Человек завязал свой первый узел много веков назад, когда впервые соединил два конца нити. Он начал завязывать узлы, как только научился изготавливать веревку из растительных и животных волокон. Первобытные охотники плели сети из болотных трав и шерсти животных, с помощью узлов привязывали камень к палке, применяли веревки в постройке жилья и для связывания бревен при изготовлении плотов. Знания о плетении узлов передавались по наследству и охранялись от чужаков. Первые сети были очень примитивными, без узлов. Они расходились в воде, и рыба уплывала. Затем нити стали скручивать между собой, их форма стала более устойчивой. В музеях Скандинавии можно увидеть сети, выполненные таким способом из липового лыка. В наши дни этот метод плетения используют рыбаки Канарских островов и Мальты при изготовлении крышек к корзинкам.
С течением времени рыбаки придумали первые узлы – «свайный» и «перуанский». Сеть благодаря им стала более прочной, но не сохраняла форму. Сеть с такими узлами до сих пор плетут рыбаки Перу и Океании, а также жители бассейна реки Конго.
Немного позже изобрели первые нескользящие узлы – «рифовый» и «ткацкий». Сеть стала всегда «держать форму». Такие сети изготавливали на северо-западе Европы. Более 50 лет назад в финских болотах были найдены остатки подобных сетей, датируемых каменным веком.
На рубеже каменного и бронзового веков узлы становятся одними из основных элементов изделий декоративно-прикладного характера. Начали появляться священные узлы, имеющие культовое значение.
Материал для плетения может быть самым разным: пеньковые и хлопковые веревки, джутовое волокно; используют кордовую леску, шпагат, сутаж, синтетические нити и т. д.
Например, у древних греков самым счастливым считался «геркулесовый» узел. На древнегреческих вазах очень часто изображали Геркулеса с накинутой на плечи львиной шкурой. Передние лапы льва были всегда завязаны именно этим узлом. Древние греки считали, что этот узел помогает быстрее затянуться ране. Они носили талисманы в виде «геркулесового» узла на удачу и счастье. Кроме этого, в Древней Греции существовал еще один популярный узел – «турецкий». Во время различных праздников людям предлагали на время завязать и развязать этот узел.
До наших времен дошла еще одна легенда – о гордиевом узле. В древние времена на территории Малой Азии располагалась страна Древняя Фригия. В ней родилось много выдающихся личностей, например Эзоп, Диоген. Сами фригийцы были выходцами из Европы. Около 700 лет до н. э. в этой стране происходила междоусобная война. Надо также отметить, что большую роль в жизни государства в те времена играла особая каста людей, предсказывавших различные события, объяснявших явления природы, выполнявших роль судей. Их называли оракулами, и они жили в храмах.
Итак, народ, уставший от междоусобицы, обратился за помощью к оракулу. Он поведал, что первый человек, который встретится им за городом и будет ехать в повозке, будет их царем, именно он и прекратит войну. Этого человека звали Гордием. Из него получился очень хороший и энергичный правитель, буквально «поднявший» царство и построивший новую столицу – Гордион. В главном храме города он приказал поставить повозку, сделавшую его правителем. Также Гордий рассказал, что однажды, когда он работал в поле, на ярмо упряжки его вола сел орел и сидел так до захода солнца. Поэтому в храм также поместили это ярмо и привязали к дышлу повозки очень сложным узлом. Оракул также сказал, что тот, кто сумеет развязать этот узел, станет правителем всего мира.
Через 400 лет после этого в город вошел Александр Македонский со своим войском. Ему в то время исполнилось 22 года. Повозка так и стояла в храме, а узел оставался нетронутым. Он узнал об этом предсказании и решил исполнить его. Ремень был очень туго завязан многочисленными узлами. Македонский провозился с ними длительное время, затем разрубил все узлы мечом, сказав: «Безразлично, каким способом будут они развязаны». По другим источникам, Александр подтвердил свою власть над Азией, разрубив узел. Третьи историки считают, что он дал денег служителям храма и тем самым распустил узел. Но все источники сходятся в одном: разрубив этот узел, Александр доказал своим соратникам, что именно он должен владеть Азией. Люди запомнили его находчивость, а выражение «разрубить гордиев узел» во всех странах означает решительные действия. Само изображение этого узла до наших дней не дошло, но многие историки считают, что это был «турецкий» узел.
При раскопках находили множество предметов, связанных с узлами: остатки моделей кораблей, дышла и др. Все обнаруженные узлы известны и применяются в настоящее время.
Узелковое плетение в древние времена использовали для различных целей. Так, у многих древнейших народов, например у индейцев Северной и Южной Америки, в Индии, у некоторых народов Азии и Австралии, в Древнем Китае, существовало узелковое письмо. Узлы применяли при счете или для обозначения и передачи какой-либо информации. Именно отсюда пошло выражение «завязать на память узелок». Разная информация передавалась различными нитями и узелками, завязанными на одной нити. Например, знахари в Литве давали такой разноцветный клубок нитей больному. Первый узелок обозначал начало процедуры, а узелки разного цвета – какие процедуры надо выполнять. Количество узелков соответствовало количеству процедур или дней. В прибалтийских странах с помощью узелков вели родословную всего семейства.
С IX в. макраме стало развиваться довольно интенсивно. Моряки считаются первыми родоначальниками этого вида рукоделия. Крепление парусов и снастей требовало от них умения вязать многочисленные и крепкие узлы. Во время плаваний в свободное время моряки тренировались и изобретали новые хитроумные и красивые узлы. Они плели простые изделия: пояса, подвески, цепочки, – которые потом дарили знакомым. Именно они способствовали также распространению макраме по всему свету.
В XIV в. женщины Китая, Испании, Индии переняли у них искусство плетения. Немного позже макраме стало известно и в Италии. Изделиями из узелков стали украшать занавеси, одежду, покрывала. Открывались школы макраме. Например, в Турине Валентина Квандоли обучала 5—9-летних детей этому виду рукоделия. Кроме того, она ввела новый прием плетения, названный ее именем. Он основан на плетни репсового узла нитями двух цветов. Изделия из макраме стали писать и художники на своих полотнах.
В XVII в. макраме постепенно распространилось в Северной Европе и Северной Америке.
Оно стало очень популярным в Англии. Так, королева Мария училась макраме в Голландии в 1600 г. Жена Георга III сплела кайму из узелков, которой украсила изгородь внутреннего дворика дворца.
В монастырях во все времена были мастерицы, создававшие изысканные плетеные полотна узелковым плетением. Они выполняли кружева, воротники, шали и другие изделия, которые ценились очень дорого.
Узелковым кружевом люди стали украшать свою одежду. Из такого полотна шили шторы, чехлы для музыкальных инструментов, покрывала, салфетки и т. д. Кружевом из золотых нитей украшали одежду короли, высшая знать и духовные лица. Стало модным декорировать предметы интерьера изделиями из макраме: накидки на кресла, абажуры, скатерти, ширмы.
Интерес к макраме периодически затухал, затем снова возрождался. Следующий пик интереса к макраме пришелся на XIX в. В это время появились первые печатные изделия, посвященные макраме, в которых были даны описание и рисунки узлов, приемов плетения. Так, в 1800 г. во Франции увидела свет книга «Энциклопедия женских рукоделий». Затем в 1882 г. была выпущена книга «Макраме для всех» француза де Дилимонте. В Англии была издана книга «Кружево макраме». Практически все изделия во всем мире выполнялись горизонтальными узлами (репсовым или двойным) в виде ромбов, уголков, цепочек, клеточек. Для макраме применяли хлопчатобумажные и шелковые нити, шерсть, золотую канитель, шелковый шнурок.
В 1920-е гг. макраме переживает новый подъем. Изделиями из узелков: салфетками, абажурами, коврами, шторами, кашпо – стали декорировать дома. Также плетеные изделия начали комбинировать с тканями и украшать ими беседки, гамаки, качалки.
В России узелковое плетение использовали с древнейших времен. Выполнялись с ним женские украшения, амулеты, обувь, сумки для стрел, упряжи для лошадей, домашняя утварь и многое другое. При раскопках в Новгороде были найдены плетеные сапожки, плетеная гривна из нитей свинцово-оловянного сплава. В Белгороде обнаружили плетеную из золотых нитей тесемочку женского воротника, датируемого XIII в. Возле Киева раскопали плетеный крест, датируемый XVI в.
Плетение на Руси считали особым искусством. Наибольшего расцвета оно достигло во времена Киевской Руси. В то время узел считали символом жизни, хлеба, солнца, счастья, любви. Этот вид рукоделия был очень популярным. Его применяли в древнерусских ювелирных украшениях. Кроме того, орнаменты из такого плетения использовали в архитектуре, в аксессуарах воинской формы, при украшении страниц рукописных книг.
На Руси также существовало и безузелковое плетение в виде различных косичек. С плетением связано множество различных профессий, таких как кнутик, ременник, броздочник, гайтанщик, мошенник, канатик. Вообще на Руси существовали более 40 профессий, связанных с узелковым плетением.
Следует отметить и тот факт, что плетение узелками в России часто находилось под запретом, так как связывалось с колдовством и язычеством. Вязать узлы, «наузить» означало колдовать, ворожить. Это рассматривалось как преступление. Через довольно продолжительное время – во второй половине XIX в. – макраме в России возродилось вновь. Его восприняли совершенно по-новому.
В конце 1990-х гг. макраме стало очень популярно среди широких слоев населения всего мира. Изделиями из макраме стали дополнять одежду, украшать мебель, гобелены, стулья, гамаки. Очень утонченные и изысканные ожерелья, колье, подвески изготавливались в технике макраме.
В настоящее время возможности макраме сильно расширились. Постепенно изделиями из макраме стали декорировать не только домашний интерьер, но и общественные помещения, кафе, дворцы культуры.