Глава 1. Консультация

Секретарь говорит, что ко мне пришла клиентка, которую я согласилась принять сегодня для личной консультации.

– Добрый день, Анна.

– Здравствуйте, мадам Бурбо. Очень рада с вами познакомиться. Я прочла все ваши книги, была на нескольких семинарах и вот теперь наконец-то с вами встретилась лично! Я счастлива, что попала в тройку тех, с кем вы будете работать эти месяцы. Говорят, это для вашего исследования. Как мне повезло, что выбрали именно меня! К тому же это совершенно бесплатно. Хорошо, что я знаю, чем вы занимаетесь, иначе усомнилась бы в таком предложении, – добавляет она, смеясь.

– Я приехала в Квебек на пару месяцев и хочу лично поработать с тремя разными людьми в трех направлениях. Мы опубликовали это предложение в Интернете и получили множество ответов. Из них мы отделили те, что касаются настоящей любви, – одного из трех направлений, а затем наугад выбрали ваше имя. Прежде чем мы начнем, не возражаешь, если мы перейдем на «ты»?

– Ничуть. Так будет даже проще – мне очень понравилось такое обращение в книгах и на семинарах. Я была на трех из них, и моя жизнь уже улучшилась. Хотя, должна признаться, безусловная любовь – это так сложно.

– Хорошо, послушай. Расскажи немного о себе и о том, с какими трудностями ты сталкиваешься.

– Мне 38 лет, я замужем уже 14 лет за Марио. Ему 52, то есть он на 14 лет меня старше. Когда мы с ним встретились в 1991 году, он был женат и еще жил со своей супругой Ритой и их сыном Дэвидом, которому было 14. Как видишь, в нашей жизни цифра 14 встречается часто. Я даже задумалась – не приносит ли она нам несчастье, – обеспокоенно говорит Анна. – Надеюсь, я не становлюсь суеверной. Так вот, моя история…

…Любовь между нами вспыхнула с первого взгляда. Он пообещал оставить ради меня свою жену. На самом деле он от нее ушел потому, что я забеременела, после чего мы быстро поженились. Нашей дочери Сандре в этом году исполнится 14. И снова 14! Я заметила это совпадение только сегодня, когда узнала, что пойду к вам на встречу, и стала готовить свою историю. Марио был потрясен, ведь, когда я забеременела, мы были знакомы лишь пару месяцев. Он знал, что я принимаю таблетки, поэтому подумал, будто я – одна из тех редких женщин, которые беременеют, несмотря на контрацептивы.

Я ему сказала: наверное, нам суждено было зачать ребенка. Однако утаила, что во время овуляции я несколько дней специально не принимала таблетки. Меньше всего мне хотелось говорить ему правду – мы были еще так мало знакомы и никогда не говорили о детях…

…Знаю, мне не стоило беременеть хитростью. При мысли о разводе Марио мучила совесть – ведь его сын был еще подростком. Но между нами пылала такая страсть, и каждый раз придумывать отговорки для встречи со мной ему тоже было невмоготу. К тому же мне страшно надоело оставаться одной на выходные. В начале 1992 он ушел из семьи, и мы без шумихи поженились в Лас-Вегасе через два месяца после рождения Сандры. Между его разводом и нашей свадьбой прошло не больше месяца. Многие мне говорили, что неправильно так быстро строить новые отношения, мол, не стоило торопиться. Думаю, они были правы – теперь у нас много сложностей.

– После того как вы поженились, ты рассказала ему, что спланировала беременность?

– Нет, у меня никогда не хватало смелости заговорить с ним об этом. Даже не представляешь, как часто мне хотелось во всем признаться, но в последнюю минуту меня охватывал страх и я все откладывала на потом. Каждый раз я нахожу причину, чтобы ни о чем ему не рассказывать. Я трусиха, да?

– Не будем сегодня осуждать твое поведение. Я задаю тебе вопросы лишь для того, чтобы ты могла познать сама себя. Обращай внимание на слова, которые используешь. Они о многом могут сказать. Какие у вас сейчас самые серьезные проблемы?

– Я больше ему не доверяю и подозреваю, что он мне изменяет. Я стараюсь отпустить, но у меня не получается – особенно сложно не думать об измене. Я постоянно слежу за ним и стараюсь делать вид, будто ничего не происходит. Он приходит домой все более уставший и засыпает в своем кресле. Со мной и Сандрой почти не разговаривает. Извиняется за такое отношение, мол, не знает, что с ним происходит, но это временно; просит не расстраиваться и набраться терпения. Иногда мы еще занимаемся любовью, но уже совсем не так, как раньше…

…Его сыну Дэвиду уже 28. Он женился, у него уже мальчик четырех лет. Марио даже не думает о внуке. Я сама вожу его в гости к Дэвиду. Когда я предложила Марио сходить к врачу – думала, у него депрессия, – он ответил, что ему это совершенно ни к чему.

– Как давно ты его подозреваешь?

– Даже не знаю. Уже два месяца я пристально за ним наблюдаю. Но, думаю, все началось гораздо раньше, просто я не хотела этого замечать. Я постоянно спрашиваю Марио, что не так, расстраиваюсь из-за такого отношения. Когда мне назначили встречу с тобой, я села и задумалась о своих чувствах. Оказывается, я всегда скрывала от мужа свои подозрения, поскольку боюсь возможных последствий такого разговора. Выходит, мне легче оставаться в неведении, чем узнать нечто ужасное. Какое облегчение выговориться!

– Давай вернемся к этому чуть позже. У меня есть еще пара вопросов. Марио работает над своим личным развитием?

– Он прочел твою первую книгу и был на первом курсе школы «Слушай свое тело». Нам рассказала о твоей работе Мишель, наша невестка. Она узнала о тебе, когда ей было восемнадцать. Под впечатлением от твоего учения она подарила нам твою первую книгу и очень советовала сходить на семинар. Потом Марио потерял интерес. А я все собираюсь сходить еще на семинары, но никак не могу себя организовать и постоянно откладываю на потом.

А еще у нас сложности с дочкой Сандрой. Ты же знаешь, какие они, четырнадцатилетние дети! Она так одевается и красится, что ей дашь все восемнадцать. А еще так вызывающе себя ведет, что я себе места не нахожу, когда она задерживается вечером. Представляешь, недавно она назвала меня старомодной. А ведь мне только тридцать восемь! Я чувствую себя совсем молодой, а она, видимо, уже считает меня старухой. Она никогда не рассказывает, чем занимается с подружками. Сандре так часто звонят, что пришлось купить ей мобильный телефон. Она обещала сама платить за него каждый месяц, но еще ни разу не заплатила. Марио предлагает отобрать у нее телефон, но от этого будет хуже только мне самой: придется отвечать на все ее звонки и линия будет постоянно занята…

…Все это приводит еще к одной проблеме. Марио постоянно повторяет: «ТВОЯ дочь сделала то-то и то-то». А сам отдаляется. Сваливает на меня все решения, а когда что-то не ладится, меня же во всем и обвиняет – говорит, я не умею найти с ней общий язык.

– Ты уже рассказала мне о нескольких проблемах. Давай вернемся к первой теме, которую ты затронула, – твоему страху, что Марио тебе изменяет. Разбираться стоит с одной проблемой за раз. К остальным мы вернемся во время следующих встреч. Как ты чувствуешь себя в этой ситуации?

Анна делает глубокий вдох и еще более долгий выдох. Внезапно в ее глазах появляются слезы. Она смотрит на меня, и ее взгляд становится все грустней и грустней. Я ничего не говорю, предлагаю ей салфетки и стакан воды. Через пару минут она отвечает:

– Я понимаю, что больше всего боюсь потерять Марио. Я так его люблю и больше всего на свете хочу провести с ним всю свою жизнь.

– Что ты чувствуешь? Закрой глаза и впусти все ощущения при мысли, что потеряешь его.

– Мне очень грустно. И страшно. У меня как будто большой камень в животе. Потом, я злюсь. Знаю, что уже долго сдерживаю этот гнев. Если я дам ему волю, то боюсь потерять самообладание. А если Марио из-за этого уйдет, я буду сама виновата. От одной мысли, что я останусь одна, меня охватывает ужас. Думаю, даже дочка захочет остаться с отцом – с ним она делает все, что хочет. Если меня все бросят, это будет конец. Не знаю, смогу ли я это пережить.

– Давай подведем итог: больше всего сейчас тебя тревожит поведение Марио по отношению к тебе и к вашей семье и страх, что он тебе изменяет. Но больше всего ты боишься потерять любовь мужа и дочери и остаться в одиночестве. Правильно?

– Да, Лиз, именно так. До этого разговора я даже не осознавала, как боюсь, что меня бросят. Я была на семинаре «Пять травм души» и обнаружила несколько признаков травмы покинутого в своем теле. Так что я знала, что эта травма может во мне быть. Но, думаю, травма предательства во мне гораздо очевидней. Наверно, придется работать и с той, и с другой?

– Мы еще разберем, как все связано с твоими травмами. А пока у меня есть еще пара вопросов. Что ты хочешь от жизни? Чего ждешь от меня? Какой помощи ожидаешь?

– Все просто. Я хочу удержать мужа. Хочу, чтобы наша семья стала крепче и не разваливалась, как сейчас. Хочу, чтоб ты мне подсказала, как этого достичь.

– Никто не скажет тебе, как удержать мужа. Решение остается за ним. Ты прекрасно понимаешь, что не можешь заставить жить с собой ни мужа, ни дочь. Хочешь знать, почему ты притягиваешь к себе такие ситуации? Готова ли ты взять на себя ответственность за все, что с тобой происходит? Как бы тебе ни хотелось, я никак не смогу сказать, что в твоих несчастьях виноват муж или дочь. Но и тебя я не обвиняю. На самом деле, ничьей вины в этом нет. Есть только люди, которые страдают и не знают, что делать с некоторыми ситуациями… Я лишь могу помочь тебе найти причину того, что с тобой происходит, и подсказать, как принять все, что приходит в твою жизнь, – нравится оно тебе или нет.

– Конечно, я хочу узнать причины моих проблем. Но принять, что муж меня бросит, – это совсем другое дело. Ты правда думаешь, что женщина, любящая своего мужа, способна принять такое?

– Знаешь, Анна, твоя реакция вполне естественна. Я никогда не говорила, что такие ситуации легко пережить. И все же – да, я верю, что ты можешь найти в себе достаточно любви, чтобы принять любую нежелательную ситуацию. Ты сможешь встретиться лицом к лицу с любыми обстоятельствами, если проявишь мудрость и отпустишь. Желание, чтобы все было, как ты хочешь, – это проявление контроля. Ты уже заметила, что контроль ничего не меняет и не приносит тебе внутреннего покоя? На это способна только истинная любовь. Ты согласна поговорить о ней?

– Конечно. Эта ситуация так долго мучает меня, что я открыта всему новому. И все-таки, надеюсь, мы придумаем, как все уладить в нашей семье.

– Тогда, Анна, чтобы мы лучше сработались, предлагаю тебе в следующий раз прийти с Марио. Попроси его один раз сходить с тобой. Если ему понравится, будем звать его, когда вам нужно будет участвовать вдвоем. В следующий раз мы вспомним, что такое истинная любовь, и вы сможете подумать, как она может помочь вашим отношениям и вашей семье.

…Думаешь, ты бы смогла набраться храбрости и до нашей следующей встречи рассказать Марио обо всем, чем ты со мной поделилась: что ты подозреваешь его в измене и боишься, что тебя бросят? А может, ты смогла бы ему признаться, что нарочно забеременела? К тому же советую тебе встретиться со своей матерью и посмотреть, были ли у нее такие страхи, как у тебя, – то есть боялась ли она, что ее бросят дети и твой отец?

– Это так много. Не знаю, получится ли у меня.

– Сделай, что сможешь. Мне нравится после каждой встречи предлагать варианты действий. Ведь неприятные ситуации можно изменить, только если начать действовать по-другому. Однако важнее всего пройти первый этап – признать, что, возможно, сейчас ты поступаешь не так, как тебе хотелось бы, просто потому, что по-другому не умеешь. Помнишь, на семинаре я много раз повторяла, что, когда человек страдает, его реакция – естественна.

Все, что тебе не нравится в отношениях с мужем и с дочерью, вызвано твоими травмами и реакцией окружающих тебя людей. Поэтому нужно дать себе и другим право на человеческую реакцию, принять свои пределы и еще не исцеленные травмы.

Запомни из этой главы

• Важно не только говорить о прожитом опыте, но и докопаться до сути проблемы. Можно спросить, что в данной ситуации чувствует человек. Кроме того, ему нужно осознать, чего он сам хочет от проблемы.

• Разбираться нужно с одной проблемой за раз.

• Стремиться к тому, чтобы все происходило так, как мы хотим, – это проявление контроля. Пока не отпустишь ситуацию, ничто не изменится.

• Виноватых нет – есть только люди, которые страдают и не знают, как справиться с ситуацией.

• Самый важный этап – ситуационное приятие:

♦ Принять, что человек страдает из-за того, что проснулась одна из его ран и он на это реагирует.

♦ Принять, что ты человек с еще не исцеленными травмами.

Загрузка...