Продолжая размышлять над загадочными образами в романе, хотелось бы привлечь внимание еще к одному необычному персонажу, встречающемуся в романе вместе с его другом Гессаром. Персонаж этот – толстяк- бакенбардист, встретивший Маргариту на берегу безымянной реки, когда она, будучи уже ведьмой, прилетела туда на половой щетке по дороге на Великий бал у сатаны. Этот толстяк, если к нему внимательно присмотреться, в черном цилиндре, заломленном на затылке, с небольшими бакенбардами на лице, от него пахнет коньяком и он, к тому же голый, без брюк. … «из-за ракитовых кустов вылез какой-то голый толстяк в черном шелковом цилиндре, заломленным на затылок… Он был порядочно выпивши» [3, с. 349]. Таким представлен он в 21-й главе романа.
Уже при описании этого персонажа вдумчивый читатель может почувствовать и отметить, что в этом образе что-то напоминает некоторые знакомые черты хорошо известного нам поэта и должны способствовать узнаванию. Подобные характерные схожие приметы безымянного персонажа как: коньяк, пьяный, шляпа-цилиндр лихо сидящая на затылке (так любил носить шляпу С. Есенин) подсказывают нам, что в этом персонаже можно увидеть и узнать Есенина. Да, на похожее сходство нельзя не обратить внимания. Но этого еще недостаточно, Нужен дополнительный аргумент, веский намек, подчеркивающий «есенинский» подтекст. И автор романа отправляет безымянного голого толстяка за брюками на Енисей, где он их оставил, когда купался. «Ты бы брюки надел, сукин сын, – сказала, смягчаясь, Маргарита. …без брюк в данный момент лишь потому, что по рассеянности оставил их на реке Енисее, где купался перед тем, но что он сейчас же летит туда, благо это рукой подать…. Через несколько мгновений перед Маргаритой предстал тот самый толстяк-бакенбардист, что так неудачно представился на том берегу. Он успел, по-видимому, смотаться на Енисей, ибо был во фрачном наряде, но мокр с головы до ног.» [3, с. 350-351].
Заметим, что река Енисей здесь повторяется дважды, видимо для того, чтобы читатель обратил на это внимание (своеобразная подсказка автора). Сопоставив образ подвыпившего толстяка-бакенбардиста в шляпе-цилиндре, напоминающего поэта Есенина, с названием реки Енисей, то непроизвольно возникает ассоциация, игра слов Енисей – Есений – Есенин! И тогда получается, что название реки Енисей в романе используется как анаграмма фамилии Есенин. Не зря , как видим, название реки Енисей созвучное фамилии Есенин выбрано автором. Да, действительно, название реки Енисей позволяет расшифровать безымянный персонаж толстяка-бакенбардиста, с помощью которого автор романа «Мастер и Маргарита» так тщательно и красиво замаскировал своего современника – поэта Есенина.