Вечер сто сорок седьмого спектакля.
Девушка в нарядном платье
сидит в первом ряду среди зрителей с розой в руках.
Рядом с ней Режиссёр.
Занавес задернут, слышен лязг оружия и тревожная музыка
Занавес открывается.
Дама со связанными руками забилась в угол сцены.
Шут с мечом в одной руке и кинжалом в другой наступает на Короля, который тоже с мечом не подпускает его к Даме.
Шут обезоруживает Короля и хочет поразить его мечом.
Король уклоняется.
Дама делает шаг вперед и заслоняет собой Короля.
Выбегающий из-за кулис Рыцарь сбивает Даму с ног, отталкивая из-под удара, и падает сам.
Шут наступает на клинок противника и вонзает меч в грудь Рыцаря.
Тот вонзает кинжал в ногу Шуту.
Шут выдергивает кинжал и швыряет его в Короля.
Король падает. Шут – тоже.
Дама бросается к Шуту
ШУТ И одним кинжалом он убил обоих
ДАМА (выдергивает кинжал из раны Короля) Клинок отравленный! (роняет голову на грудь Шута, закрывает ему глаза и вонзает кинжал себе в грудь)
Занавес.
Записанные на плёнку аплодисменты.
У Режиссёра звонит мобильный телефон,
на звонке – вступление к песне «Маленькая роль».
РЕЖИССЁР (в трубку) Какие ещё трубы прорвало? Без меня ничего разрулить не можете? Ладно, сейчас буду! (поспешно выходит из зала).
Девушка также выходит, забыв сумочку на кресле.
Затемнение.
Свет охватывает, лежащего на авансцене Рыцаря и часть зала.
Шут заметно прихрамывая подбирается поближе к Рыцарю, протягивает руку, помогает тому встать.
РЫЦАРЬ Как нога?
ШУТ Да я и на одной ноге скакать могу. Как козлик отпущения. И на руках ходить. Даже на голове.
РЫЦАРЬ Я не хотел.
ШУТ Я тоже.
РЫЦАРЬ Мечом в грудь?
ШУТ Ну, хорошо хоть не нож в спину.
Рыцарь спрыгивает со сцены, поднимает сумочку,
отдаёт Девушке.
ДЕВУШКА Спасибо.
РЫЦАРЬ Не за что.
Девушка поворачивается к своему месту.
РЫЦАРЬ А я вас помню. Вы вчера здесь были и позавчера. В восьмом ряду.
ДЕВУШКА Ну да, в восьмом ряду.
ШУТ И тот же зал, и то же место.
ДЕВУШКА (поднимает глаза на Рыцаря) У вас кровь на лице. Похоже, бровь рассечена. У меня тут где-то пластырь есть. (лезет в сумочку)
РЫЦАРЬ (отступая к сцене) Тут повсюду кровь.
ДЕВУШКА И вся реальная?
ШУТ А что похожа на искусственную?
ДЕВУШКА Вы шутите?
ШУТ Рад бы сказать, что да но…
ДЕВУШКА Не может быть… (подходит к сцене, оставляет на ней цветок и поднимает валяющийся у края кинжал) Тут что всё оружие настоящее?
Рыцарь отнимает у неё кинжал.
ДЕВУШКА Да объясните толком, что тут происходит?
ШУТ Шли бы вы отсюда, а? Спектакль давно закончился.
ДЕВУШКА Я в полицию звоню! (пытается достать мобильный телефон).
Рыцарь перехватывает её руку.
Свет гаснет.
Затихающий шум борьбы.
Тяжелые шаги и голоса.
РЕЖИССЁР Почему опять проблемы с электричеством?
КУХАРКА А что вы хотите от электриков-фантомов? Они же совсем безмозглые, только одно и умеют, что энергию излучать.
РЕЖИССЁР Не факт, что люди лучше бы работали… На днях вот в доме через улицу свет отрубили. Часа на два. А фантомам хоть платить не надо. И потом представь, если б какая-нибудь контролёрша вдруг заметила бы, что актеры после спектакля не расходятся, пришлось бы контролёршу эту… ликвидировать как класс.
Свет загорается.
РЕЖИССЁР Да будет свет. Принесите мне чай.
КУХАРКА поспешно уходит
РЕЖИССЁР И что-нибудь к нему! (поглядывает на наручные часы) Десятый час. Самое время поработать над следующим спектаклем. Осовременить его, так сказать. Пока зрители новые не пришли.
КУХАРКА (в сторону) Можно подумать здесь вообще бывают зрители. Зал-то заброшен. Или ему тут публика мерещится? (вглядывается в зал) А нет сидит вон там какая-то девица! Второй день подряд уже сидит. (уходит).
Занавес открывается.
Король сидит на заваленной ненужными подушками кровати.
Дама заканчивает делать ему перевязку.
В углу небольшой стол с выдвижным ящиком, рядом похожее на трон кресло.
На столе сидит Шут.
РЕЖИССЁР А ну-ка брысь.
ШУТ Мяу! (спрыгивает и на четвереньках отползает в сторону).
РЕЖИССЁР (пытается подтащить стол ближе к креслу, оглядывается на Короля) Ну и чего сидим? Нет, чтоб помочь…
Рыцарь, озираясь, выходит из-за кулис.
Король неуклюже пытается встать.
Рыцарь жестом останавливает Короля и начинает двигать стол.
Шут бросается ему на помощь.
РЕЖИССЁР (плюхается в кресло) Я вас поздравляю господа…
ШУТ А дамы? То есть Дама?
Кухарка приносит чай и выпечку.
РЕЖИССЁР (делает глоток) А сахар где?
КУХАРКА Извините. Я сейчас (уходит).
РЕЖИССЁР Мы отыграли сто сорок седьмой спектакль. И, по-моему, настало время внести небольшие изменения в сюжет.
КОРОЛЬ (заинтересовано) Изменения? Какие изменения?
РЕЖИССЁР Терпение, Ваше Величество, терпение.
КОРОЛЬ Нашли величество. Король без королевства…
РЕЖИССЁР Далось вам это королевство… И что вас тянет назад в ту средневековую… антисанитарию? Водопровода нет, отопления – тоже, чума, холера и антибиотиков нормальных нет, еды тоже на всех не хватает. Рваться туда примерно то же самое, что нищую беззубую старуху в струпьях и лохмотьях целовать.
КОРОЛЬ (вскакивает) А ваша мать, должно быть, Мисс Вселенная?
РЕЖИССЁР С чего вы взяли?
ШУТ Да она даже на фотографию не помешается. Нет, если эта необъятная матрона Мисс Вселенная, то я директор этого театра.
КОРОЛЬ (наступает на Драматурга с мечом в руках) А может, она кандидат наук?
РЕЖИССЁР Кассирша в супермаркете она. Была. На пенсии сейчас.
Рыцарь отнимает меч у Короля
КОРОЛЬ Но вы свою старуху любите, ведь так?
РЕЖИССЁР Не ваше дело! И вообще причем тут моя мать?
ШУТ (крутит пальцем у виска) Он что, совсем того? Я – дурак и то понял. Его Величество (кланяется) намекает, что Родина – та же мать. Родина мать зовёт и так далее… Маму любят не потому, что она – лучшая, а потому что она – мама. Так и с Родиной. Ваша страна, может, и хороша…
РЫЦАРЬ …только для нас чужая (поднимает кресло).
КОРОЛЬ (цитирует)…нет на свете другой земли, где бы так отдыхало сердце…*
РЕЖИССЁР Только гимна мне сейчас и не хватало (стирает пот со лба) Патриоты, мать вашу… Только не забывайте что Родина-то ваша не где-нибудь, а в моей голове (стучит пальцем по лбу) и если со мной что случится, и ей кранты и вам. Всем ясно?
ШУТ (встаёт навытяжку) Так точно господин-товарищ демиург. Тьфу, то есть драматург.
РЕЖИССЁР (замахивается) Я режиссёр, болван! Хотя да и драматург тоже.
ШУТ Так вы же сами таким создали. Болванчиком. В конце концов, зачем вообще шуты нужны? Чтобы правду говорить. Ту самую, которую другие даже думать не осмеливаются.
РЕЖИССЁР Поговорите у меня! А то не ровен час зубов не досчитаетесь (подходит к Королю с размаху бьёт).
Шут замирает с открытым ртом.
Король падает на колени.
Дама вскрикивает и бросается к нему.
Рыцарь пытается помочь подняться,
Король отмахивается от помощи.
РЕЖИССЁР (расхаживает по сцене) В общем, держите руки при себе (вновь садится в кресло) Так о чём это я?
Всё молчат.
РЕЖИССЁР А, вспомнил… Сто сорок седьмой спектакль зрителям уже приелся, господа. Настало время осовременить. Хорошие истории, знаете ли, всегда, как бы сказать? Вне времени. Иными словами, истории эти спокойно можно переносить из одной эпохи в другую без ущерба для сюжета или смысла. И я решил перенести в «лихие девяностые». Сегодня многих охватила ностальгия по тем временам. Ностальгия – тоска не по месту. А по времени. Точнее, по своему детству и юности…
ШУТ …дефолту, рэкету, бандитским пулям…
РЕЖИССЁР А вот без пуль придётся обойтись. Ножи настоящие достать проще, чем огнестрелы. К тому же пули могут задеть кого-то из зрителей в зале. И потом вы и стрелять, наверно, не умеете.
ШУТ И где это видано, чтобы бандиты из 90-х с ножами на стрелки ходили?
РЕЖИССЁР У нас тут не документальных фильм из цикла криминальная Россия А творческое переосмысление реальности. Ностальгия вообще имеет свойство окрашивать воспоминания в радужные, так сказать, тона.И самые обыденные вещи начинают казаться лучше, чем на самом деле. Чем когда-то были. Ярче и теплее. Душу греют, понимаете? (разочарованно машет рукой) Да что вы вообще понимаете? У вас и душ-то настоящих нет.
ШУТ Да откуда им взяться, если и у вас уже наверно
Кухарка возвращается с сахарницей в руках.
РЕЖИССЁР Наконец-то, тебя за смертью посылать. Подай сумку мою.
Кухарка уходит и
тут же возвращается с большой спортивной сумкой.
Шут делает шаг ей навстречу.
РЕЖИССЁР Не ту!
Шут замирает на месте.
Кухарка сердито бросает сумку под ноги,
снова уходит и возвращается с другой сумкой формата A4
хочет уйти, но Шут останавливает её возле ширмы.
Они прячутся за ней.
РЕЖИССЁР (доставая из сумки кипу смятых бумаг, а из нагрудного кармана авторучку) Вот тут красным, тьфу чёрным по белому, написано (с силой тыкает в бумагу авторучкой, зачитывает) «Дама со связанными руками под охраной Рыцаря…» (Даме) Кто разрешал вам, уважаемая, лезть под меч Шута? С каких пор похищенная заступается за похитителя?
КОРОЛЬ (обнимая Даму) Ну может быть, синдром стокгольмский…
РЕЖИССЁР Что? Какой такой синдром?
ШУТ (Кухарке шепотом) Нет, он точно идиот. Без шуток.
КУХАРКА (тоже шепотом) А вы тогда идиоты в квадрате, раз столько времени его слушаете. Позорище! Три мужика не могут справиться с одним.
ШУТ Да я хоть пятерых могу одной левой.
КУХАРКА Хвастун.
ШУТ Всем хвастунам хвастун (Серьёзным тоном) Но если правда весь наш мир исчезнет вместе с ним? Там же люди. Ни в чём не повинные люди. А здесь мои друзья. Собой рискнуть лёгко, но мы не вправе рисковать другими, понимаешь? Я-то смерти не боюсь. Жизнь за других отдать не жалко, но кому она нужна, такая жизнь?
КУХАРКА Мне нужна. А смерть это не героизм, а трусость, бегство от жизни и её проблем. И наплевать на тех, кто будет горевать.
ШУТ Зато после смерти в герои зачислят, может даже памятник поставят…
КУХАРКА На могиле? Их всем ставят.
ШУТ (мечтательно) А если там (показывает в потолок) в самом деле есть аналоги всех стран? И нашей тоже? Тогда смерть равнозначна возвращению домой.
КУХАРКА Может, тебе ещё и веревку намылить?
ШУТ А смысл? С ней туда (вновь смотрит в потолок) не пустят. Да мне и тут неплохо, честно говоря.