В 2021 году компании, фрилансеры, предприниматели и бизнесмены нешуточно обеспокоены своим нестабильным положением на рынке. Ни для кого не секрет, что тот самый злостный коронавирус дал всем понять, как особенно тяжело будет тем, кто никогда и никак себя не продвигал. Мир «новой ненормальности» диктует свои требования и условия, под которые нужно обязательно уметь своевременно подстраиваться, если хотите остаться конкурентоспособными. Я могу с уверенностью сказать, что тренд последующих лет – это построение личного бренда, ведь с его помощью человек в абсолютно любой сфере сможет продвигать бизнес, получить высокооплачиваемую работу, наладить и обзавестись выгодными связями, не бояться и не задумываться о том, что будет с его профессией и любимым делом в условиях кризиса или неожиданных изменений в мире. Но нужно отметить, что не каждому предпринимателю, писателю, психологу, фитнес-тренеру, врачу, музыканту или любому другому профессионалу в той или иной области по силам самому создать эффективную стратегию для продвижения своего личного бренда.
Во-первых, создание успешного личного бренда – это огромная, многоплановая работа, которая занимает много времени. Во-вторых, не каждый человек, даже если он считается профессионалом в своей сфере, обладает определенными знаниями, может правильно и грамотно оценить свои возможности, изучить все технологии, методы и составить правильный план для построения персонального бренда. Именно в этот момент люди как раз и задумываются о том, чтобы обратиться к профессионалу, который поможет им в построении и продвижении персональной репутации.
Услуги персонального брендинга становятся все более востребованы, при этом, если открыть всевозможные сайты вакансий в Интернете, то можно заметить, что бренд-менеджеров, экспертов, продюсеров личного бренда не так уж и много. Это означает следующее.
1. Конкуренция на рынке труда еще не столь велика, а это шанс зарекомендовать себя в будущем, как профессионала с большим опытом в этой сфере.
2. Продюсер личного бренда – «незаезженная» профессия, поэтому открываются все новые возможности для дальнейшего развития этой специализации.
3. Тенденции показывают, что в скором времени спрос на профессионалов в теме личного бренда будет выше, чем предложение. Хотя, еще раз повторюсь, «раскрутить» репутацию и создать личный бренд для эксперта сможет тот специалист, который действительно владеет всеми нужными инструментами и будет заниматься продвижением своего клиента профессионально.
Но что же означает сам термин «личный бренд»? О нем все говорят, но никто не может дать точного определения. Одни считают, что личный бренд есть у каждого человека с рождения, кто-то говорит, что он зависит от репутации человека, другие сравнивают этот термин с транслируемым образом. А я отвечу следующим образом: когда вы будете читать следующие главы моей книги, вы быстро осознаете, почему в названии есть слово «магия». Я считаю, что личный бренд человека – это и есть его магия. Персональный продюсер личного бренда – это человек-волшебник, обладающий магическими инструментами, с помощью которых он запросто может делать других людей успешнее и счастливее. Но определенного сборника заклинаний нет, зато есть моя «волшебная» книга, которая поможет вам разобраться, как стать настоящим персональным продюсером любого эксперта. Личный бренд – это возможность не только показать, но и доказать свою экспертизу. Он поможет потенциальным клиентам, партнерам и работодателям сделать выбор в вашу сторону и укрепит вашу репутацию в профессиональном сообществе.
Личный бренд – это, в первую очередь, о личности человека. Личностное позиционирование в информационном обществе[1] несомненно играет важную роль в функционировании социума. Осознание развития персонального бренда в ближайшее время коснется абсолютно всех людей, ведь признание и успех в карьере совершенно точно будут связаны с тем, как человек может правильно позиционировать себя на изменяющемся рынке труда и какое представление, какой образ человек-бренд будет вызывать в головах общественности. Личный бренд состоит из охвата и репутации человека. Создание личного бренда может стать мощнейшим инструментом для того, чтобы вы всегда имели большую базу клиентов и высокий достаток от своей деятельности. Сейчас личный бренд человека – это просто необходимый жизненный ресурс каждого, кто уважает себя. Вы можете уже быть крутым экспертом, иметь за плечами успешные проекты или же уникальные навыки и качества, но если никто, кроме пары ваших коллег, об этом не знает, то возникает резонный вопрос: откуда у потенциальных работодателей и клиентов возникнет доверие к вам?
Раньше считалось, что личный бренд касается лишь людей творческих профессий. Однако сегодня это не так. Он касается каждого! Ведь каждый из нас заинтересован в поиске хорошей работы, улучшении текущих условий, в заинтересованности хантеров собственной персоной, в карьерном росте. Все это будет происходить, если личный бренд будет транслировать в информационном пространстве вашу экспертность и имидж. Это подтверждают и результаты исследования в коммуникационном сообществе #prspb, которые были опубликованы в 2020 году. Там пиарщики отвечали на вопросы.
• 63,7 % – это помогает повышать свою стоимость на рынке;
• 61,1 % – помогает продавать свои личные услуги;
• 60,6 % – помогает налаживать связи;
• 46,9 % – помогает искать работу в компаниях;
• 46,5 % – помогает в работе при решении каких-либо проблем, выполнении задач[2].
От себя добавлю, что в условиях нашего нестабильного мира личный бренд – это дополнительная подушка безопасности. И запомните: лучшая инвестиция – это инвестиция в себя. Сначала вы будете работать на свой личный бренд, создавать его с нуля, а потом он будет работать на вас, возвращая и приумножая ваши инвестиции. Это и есть то правило, которое вы должны сами осознать и рассказать вашему будущему клиенту. Хотя и я далеко не сразу пришла к этому открытию! Помню, на моей практике были люди, которые приходили в компанию не на самые высокие должности, но при этом занимались активно раскруткой своего личного бренда. Для всех это было чем-то странным и непонятным. Зачем писать посты о рутинных вопросах, совещаниях, кейсах? А потом этот человек быстро рос и в итоге уходил создавать уже свою компанию.
Поэтому чем раньше задуматься о важности в вашей жизни такого аспекта, как личный бренд, а тем более уметь создавать и продвигать его другому человеку, тем успешнее и эффективнее может сложиться ваш карьерный путь.
На самом деле, однозначного ответа на вопрос: «кто же такой персональный продюсер личного бренда?» – просто не существует. И сейчас я объясню почему. Проанализируйте источники, которые предлагают научиться данной профессии. Их мало, не правда ли? Да, существуют различные онлайн-курсы, тренинги, вебинары, конференции на эту супермодную тему, но качественное обучение может предоставить отнюдь не каждая организация или компания. Даже высшие учебные заведения не могут вручить диплом выпускникам по направлению «Специалист по продвижению личного бренда» в силу того, что это направление еще слишком молодое.
Когда я начала работать со своими клиентами, которые, кстати, являются очень крутыми профессионалами в своей нише, то сразу поняла, что продюсер личного бренда не ограничивается лишь составлением бренд-стратегии и ее продвижением.
Продюсер личного бренда – это человек, который готов все время развиваться и углубляться в новые направления.
Продюсер ЛБ должен обладать некоей синергией разных профессий: быть PR-специалистом, коучем, специалистом по ораторскому искусству, журналистом, маркетологом, консультантом, даже стилистом и психологом! Сейчас у вас в голове, наверное, проскочила мысль: «Почему так много? Как мне овладеть всеми навыками и технологиями? Этим профессиям же нужно учиться годами!» Страшно? Спешу вас успокоить, ни в коем случае не бойтесь! Эта книга станет для вас неким самоучителем, проводником, книгой-тренингом, благодаря которой вы сможете понять азы для успешного карьерного старта в лице эксперта по построению личного бренда. К тому же переключение между разными заданиями делает персонального бренд-продюсера специалистом будущего, незаменимым человеком на рынке труда с большой заработной платой.
Ключевая миссия продюсера личного бренда – выявить сильные стороны своего клиента, правильно транслируя их его целевой аудитории. Именно он помогает людям быть востребованными в своей нише при любых обстоятельствах. Эксперт по личному бренду как раз и должен уметь продвигать эксперта – того, о ком будут говорить, знать, ценить как профессионала в своей сфере и который сможет зарабатывать на своих услугах, продуктах и товарах благодаря своему имени, затрачивая при этом минимальные ресурсы. Именно продюсер личного бренда может помочь любому человеку и профессионалу стать узнаваемой и уважаемой личностью. Задачей продюсера ЛБ является создание не просто некоего образа определенного человека, а умение транслировать правдивый, уверенный, положительный имидж своего клиента. Важно подчеркнуть, что это огромная ответственность, ведь персональный продюсер оценивается даже не по собственным результатам (хотя это, без сомнения, тоже важная составляющая специалиста), а по тому, каких успехов добились его клиенты.
Продюсеру личного бренда всегда надо быть в потоке информационного пространства и, конечно, не забывать о таком, казалось бы, элементарном свойстве – думать. Это ключевое действие для будущего специалиста по продвижению успешного личного бренда человека. Продумывать последствия действий своего клиента и что они за собой повлекут: пользу или вред? А какую реакцию они вызовут у его целевой аудитории? Продумывать его образ, имидж, взаимодействие со средствами массовой информации, сотрудничество с другими экспертами, заранее просчитывать ходы, которые будут успешны для достижения поставленной цели. Вы – как стратег, который должен выстроить эффективный план для своего клиента, при этом не забывать контролировать его выполнение. При правильном его построении, вы сможете обеспечить своему клиенту уверенность в завтрашнем дне и помочь ему выделиться на фоне других конкурентов.
Для начала вам нужно определиться, каким путем вы будете следовать и какую миссию вы будете транслировать своим клиентам, как персональный продюсер личного бренда. Существует два варианта, Первый – можно выбрать конкретную узкопрофильную нишу по пути создания личного бренда человека, стать профессионалом с четким позиционированием. Например, вы хотели быть персональным продюсером в спортивной индустрии и начинаете активно искать клиентов в этой области. Ваша миссия может быть озвучена примерно так: «Я помогаю спортсменам быть не только кумирами миллионов в своем виде спорта, но и оставаться теми людьми, на которых хочется быть похожими в повседневной жизни. Мои клиенты чувствуют себя уверенно в мире, полном переломных моментов, как и профессиональный спорт! Я помогаю людям выйти из тени после завершения спортивной карьеры, заявить о себе и своем любимом деле так, чтобы их услышали и вписали в историю мирового спорта». Успешным примером для построения личного бренда может быть бывшая спортсменка, а сейчас известная телеведущая, коуч, бизнесвумен – Ляйсан Утяшева.
Второй вариант – зарекомендовать себя экспертом в построении личного бренда в различных областях: это может быть музыкальный бизнес, медицина, астрология, психология, юриспруденция и многое другое – неважно. Для каждого направления можно заручиться базовым набором инструментов и технологий, которые помогут вам построить успешный личный бренд для любого вашего клиента. Здесь ваша миссия будет намного обширнее, и звучать она может следующим образом: «Я помогаю людям выйти из тени, стать успешнее и счастливее, быть настоящими гуру в своей области. Благодаря моим навыкам, знаниям и инструментам вы сможете превосходить своих конкурентов на тысячи шагов вперед и не беспокоиться о том, что будет завтра с вашим бизнесом, любимым делом и именем!». Конечно, для всех каждая сфера деятельности индивидуальна, везде есть уникальные технологии, но я попробую систематизировать основные моменты для прокачивания и продвижения личного бренда совершенно любого человека из разных областей.
Главное, в этих двух вариантах знать одно: вы должны четко представлять, с каким клиентом и из какой сферы вы будете работать. Вы должны понимать, как та или иная отрасль функционирует, кто является целевой аудиторией и какие инструменты продвижения можно будет применять. Каждому клиенту важно донести идею, что личный бренд дает преимущества перед другими его коллегами. Именно человека-бренда знают, ценят, доверяют, любят. А значит, у него хотят и будут покупать.
Кого же можно продвигать? Всех. Я уже упоминала в начале книги о том, что личный бренд – это необходимый жизненный компонент каждого человека в современном мире. Но, конечно, осознание того, что нужно позаботиться о построении персонального бренда приходит, в первую очередь, тем, у кого высокая конкуренция в своем направлении деятельности. Это могут быть блогеры, фотографы, юристы, журналисты, спортсмены, ведущие, врачи, психологи, дизайнеры, стилисты, визажисты, финансисты, тренеры, парикмахеры, гадалки и многие другие. Обратите внимание, когда мы говорим о том, кто такой хороший психолог, всем на ум приходит имя Михаил Лабковский – тот самый, на консультацию к которому хотят попасть миллионы людей. Именно он собирает полные залы, когда проводит свою очередную лекцию. И к нему идут люди, потому что у него правильно выстроен его личный бренд, и продвигают его очень уверенно и осознанно. Если меня спросят, кому я хочу дать интервью, как эксперт, то я отвечу Юрию Дудю – российскому журналисту, чей канал на YouTube смотрят миллионы людей.
Личный бренд имеет огромную значимость даже при работе в B2B сегменте, потому что в итоге при коммуникации и заключении договоров, собеседования и переговоры ведут конкретные живые люди. И они, конечно же, склонны доверять личности, своему партнеру, человеку, которого они знают в лицо и у которого положительная персональная репутация, а не компании как таковой. Благодаря публичности и личному бренду директора или лидера компания станет намного привлекательнее для дальнейшего сотрудничества.
Для своих клиентов вы можете составить целый список, почему им понадобятся ваши услуги персонального продюсера. Личный бренд поможет им донести их ключевые ценности до общественности, тем самым повысить лояльность действующих потенциальных клиентов их товаров или услуг; привлечь еще больше новых партнеров, стейкхолдеров, инвесторов; расширить свой поток клиентов через нетворкинг и советы других людей, которые будут рекомендовать ваших клиентов как профессионалов и экспертов в своей области, ну и конечно, что самое важное, благодаря личному бренду можно будет выделяться среди конкурентов и повышать стоимость своих услуг или цены на товары. Поэтому клиентов у хорошего персонального продюсера личного бренда, поверьте мне, будет предостаточно!
Распаковав один из подарков на день рождения, я вдруг обнаружила коробку конфет с предсказаниями, одно из которых заставило меня задуматься: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». И ведь это действительно так! Для личного бренда эта фраза актуальна как никогда, а для человека, который хочет заниматься его построением профессионально, тем более! Потому что, когда люди принимают решение, что им это нужно, у многих возникает много барьеров и страхов. А личный бренд – это то, что требует постоянной работы и уверенности в себе.
Один из самых распространенных страхов – «у меня ничего не получится», или «это будет никому не интересно». Именно это я испытывала в самом начале пути, но вот у меня уже тысячи живых и настоящих подписчиков – людей, которым интересны мои посты в социальных сетях и постоянный, просто нескончаемый приток клиентов, которые хотят заниматься своим личным брендом!
Для того чтобы понять свое предназначение, подумайте, разбираетесь ли вы в выбранной вами теме, которая, по сути, должна транслировать вашу экспертизу? Да? – Значит этот страх беспочвенный. Нет? – Значит людям и правда будет неинтересно, так как вы с ними неискренны, а это чувствуется.
Искренность – это очень важное качество, которым вы должны обладать, когда предлагаете свои услуги клиентам.
Страх сделать что-то не так. Как и абсолютно в любом деле, экспертиза накапливается с опытом. Если вы изучите аккаунты известных людей в социальных сетях, у которых сейчас миллионы подписчиков, посмотрите, как они к этому пришли, сравните уровень контента сейчас и в самом начале пути, то увидите, что это две совершенно разные вещи.
Страх не получить желаемые результаты. Конечно, когда вы выйдете на рынок труда и зарекомендуете себя как настоящего профессионала в области продвижения личного бренда, уже найдутся люди, которые уже очень давно реализовывают себя в этой сфере. Ну и что? Конкуренция – это, наоборот, хорошо, и нужно быть готовым к тому, что суперрезультатов не будет в первые месяцы, и это абсолютно нормально! Поэтому, если говорить о создании личного бренда, хорошие результаты будут нескоро, перед этим нужно будет потрудиться. Но когда они появятся, вы уже не сможете остановиться!
На самом деле, личный бренд вашего клиента можно собрать как пазл! Пазл, который состоит из семи важных составляющих – деталей, складывающихся в единую картину[3]. Главное – понимать, какая деталь к чему относится.
И вот первая деталь: самоидентификация. В самом начале пути, когда принимается решение развивать личный бренд, вы должны определиться: кто ваш клиент, что он умеет, что делает, какой продукт производит, кому он нужен, какие его сильные стороны, ради чего все это?