Выше мы уже говорили о том, что такое метафорические карты и разобрались с некоторыми мифами о них. А теперь предлагаю познакомиться с принципами работы МАК и важной информацией об их безопасном и эффективном использовании.
В психологии метафорические карты – один из проективных инструментов. В основе его работы лежит механизм проекции. Это понятие ввел Зигмунд Фрейд. В психоанализе проекция – защитный механизм психики. Сегодня психологи исследовали разные виды проекции, создали проективные методики и используют их для психодиагностики и психокоррекции.
Проекция – способность психики наделять своими переживаниями, качествами и свойствами, осознаваемыми или нет, других людей, явления или образы. Работа с проекцией помогает увидеть проблему, найти ресурсы и способы ее решения.
Мы проецируем во внешний мир свои переживания, взгляды и эмоции, наделяя ими других людей, произведения искусства и даже явления природы. С латинского projectio переводится как «выбрасывание», иначе говоря, мы как бы выбрасываем то, что нас беспокоит, наружу. Вспомните принцип работы проектора – маленький приборчик, внутри которого зарождается картинка и с помощью направленного луча света проецируется на стену или экран. А ведь на самом экране как не было никакого изображения, так и нет! Кстати, тот же механизм иллюстрирует популярная фраза Эриха Марии Ремарка: «Все, что вы видите во мне, – не мое, это ваше. Мое – то, что я вижу в вас».
Да, одно из проявлений механизма проекции – приписывать окружающим собственные эмоции и состояния. Другими словами, мы частенько не признаёмся себе, что переживаем на самом деле, а вместо этого «видим» такие чувства в окружающих. Например, я в глубине души завидую, но ни за что не призна́ю этого, зато очень хорошо замечаю, как знакомая завидует мне. Я проецирую на нее собственные чувства и так, искаженно, как бы проживаю их (на самом деле нет). Представьте, как сильно может запутать отношения такой механизм! Именно поэтому в психоанализе много внимания уделяют тому, чтобы разобраться, где мои проекции мешают мне увидеть настоящего человека.
Но вернемся к нашей теме. В работе с картинками механизм проекции тоже срабатывает, но здесь он помогает лучше разглядеть себя, свои эмоции и потребности и понять, что с нами происходит на самом деле. Карта, в отличие от человека, просто отразит вам ваши переживания. Мы как бы выносим собственные чувства из себя вовне, на картинку, наделяя ее исключительно личным смыслом. Проецируем собственный «диафильм» на «экран». В результате получаем возможность посмотреть на себя и свое состояние со стороны. Осознать как глубинные страхи и ограничения, так и силы, ресурсы и решения.
Первые метафорические карты появились для игры в ассоциации – как инструмент для общения. Идея принадлежит канадскому искусствоведу Эли Раману, который решил создать карточки с картинками, похожими на полотна художников. Рисунки в акварельном, размытом стиле приглашали порассуждать и поделиться ассоциациями. Затем к ним добавили текстовые карточки, которые помогали увидеть в картинках новые смыслы. Так появились карты Oh[1].
Колода карт Oh
Они стали первыми в целом семействе метафорических карт Oh-cards. И хотя МАК вскоре после издания первой колоды стали применять и как инструмент психотерапии и психологии, основная концепция осталась неизменной. Оh-карты – прежде всего игра, дающая возможность познавать себя и окружающих, помогать себе и другим, сочинять, творить и общаться. В каждой инструкции к картам этого семейства вы найдете краткое изложение такого подхода к МАК, а их колод с 1975 года вышло уже довольно много! Если вам интересно погрузиться в историю создания основных классических колод этого семейства, от души рекомендую книгу В. Киршке «Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества».
Можно ли считать такой взгляд на МАК общим для всех колод, выпускаемых по всему миру разными авторами? Метафорические карты – игра или инструмент исключительно для психологов? А может, и то и другое?..