Примечания

1

О судьбе архива Оболенской см. [Алексеева 2017: 15–16].

2

[Free Press Bulletin. 1951. February 14]. Все переводы сделаны автором.

3

[Aesthetics 1951: 2-18]. «Aesthetics» поддерживал и популяризовал современных индийских художников. В нем печатались иллюстрированные очерки о новых достижениях в мире искусства. В одном и том же номере можно было увидеть работы современных индийских художников М. Ф. Хусейна, Джамини Роя, К. X. Ары и работы Пикассо, Брака и Матисса, а также репродукции картин китайских и японских мастеров. Журнал стремился представить своим читателям различные эстетические взгляды.

4

В 1946 году Петраш открыл международный центр (ИИЯ) в Бомбее, а затем его филиал в Нью-Дели (1950). Он организовывал спектакли, радиопередачи о культуре и выставки, в том числе несколько персональных выставок Магды, две из которых прошли посмертно: одна в Бомбее в 1951 году (упомянута выше), другая – в Нью-Дели в 1952-м. Петраш поддерживал и пропагандировал современное индийское искусство, выставляя работы многообещающих начинающих художников (например, С. X. Разы).

5

Оскар Браун был главным судьей Бомбея.

6

См. [Oesterheld 1999: 26].

7

Из электронного письма Нергиш Теджани, 2012.

8

Скорее всего, Магда и Ачария поселились в этой «лачуге» к концу лета 1940 года. В письме от 22 сентября 1940 года Адель спрашивала сестру: «Как твоя новая квартира? Надеюсь, более прочна, чем прошлая?»

9

[Franz 2015: 182].

10

Бомбейское художественное общество начало свою работу в 1888 году как выставочная организация для профессионалов и художников-любителей Бомбея. К 1930-м годам оно стало более профессиональной организацией с отборочной комиссией для выставок, наградами за лучшие работы и продажей работ широкой публике. В 1939 году оно приобрело постоянное помещение для лекций, дискуссий, небольших периодических художественных выставок и ежегодной выставки работ членов общества. Оно также организовывало выставки в городе Пуна. См. [Bombay Art Society 1949]. Книга прекрасно иллюстрирована бомбейскими художниками.

11

[Mitter 2007: 227].

12

[Dalmia 2000: 59].

13

[Ghandhy]. Схожие процессы можно наблюдать в американском искусстве в годы войны. Мэри Дирборн, пишущая об американском искусстве во время Второй мировой войны, отмечает: «Влияние идей и энергия, которые <европейские> эмигранты военного времени принесли на американскую художественную сцену, были мощным двигателем в развитии американского экспрессионизма» [Dearborn 2004: 242].

14

Цит. по [Aesthetics 1951: 15].

15

Сообщено внучатой племянницей Магды Наталией Микаберидзе.

Нефтедобывающая компания «Нобел бразерз петролеум» была основана Робертом и Людвигом Нобелями в Баку в 1876 году. В 1879 году она была преобразована в акционерное общество со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Их младший брат Альфред известен как изобретатель динамита и основатель Нобелевской премии.

16

Альфред Лоренс – один из первых профессиональных фотографов, работы которого имели коммерческий успех.

17

Эта глава частично основана на: [Бернштейн, Неклюдова 2017].

18

[Ростиславов 1901: 50].

19

[Оболенская 2011:211].

20

Дмитрий Кардовский (1866–1943) – русский художник, иллюстратор, сценограф.

21

[Оболенская 2011: 218–219].

22

[Сомов].

23

Только один из портретов сохранился и теперь находится в художественном музее Хельсинки «Атенеум».

24

Илья Репин. Письмо от 28 января 1889 года в: [Репин 2001: 667].

25

Десятилетием раньше в этих же мастерских занималась Мария Башкирцева. Недавняя выставка «Художницы в Париже, 1850–1900» в музее «Кларк» в США открылась ее картиной «В мастерской».

26

Лев Бакст, письмо от 29 ноября 1906 года, РО Государственной Третьяковской галереи, цит. по [Пружан 1965: 120]. Женой Бакста была дочь Павла Третьякова – Любовь Павловна (в первом браке – Гриценко).

Загрузка...