…Живой форме для придания ей объемности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фантомом, более или менее хорошо воспитанным ребенком.
Откуда берется тень? Не лучше ли прожить жизнь приличным человеком и никогда не встретить в себе того, что помешает другим считать меня хорошим?
В своей психологической работе я часто встречаю людей, для которых прекрасные костюмы «хороших мальчиков и девочек» стали слишком малы; тех, кто из-за этого немного потерялся или застрял в собственной жизни. У этих людей есть большой страх: если человек выйдет за границы привычного образа себя, перестанет быть «хорошим мальчиком», то его не будут любить. Правда, оказывается, что его и так не любят, а самое главное – он сам к себе не слишком хорошо относится. И можно идти разными путями – прояснять отношения с родителями, разбираться с прошлыми жизнями и семейными преданиями, что помогает, конечно, но вот этого ощущения своей, настоящей, подлинной жизни все равно не прибавляется. И, чтобы прикоснуться к настоящему в себе, необходим честный взгляд, необходимо увидеть себя целиком, в том числе и те стороны, на которые сложно и не хочется смотреть. Услышать зов тени.
Тень привлекает, тень манит, увлекает и пугает. Эта привлекательность тени противоречит нашему рациональному пониманию самих себя, нашему дневному, солнечному «я». Конечно, иногда я могу признать в себе наличие темных, неприличных, неприемлемых сторон, но ненадолго. Как будто взгляд не может задержаться на тени, ее слишком много для дневного «я», нельзя вглядываться в бездну: утонешь, исчезнешь…
Тень как понятие, описывающее темную сторону человеческой природы, появилась благодаря трудам Карла Густава Юнга. Этот образ всегда вызывает сильный отклик. Он ухватывает нечто, что мы давно знали о себе. В образе тени знание находит форму. Как архетип тень всегда существовала в произведениях искусства. После Юнга имя тени вышло за пределы искусства и психологии в пространство повседневной культуры. В каком-то смысле тень живет не только внутри нас, но и в человеческом обществе, в человеческой истории. Во многих драматических и трагических событиях мы можем узнать взаимодействие тени и персоны. Сам Юнг писал о Гитлере как о представителе коллективной тени немецкого народа: «…он символизировал нечто, имеющееся в каждом индивиде. Он был наиболее чудовищной персонификацией всех низменных человеческих проявлений. Он был совершенно неспособной, неадаптивной, безответственной и психопатической личностью, наполненной пустыми детскими фантазиями, но одаренной острой интуицией беспризорника или крысы».
Как и многие другие понятия психологии, тень прошла развитие через узнавание, определение, прояснение, экспансию и, наконец, нахождение своего места среди других психологических понятий. Для некоторых профессионалов работа с тенью касается почти всего, что есть в психотерапии. Есть практики, которые не позиционируют себя как психотерапевты, но используют работу с тенью. Конечно, возможно, что некоторые люди могут прожить счастливую и полноценную жизнь, никогда не встречаясь ни с понятием, ни с явлением тени, но я знаю, что для меня лично и для сотен моих клиентов танец с тенью стал важным и полезным этапом на пути личного развития. Этот танец позволил встретиться с особыми частями себя, соотнестись с трудными сторонами жизни: агрессивностью, похотью, страхом, отвержением. Этот танец позволил вынести из тайных уголков собственной жизни те чувства, импульсы и поступки, без признания которых я бы лгал самому себе.
Я занимаюсь интегральным подходом, который ставит своей целью бОльшую целостность человеческого сознания, уменьшение внутренней конфликтности. Я исхожу из того, что стремление к большей целостности, к интеграции естественно присуще человеческому существу. Интегративная танцевально-двигательная терапия и интегральный танец рассматривают танец как метафору всей человеческой жизни и как коммуникацию на трех уровнях – с самим собой (субъективное измерение, перспектива первого лица, т. е. «я»), с другими людьми (интерсубъективное измерение, перспектива второго лица, т. е. «ты»), с миром (объективное измерение, перспектива третьего лица, т. е. «это»). Для большей целостности нам оказываются важны связность, сохранение контакта, перетекание информации и баланс обмена в этих областях.
На пути к большей целостности, меньшей внутренней конфликтности очень важной и неизбежной оказывается встреча с собственной тенью. У нас у всех есть личная история встречи с ограничениями, с тем, что какие-то из наших чувств, оправданно и неоправданно, были отвергнуты. Мы живем в обществе, которое регулируется нормами и правилами, без соблюдения которых мы не могли бы найти безопасности и комфорта. Эти правила и границы меняются. Меняются с течением времени. Отличаются друг от друга в разных странах. И оказывается, что намного легче пересечь границу другого государства, чем выразить честно свое чувство или желание. Тень – это невоплощенная часть «я», живая, настоящая, иногда опасная, иногда странная… Танцевать с тенью – значит двигаться в сторону большего воплощения себя в жизни, большей подлинности.