Было установлено, что приблизительно к середине II века н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй – футарк. Это был жестко закрепленный перечень рун с указанием их фонетических и магических значений. Появившись сначала в Дании (примерно к III веку н. э.), он распространился по всей Скандинавии, а к IV–V векам им пользовался весь мир.
В футарке 24 знака, разбитых на три группы, которые называются атты (att). Это слово переводится с древненорвежского как «род», «семейство». Каждый атт связан с каким-либо богом (рис. 8). Первый атт принадлежит Фрейе, второй – Хеймдаллю, а третий – Тору.
Рис. 8
В Исландии в конце прошлого тысячелетия они так и назывались: атт Фрейи, атт Хеймдалля и атт Тора. Каждый из них состоит из 8 рун. По первым их буквам (f, u, th, a, r, k) этот строй и получил свое название – Futhark. Он также часто упоминается как Старший футарк. Ниже приведены знаки, входящие в этот рунический строй.
По утверждениям рунологов, наиболее ранний полный рунический ряд этого футарка вырезан на готском камне из Килвера, найденном на острове Готланд в Швеции в начале V века. На рис. 9 указаны буквенные обозначения рун из футарка на английском алфавите.
Рис. 9
На рисунке 10 показаны символы рунического строя футарка с соответствующими им буквами русского алфавита. С течением времен руны, их начертания и значения видоизменялись. Например, уже в X веке в футарке, изобретенном скандинавами, количество рун сократилось с 24 до 16. Так появился новый рунический строй – Младший футарк, который применяли лишь в качестве алфавита для письма. Именно его использовали во времена викингов, но этот рунический строй актуален и по сей день.
Рис. 10
Самыми распространенными вариантами новоявленного футарка являются шведско-норвежские (рис. 11) и датские руны (рис. 12).
Рис. 11
Рис. 12
Исследователи утверждают, что, например, шведско-норвежская версия несла в себе мало магического, а датские символы использовались, помимо письма, в повседневно-бытовой магии.
Версией норвежских рун являются знаки, появившиеся в XI–XII веках на острове Мэн, поэтому они называются мэнскими рунами. Их отличительная особенность – отсутствие 16-й руны.
Рис. 13
Гвидо фон Лист (1848–1919), немецкий исследователь рун и известный эзотерик, основавший школу рунической магии, придумал свой рунический ряд, который привиделся ему после операции на глазах. Он получил название арманического ряда, так как был связан с арманизмом и расистскими теориями германских нацистов (рис. 14).
Рис. 14
Все эти руны имеют в своей геометрической основе руну Hagal, которая в арманическом строе приняла форму шестилучевой звезды (рис. 15).
Рис. 15
Все остальные руны вписаны в шестиугольную решетку, производную от Hagal.
Большинство символов имеют формы, подобные или идентичные скандинавским рунам. Данная система имеет специфический порядок и числовые соответствия от 1 до 18.
1. Fa (F)
2. Ursache (U)
3. Thor (T)
4. Os (O)
5. Rit (R)
6. Ka (K)
7. Hagal (H)
8. Not (N)
9. Is (I)
10. Ar (A)
11. Sig (S)
12. Tyr (T)
13. Bar (B)
14. Laf (L)
15. Man (M)
16. Yr (Y)
17. Eh (E)
18. Gibor (G)
В Дании и Норвегии в XI веке на основе скандинавских рун появились пунктированные руны. Были добавлены знаки c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Для отличия появились точки у рун ð и þ, а руна p превратилась в b. Ниже приведена ранняя версия пунктированных рун. Их изобрел исландец Олаф Хвитаскальд в первой половине XIII века. Они получили название «Руны Вальдемара» по имени датского короля Вальдемара II Победителя (рис. 16).
Рис. 16
Можно также упомянуть о дальских, гренландских и исландских рунах. Что касается последних, пик интереса исландцев к магии рун приходится на XII век, когда на них обратил свое внимание Оле Ворм, который стимулировал развитие исследований по искусству рун. В период так называемого исландского Ренессанса рунами писались древние поэмы. В XVIII веке писарь Йоун Оулавссон из Грюннавика написал труд под названием «Рунология Йоганна Олава», в котором изобрел «руны-портреты» (картинки). Он предлагал их вышивать на одежде. Это были не просто украшения, а несущие код слова, понятные лишь посвященным.
Исландский летописец Бьерн из Скардсау известен благодаря своей работе о рунах под названием «Samtak». В ней есть глава «О различных именах рун», в которой автор информирует читателя о том, что некоторые руны получили свои имена благодаря своей форме, другие названы по своим географическим корням а третьи – «от того действия, которое, как полагают, они производят».
На рис. 17 приведена версия исландских рун. Позже некоторые руны исландского варианта стали претерпевать изменения, появились сокращенные формы магических знаков: руны
Рис. 17
Заслуживают интереса и готские руны (рис. 18), на основе которых был создан алфавит, названный критиками XVIII века варварским (в сравнении с греко-римскими формами). Готы обитали на балтийском острове Готланд, откуда распространились через восточную часть Пруссии, Литву и Польшу до северных берегов Черного моря. На основе рунического алфавита IV века епископ Ульфила изобрел вариант готского письма, использовав греческие буквы и видоизменив некоторые руны для того, чтобы их можно было писать кисточкой или пером.
Рис. 18
Порядок букв в алфавите готов такой же, как и в рунах, что доказывает происхождение его от них. При этом каждая буква имеет свой аналог в рунах в соответствии со своим значением. Кроме изображений, заимствованных из рун, в алфавите присутствуют 11 греческих букв: Aza, Bercna, Gewa, Daaz, Eyz, Ezec, Chozma, Laaz, Noicz, Pertra и Tyz. Они, как и их рунические эквиваленты, тоже обладают магической мощью.
Славянские руны… Существовал ли рунический алфавит у славян? Исследователи считают этот вопрос спорным, потому что уж слишком мало фактических доказательств этого. Черноризец Храбр в своем трактате «О письменах» упоминает об использовании славянами-язычниками «черт и резов» для гадания, что позволяет предположить возможность существования славянских рун. Речь идет о сообщении знаменитого болгарского монаха Храбра, который в своем «Сказании о письменах славянских» говорит: «Будучи язычниками, славяне не имели ни книг, ни азбуки, а читали и писали посредством зарубок и черточек». Некоторые ученые связывают со славянскими рунами письменность «Велесовой книги», что опровергается другими исследователями, не признающими ее подлинность: все найденные памятники рунического происхождения написаны на древнегерманском, англосаксонском, древнескандинавском и шведском языках (потому и допускают различную интерпретацию).
Сторонники существования у славянских народов рун пытаются найти эти доказательства, хотя бы и косвенные. В качестве неоспоримого факта приводится свидетельство немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, описывавшего славянский храм Радегастра, который был возведен на землях лютичей. На найденных там фигурках были обнаружены надписи, которые не соответствовали ни одному руническому алфавиту, что позволяет предположить, что они имели славянское происхождение. Как аргумент выдвигается упоминание писателем Аль-Массуди, жившим в X веке до н. э., насечек в виде знаков на одном из славянских храмов. Приводится также выказывание арабского путешественника Ибн-Фодлана о существовании у славян надписей на столбах.
Для подтверждения применения славянами рун в качестве доказательства используются находки археологического плана – керамика с отрывками надписей, например черепки, относящиеся к черняховской культуре (Украина). В 1967 году в раскопках села Войковское на Днепре был найден глиняный сосуд славянского происхождения. Надпись на нем не поддается расшифровке никаким алфавитом из всех имеющихся письменных систем при наличии сходства с рунической символикой. В графике обнаружены руны футарка: Дагаз, Гебо и Ингуз. Как типичный пример применения славянами рун и рунического памятника славянской культуры приводится одно из вятических височных колец XII века, на лопастях которого выгравированы знаки, среди которых есть руна Альгиз, обычно присутствующая в руническом строе Старшего футарка. Ее код – защита от колдовства, злых воздействий на человека. В 1936 году в Польше, на территории Позненской области, нашли камни, известные как Микоржинские. Ученые относят надписи на них к культуре венедов (балтийских славян). На камнях обозначены руны с именами соответствующих им богов.
В германо-скандинавской мифологии боги свои, но обычно проводится параллель между ними и римскими божествами. По связи с ними руны классифицируются следующим образом.
• Фрейру – богу растительности в скандинавской мифологии посвящены восемь рун – Феу, Уруз, Турисаз, Ансуз, Радо, Каньо, Гебо, Вуньо.
• Богу Хагу посвящены восемь рун – Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Айваз, Перт, Альгиз, Соулу.
• Тиру (Тору), богу грома, бури и плодородия, посвящены восемь рун – Тейваз, Беркана, Эваз, Манназ, Иннгуз, Лагуз, Дагаз и Отал.
В славянской мифологии боги имеют иные названия. Ниже приведена информация о рунах северовендского строя с указанием соответствия каждой из них со славянским божеством.
Мир (рис. 19). В германском футарке эта руна называется Madr или Mannaz (Человек). Сама ее форма – это образ Древа мира и образ человека, стоящего с поднятыми к небу руками.