И кто не согласится, что из всех тайн, раскрытие которых наиболее интересует человеческое существование, «тайна куклы» есть самая существенная, самая захватывающая?
Когда я начала работать с народной куклой, сделала множество интересных открытий. И с удовольствием готова поделиться с вами.
Вот уже на протяжении нескольких тысячелетий куклы являются важной частью человеческой культуры. Они сопровождают человека всё его детство, а порой остаются в жизни как талисман, оберег или хранитель важных моментов.
Как ни странно, они появились задолго до письменности и живописи. Самым древним из обнаруженных археологами куклам насчитывается около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки не предназначались для игр, а хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, чтобы скрасить одиночество умершего в другом мире. Часто куклы использовались жрецами Древнего Египта в проведении ритуалов, посвящённых богу Осирису.
В Древнем Риме куклы переместились на театральные подмостки и высмеивали людские пороки и несовершенства. А в период Средневековья Святая Церковь считала кощунственным искажением человеческого образа. Фигуры широко использовались колдунами и ведьмами для проведения различных ритуалов.
На Руси кукле отводилось особое место. С ней не только играли, но и обучались разным премудростям. Девочки учились шить, вышивать, прясть, варить кашу, заботиться о младших детях. Делали куклы в основном девочки и женщины. Но и мальчики играли с ними. Например, кукла Кулак – это мужская игрушка, которая обучала маленьких мальчиков основам кулачного боя. Связанные из соломы, веточек или кусочков ткани, куклы становились главным действующим лицом большого числа обрядов или оберегали своих хозяев от множества невзгод.
Откуда произошло само слово «кукла»? Е. И. Ковычева в своём исследовании «Эволюция ручных кукол русского народного театра» указывает на связь слов «кукла» и «кулак». Слово «кулак» в древнерусском языке имело форму «кука», что является женской формой имени Великого Бога Кия. Также кукой называли на Руси скрученный из волос узел на голове. А длинные волосы были атрибутом Великой Богини Кука.
Кукла-подружка
В словаре В. И. Даля можно найти такое определение куклы: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного».
А С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» даёт следующее описание: «Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях».
Много интересного можно почерпнуть в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Но суть одна. Кукла – это подобие человека. Именно в этом заключается её первая тайна. Она несёт в себе образ человека, является его метафорой, воплощением в неживом объекте.
На куклу легко перенести все горести и печали, болезни и проблемы. Некий посредник между сознанием человека и его внутренней сущностью – бессознательным. Поэтому метафоричность становится первой предпосылкой использования куклы как инструмента психолога и педагога.
Ещё одной причиной эффективного применения народной куклы в психологии и педагогике является глубокий символизм процесса её создания. Наша психика очень легко может связать практически несвязанные вещи и во всём увидеть всё. Так в созданной своими руками кукле человек видит самого себя. И, осознанно меняя что-то в кукле, перенаправляет внутренние процессы в сторону исцеления души и тела.
Обычно выделяют три уровня символизма: индивидуальный (личные смыслы), культурный (эпоха, вероисповедание, национальность) и архетипический (общечеловеческие смыслы). Например, круг на индивидуальном уровне может означать «линия без начала и конца, обручальное кольцо», на культурном уровне – «божественное начало, Бог, солнце, колесо судьбы», а на архетипическом – «защищённость, материнская утроба».
Опираясь на индивидуальный слой бессознательного, человек видит в кукле определённый, значимый только для него смысл, возникающий в результате полученных знаний, способностей и жизненного опыта. Именно индивидуальный символизм проявляется при первом контакте с куклой. Чем она похожа на своего создателя: внешность, черты характера, эмоции и т. д. С какими ситуациями из прошлого ассоциируется. Этот материал помогает качественно исследовать причины возникновения проблемной симптоматики и провести коррекцию.
Но длительное взаимодействие выносит на поверхность более глубинные смыслы, связанные с культурой, национальностью, вероисповеданием, или даже архетипические образы, присущие всему человечеству в целом.
В изготовлении народных кукол есть несколько правил, которые передаются из поколения в поколение и имеют культурные или даже архетипические корни. Так, при изготовлении куклы очень редко используют острые, режущие и колющие предметы. Особенно если делается оберег. Нить нужно перекусывать зубами, обжигать на свече или отрывать. Ткань также рвут на лоскутки руками. Именно поэтому таких кукол раньше называли «рванки».
Если обратиться к словарю символов, то ножницы – амбивалентный символ творения и уничтожения, жизни и смерти, их непредсказуемости, рока. В них две части, соединённые в виде креста, действуют как одно целое. В античности ножницы были атрибутом древнегреческой богини судьбы Мойры. Ими она перерезала нить жизни. В славянской мифологии подобной богиней, прядущей нить жизни, являлась Макошь. То есть тайное послание этого правила – ничего не отрезать от своей судьбы и не перерезать свою нить жизни.
Игла – тоже противоречивый атрибут. С одной стороны, это оберег: иголки и булавки, воткнутые в одежду, служили оберегом от всякого зла и нечистой силы. Но с другой стороны, иголки в углах и под порогом, по народным поверьям, могли служить орудием порчи. Символика иглы также основана на таких её свойствах, как острота, малая величина, способность проникать сквозь или вглубь предметов, а также легко теряться. Она является одновременно и женским символом творческого начала, и мужским символом проникновения в глубинную природу явлений.
В некоторых случаях можно было работать с ножницами и иглой, но только при изготовлении волос, верхней одежды, наряда – ленты, тесьма, кружево, пояс или передник. Также исключением из этого правила являются куклы на основе мешочка, который сшивался по краям.
В этом простом правиле заключён самый главный принцип любой терапии, в том числе и душевной: prímum nóli nocēre (прежде всего – не навреди).
Ещё одно правило мотания куколок очень интересно с символической точки зрения – направление мотания нитей и скруток. Нить при соединении элементов и придании формы наматывали по часовой стрелке. Узелки часто вообще не делали. В том случае, если на куклу читался наговор, узелки завязывались обязательно, определённое количество, и назывались они «наузы».
Направление наматывания нити связано с древним славянским символом – коловратом. Он представляет собой круг, от центра которого исходят лучи. Их концы могут быть повёрнуты вправо или влево. Символическое значение этого знака чётко отражено в его названии. Первая часть, «коло», расшифровывается как «круг», значение «врат» соответственно – «движение». Движение по кругу – суть всех истоков, естественных природных циклов, знак бесконечности.
Кукла Северная Берегиня (Лоскутница)
Если лучи коловрата загнуты по ходу солнца, то такой славянский символ называют «посолонь». Он символизирует движение жизненной энергии. Лучи, направленные против часовой стрелки, означают, что это противосолонь, и олицетворяют интуицию, исцеление, магию. Часто посолонь сравнивают с действием «живой» воды, а противосолонь – «мёртвой». Поэтому, наматывая нити посолонь, мастерица как бы «вдыхает» в куклу жизнь.
Завязывание узлов несёт в себе двойственный знак остановки, закрепления и овладения чем-либо. С помощью узлов ловят, захватывают счастье, беду, болезнь, порчу, урожай, плодородие, удачу. Способы плетения наузов восходят к древней практике использования узлов как средства запоминания (фиксации) и передачи информации. Вспомним как минимум знаменитые узелковые письма племени майя. Древние замечали, что любая мысль материализуется и для этого её необходимо зафиксировать. И самый простой способ это сделать – завязать «узелок на память». Затягивая узелки и произнося определённые словесные формулировки, мастерица наделяла куклу желаемыми свойствами и характеристиками. Таким образом, к процессу творения добавляется мощный когнитивный (мыслительный) процесс. Создавая словесную формулировку желаемого состояния, автор куклы изменяет свои ограничивающие убеждения на более эффективные.
Тряпичные обрядовые куклы имеют ещё одну характерную особенность: у них практически никогда не изображали лицо. По традиционным представлениям самых разных народов, именно через рот, нос, глаза и уши духи-покровители и духи-помощники вселяются в свои изображения.
Отсутствие лица было способом обезопасить человека. Ведь безликая кукла – вещь неодушевлённая, а значит, не сможет быть двойником хозяина и никто не причинит ему зло через такую куклу. Лишь в некоторых случаях лицо обозначали крестом из цветных ниток. Лицевой крест свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени. Такая кукла является архетипом и несёт в себе образ Великой Богини. Она проводник божественной силы. Это и делает куклу сакральной.
Крест в круге (знак Даждьбога, «солнечный крест», «колесо сансары», «хлебный крест») является одним из самых древних символов. В разных вариациях он встречается практически у всех народов и почти везде ассоциируется с небесной колесницей, на которой передвигаются верховные боги. По сути, крест в круге – всегда символ колеса, то есть – вечного движения, перерождения, обновления, бесконечной жизни. Он является символом гармонизации и единства духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), небесного и земного, мужского и женского начал.
Безликость куклы – пятая причина эффективности использования её в психотерапевтическом и коррекционном процессе. Ведь воображение безгранично. И автор куклы может представить любое выражение лица. А значит, доступна проработка самых сильных и сложных эмоциональных состояний. Причём в безопасном и комфортном режиме.
Все куклы изготавливались только из натуральных материалов: лён, крапива, лыко, солома. Реже использовались шерсть, хлопок и шёлк. Это было естественно, ведь искусственных тканей тогда не было. Да и редко для создания кукол брали новую. Разве что для свадебных и подарочных. Чаще всего использовались лоскутки, оставшиеся от старой одежды. Ведь она уже впитала в себя энергию человека, а значит, несёт отпечаток его души.
Пелёнки для грудничков делали из одежды старшей женщины в семье. А из прохудившейся рубахи отца можно было сотворить куколку на удачу. Матушкин платок прекрасно навевал сон её дитяти, а яркие лоскутки старого девичьего сарафана украшали куколки для привлечения женихов.
В настоящее время не обязательно ограничивать себя только натуральными тканями. И поэтому выбор материалов для куклы может стать замечательным диагностическим инструментом. Цвет, размер, качество, фактура используемых тканей будет уникальна для каждой мастерицы и каждой куколки. Ведь выбранная ткань или нить наполнена множеством личных смыслов, ассоциаций и воспоминаний.
Именно возможность использования и подбора самых разнообразных материалов для изготовления куклы обеспечивает один из важнейших принципов работы арт-терапии – ассоциативности. Процесс выбора актуализирует проблему с помощью возникающих ассоциаций, которые позволяют заново пережить самые разные жизненные ситуации. Чем больше ассоциаций создаётся, тем эффективнее и продуктивнее работа с куклой.
Древние славяне рассматривали мир как совокупность и взаимодействие трёх уровней: Прави, Яви и Нави. В человеке они проявлялись как дух, душа и тело. Единство трёх начал создавало состояние гармонии в жизни человека.
Методы Прави решают проблемы на уровне сознания. При отрицании законов бытия, сильной эмоциональной вовлечённости в ситуацию, отсутствии духовных ориентиров человек теряет главное – гармонию со своим божественной основой. В итоге это нарушает целостность слаженной работы всех трёх начал, ослабляя Явь и Навь и приводя к проблемам и болезням.
Факторами, вызывающими дисбаланс, также являются семь Навей, которые нельзя терпеть. К ним относятся боль, недостаток пищи и питья, недостаток сна, холод, отрицательные эмоции (особенно обида) и естественная нужда. Помимо этого, есть семь противоположных Навей – Явей, которым нельзя предаваться. Это наслаждение, избыток тепла, избыток сна, избыточное питьё и еда, лесть и бесконтрольное следование своим естественным влечениям. Методы Нави призывали славян сознательно ограничивать свои желания и тем самым оберегать душу. Методы Яви же направлены на развитие тела и увеличение его энергетического потенциала.
Голова куклы может символизировать разум, грудь и руки – эмоции и отношения, а ноги – поведение, активность. Также куклу можно рассматривать как единство трёх уровней психики: Ида, Эго и Супер-эго.
Всё это обеспечивает комплексный подход к решению проблем человека. Несмотря на то что возможными целями работы могут стать духовный, когнитивный (разум), эмотивный (эмоции и чувства), телесный и поведенческий уровни, следует помнить, что главной задачей является воздействие на эмотивный и телесный уровни, так как именно в них чаще всего скапливается «отрицательный заряд». Ведь именно боль, дискомфорт и негативные эмоции являются наиболее сильными сигналами, на которые мы реагируем.
Нитяные игровые куклы
А вот состояния, когда «всё хорошо», мы часто принимаем как должное, как норму и не уделяем этому много внимания. Именно поэтому полезно быть чутким к своим эмоциям, чувствам и их телесным проявлениям.