Земля – это название планеты, на которой мы живем, а также, по традиции, одна из стихий в магической системе, состоящей из четырех (Земли, Воздуха, Огня и Воды) или пяти стихий (если причислить сюда Дух). В этой книге мы по определенным соображениям поставим Дух на первое место в шкале стихий. Если обратиться к мифологии, то во многих мифах о сотворении мира рассказывается о том, что все сущее (и в первую очередь люди) было создано из земли, грязи или глины. Сначала эти сущности были слеплены и лишь затем наделены дыханием, или духом. Ученые установили, что атмосфера – ее мы условно называем воздухом – появилась на нашей планете далеко не за один день. Жизнь возникла из земли, в которой начались органические процессы, приведшие к появлению живых существ. Если бы не существовало земного притяжения, вода не могла бы скапливаться в океанах и реках. Огонь полыхает в звездах, а здесь, на Земле, для того чтобы разгореться, ему нужен органический материал – например, дерево, воск или что-то еще.
Шкала магических стихий, как правило, начинается со стихии Воздуха. По-видимому, таково исторически сложившееся требование высшей, или церемониальной, магии. Однако есть и такие шкалы стихий, в которых первое место занимает Дух – ведь эти шкалы могут начинаться с какой угодно стихии. Поэтому учение, упоминая стихии в рамках той или иной темы, располагает их в соответствии с контекстом.
Когда мы в Австралии призываем стихии или благодарим и почитаем их в очерченном круге, то обращаемся первым делом к Земле. Тем самым мы настраиваемся на духовность, берущую начало в земле, на связанные с землей традиции, на современное язычество. Помимо этого мы таким образом выражаем признательность священной почве, на которой живем и трудимся. Мы уже научились у коренных народов (и поныне продолжая учиться вместе с ними) глубокому почитанию земли и тесному общению с нею; при этом воспринимаем землю не столько в планетарном масштабе (хотя и об этом не забываем), сколько как некое ограниченное пространство, а точнее, место, в котором живем и занимаемся магией. И отчасти именно потому, что воздаем должное этим традициям, мы и ставим в шкале стихий Землю на первое место.
Когда мы взаимодействуем с Землей, тотчас проявляются вся мощь и величие природы. Мы начинаем воспринимать себя как ее неотъемлемую часть, поскольку живем и умираем в границах обширной сети, которую составляют разные формы жизни, не отделяясь от природы, но пребывая с ней в единстве. Мы прочно соединены с землей, и не только из-за пищи, которую едим, и воды, которую пьем, или из-за того, как одеваемся и обустраиваем свое жилище, а во всех отношениях. Каждый цикл дыхания включен в газообмен на нашей планете между теми, кто дышит кислородом, и теми, кто дышит углекислым газом. Мы осознаем, что все духовные переживания возникают в биологической оболочке – в нашем теле. Следовательно, можно быть уверенным в том, что тело и дух неотделимы друг от друга. А отсюда можно сделать предположение о том, что между землей и ее духом нет разграничения, что они есть суть одно и то же. Полная жизни Богиня – это сама наша земля, а мы являемся ее частью.
В конечном итоге мы обращаемся к философии активизма. Когда нам становится понятно, что мы представляем собой часть земли, и не в условном смысле, когда наше выживание зависит от ее воды, кислорода, растений и животных, а в буквальном смысле, поскольку наши тела – часть ее тела, тогда нам гораздо труднее, а то и вовсе невозможно молча терпеть, когда в Австралии из-за глобального потепления, выемки песчаного грунта, судоходства, угледобычи и стоков с полей разрушается Большой Барьерный риф, когда загрязняются реки и моря, а тропические леса Амазонки вырубаются, навсегда сменяясь пустошами. А ведь это далеко не все преступления против природы, совершаемые в настоящее время на нашей планете.
Может быть, стоит взглянуть на эту проблему и под другим углом. Когда мы осозна́ем, что каждый человек является частью Богини, неужели мы позволим делить себя на первосортных и второсортных? Разве сможем мы терпеть расизм, сексизм, социальный апартеид и целенаправленное разрушение экономики целых государств? Разве сможем мы спокойно жить в мире, не протестуя против принуждения к проституции, насильственного призыва в армию детей, преступлений на почве ненависти, совершенных против отдельных лиц или целых социальных групп лишь за то, что они живут в этом мире, сохраняя свою идентичность? Земля – это призыв к действию.
Когда мы находимся в правильных отношениях с землей и когда все, что дает кров и пищу, приходит к нам непосредственно из почвы, рек, растений, животных, моря, тогда мы обязаны защищать все существующее на Земле от бессмысленного разрушения. Для этой цели нам стоит, вероятно, для начала остановиться, познать искусство мага или ведьмы, а затем, обретя внутреннюю тишину, покинуть свое жилище и, как воплощенные в плоть и кровь существа, пожить где-нибудь на лоне природе, чтобы пообщаться с родной планетой и просто внимать ей. Наша работа начинается с безмолвного слушания.
Стихии исполнены святости. Земля священна.
Земля – живое существо, и она священна. Она представляет собой источник пищи, насыщающий всю флору и фауну; ее красота питает наши души, а разнообразные существа – наши соседи по планете – создают сложную паутину взаимосвязей вещей и явлений. На протяжении последних тысячелетий на первый план вышли идеологии, согласно которым Земля с ее ресурсами – товар; из-за таких воззрений многие (если не большинство) в нашем мире перестали считать землю священной.
Они полагают, что земля предназначена для удовлетворения их нужд, а последствия этой эксплуатации перекладывают на будущие поколения. Сохранение нашего здоровья и благополучия на уровне личности, сообщества и вида, как и поддержание разнообразия жизни на планете, зависит от людей, восстанавливающих связь с землей и укрепляющих наши взаимоотношения с ней.
У земли есть дух, который находится как внутри, так и вне ее физического «я». Этот дух, пребывая в вечности, сплетает своего рода энергетическую сеть, соединяющую все живое на нашей планете. Эту сеть строят и поддерживают духи всего существующего на земле: деревьев, волков, рек, китов, пауков, гор, людей…
Земля – это духовное целое, которое больше суммы своих частей; она упрочивает физические связи между собой и существами, считающими землю своим домом.
Ее природой является божество, которую называют Богиней, Геей, Матерью-Землей. В своем стремлении перейти на более глубокий уровень взаимоотношений с землей мы и в быту, и в служении одинаково укоренены в сферах материи и духа.
Придать смысл человеческой жизни можно, например, через концепцию, согласно которой наши души решили жить в физической форме в течение этого воплощения, тем самым продолжая вечный цикл рождения, смерти и возвращения к жизни. Мы рождаемся с великолепными способностями радоваться и любить, созидать и сплачивать. Сама жизнь подталкивает нас осуществлять эти чудесные возможности. В наш технический век мы сталкиваемся с массой препятствий на пути к чудесам мира. Некоторые религиозные учения стараются свести к минимуму наше физическое существование, демонизируя тело. Учиться жить как воплощенное присутствие во всем великолепии и хрупкости наших тел – отличный способ научиться поддерживать правильные отношения с Землей.
Воплощенное присутствие – ключевой элемент магии Возрождения. Каждый ритуал или собрание начинается с заземления. Во многих ритуалах мы призываем людей в полной мере задействовать свое тело. Как ваше тело реагирует на тишину и покой? Каково это – экстатично двигаться и кричать, не сдерживаясь? Мы призываем людей перестать думать и просто слушать и ощущать запахи, текстуру, вкус, просто созерцать. Трапеза – акт служения. Все действия, исполненные любви и удовольствия, представляют собой ритуалы, о чем говорит нам «Наказ Богини». Когда мы учимся любить, принимать или хотя бы открывать для себя святость и скрытые возможности нашего тела, мы можем также ощутить собственных духов, внутреннее божество, благодаря чему усиливается способность общаться с другими существами, а также с Землей.
Важное умение (его нередко называют самым важным в Возрождении) ощущать свое присутствие называется заземлением. Если мы заземлены, значит сознательно и в полной мере присутствуем в своем теле и в этом самом миге. Здесь важнее всего дыхание, расслабленность тела, тесная связь с землей и небом, а также осознание того, где мы находимся и (если мы в группе) какие люди окружают нас.
Заземление разными способами используется в ритуалах и других формах магии. Оно побуждает освободиться от отвлекающих факторов, не имеющих отношения к стоящей перед нами задаче. Беспокоиться о своей работе, о том, чем занимаются наши дети и что им задали на дом, о международной обстановке и о наших любимых мы можем в другое время и в другом месте. Полная настройка на магию настоящего момента увеличивает нашу способность впоследствии творчески присутствовать в этих вещах. Ритуалы могут пойти на пользу во время сложной личной работы, создавая возможности для исцеления, если мы сумеем отслеживать возникающие у нас чувства. Мы можем усилить свою способность сохранять осознанность, позволяя эмоциям охватить нас в этот самый миг. Возможно, достаточно просто замечать их. Если мы решим проявить чувства и при этом будем нуждаться в помощи, то в случае заземления сможем яснее понять, что именно нужно и кто наш союзник. Если нам потребуется больше энергии, мы будем черпать ее из земли. Если будет необходимо высвободить энергию, мы отправим ее в землю словно компост.
Мы призываем людей возвращаться домой, сохраняя заземление и другие магические навыки. Заземление важно в ритуале, но оно может оказаться еще более полезным в повседневной жизни. Установите связь с землей перед тем, как выступить с речью в группе, или когда решаете с другом какую-то проблему. Очень полезно заземляться при участии в политических акциях. Если в погожий денек вы отправились на прогулку, но что-то отвлекает вас и не позволяет наслаждаться этими прекрасными минутами, заземлитесь и осознанно подышите. Заземление помогает расслабиться и сохранять осознанность, а также соединяться с землей как со своим союзником. В повседневной жизни практику заземления закрепляют ее непрерывным выполнением в течение всего дня.
Мы с вами не раз слышали о том, что до тех пор, пока не познаем и не полюбим себя, мы не сможем по-настоящему познать или полюбить другого. По мере того как мы раскрываем свою способность любить и понимать собственное тело, постигать собственную святость, мы можем все лучше развивать отношения с землей. Мы, члены Возрождения, узнали о том, что упрочение связи с определенным местом (местами) – залог завязывания или углубления этих отношений с землей. Регулярное установление связи с каким-то местом усиливает тесное знакомство с ним, что очень похоже на взаимоотношения с человеком. В это место иногда влюбляются.
Этим личным местом может быть дерево, ручей, река, пятачок в городском парке или комната в вашей квартире. Им может быть один из ваших любимых пейзажей или место, посетить которое посоветовал друг, решив, что оно будет для вас интересно, или о котором вы где-то прочли. Для его изучения может понадобиться некоторое время. Используйте воображение. Обязательно обратитесь к помощи магии. Будьте терпеливы и впустите в свою жизнь удачу и синхроничность29. Когда какое-то место взывает к вам, заземлитесь и центрируйтесь в смирении и благодарности, пробудите свои чувства и слушайте. Регулярно возвращайтесь туда в разное время суток. Обратите внимание, как влияет смена времен года на растения, животных, пейзаж и ваши чувства. Вы можете задаться вопросом о том, как энергия этого места меняется при лунном свете, во время грозы или в зимний день. Теперь, когда ваши чувства ожили, наблюдайте дух этого пространства и присутствующее в нем таинство или хотя бы открывайтесь им. Поставьте себе задачу выяснить, в какой форме в этом месте протекает ваше общение с землей.
Как и в любых отношениях, по мере привыкания к этому месту может усиливаться привязанность к нему и забота о его благополучии. Для меня чувственные переживания – сами по себе награда. Ваше место может стать для вас учителем в физической, эмоциональной и духовной сферах. Оно может спросить вас, искренне ли ваше намерение развивать с ним партнерские отношения. Учтите, что по мере того как вы будете все ближе знакомиться с каким-то местом, у вас появятся возможность и радостный долг защищать его. Мои личные места – это дом и сады, за которыми я ухаживаю вместе с чудесной женой, священная речка, которая называется Коулдуотер-Спринг (ручей с холодной водой), и несколько местечек вдоль реки Миссисипи, недалеко от моего дома.
Центрирование – еще один навык, который мы прививаем в Возрождении. Оно может облегчить подлинное общение как с нашим местом, так и со своим «я». Если заземление – это прежде всего работа на физическом уровне, то центрирование представляет собой умение объединять наш ум, сердце и дух с телом. Наше тело не отделено от естества. Все мы состоим из частей, соединенных в единое целое. Центрирование усиливает осознанное присутствие, а также связывает нас с сущностным достоинством. Мы в Возрождении используем словосочетание «сущностное достоинство», подразумевая под этим врожденную, глубинную ценность каждого существа в мире. Каждый из нас обладает этим достоинством, которое никогда не бывает выше или ниже, больше или меньше, чем у кого-то другого. Оно помогает нам узнать или, во всяком случае, начать узнавать, кто мы есть на самом деле и каков наш путь в этой жизни. В идеале – мы сможем отвергнуть бесполезные для нас голоса и обязательства и принять сознательное решение заняться своей магией и жизнью. Практика центрирования в ритуале или на семинаре может стать отправной точкой процесса или последовательного подтверждения нашего сущностного достоинства, которое мы многократно упрочивали и раскрывали в своем теле. Наше восприятие своего сущностного достоинства, как правило, не статично – оно развивается, когда мы прокладываем свой путь, опираясь на жизненный опыт. Оно также содержит в себе непрерывную связующую нить, исходящую изнутри нас, из души.
Изучая и практикуя центрирование, мы получаем возможность полностью погрузиться в этот самый миг, воплощая свое сущностное «я» в магических действиях, а также в личных и профессиональных отношениях. Когда мы находимся в своем центре, можем дать оценку тому, что от нас требуется, что подходит для нас, и понять, в самом ли деле мы призваны участвовать в какой-то деятельности. Обретая свое подлинное «я», мы можем направлять свои таланты и вдохновение на службу себе и групповой магии. Следует спросить себя до ритуала: «Поддерживаю ли я это намерение? Как я могу служить магии настоящего мгновения?», в повседневной жизни: «Мне в самом деле нужны эти отношения или я просто приспосабливаюсь? Является ли моя профессиональная деятельность частью истинного призвания моей жизни, а если это не так, то какие меры следует принять?»
Благодаря навыкам заземления и центрирования можно искренне и активно участвовать в общемировых событиях и углублять наше влияние и чувство удовлетворенности. Мы можем сохранять тесную связь с нашими священными местами и более широко открыться для всех планетарных сетей, циклов земли, формируя с ними крепкую связь.
Признание, принятие и празднование этих циклов лично или в сообществе – все это может стать методом улучшения человеческих отношений с землей. Первым делом нужно отметить известные вам земные циклы, способ работы с ними и их влияние на вас. По мере того как осознание этих фаз начинает приобретать все более четкие черты, позвольте проявиться своему намерению установить с ними связь. Какими способами вы и ваше сообщество можете почитать и праздновать их?
Один из циклов, который я считаю наиболее доступным, – это цикл рождения, роста, смерти, распада и возвращения к жизни. Это цикл времен года, от которого зависит будущее благополучие всех существ: растений, комаров, птиц, медведей и нас, людей. Я живу в таком месте, где бывают четыре времени года, определяющие растительные циклы. Принимая во внимание этот цикл как садовник, я ясно осознаю, что именно делают растения в течение всего года. В моем сообществе отмечают восемь сезонных праздников, актуальных для нас из-за своеобразного характера сменяющих друг друга времен года. Мы чтим каждый поворот Колеса Года, от которого в буквальном смысле зависит наше пропитание и которое влияет также на духовное, эмоциональное и энергетическое благополучие личности и общества. В зависимости от желаний и потребностей нашего сообщества внимание, уделяемое этим ритуалам, может быть как узконаправленным (на уровне личности), так и широким (на уровне общества).
Одним из этих сезонных ритуалов является Самайн, широко известный также как Хэллоуин, когда миры разделяет тонкая завеса и когда мы стараемся соединиться с дорогими для нас людьми, которых уже нет, и с нашими предками. В настоящее время связь с предками часто открыто признается как сообществом, так и отдельными личностями. Почитание предков также представляет собой последовательную практику в течение всего года для меня и многих людей в моем сообществе. Мы физически проходим непрерывный цикл жизни, смерти и возрождения. Мы оглядываемся в прошлое, узнаем и часто благодарим тех, кто жил раньше нас, за дары и новые возможности, которые они завещали нам. Важно помнить о том, что предки могут быть не просто нашими кровными родственниками, а кем угодно и даже чем угодно, перешедшим из этого мира, чтобы повлиять на нас. Когда мы пребываем в настоящем моменте, как признаем и чтим их, как учимся у них? Что мы должны сделать для того, чтобы исправить допущенные ими ошибки? Когда мы размышляем о будущем, каждый из нас может спросить: каким образом наши поступки на уровне личности и сообщества влияют, воздействуют на мир, в котором со временем будут жить наши потомки, на мир, в котором мы сами станем предками?
Одна из форм земной магии, которой я занимаюсь, – создание лабиринтов. Лабиринты в течение долгого времени служили самым разным целям – они представляли собой каналы в путешествиях между мирами, давали возможность обрести вдохновение, покой, здоровье, а также служили для празднований и молитв сообщества. На протяжении тысяч лет они были частью культурных традиций во всем мире. Работая с лабиринтами, я обнаружил, что они могут быть средством упрощения общения между землей и людьми, а также способом установить связь с тем участком планеты, на которой они расположены.
Недавно я принял участие в индейской церемонии воды, в шествии Ниби (что значит «вода»), посвященном круговороту реки Потомак в восточной части США. Мы взяли воду в истоке этой реки в горах Западной Виргинии и несли ее 12 дней, 515 километров, до ее устья в Чесапикском заливе. Каждый шаг в этом шествии был жертвой духу этой реки и выражением нашего благопожелания об исцелении отношений между людьми и этой рекой, а также всеми водами мира. Добравшись до устья реки, мы вылили в ее волны воду из источника, сказав духу реки: «Это и есть ты. Такой ты была до того, как тебя загрязнили люди. Мы хотим установить с тобой связь. Мы любим тебя. Мы уважаем тебя. Мы благодарим тебя». Эта церемония была частью подобных шествий вдоль рек, организованных женщинами оджибве30, у которых есть своя философия и стремление перенести духовную работу с водой в большой мир. Я познакомился с ними благодаря нашей общей приверженности священному ручью и реке Миссисипи. Это был движущийся ритуал воды в самом сердце США и одно из самых ярких событий моей жизни.
Когда мы укоренены в своем сущностном достоинстве и находимся в тесной связи с каким-то местом, тогда мы соединяемся с циклами земли, со всей совокупностью существ и ощущаем нашу взаимозависимость.
Нас могут призвать что-то предпринять для поддержки окружающих существ. Традиция Возрождения во многом основана на активизме, на правозащитной деятельности в отношении общества и экологии, что также имеет место в нашей духовной практике. Поскольку у нас анархическая традиция, каждому из нас предоставляется самостоятельно определить, что именно он будет делать. Такими акциями мы создаем собственные циклы, крепко связывая нашу судьбу в своей физической форме с благополучием всего живого на планете Земля.