Трудно сосчитать, сколько раз маме ребенка старше двух лет приходится повторять эти слова – «навести порядок»:
«Давай сначала наведем порядок, а потом сядем за стол».
«У тебя такой кавардак в комнате! Не пора ли навести порядок?»
«Наведи порядок, гости придут!»…
Часто мы ругаем ребенка: «Ну сколько раз можно повторять! А ну-ка, быстро наведи порядок!»
Дети не очень любят прибираться. Конечно, взрослых, которые без ума от этого занятия, тоже надо поискать, но дети просто поголовно ненавидят уборку и плохо с ней справляются.
Обычно им интересно вынимать свои игрушки одну за другой. Когда вы собираетесь угостить их сладостями, они охотно достают из буфета блюдца. Они раскладывают перед собой ведерки и лопатки, чтобы играть в песочнице, а когда выбирают, что надеть, вываливают из шкафа все подряд. Дети только и делают, что вытаскивают вещи, а вот мысль убрать их на место, похоже, им просто не приходит в голову.
Я думаю, что само это действие – наведение порядка – не заложено у человека в генах. Доставать вещи так или иначе приходится, а вот необходимости убрать их на место у нас нет, соответственно, и желания такого не возникает. Похоже, люди научились наводить порядок только потому, что с давних времен мамы постоянно ругали нас и заставляли прибираться. Так что проблема детей не в том, что они этого не хотят, – они еще не знают, как это делать.
Похоже, люди научились наводить порядок только потому, что с давних времен мамы постоянно ругали нас и заставляли прибираться.
Нет детей, которые с рождения умели бы убираться. Помните об этом и не расстраивайтесь, что ваш ребенок – грязнуля. Если он не может прибраться, это не значит, что он плохой. Наоборот, это нормально. Ведь он еще не понимает самой идеи наведения порядка, не знает, как это делается, и потому ваши призывы и указания ставят его в тупик.
Жаль ребенка, когда его ругают или считают глупым, хотя проблема в простом непонимании. Но его не менее жалко, если ему не дают шанса стать самостоятельным. Часто мама делает все сама, считая, что так быстрее или что ребенок слишком мал.
Взрослым следует обучать детей уборке так же тщательно и терпеливо, как они учат их разговаривать или обращаться с предметами – чашкой, ножницами и т. д.
Это обучение дается нелегко и часто повергает вас в растерянность. Но выбора нет – нужно преодолевать эти трудности и шаг за шагом объяснять ребенку, что к чему. Он будет постепенно осваивать нужные навыки и в конце концов сможет делать все самостоятельно.
Я часто думаю, как здорово было бы по мановению волшебной палочки привить ребенку умение наводить порядок. Хорошо бы существовало такое заклинание! Скажешь: «Абракадабра!» или «Сим-салабим!» – и все само собой налаживается. Но такой магии нет, увы. Когда я вижу, что в детской все вверх дном, с моих губ вместо заклинаний срываются угрозы вроде: «А ну-ка, приберись, иначе я все это выкину!» или «Пока не приберешься, на второй этаж не пойдешь!» (на втором этаже – спальня). Мой муж порой заявляет: «Не будешь бережно обращаться с вещами (не будешь убирать их) – больше не куплю!» А кто-то из моих знакомых пугал ребенка так: «Если не приберешься, придет гигантский Будда и заберет тебя!» Когда-то в детстве их ребенка очень впечатлили огромные статуи Будды в городе Камакура, теперь родители, чуть что, упоминают их, и это работает.
У нас в семье был период, когда мы придумывали разных монстров. Если наш сын бегал по дому голышом после ванны, мы говорили ему, что придет «морковный монстр» и откусит его «морковку». А когда малыш играл слишком близко к домашней печке, мы пугали его «обжигающим монстром».
Но вот для уборки никакого чудовища не нашлось, ведь к этому занятию сложно подобрать аналогию. Здесь нет такой четкой логики, как например: будешь бегать без одежды – монстр откусит твою «морковку», будешь сидеть близко к огню – обожжешься. То, что игрушки сломаются, если их не убирать, звучит не очень правдоподобно, и то, что книги исчезнут, тоже вряд ли может сильно испугать.
Получается, у нас всего два выхода: или грозиться выбросить вещи, или шантажировать ребенка, что вы больше ничего ему не купите, не дадите сладостей, не разрешите смотреть телевизор и т. д.
Но запугивания не помогут решить проблему, пока ребенок не принимает самой идеи наведения порядка. Он лишь нехотя уступает вам, чтобы не остаться без игрушек и конфет. Его попытки схалтурить, несмотря на все угрозы, – тому подтверждение: он может просто переложить вещи с пола на стол или затолкать их в ящики. Запугиваниями и условиями можно успешно мотивировать ребенка, если он и сам не против уборки, но с ребенком, который не хочет этого делать, это последнее средство, и с помощью угроз вряд ли удастся добиться толку.
Раз уж нет волшебных заклинаний, родителям придется собраться с духом и учить ребенка самостоятельно. С чего же начать?
Моя подруга плохо умеет наводить порядок и считает, что если она на это неспособна, то ребенок – тем более.
Действительно, родители не могут научить ребенка тому, чего не умеют сами. Но пусть человек в чем-то не силен – он может освоить это, чтобы стать хорошим родителем.
Наверняка каждый из нас, обедая с супругом или с друзьями, случайно ставит локти на стол или берет вилку не так, как положено.
Но когда с вами сидит ребенок, вы делаете ему замечания: «не ешь с тарелки, так делают только собаки», «убери локти со стола», «держи ложку правильно» и т. д. Ведь вы хотите, чтобы ребенок научился хорошо вести себя за столом.
Раз уж вы делаете ребенку замечания, приходится следить за тем, какой пример вы ему подаете. Со временем вы привыкаете сначала проверять, как сидите сами, и только потом напоминать ребенку, что надо убрать локти. Перед тем как попросить его доесть до конца, вы смотрите, не осталось ли что-то в вашей тарелке.
Постепенно вы привыкаете вести себя как примерный родитель и однажды замечаете, что у вас естественным образом сформировалась привычка есть красиво и правильно.
Воспитание детей дисциплинирует и самих родителей. Это шанс, как говорится, убить одним выстрелом двух зайцев! Так что соберитесь с духом и вместе с ребенком всерьез возьмитесь за освоение навыков уборки.
А теперь я предлагаю вам задуматься, почему наводить порядок – это так важно. Мы рефлекторно стыдимся беспорядка в комнате, одежды, которая валяется где попало. Откуда берутся эти ощущения?
Подумаем об этом как о части домашней рутины. Например, если ваш друг приготовил не очень вкусное блюдо, в этом нет ничего страшного: у одних получается хорошо, у других – не очень. Не все могут на ура справляться с бытовыми задачами, это индивидуальные особенности.
Но если вы пришли к знакомому и, стоя в прихожей, краем глаза заметили, что в комнате не убрано, вам кажется, что вы увидели что-то плохое. У вас даже может поменяться мнение о человеке, если вы случайно открыли его шкаф и увидели там скомканную одежду.
Мне кажется, сущность человека проявляется в том числе и в умении наводить порядок.
Но неужели важность поддержания порядка в доме только в том, что жить в пыли вредно для здоровья, одежду, брошенную как попало, уже не наденешь, а оставленные без внимания квитанции забываешь оплатить, пока не придет напоминание? Вряд ли это так. Ниже я расскажу, в чем причина.
Я не считаю, что человек наводит порядок в доме только для того, чтобы все лежало красиво. Мы не просто животные, именуемые людьми, – мы активно взаимодействуем с окружающими вещами. А еще человека не зря называют социальным животным: на уровне инстинктов нам комфортнее жить с себе подобными.
Человек не компьютер и не живет исключительно за счет мозга. У нас есть руки, ноги и все остальные части тела, которыми мы успешно пользуемся. Согласитесь, все эти элементы очень важны и их совокупность делает человека человеком.
Мне кажется, что люди, которые хорошо умеют поддерживать порядок в доме, хорошо овладели тремя навыками: правильно обращаться с вещами, ладить с другими и жить активной жизнью.
Следовательно, для меня важно воспитать не чистюлю, умеющего красиво складывать и хранить вещи, а ребенка, который приобрел навыки полноценной и счастливой жизни в обществе. Именно поэтому необходимо с ранних лет приучать его к уборке.
Может быть, здесь и кроется отгадка, почему нам не по себе, когда мы видим беспорядок в чужом доме. Это заставляет нас чувствовать, что хозяин дома так и не освоил базовые жизненные навыки.
Давайте поговорим об одной из трех привычек, которым нас учит уборка: о правильном обращении с вещами.
Мы живем в окружении вещей, которых становится все больше и больше. У каждого из нас в распоряжении несколько тысяч различных предметов, причем мы сами должны их выбирать, решая, что нам нужно и что приносит радость. Наверняка так было и раньше, но в наше время, когда вещей стало слишком много, комфортнее и лучше живут те, кто умеет правильно с ними обращаться.
Когда вы наводите порядок, вы не просто убираете, складываете и красиво расставляете все по местам. Вам приходится решать ряд вопросов: нужна эта вещь или нет? Если да, то как часто? Куда лучше ее положить, чтобы было легко достать?
В ходе этих размышлений мы формируем отношение ко всему, что имеем.
Говорят, можно понять, что представляет собой человек, по содержанию его книжных полок. Когда-то давно гурман Брилья-Саварен писал: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Если следовать этой логике, то предметы, которыми человек себя окружает, рассказывают о нем не меньше.
Чему учит уборка:
– Самостоятельно отвечать за свои вещи
Твоя личность проявляется в умении распоряжаться тем, что ты имеешь.
– Разделять вещи на нужные и ненужные
Это относится к способности принимать решения. В жизни ребенку часто придется делать выбор, и не только о том, нужна ли ему какая-то вещь. Самостоятельность развивается, когда человек с ранних лет привыкает брать на себя ответственность за свое решение.
– Определять, в каком количестве вам нужны те или иные вещи
– Жить в достатке – не значит иметь много. Скорее это означает иметь ровно столько вещей, сколько нужно. Их количество зависит от того, насколько человек умеет аккуратно размещать их и поддерживать порядок.
– Не просто владеть вещами, а умело их использовать
Когда мы сохраняем порядок, пользоваться своим имуществом гораздо проще. Если не положить на место ножницы, то их трудно найти в следующий раз. Если бросать одежду как попало, она мнется. Если просто запихать все вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать то, что нужно. Мы кладем предметы так, чтобы можно было в любой момент их достать. Применяя этот принцип на практике, вы поймете кое-что очень важное: вещь эффективно служит только тогда, когда ею пользуются.
Теперь поговорим о способности ладить с окружающими.
Мы живем среди людей, хотим мы этого или нет. Дома у нас родители, сестры и братья, спутники жизни, дети. За пределами дома – соседи, коллеги по учебе или работе. Нередко ужиться с другими людьми трудно, но нельзя жить изолированно от всех.
Семью называют ячейкой общества, и, на мой взгляд, это правильно. В родительском доме человек учится существовать среди других и понимает, как это здорово.
Итак, дом – это место, в котором люди живут под одной крышей. Но не только – здесь мы храним свои вещи, среди которых есть и общие, и личные. Поддерживать порядок в доме означает думать о том, как вести себя и как обращаться с вещами на общей территории.
– Находясь в компании других людей, следует учитывать их желания
Когда мама просит ребенка навести порядок, он понимает ее желание. Ребенок догадывается, что мамина фраза «у тебя в комнате беспорядок» означает «прибери там, пожалуйста». Это понимание не врожденное, оно приобретается постепенно, в ходе взаимодействия с родителями.
– Четко говорить о своих намерениях
Представьте себе ситуацию: мама просит убрать игрушки, а ребенок ей отвечает, что он еще не доиграл в кубики. Он действительно что-то построил и хочет потом вернуться к этому занятию? Или он просто придумывает отговорки, чтобы избежать скучной обязанности?
Ребенку полезно научиться четко выражать свою мысль.
Если он способен сказать: «Можно я оставлю только кубики, а остальные игрушки уберу?», это означает, что он приобрел важный навык общения, который пригодится ему в жизни.
– Думать о себе и о других
Когда ребенок поймет, что нужно преодолевать лень и убирать из гостиной разбросанные игрушки, потому что они всем мешают, он постепенно привыкнет думать о других. Он будет понимать, что если, например, сесть на пол в проходе поезда, то это причинит неудобство окружающим.
Привыкая корректировать свое поведение и заботиться об окружающих дома, ребенок научится вести себя в общественных местах.
– Заботиться о своей и чужой территории
В доме у всех есть как общее пространство, так и личное. Пока ребенок еще маленький, у него часто нет своей комнаты, но место, пусть даже небольшое, где хранятся игрушки, книги и где можно учиться, наверняка есть. Это может быть «уголок» в гостиной или в родительской спальне.
В гостиной отдыхает вся семья, и разбросанные игрушки всем мешают. Объясните ребенку, что он отвечает за свой «уголок» и должен содержать его в порядке. Он не может делать что хочет только потому, что это его пространство.
Дайте ему понять, что если игрушки валяются по всей комнате, то семье негде проводить время. Пусть он учится думать об окружающих. Ключевая мысль здесь не «я разбрасываю вещи, потому что это общее место», а «раз это общее место, то я постараюсь сделать так, чтобы всем было здесь комфортно».
– Проживая в доме вместе с другими, человек понимает, что должен делать что-то сам
Этот пункт связан с двумя предыдущими. Когда ребенок живет в маленьком обществе под названием «семья», он учится наводить порядок в своих вещах. Благодаря этому он понимает, что какие-то задачи надо решать без чужой помощи, думая и действуя самостоятельно.
Будет здорово, если он научится по-новому относиться к общим вещам, поймет, что они принадлежат всем – и ему тоже, поэтому он, как один из хозяев, может сам их убрать.
Поговорим о конкретных действиях.
В наше время люди привыкли довольствоваться теорией; часто им достаточно того, что они усвоили информацию.
Нам уже не нужно ходить по библиотекам и учиться на собственном опыте, чтобы что-то понять, ведь мы можем моментально получить нужные знания в интернете. У нас есть доступ к советам экспертов, инструкциям, примерам и подробным объяснениям различных ноу-хау. Люди считают чуть ли не дураками тех, кто действует методом проб и ошибок и терпит неудачи.