при этом только одним – идет вам это или нет. Здесь существует единственное правило, сформулированное еще древними римлянами, – decorum, что означает «лишь то, что подходит». Запомните: «то, что подходит»! Ваш наряд должен соответствовать времени, месту, событию, пейзажу. И неважно, куда вы направляетесь – в город, деревню или на морской курорт. Подберите то, что отвечает вашему характеру, вашему настроению».
Поль Пуаре – первый модельер XX века и выдающийся реформатор женского костюма. Он стал диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни.
О них пишут не только на страницах глянцевых журналов, любой разговор о моде и модных тенденциях не обходится без упоминания тех, кого история моды назвала «иконами стиля».
00-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: Belle Époque, девушка Гибсона, Рабыни любви. ИКОНЫ СТИЛЯ: Вера Холодная, Аста Нильсен, Мата Хари, Сара Бернар, Айседора Дункан, Элси де Уолф, Клэр Уолдорф
10-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: инженю, вампиресса, самоотверженная мать. ИКОНЫ СТИЛЯ: Джуна Барнс, Мэри Пикфорд, Лилиан Диана Гиш, Теда Бара, Глория Свенсон
20-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: дивы немого кино, flapper, la garçonne, декаданс. ИКОНЫ СТИЛЯ: Луиз Брукс, Клара Боу, Лиа де Путти, Дита Парло, Марион Моурхаус, Жозефин Бейкер, Кики де Монпарнас, Нэнси Кьюнад, Коко Шанель
30-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: довоенный гламур, la femme fatale, дива Голливуда. ИКОНЫ СТИЛЯ: Ли Миллер, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Джин Харлоу, Мэй Уэст, Эльза Скиапарелли, Амелия Эрхарт
40-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: Lady Like, pin-up girl, cover girl. ИКОНЫ СТИЛЯ: Рита Хейворт, Бетт Дейвис, Вероника Лейк, Лорин Бэколл, Кэтрин Хепберн, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Ава Гарднер
50-e
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: женственный шик, new look. ИКОНЫ СТИЛЯ: Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли, Одри Хепберн, Лиз Тейлор, Брижит Бардо, Эвита Перон, Барбара Хаттон
60-e
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: оп-арт, поп-арт, baby doll, девушка Бонда. ИКОНЫ СТИЛЯ: Клаудия Кардинале, Жаклин Кеннеди, Твигги, Верушка фон Лендорф, Джейн Фонда, Мария Каллас
70-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: новый романтизм, back to nature, хиппи. ИКОНЫ СТИЛЯ: Катрин Денев, Лорен Хаттон, Лив Ульман, Джейн Биркин, Далида, Бьянка Джаггер, Оливия Ньютон-Джон, Лайза Минелли, Патти Смит, Анджела Дэвис
80-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: диско, яппи, панк. ИКОНЫ СТИЛЯ: Джоан Коллинз, Шер, Брук Шилдс, Синди Кроуфорд, Глория фон Турн унд Таксис, Флоренс Гриффит-Джойнер, Мадонна, Синди Шерман, Ивана Трамп, Изабель Аджани
90-е
МОДНЫЕ ОБРАЗЫ: эко-дива, минимализм, гранж, порно-шик и ретро-гламур. ИКОНЫ СТИЛЯ: Мишель Пфайфер, Шэрон Стоун, Дэми Мур, Памелла Андерсон, Клаудия Шиффер, Кейт Мосс, Виктуар де Кастеллан, Эйрин Лаудер
Парадоксально, но в ХХ веке в женском гардеробе появилось всего лишь 10 новых вещей:
Берут свое начало в патриархальном жарком Востоке, но приобрели популярность как повседневная и спортивная одежда благодаря американке Амелии Блумер. В ее честь первые шальвары так и называли блумерсы. Окончательной победой женских брюк можно считать джинсы. Они убедительно уравняли женщин в правах с мужчинами.
Изначально использовался в основном лишь для нижнего белья, в самодельных вещах, но в XX веке стал модным атрибутом женского гардероба благодаря двум великим женщинам – Коко Шанель и Эльзе Скиапарелли. Они четко уловили тенденции моды и поняли главные критерии в создании актуальной женской одежды: практичность и комфорт. Лучшим материалом, удовлетворяющим этим требованиям, был, несомненно, трикотаж.
Бесспорно самый модный плащ в мире, просто культовая вещь. Он появился с подачи английской фирмы Burberry в 1900 году и перекочевал в коллекции многих модных домов.
Кто знает, в чем бы сегодня купались современные женщины, если бы в 1922 году законодательница моды француженка Коко Шанель не приложила свою фантазию к купальным костюмам. После ее блистательного вмешательства купальные костюмы становились все более открытыми и легкомысленными. 5 июля 1946 года модельер Луи Рейяр представил свое сенсационное изобретение – новый женский купальник-бикини, который популярен по сей день.
В 1903 году Гош Capo, женщина-врач Парижской медицинской академии, разрезала корсет пополам. Верхняя часть стала бюстгальтером, а нижняя – поясом. После этого бюстгальтерами сразу же заинтересовались французские мастера корсетных дел. Уже через два года стали выпускать «лиф для груди», нашедший массу почитательниц.
Классика и верный союзник в борьбе за внимание мужчин с того самого момента, как англичанка Мэри Куант в конце 60-х подняла юбки на головокружительную высоту, а чулки и трусики слились, превратившись в колготы. Матовые и блестящие, утягивающие и плотные, ажурные и гладкие, черные и белые, телесные и разноцветные, колготки – украшение для ног любой женщины.
Была одновременно предложена в 1961 году англичанкой Мэри Куант и французским модельером Андре Куррежем. Этот смелый наряд произвел настоящую революцию в мире моды и стал не просто одеждой, предметом гардероба, но и безумным увлечением нескольких поколений, не оставив равнодушными никого: от молоденьких девушек до женщин старшего поколения.
Появилась тогда, когда в моду вошли узкие и длинные юбки без карманов, выполнявших ранее функцию сумок. Сначала в 20-х годах появились сумки-конверты, потом сумки на длинной ручке, сумки больших размеров. С возникновением молодежной моды, появились и сумки спортивного стиля.
И тут спасибо легендарной Коко Шанель! Благодаря ей солнцезащитные очки уже в 20-е годы XX века буквально захлестнули мир моды. Они не только защищают глаза от УФ-лучей, но и помогают создать неповторимый стиль, скорректировать форму лица, спрятать то, что мы не хотим показывать, а также придают загадочный вид.
Рожденная из подделок, она долго, вплоть до двадцатых годов нашего века, стыдливо прикрывала свое «плебейство», подражая по форме и ассортименту «настоящим» украшениям. С легкой руки Великой Мадемуазель Коко Шанель бижутерия, жившая по «чужим паспортам», нашла свою нишу и обрела голос в мире украшений.
«Трудно жить сегодняшним днем с вчерашним гардеробом».
Покорять мир своим стилем, хорошо выглядеть – сегодня не просто прихоть. Это не только приносит радость и дает чувство удовлетворения, но и в немалой степени способствует жизненным победам: от встречи личного счастья до продвижения по карьерной лестнице.
Мы – то, что мы носим. Любой наряд может рассказать о нас намного больше, чем нам самим хотелось бы. И какова наша жизнь, таков и гардероб со своими «скелетами». В нем отражается сложный комплекс проблем, которые мы зачастую даже не осознаем. Социальный статус, самооценка, стремление к идеалу – все это сплетено в тесный клубок с деньгами, которые надо заработать и с умом потратить.
С наступлением эпохи товарного изобилия современный мир вступил в большую игру: производитель – товар – потребитель. Нам настойчиво предлагают, нас льстиво уговаривают, от нас просто требуют: «Купи!» Купи и стань обладателем супервещи. Купи и приобрети то, что подарит молодость, успех, статус. Все сезонные обновления направлены исключительно на то, чтобы люди покупали, покупали, покупали… И мы все чаще спешим в магазин приобрести очередную кофточку, новые туфельки, еще одни джинсы – актуальные в этом сезоне вещи, заменив ими «старые», впрочем, еще совсем не сношенные.
Современный мир, сошедший с ума от денег, предлагает нам столько товаров, услуг и развлечений, что самой сложной проблемой становится проблема выбора. Заходя в торговый центр, мы теряемся. Глаза разбегаются, а в голове словно начинает мигать красная лампочка, сигнализирующая: «Перегрузка!!!» Производители ведут отчаянную битву за нас. Чтобы, купаясь в море изобилия, мы хотя бы посмотрели в сторону их товара, ведь число конкурентов, предлагающих, по большому счету, совершенно равноценные вещи, поистине безгранично. Чем, скажем, футболка одной марки отличается от футболки другой марки? Да ничем! По своим функциональным качествам они одинаковы. Производители борются между собой за преимущество на рынке, а мы лишь побочный продукт этой борьбы.
В сегодняшнем мире нами управляет власть корпораций, которая, как впрочем, и любая другая власть, заключается в том, чтобы подарить людям мечту и пообещать ее воплощение. На этой бескрайней ниве и трудятся идеологи современной жизни – рекламные креаторы. Сначала они развивают у нас комплекс неполноценности по поводу несовершенной фигуры или дряблой кожи, потом показывают в видеоролике или на рекламном плакате идеал и настойчиво требуют соответствовать совершенству. Компании вступают в борьбу за нас, потребителей, уже не только на своем поле товаров и услуг, но и в сфере чувств и фантазий, эмоций и воображения. Они продают нам не вещи, а мечты и сокровенные желания.
Они виртуозно играют на слабостях, потакают в поисках сиюминутных удовольствий и идут ради достижения цели на любые ухищрения, пытаясь завладеть нашими умами и эмоциями. Как тут не поддаться атаке обольщения под лозунгом: «Клиент – царь и бог»?
Нужно в один момент просто остановиться и перестать делать то, что мы обычно делаем. Необходимо задуматься, что мы носим, что чаще всего подходит к нашей повседневной жизни, и немного изменить себя и свои традиционные представления. Надо помнить о том, что каждую минуту мы подвергаемся зомбированию. Понимать, кому и зачем это нужно. Делить полученную информацию не на три, а на тридцать три. Фильтровать внутри себя модные новости. И главное, вырабатывать собственную, индивидуальную точку зрения. Оставлять пространство на личные, а не продиктованные с экрана мысли, чувства, желания.
Среднестатистический потребитель мегаполисов обновляет свой гардероб 65 раз в год. Приобретение семи пар обуви за раз – если каждая стоит всего 1000 рублей – сегодня не эксцентричный поступок, а скорее норма. Такими темпами мы приходим к тому, что однажды осознаем, что никогда уже не успеем надеть все, что успели накупить. Слишком много одежды. Доступ к дешевой одежде оказывает крайне негативный эффект на культуру потребления. Даже если оставить за скобками вред, который наносится окружающей среде, и безобразные условия, в которых работают люди на потогонных фабриках Бангладеш и Камбоджи, есть еще кое-что. «Фаст-фэшн» изменил наши представления о том, что мы носим. В эпоху H&M, Zara и Uniqlo – когда жители больших городов не производят и не чинят свою одежду сами – мы уже не можем отличить по-настоящему качественную одежду от броско выглядящего барахла. Под угрозой оказываются элементарный здравый смысл и хороший вкус. Подходите ответственно к шопингу: чудовищно высокая цена, которую мы платим за дешевизну модных товаров.
Свобода – это не покупать то, что нам активно навязывают, а проявлять собственную волю. И чаще вспоминать, что индивидуальность – это искусство носить свою одежду, свой возраст и свой пол. Это и есть икона современного мира.
20 +
Гардероб современный, экономный и гибкий
30 +
Гардероб модный, демонстрирующий финансовый успех
40 +
Гардероб дорогой, универсальный и качественный
50 +
Гардероб продуманный, демонстрирующий статус
60 +
Гардероб комфортный, экономный и качественный
Гардеробный хаос – это дисбаланс и перекошенность, когда выбор подходящей одежды превращается в нервотрепку, денег уходит масса, но при этом постоянно «нечего надеть»! С таким гардеробом:
1
Очень легко оказаться в плену иллюзии о том, что битком набитый гардероб дает больший выбор. Вещи, без которых можно обойтись, надеваются считаное количество раз и оседают в шкафу, лишь обостряя проблему «что надеть?».
2
Любое изменение в погоде вызывает затруднения: «В чем выйти из дома?» Есть масса вещей на жару, а стоит чуть похолодать – и возникают проблемы. Под грудой одежды вы с трудом находите нужную вещь.
3
Неожиданное приглашение в театр застает врасплох. Вместо приятного возбуждения приходит разочарование, что в забитом до отказа шкафу нет подходящей одежды для этого случая.
4
Каждый раз наступает ощущение обескураженности новыми модными тенденциями и вещами в шкафу, которые вдруг в одночасье превращаются в совершенно немодные.
5
Чувствуете постоянный страх, что кардинальные изменения в гардеробе потребуют больших финансовых затрат и, не справляясь с задачей достижения внешнего совершенства, готовы махнуть на себя рукой.
Гардеробный порядок создает волшебное чувство удовлетворения от гармонии и количества вещей, которые покупаются с умом и тщательно разложены по полочкам. С таким гардеробом:
1
Можно одеваться модно и красиво, с фантазией, радоваться бесконечной возможности комплектовать вещи. Покупать вещи разумно, а не наобум. Тратить меньше денег.
2
Погода не застанет врасплох. Будете стильно выглядеть и чувствовать себя прекрасно в любую погоду. Быстро собираться в путешествия, командировки, поездки.
3
Появится уверенность, что в шкафу есть все необходимое для любой ситуации, будь то свадьба, крестины, бал, вечер в опере или театре. Жизнь станет многогранной и интересной.
4
Существенно экономите на вещах, заменив количество качеством; в шкафу будет только та стильная одежда, которая подчеркнет вашу индивидуальность.
5
На 100 % появится уверенность, что, как и куда носить. У каждого сезона собственные приметы, свои правила и особый условный код, когда носить черный цвет и кашемир, а когда белый цвет и мокасины.
Если бы гардероб мог говорить, он поведал бы нам много увлекательных историй из жизни хозяев, рассказал об их характерах и жизненных ценностях.
ДЛЯ НИХ: одежда не главное, поэтому в гардероб попадает случайно. Шопинг не любят, покупают первое «более-менее подходящее» и быстро уходят из магазина.
ГАРДЕРОБ ограничен минимальным количеством вещей, которые реально необходимы.
АКЦЕНТ на базовый гардероб.
ДЛЯ НИХ: «лучше меньше, да лучше». Они лояльные потребители одной марки (очень часто luxury и premium), знатоки качественной продукции, не идут на компромиссы. Покупают новое, когда старое приказывает долго жить. Строго следуют конкретной цели по заранее подготовленному списку, экономят время.
ГАРДЕРОБ ограничен минимальным количеством вымеренных и качественных вещей.
АКЦЕНТ на базовый гардероб.
ДЛЯ НИХ: «одна кофточка – хорошо, а две – лучше». Если что-то понравится, покупают столько, что хватит на несколько лет вперед.
ГАРДЕРОБ четко систематизированный и постоянно обновляется.
АКЦЕНТ на ситуативный гардероб.
ДЛЯ НИХ: «ни копейки больше». Планируют в первую очередь не покупки, а сколько на них потратят. Не привязываются к конкретному бренду, всегда сохраняют скидочные купоны и падки на спецпредложения. Знают, где и какие распродажи проходят и предпочитают брать больше, но дешевле.
ГАРДЕРОБ минимальный и экономный, но при всем этом индивидуальный, подходящий для составления разнообразных комплектов.
АКЦЕНТ на ситуативный гардероб.
ДЛЯ НИХ: не редкость бросаться из крайности в крайность. Они или экономят на одежде и не находят время для покупок, или «срываются» и скупают все подряд.
ГАРДЕРОБ подвержен хаосу, поэтому требует постоянной ревизии.
АКЦЕНТ на базовый гардероб.
ДЛЯ НИХ: «время – деньги». Они ходят в один и тот же магазин, пользуются услугами консультантов. Приобретают универсальные комплекты на все случаи жизни – и в офис, и на прием, и на прогулку.
ГАРДЕРОБ полноценный и хорошо организованный, главное, чтобы поиск в шкафу занимал как можно меньше времени.
АКЦЕНТ равноценный на базовый и ситуативный гардероб.
ДЛЯ НИХ: важно быть в первых эшелонах моды. Они не копируют модные тенденции, а используют их для создания собственного стиля.
ГАРДЕРОБ постоянно обновляемый модными трендами.
АКЦЕНТ на модный гардероб.
60 %
базовых вещей —
«Золотой фонд»
35 %
ситуативных вещей —
«Зеркало жизни»
5 %
модных вещей —
«Радость перемен»