Дворец Александрия в Гаспре построен в 1837 году князем Голицыным Александром Николаевичем и назван в честь императора Александра Первого. Сам Голицын называл дворец Романтическая Александрия. Отойдя от дел, он жил здесь и скончался в 1844 году, похоронен на территории Георгиевского монастыря в Севастополе.
1
Ранней весной 1824 года из Петербурга выехала на большой барке (деревянная баржа без своего хода) странная делегация примерно из ста человек, в основном женщин, конечным путем которой был Крым. Руководила этой процессией княгиня Анна Сергеевна Голицына. Почему делегация была странной? Потому что это были представители определенного философского и богословского течения, это были люди, решившие отречься от мира и предаться общению с богом и слиянию с природой. Почему в Крым? Потому что вновь обретенная земля «Новороссия» тогда являлась землей обетованной, Новым светом, как Америка для Европы, местом, где можно отрешиться от существующих норм и правил жизни общества. Стоит остановиться подробнее на фигуре Анны Сергеевны Голицыной. При рождении ее фамилия была Всеволожская, а фамилию Голицына вместе с княжеским титулом она купила за половину своего приданого, выйдя замуж за Ивана Голицына, камергера, адъютанта великого князя Константина Павловича. Сразу после венчания она с мужем распрощалась навсегда. По описаниям ее современников мужчин у нее не было. Увлекалась она мистицизмом и пиетизмом (благочестием), с молодости интересовалась различными религиозными учениями, была членом тайного общества, которое было запрещено в 1822 году. По этой ли причине или по другим она вместе с единомышленниками отправилась в дальний путь, и после почти полугодового путешествия они добрались до Крыма. Первым делом Анна Сергеевна купила большой участок земли, на котором построила дом, церковь и разбила парк. Часть дома примыкала к скале, за что она получила прозвище «старуха со скалы», в это время ей было более 50 лет, одевалась в мужской костюм, ездила верхом на коне.
Климат в этом месте, называлось оно Кореиз (до Ялты 10 км), был мягкий, зима короткая. Для колонии переселенцев это было благом, хотя отречение от жизни выдержали не многие. В 1830 году Анна Сергеевна приняла участие в строительстве красивого замка Александрии по просьбе другой знаменитости того времени и ее однофамильца князя Голицына Александра Николаевича. Умерла княгиня в январе 1838 года в симферопольской больнице и похоронена в построенной ею церкви «Вознесения Господня». Княгиня славилась своими мистическими возможностями. Возле нее много лет жили красивые женщины, которые отрекались от своих мужей и семей, а местные жители и власти боялись ее.
2
Экскурсионный автобус остановился на стоянке, в местечке Ясная Поляна недалеко от Ялты. Дальше экскурсанты пошли пешком и остановились перед красивым старинным дворцом с двумя башнями. В группе был молодой парень, брюнет с темно-зелеными глазами, звали его Игорь. Экскурсовод, женщина средних лет, монотонно говорила:
– Вы видите дворец, построенный в английском стиле, он является самым старым на южном берегу Крыма. В начале 19 века для князя Александра Николаевича Голицына архитекторами Эльсоном и Гунтом был построен этот дворец, вокруг устроен парк с экзотическими деревьями. Последней владелицей дворца была графиня Софья Панина. В 1901 году во дворце отдыхал и работал Лев Николаевич Толстой.
В разное время дворец посещали все российские императоры, начиная с Александра Первого, литераторы Чехов, Горький, Куприн. Недалеко расположен дворец князя Юсупова, построенного на месте имения княгини Анны Николаевны Голицыной, – она зевнула, мало, кто слушал ее, тут пошел мелкий дождь, и экскурсовод повела группу в музей Льва Николаевича Толстого. Игорь в музей не пошел. Он отправился в парк, ему было интересно увидеть реликтовые растения. Запах хвои, лавра, роз, смешанный с запахом моря, встретил Игоря в этом замечательном парке. В дальнем углу парка он заметил девушку, сидящую на скамейке, она плакала, было видно, как дергаются ее хрупкие плечи. Она была не по погоде тепло одета, усиливающийся дождь, казалось, ее не тревожил. Игорь подошел к ней. Густые темные волосы ее намокли, а в темно-карих глазах, полных слез, читалось горе.
– Могу ли я чем-нибудь помочь? – с участием спросил он и отметил про себя, что девушка очень красива.
– Нет, – всхлипнув, ответила она.
– Почему вы плачете? – настаивал Игорь, ему очень не хотелось уходить.
– Я больна, не подходите близко, болезнь заразна, – она продолжила плакать, с трудом сдерживая себя. Игорь не боялся заразиться, и не в его характере было отступать.
– Может, поделитесь, что за болезнь.
– Если вам интересно – туберкулез, запущенный.
– Подождите паниковать, все можно вылечить, к тому же моя бабушка знахарь, – Игорь немного знал об этой болезни и знал, что здесь, в Крыму, лучшее место для лечения.
– Вы не понимаете, болезнь неизлечима, мне теперь ничего в этой жизни нельзя.
– Меня зовут Игорь, давайте увидимся еще, я поговорю с бабушкой, и мы поможем вам.
– Я Елена, – грустно произнесла она. Он решил, что непременно поможет девушке. Елена лечилась в санатории. Игорь жил в 60 километрах от этого места. Они договорились встретиться через день. Игорь приехал домой и первым делом поговорил со своей бабушкой:
– Нужно помочь одному человеку, – сказал Игорь при встрече.
– Ох, Игорек, наверное, этот человек – молодая красивая девушка, уж больно ты разволновался.
– Ничего от тебя не скроешь, бабуля. После того, как он вкратце описал ситуацию, она сказала:
– Вылечить попробуем. Сделаю набор нужных трав. Дальше нужно будет много ходить по тропам, маршрутам, давно разработанным. И последнее, есть там рядом остатки церкви Вознесения Господня, где находится могила княгини Голицыной. Слышала я, что чудеса там происходят. Сходите на могилу, помолитесь, свечки поставьте. Игорь сходил в библиотеку, взял много книг и всю ночь читал, изучал и пришел к выводу, что главным в лечении были особый насыщенный йодом морской воздух, хвойные и другие лечебные растения, растущие только здесь и главное – это хождения по особо разработанным тропам, так называемым терренкурам (фр. Курс лечения на местности).
3
Как и договаривались, они встретились. Елена пришла в марлевой повязке, но она не портила ее внешность. Большие глаза, высокий лоб, густые темные волосы и чуть удлиненное худощавое лицо.
– Привет, Елена! – ему так хотелось обнять ее и прижать к себе.
– Привет Игорь! Думала, не приедешь, я бы не обиделась.
– О чем ты, я же обещал, и потом у меня много хороших новостей. И он изложил все, что смог узнать из книг, передал ей пакет с бабушкиной травой и достал термос с лично заваренным чаем и рассказал об Анне Голицыной.
– Спасибо, Игорь, ты и вправду даешь мне надежду.
– Знаю, мы победим болезнь, потому что сделаем все, что необходимо. Мы будем гулять по тропам, дышать морским воздухом, пить травяной чай, будем сильно верить в выздоровление, но первым делом пойдем на могилу княгини Голицыной. И они отправились на поиски. Пошли вниз к морю в поселок Кореиз, нашли старое кладбище. Встретили там старушку и расспросили ее. Та рассказала:
– Прах княгини был в старом, построенным ею самой храме Вознесения Господня, во время войны разрушен. Место это прямо посреди дороги, там три пальмы растут.
– Спасибо, – сказал Игорь, и они пошли в указанном направлении. То ли это место, или нет, точно не известно, но ритуал, который им посоветовала бабушка Игоря, они исполнили. Свечки поставили, перекрестились и попросили выздоровления для Елены. Они стали ходить по терренкурам, особенно любили Царскую солнечную тропу, которая вела прямо до Ливадии. Игорь поселился недалеко от санатория, в котором лечилась Елена. До глубокой ночи они засиживались в старинных парках и дышали лечебным воздухом. Они были влюблены, и чувства их с каждым днем становились все сильнее. Елена разрешала Игорю целовать себя, только в щеку, хотя ей самой очень хотелось настоящих поцелуев в губы. В один из дней они пошли по «солнечной тропе» к Ливадии и где-то на половине пути, там, где тропа пересекается с дорогой, они услышали приближающейся конский топот. Скоро появилась женщина на коне, уже темнело, и вокруг никого не было. Было жутковато, женщина неслась прямо на них. Елена прижалась к Игорю, а он закрыл ее собой. Всадница резко остановилась, конь встал на дыбы, он был черной масти. Взгляд женщины был властным, жестким, и одежда ее была странной, явно мужской. Наступила тишина. Всадница несколько минут пристально смотрела на Елену, затем щелкнула громко кнутом и понеслась дальше.
Когда прошли еще немного, встретили престарелого мужчину и спросили у него про всадницу, но он ответил, что никого не видел. Через неделю Елена сходила на прием к врачам, и произошло чудо: оказалось, что она полностью здорова, врачи подумали, что изначально ошиблись.
Что сыграло основную роль в ее выздоровлении, то ли лечебный воздух, то ли терренкуры, то ли травы горного Крыма, то ли княгиня приложила руку, то ли возникшая взаимная любовь, а может быть, все вместе. Через полгода Елена и Игорь сыграли свадьбу, и все отмечали их исключительно красивую пару.