1.Сознание – определение и концепции.
«Где ты в этом мире потеряешься,
если все здесь в твоем сознании».
Вэй Дэ Хань.
«Сознание это энергия все тончайшей
и наиболее динамичной форме…».
Д.Кехо.
В работе А.Н.Органа, 2013, в разделе «Психика и пищеварение», дано восточное определение из Риг Веды и приведены некоторые концепции сознания. Ниже привожу изложение этих положений.
Из восточных учений узнаем, что когда мы начинаем понимать, что такое сознание и чувствовать, что оно находится повсюду во все- ленной, на любом уровне и имеет соответствующие центры в нас са- мих, но пока мы еще не нашли «свое» сознание. Может быть, потому, что сознание нельзя найти в готовом виде – это нечто, что должно быть зажжено, как огонь. Сатпрем пишет: «Поэтому задача начинаю- щего практиковать… – это становиться сознательным на всех планах всеобщего существования – не только ментально осознавать себя и других и все предметы, находясь как в состоянии бодрствования, так и во сне…». В некоторые благословенные минуты нашей жизни, мы чувствуем в нашем существе некое тепло, какие-то внутренние волны или живую силу, которую невозможно описать словами, которая появ- ляется без нашего ведома, внезапно возникая ниоткуда, без причины, обнаженная, как нужда или пламя. В детстве нас еще часто охваты- вает ощущение этого чистого восторга, этой неизъяснимой носталь- гии. Но вскоре мы вырастаем из юношеского возраста; этой силой, как и всем остальным, завладевает разум и покрывает ее высокими идеальными словами. Он направляет ее в русло физических усилий, профессий и т.д. Или, этой силой завладевает витальное и прикрывает ее более или менее возвышенными сентиментами, или использует ее для какого-нибудь личного предприятия, для осуществления господ- ства, покорения или обладания. Иногда эта сила увязает еще глубже. А иногда она целиком поглощается, и остается лишь подобие жалкой тени под тяжелым бременем. Но ищущий, который заставил замол- чать свой ум и уже не становится жертвой идей, который успокоил свое витальное существо и уже не захватывается и не уносится каж- дую минуту великой неразберихой ощущений и желаний, открывает во вновь обретенной прозрачности своей природы нечто подобное новой молодости, новый толчок в более высокое, свободное состоя- ние. По мере того, как с помощью «активных медитаций», с ростом стремления и потребности ищущего усиливается его концентрация, он начнет чувствовать, что этот толчок как бы оживает внутри него.
Он заметит – сначала в своих пассивных медитациях (в спокой- ствии, дома, с закрытыми глазами) – что эта сила в нем движется, имеет массу и различную интенсивность, что она перемещается в нем в верх и в низ, как жидкость, как некая живая субстанция; затем мы начинаем чувствовать, что это не только безличная сила, но и присутствие, существо внутри нас, некая поддержка, нечто, что дает нам крепость и силу, и дает нам возможность спокойно смотреть на мир. Эта маленькая внутренняя вибрация делает нас неуязвимыми, и притом мы уже не одиноки. Она существует все время, везде – согревающая, близкая и сильная.
Внутри нас находится целый ряд вибрационных узлов, или центров сознания каждому из которых соответствует один специфический тип вибраций, которые можно различать и чувствовать непосредственно в зависимости от степени нашего безмолвия и остроты нашего восприя- тия. Ум – лишь один из этих центров, один тип вибрации, только одна форма сознания, хотя он и стремится занять первое место.
Более подробно будет описано ниже при изложении концепции Шри Ауробиндо.
Сатпрем, 1989, пишет что самое главное открытие касается нас самих. Если мы будем поступать так же, как это будет далее описано при успокоении ума, и останемся совершенно прозрачными, то вскоре мы обнаружим, что не только ментальные вибрации приходят извне прежде, чем они войдут в наши центры, но что все приходит извне: вибрации желания, вибрации радости, вибрации воли и т. д. Все наше существо сверху донизу – это воспринимающая станция: Поистине, это не мы думаем, изъявляем волю или действуем, но мысль, воля, побуждение и действие являются в нас. Поэтому говорить «я мыслю
– следовательно, я существую» или «я чувствую – следовательно, я существую» или «я хочу – следовательно, я существую» – значит уподо- биться ребенку, который думает, что диктор или оркестр спрятаны в телевизоре, что телевизор – это мыслящий орган. В действительности ни одно из этих «я» не есть мы и они не принадлежат нам, ибо музыка их – всеобща. Нам хочется не согласиться с этим, ибо в конце концов это все наши ощущения, наша боль, наши желания; это наша чувстви- тельность, а не какой-то там телеграфный аппарат! В некотором смысле мы правы, это наша природа в том смысле, что мы привыкли реагировать на одни вибрации больше, чем на другие, или некоторые вещи волнуют нас или причиняют нам боль больше, чем другие; и этот набор привычек по крайней мере, на первый взгляд, выкристаллизовался в личность, которую мы называем самими собой. Однако если мы при- стальнее взглянем на это, то не сможем даже сказать, что это именно
«мы» приобрели все эти привычки. Наше окружение, наше воспита- ние, наши атавизмы, наши традиции делают выбор за нас.
Когда мы открываем сознание, мы обнаруживаем, что это – сила. Примечателен тот факт, что ток внутренней силы мы начинаем ощу- щать еще до того, как осознаем, что это – сознание. Сознание – это сила, сознание-сила, как говорит Шри Ауробиндо. Действительно, эти два понятия неразделимы и равнозначны [взаимозаменяемы]. Это было хорошо известно древней мудрости Индии, которая никогда не говорила о сознании, Чит, не присоединив к нему термина Агни – жар, пламя, энергия: Чит-Агни (иногда употребляют слово Тапас, синоним Агни: Чит-Тапас). В санскрите понятию духовной или йоги- ческой дисциплины соответствует слово тапасья – то, что вырабаты- вает жар или энергию, или, правильнее, сознание–жар или сознание
– энергию. Агни, или Чит-Агни, повсюду одно и то же. Мы говорим о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или ма- териальной силе, но не существует многих различных видов сил – в мире есть только одна Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы, который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором он действует. Электрический ток, освещающий храм или бар, школьный класс или кафе, остается все тем же током, хотя он освещает разные объекты. Точно так же эта Сила, это Тепло, Агни – всегда одна и та же, оживляет ли она или осве- щает наше внутреннее убежище, нашу ментальную фабрику, наш ви- тальный театр или пещеры физического. В зависимости от уровня она несет более или менее интенсивный свет, более или менее тяжелые вибрации – сверхсознательные, ментальные, витальные, физические
– но всегда она связывает все и оживляет все. Это основная субстан- ция вселенной: Сознание – Сила. Чит-Агни. (Сатпрем, 1989г.).
И последнее уравнение. Сознание – это не только сила, не толь- ко бытие, но и радость, Ананда – Сознание – Радость, Чит-Ананда. Осознавать – это радость. Когда сознание освобождается от тысяч ментальных, витальных или физических вибраций, в которых оно было погребено, мы открываем радость. Все существо как бы запол- няется массой вибрирующей силы – прозрачной, неподвижной, ни- куда не стремящейся («подобно четко оформленной колонне», – как говорит Риг Веда, V, ˗ 45).
Это – чистое сознание, чистая сила, чистая радость, ибо все это – одно и то же, это же есть и конкретная радость, широкая и покойная субстанция радости, которая, кажется, не имеет ни начала, ни конца, ни причины и находится везде, в предметах и существах и является их скрытой причиной роста и скрытой потребностью расти – именно потому, что эта радость присутствует и здесь, рядом, и повсюду, все любят жизнь, и никто не хочет уйти из нее. Ей ничего не нужно для существования, она есть, подобная скале, незыблемой во времени и в пространстве, подобная улыбке, спрятанной по ту сторону всех вещей. В ней – вся Загадка вселенной. В ней – все, что существует. Незаметная, скрытая улыбка, почти ничто, которое есть все. И все – это радость, потому что все – это Дух, который есть радость, Сат- Чит-Ананда, Существование-Сознание-Блаженство, вечная троица, которая есть вселенная и которая есть мы, тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии.
«Из Блаженства родились все эти существа, благодаря Блаженству они существуют и растут, к Блаженству они возвращаются» (Таитти- рийя Упанишада, III.6).
Рассмотрим некоторые концепции:
1. Концепция З.Фрейда.
1. Топографический аспект психики по Фрейду.
Имеются три уровня организации психических функций. В «поверхностном слое» сосредоточены «те психические функции, с помощью которых мы осознаем их наличие.
В глубоких слоях сосредоточено то, что мы не осознаем. Таким образом, мы различаем сознательное, предсознательное и бессознательное.
Сознательное – это та часть психических функций, благодаря которым личность осознает себя и окружающий мир в любой момент.
Предсознательное – находится в преддверии сознания и занимает промежуточное положение между сознательным и бессознательным. Оно охватывает те психические функции, которые становятся осознанными тогда, когда внимание будет сконцентрировано на этом.
Бессознательное составляет большую часть психической деятельности и находится в глубине, далеко от сознательного, содержит чувства, идеи, порывы, стремления, фантазии, которые находятся вне сознательного восприятия и не могут стать осознаваемыми даже в том случае, когда мы приложим к этому усилия.
Я (эго) – по Фрейду одно, на Востоке «Я» нечто более глубинное.
Все что нам недозволенно мы вытесняем вглубь, в бессознательное. Все, что вытеснено в подсознание, может перейти на уровень сознательного в случае если ослабнет цензура Я (Эго), как это случается в снах, в ассоциациях, под воздействием некоторых лекарств и гипноза.
Изучение бессознательного составляет краеугольный камень теории психоанализа и психотерапии.
2. Структурный аспект, или трактовка структуры человеческой личности.
Компонентами являются психические инстанции, обозначенные терминами Оно (ид), Я (Эго) и Супер – Эго.
Их следует рассматривать не как отдельные а как тесно взаимодействующие психические инстанции.
Под Оно, следует понимать наиболее примитивную часть психической функции человека, которая охватывает инстинктивные, врожденные потребности, такие, как потребность в воздухе, воде, пище, в воспроизведении потомства, агрессивные проявления, бегство от опасности и т.д.
Оно не отличает реальное, от нереального, объективное от субъективного, нравственное от безнравственного, подчинено принципу достижения удовольствия, помогает избежать боль и неприятное, обеспечивает связь психических функций с соматическими (биологическими) функциями.
Я (Эго) – следует принципам реальности и помогает адаптироваться к окружающей среде. Формирование «Я» начинается с момента рождения и в последующем, с накоплением опыта, идет постепенное осознание своей личности, т. е. своего «Я». Уже в трехлетнем возрасте маленький человек начинает осознавать себя отдельной личностью. Осознав свое «Я», человек может давать оценку событиям, находить решения, идти на компромисс, защищаться и т. д. «Я» пытается привести в гармоничное состояние и приспособить к реальности все то, что исходит от Оно, к примеру инстинктивные побуждения, а также то, что исходит от Супер-Эго, т. е. запреты (цензура). В отличие от побуждений Оно, которые служат для удовлетворения личности и получения наслаждений, Я исходит из реальности, т. е. учитываются ограничения, которые диктуются действительностью, реальностью окружающего мира.
Супер-Эго формируется в результате воспитания, когда в личности вменяются определенные нормы поведения в обществе. Это целый комплекс нравственных, религиозных запретов, которые в большей степени являются осознаваемыми личностью.
2. Тибетская концепция.
Для глубинного и непосредственного постижения внутреннего «Я» необходимы такие качества, как объемность восприятия, ясность мысли и добросердечие.
В Тибете ищущие развить объемность восприятия, отправляются в горы для созерцания небосвода, который в этих местах практически всегда ясен и безоблачен. Если обратить на небо пристальный взор, то можно убедиться, что оно обладает бесконечной, необозримой и неизмеримой глубиной.
Осознание этого само по себе производит устрашающее впечатление, порождает чувство, которое многие описывают как сверхъестественное. Созерцание неба заставляет нас почувствовать его глубину, и одновременно мы понимаем и нечто другое – небо является зеркальным отражением нашей души или ума.
Человеческое сознание, как и небо, бесконечно. Оно является вместилищем всех наших мыслей, воспоминаний и переживаний. Сознание – это венец творения. В его «пространстве» появляются мысли.
Появляющаяся на фоне небосвода птица привлекает наше внимание и мы забываем о небе, т. к. мысли сосредоточены на птице.
Для нас птица существует, а небо уходит в небытие, ибо в этот момент наше сознание его игнорирует.
Таким же образом наше внимание сосредотачивается на мыслях, и мы забываем о породившем их разуме.
Если продолжать наблюдение за птицей или мыслью, то обнаружится, что с течением времени они исчезают или же растворяются в глубинах небосвода или разума, причем последние остаются неизмененными.
В такой момент человек осознает, что разум, как и небо – безграничное вместилище объектов созерцания.
Каждая мысль, эмоция и ощущение возникают в уме, на какое-то время завладевают нашим вниманием и аналогично пролетающей птице, исчезают и растворяются в глубинах разума.
Процесс мышления осуществляется следующим образом. Корень или источник мысли находится на самом глубоком уровне подсознания, откуда она произрастает, проходя через все уровни и достигая, таким образом, сознательного уровня разума.
Только в тот момент, когда мысль достигает сознательного уровня, она воспринимается в качестве мысли. Она всплывает из самой глубины подсознания, наподобие воздушного пузырька со дна озера. По мере того, как этот пузырек поднимается, он увеличивается и только когда достигает поверхности его размеры становятся достаточно заметными для того, чтобы мы его разглядели (рис.). Подобно воздушному пузырьку, мысль восходя от уровня Z, расширяется когда достигается поверхностный уровень А, она достаточно развита для того, чтобы мы признали ее мыслью. Таким образом речь идет об уровне сознательного разума.
Рис. Механизм осознания мыслей.
Субтильные состояния сферы-мысли, расположенные ниже уровня сознательного состояния, явно не воспринимаются. Если бы существовал способ, который позволял бы нам сознательно оценить мысль на всех этапах ее развития, включая и основной ее источник Z, тогда ограниченная область сознательного разума V1 стала бы намного обширнее. Если можно было бы сознательно оценить мысль ниже уровня A, как и на всех своих увеличивающихся уровнях субтильности, между A и Z, тогда можно было бы ввести или, иначе говоря, интегрировать даже уровень Z в пределе сознательного разума. Тем самым глубина сознательного разума в параметрах V1 расширилась бы посредством способа предоставленного через V2 и сила сознательного разума увеличилась бы во много раз.
Сферы мысли порождаются одна за другой в непрерывном потоке, и разум нацеливается на то, чтобы всегда реализовывать опыт той сферы, которая расположена ближе к источнику своего последовательного развития на пути от А к Z.
Когда внимание достигает уровня Z, это означает, что оно коснулось глубины разума, дойдя до источника творческого разума человека. Источник мысли, источник творческой энергии обнаруживается таким образом внутри сознательного разума, и это переполняет более могущественной силой того кто способен дойти до него, зондируя самые глубокие уровни подсознания. Так глубина сознательного разума обозначенная на рисунке как V1, преобразуется, достигая глубины V2, и сознательный разум достигает максимального объема, охватывая источник творческого разума приобретая в итоге неограниченную силу.
Это открытие в области современной психологии сделано продвинутыми практиками, практикующими различные виды йоги, особенно Лайа Йоги.
Сообщается, что на более поздних стадиях, когда у практикующих прочно устанавливается внутреннее безмолвие, он будет в состоянии воспринимать ментальные и витальные вибрации еще на периферии нашего околосознательного.
«Если вы будете осознавать это ваше окружающее «Я» [the environmental self of yours], – писал Шри Ауробиндо ученику, – то вы сможете уловить мысль, страсть, внушение или силу болезни и предотвратить их вторжение в вас» (Letters on Yoga, 21:833, цит. По Сатпрем).
Важно знать, что для того кто четко уяснил механизм субтильного созвучия с неограниченным источником космической энергии, эта техника расширения сознательного разума через слияние относительно проста и доступна любому.
Осознав, что «созерцаемая птица» отражает состояние его психики, наблюдающий пересматривает отношение к собственному сознанию.
К примеру, если он голоден, то ощущает голод как образ птицы в контексте собственной психики. С достижением объемного восприятия сознания чувство голода может раствориться в умственном пространстве. Вместо него возникнут другие ощущения и мысли.
Летящие в небе птицы и проплывающие облака, подобно мыслям и эмоциям, находят отражения в нашей психике, а затем исчезают. Но небо и разум остаются неизменными.
Научившись одновременно воспринимать конкретные мысли и безграничность собственного разума в целом, практикующий постепенно относится к происходящему более терпимо.
Обычно степень сосредоточенности зависит от того, как мы относимся к происходящему.
Если нам что-то не нравится то мы оставляем этот объект без внимания. Не интересующие нас объекты действительности становятся частью подсознательного. Если же объект любопытен нам, то мы сосредотачиваем на нем свое внимание и призываем его к существованию. Так функционирует психика здорового человека.
Научившись сосредотачивать сознание на мысли, эмоции или ином жизненном переживании, мы расширяем возможности собственного восприятия, которое становится независимыми от наших пристрастий и предубеждений. Эти факторы предопределяют наше поведение.
«Еслибы мне пришлось вновь получать образование и было бы позволено учиться только тому, что я считаю нужным для себя, я бы развивал в себе умение сосредотачиваться и не реагировать на что-то постороннее» С. Вивекананда.
Если человек способен к восприятию идей и стремлений, заключенных в глубинах подсознания, он становится более терпим к негативу, т. к. знает, что он преходящ.
С обретением способности к объемному восприятию человек освобождается от рабства пристрастий и предубежденности. В бесконечном вместилище нашей души он волен поступать согласно собственному выбору.
Сбросив оковы условного пространства, мы освобождаемся от негативных эмоций, к примеру гнева т. К. понимаем что существует множество путей для самовыражения.
Не предвзятое отношение к объекту созерцания позволяет рассматривать любой мысленный образ, как парящую в небе птицу.
3. Концепция М.К. Гупта.
Основой всех видов йоги и духовного образования является контроль над сознанием. Однажды подчинив свое сознание, вы обретете счастье и мир как естественные последствия такого шага.
Практически все наши страдания и беды происходят от того, что мы не умеем правильно контролировать наше сознание.
Сознание – это нечто, посредством чего мы можем познавать и понимать себя. Познание и понимание себя и других являются основными характеристиками сознания.
Тело – это всего лишь инструмент сознания, с помощью которого оно (сознание) действует в мире, а также страдает и получает удовольствие.
Сознание и мозг не одно и тоже.
Мозг – это физический орган, как и многие другие органы в теле человека, в то время как сознание – это нефизическая сущность. Мозг можно сравнить с высокоинтеллектуальным компьютером, с помощью которого сознание поддерживает связь с телом и управляет им. Таким образом мозг играет роль своеобразной связи между сознанием и телом.
Мышление, рассуждение, чувства, воображение и т.д. являются неотъемлемыми чертами именно сознания.
Сознание не имеет ни веса, ни других измерений.
Сознание или душа, не имеет ни начала, ни конца. Оно вечно и бессмертно.
Сознание неделимо в природе.
Сознание само снабжает себя светом и энергией.
Разум, или сознание не нуждается ни в каком внешнем источнике энергии для функционирования.
Сознание может существовать независимо от тела.
Сознание и тело влияют друг на друга.
Сознание и тело взаимовоздействуют друг на друга и реагируют друг на друга. Однако действие сознания на тело более значительное, чем влияние тела на сознание.
Уровни сознания.
Существуют три уровня сознания, которые вместе делают его единым целым.
1. Сознательный уровень (сознательная психика) – это та часть нашего сознания, которая размышляет, думает, различает, созерцает и анализирует. Разнообразные эмоции и чувства такие как симпатии и антипатии, любовь и ненависть, ревность, раздражение и радость, сожаление и другие – все возникают на этом уровне сознания.
2. Подсознательный уровень (подсознательная психика) – это другой уровень сознания доступ к которому открывается, когда мы глубоко уходим в себя.
Подсознание – это кладовая нашей памяти.
3. Сверхсознательный уровень (сверхсознательная психика) – это наша истинная личность, лишенная любой нечистоты и полная счастья и мира. Если мы можем почувствовать его проблеск хотя бы на мгновение, то наполнимся непередаваемым спокойствием. Это подобно питью из фонтана радости мира.
На самом деле то, что мы называем бесконечным счастьем и спокойствием, приходит к нам лишь при контакте с нашим истинным Я.
Самый главный вопрос – как поддерживать связь со сверхсознательным уровнем разума и истинным Я?
Подсознание выступает в роли своеобразного барьера между сознательным и сверхсознательным уровнями нашего разума и не позволяет сознательной психике осознавать сверхсознательную психику уходя в себя.
Если проиллюстрировать это аналогией, то подсознание подобно озеру, наполненному водой, тогда сверхсознательная психика – это одно озеро, а сознательная психика – наблюдатель смотрящий сверху через воду озера. Если вода озера грязная и мутная (то есть подсознание наполнено нечистотой), то сознательная психика не может увидеть дно этого озера.
Но когда вода озера спокойная и чистая (то есть чисто наше подсознание, лишенное всех нечистот), вы легко можете увидеть дно озера.
Значит, другими словами, техники самореализации не что иное, как процесс очищения подсознания и успокоение сознательной психики и обращения ее во внутрь.
Состояние сознания и волны мозга.
Учеными установлено, что мозг порождает электрические волны разной частоты в зависимости от состояния сознания. Эти частоты можно измерить с помощью прибора – ЭЭГ (электроэнцефалограф).
1. При занятии будничными делами мозговые волны распространяются с частотой 14 – 21 Гц и называются бета-волны.
2. Когда мы вполне расслаблены частота мозговых волн 8 -13 Гц, и такие волны называются альфа-волны.
3. Когда мы засыпаем, частота мозговых волн расположены между отметками 4 – 7 Гц, и они называются тета-волны.
4. Когда мы находимся в состоянии глубокого сна частота мозговых волн составляет 0 – 3 Гц, и такие волны называются дельта-волны.
4. Концепция Шри Аурбиндо.
Однажды одному из учеников предстояло принять трудное решение. Он обратился за советом к Шри Ауробиндо, написав ему письмо, и был сильно обескуражен, когда прочел ответ, где говорилось, что решение должно прийти „из вершины его сознания". Он был человеком Запада и недоумевал: что бы это могло значить? Что это за „вершина сознания" – особый способ усиленного размышления, некий восторг, который возникает, когда мозг хорошо разогрет, или что-то еще? Таковы были мысли ученика, ведь единственный вид сознания, известный нам на Западе – это ментальный процесс: я думаю – значит, я существую. Такова уж наша особая точка зрения на сознание.
После того, как Шри Ауробиндо достиг определенного уровня ментального безмолвия, он заметил: Ментальное сознание – это диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания точно так же, как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух – все уровни звука – ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть и слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы.
Есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах (рис.28-29).
1) Сверхсознательное с единственным центром немного выше макушки головы, который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами – с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным разумом и т. д.
2) Разум, имеющий два центра: один между бровями, который управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также центром тонкого видения, „третьим глазом", о котором говорят некоторые традиции); второй – на уровне горла, он управляет всеми формами ментального выражения.
3) Витальное, имеет три центра: один – на уровне сердца – управляет нашей эмоциональной жизнью (любовь, ненависть и т. д.); второй – на уровне пупа – управляет нашими импульсами власти: господствовать, обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т. д.; и третий, низшее витальное – между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения – управляет низшими вибрациями – ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
4) Физическое и подсознательное, с центром у основания позвоночника – этот центр управляет нашим физическим существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим регионам подсознательного. см. рис..
Рис. Основные семь центров распределения энергии в человеческом организме.
Рис. Центры сознания в соответствии с индийской тантрической традицией
Обычно у „нормального" человека эти центры спят или они закрыты, или же через них проходит лишь маленький ток, необходимый для ограниченного существования личности; в действительности человек замурован внутри самого себя, он не может общаться с миром непосредственно и это общение ограничено довольно узким кругом; по сути дела, он не видит других людей или предметы, но видит себя в других, себя в предметах – везде только себя.
…Всеобщая Природа, – говорит Шри Ауробиндо, — откладывает в нас определенные привычки движения, личности, характера, способностей, склонностей, тенденций – и это то, что мы обычно называем самими собой. Мы даже не можем сказать, что данное „я" по-настоящему устойчиво: Видимость стабильности создается постоянным повторением и возвращением одних и тех же вибраций и образований, потому что она всегда одна и та же – длина волны, которую мы ловим! или, вернее, которая ловит нас в соответствии с законами нашей среды или воспитания, потому что они всегда одни и те же – вновь и вновь проходящие через наши центры ментальные, витальные или иные вибрации, которые мы присваиваем себе автоматически, бессознательно и непрестанно. В действительности все находится в состоянии постоянного движения, все приходит к нам из разума более широкого, чем наш – из всеобщего, из витального более широкого, чем наше – из всеобщего, или из еще более низких сфер – из регионов подсознательного, или из высших сфер – сфер сверхсознательного. Таким образом, это маленькое фронтальное существо окружено, затемняется, поддерживается, пересекается и приводится в движение целой иерархией „миров", что было хорошо известно древней мудрости: „Без усилий один мир движется в другом", – говорит Риг Веда (II. 24. 5). Шри Ауробиндо называет эту иерархию лестницей планов сознания, которые размещаются по порядку от чистого Духа до Материи, и каждый из которых связан с одним из наших центров. Но мы осознаем лишь какое-то пузырение на поверхности, что же остается от нас самих во всем этом! По правде говоря, немного или все – взависимости от того, какой уровень сознания мы имеем в виду.
5. Концепция Агни Йоги.
Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя». В таком совете обращается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суждено стать явным. Ясно одно: великие силы и возможности таятся в человеческом организме, о котором люди составили лишь телесное, плотное представление.
Агни Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его: материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию души. Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются личностью человека— смертной, преходящей частью его.
Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой индивидуальностью, что соответствует западному Духу. Агни Йога считает её бессмертной, вечной, единой для всех жизней: её качества, умноженные и усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.
Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада – бессмертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, истинное «Я» человека – повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в её воплощении на Земле, и побуждает её к раскрытию и развитию её качеств, она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность.
Таким образом, в человеке существуют как бы три «я»: «Я» божественное, сверхчеловеческое, неизменное – это Монада; «Я» высшее, человеческое, развивающееся – это Индивидуальность; «я» низшее, подчеловеческое, дисциплинируемое – это личность. Два последних рассмотрим более подробно, так как с ними придётся иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.
Индивидуальность – духовная, или огненная, бессмертная, или вечная, – одна для всех воплощений, или жизней. Она и есть «Чело-век», что означает дух, или чело, преходящий веками. Индивидуальность троична:
– Воля (Атма) – Духовное Бытие, приёмник вдохновения Монады;
– Любовь (Буддхи) – Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) – Сверхсознание, носитель высоких духовных эмоций;
– Мудрость (Манас) – Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности – мысли абстрактные.
Личность – материальная, смертная, преходящая. Она является отражением троицы Индивидуальности и поэтому также троична:
– ментальное тело – интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его продукция – мысли конкретные;
– астральное (тонкое) тело – "сердце низшее", инстинкт, подсознание; это область чувств, желаний, страстей – эмоций низших;
– физическое (плотное) тело – материальное бытие: самая грубая, самая ощутимая, видимая часть человеческого микрокосма.
Таким образом, Агни Йога различает четыре вида сознания:
Подсознание, инстинкт – сознание астрального тела чувств;
Сознание низшее – сознание ментального тела конкретных мыслей. Оба эти сознания принадлежат смертной личности – душе.
Сознание Высшее – сознание Манаса, то есть Мудрости, Ума Высшего;
Сверхсознание, интуиции – Сознание Буддхи, то есть Сердца, Любви. Оба сознания принадлежат вечной Индивидуальности – Духу.
Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его проявления к подсознанию.
6. Концепция К. Юнга.
В психологии Юнга существует понятие индивидуации, которое символизирует стремление человека к постижению смысла жизни и глубочайшему самопознанию всех аспектов своей личности. Более просто его можно назвать процессом, с помощью которого человек «становится тем, кто он в действительности есть». С точки зрения Юнга, структура личности имеет три уровня: Эго («Я»), личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Анализируя свой духовный опыт, а также сновидения и фантазии пациентов, Юнг обнаружил, что человеческая психика имеет доступ к образам, и мотивам поистине универсальным – коллективного бессознательного. Они могут быть найдены в мифологии, искусстве, фольклоре культур, разбросанных не только по всему земному шару, но и по всем эпохам истории человечества. Подобные архетипы, как назвал их Юнг, с поразительной регулярностью являются даже тем индивидам, чей жизненный опыт и образование не предполагают прямого внешнего воздействия различных культурных и исторических феноменов. Существование архетипов не ограничено лишь пределами психики, они проявляют себя в физической, социальной, эстетической и духовной областях.
Организующий принцип коллективного бессознательного, с помощью которого реализуются наши потенциальные возможности и единство целостной личности, Юнг назвал архетипом «самости». По мере развития коры головного мозга Эго развивается и постепенно покидает сферу самости, чтобы сформировать центр сознания и помочь человеку адаптироваться к внешнему миру. Эта связь названа осью «эго-самости», которая становится каналом связи между сознательным и бессознательным. В физиологическом отношении эту связь можно сравнить с corpus callosum, которая соединяет два полушария мозга.
По Юнгу, наша психика находится в постоянном движении, которое создается посредством напряжения противоположностей и их стремлением к выравниванию. Самое фундаментальное напряжение задано несоответствием сознательной и бессознательной установок и чаще всего представляет собой скрытую в глубине бессознательного неразрешенную проблему, которая может находиться на любом из уровней внутренней реальности. В процессе индивидуации на объектной ступени происходит возврат малозначительных проекций, касающихся Персоны и Тени, а на субъектной – глубинных архетипических проекций. Результатом этого процесса является подчинение Я более сильному облику Самости.
Поскольку мы едины по своей природе, то изменения психического будет отражать и наша физическая природа. Первые представления о неравновесности живой материи были изложены в работах Э.Бауэра, который писал: «Живая система никогда не находится в равновесии и все время совершает за счет своей свободной энергии работу против равновесия…» Наблюдая за поведением высокоорганизованных систем, ученый пришел к выводу, что в основе всех этих явлений лежит некий универсальный механизм, придающий способность не растрачивать свою упорядоченность, но с течением времени даже повышать ее. Сформулированные Бауэром идеи изложены в трех основных принципах.
Основной отличительной чертой психологии Юнга от других школ является представление универсальных структур психического в виде самостоятельных архетипических паттернов. Подтверждение этого достаточно смелого высказывания, сделанного в начале века, мы можем найти не только в религии и древних учениях, но и в современной физике. Карта личности и соответствующие ей этапы индивидуации, по Юнгу, имеют много общего с современными представлениями об уровнях реальности Вселенной, изложенными в работе физика-теоретика Г.Шипова «Теория физического вакуума»
Первый уровень. Реальность рассматривается с позиций классической физики – Ньютоно-Картезианской модели Мира (здесь выделяются четыре подуровня: твердые тела, жидкости, газы, различные поля и элементарные частицы). Согласно этой модели в мире имеет место линейная при- чинно-следственная связь
На этом уровне существует материалистический взгляд на мир: мир состоит из отдельных объектов; человеческие существа также отделены. Жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью, время – линейная функция.
Второй уровень. Согласно теории относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно; ни то, ни другое не существует отдельно. Они теснейшим образом переплетены и образуют пространственно-временной континиум, представляющий собой четырехмерную систему отсчета, описываемую геометрией Римана.
Восприятие мира на этом уровне во многом схоже с взглядами квантовой физики и психосоматической медицины: вещество и энергия взаимосвязаны. Сознание может существовать без физического тела.
Третий уровень реальности представлен физикой многомерных пространств.
Если в теории относительности «пространство-время» искривлено, то в данной теории оно еще и закручено. Кручение порождает новый тип полей, названных торсионными, представляющих собой элементарные про- странственно-временные вихри (аналог – архетипические паттерны), переносящие информацию практически без затрат энергии и со скоростью, превышающей скорость света; время гибко и может переходить в прошлое и будущее. Взаимодействие информационно-энергетическое, а не материально-энергетическое.
На этом уровне научная парадигма смыкается с верованиями духовных традиций, шаманизма. Принимается существование множества измерений и реальностей, время гибко. На третьем уровне происходит осознание того, что мы проецируем свой внутренний опыт во внешний мир, и что бы ни случилось с нами во внешнем мире – это отражение процессов мира внутреннего.
Четвертый уровень реальности – Абсолютное «ничто» – имеет два различных состояния, одно из которых соответствует упорядоченному состоянию абсолютного вакуума, а другое – неупорядоченному. Это пространство предполагает существование «первичного сверхсознания», способного осознать Абсолютное «ничто» и сделать его упорядоченным.
Это видение созвучно идее творения реальности из пустоты, которую отражают религиозные и философские представления Запада и Востока. Идея первоосновы всего бытия универсальна и существует с древних времен.
Образы Гэрмеса Трисмегиста, Моисея, Иисуса, Кришны и др. существуют не только в религии и мифологии, но как архетипы присутствуют в нашем бессознательном, напоминая о том, что цель нашего развития не в подражании, а, прежде всего, в овладении опытом собственной реальности, в воскрешении и возвышении внутреннего человека. Переход и интеграцию каждого нового уровня можно рассматривать как духовный кризис, требующий огромных сил от человека как физических, так и духовных. С древних времен обряды и верования помогали пережить человеку серьезные духовные кризисы, а верования и религии сохранили для нас знания сущности процессов духовной трансформации.
7. Концепция Ж. Витулкаса.
Ж. Витулкас (цит. По Тимошенко И. В.) описывает схему, на которой организм человека представлен тремя уровнями (планами): Ментальным (М), Эмоциональным (Е) и Физическим (Р). Схема представлена в виде конусов.
Рис. Уровни организма человека.
Ментальный план самый внутренний (скрытый) и самый малый в диаметре.
Симптомы его малозаметны, но играют ведущую роль, являясь индивидуальными в высочайшей степени. К этому уровню Ж. Витулкас относит также и спиритуальный (духовный) план.
Недаром верхняя часть этого конуса открыта и расположена выше всех других на рисунке, ведь это решающий уровень. От него зависит ясность сознания, рациональность и логическая последовательность мыслей и поступков, отношение к профессии, к родным и друзьям, адекватное восприятие себя самого
Именно здесь мы имеем дело с понятием счастья, веры, судьбы, цели жизни и пр. Непростой колокольчик. Если о нем забывают, если он атрофирован, то в результате: жесткая идеология и т. д.
По мнению Тимошенко данный колокольчик можно определить как интеллектуальный план или просто считать его сознанием.
Сюда же относится и отношение к здоровью/болезни. Всем известны люди совершенно здоровые соматически, но потерявших стимулы к жизни. С другой стороны, соматические инвалиды могут чувствовать себя счастливыми.
Эмоциональный план второй изнутри. Он больше ментального и более склонен к манифестированию. Значение его высоко, но несравнимо по ценности и значению с ментально/духовными характеристиками. Поэтому верхняя часть данного конуса на схеме расположена ниже ментального.
Ж. Витулкас называет его эмоционально/психическим. Здесь фигурируют такие понятия, как любовь и ненависть, радость и грусть, доверие и гнев, смелость и страх, покой и тревога.
Речь здесь идет о мистических ощущениях, религиозном фанатизме, потребности о возвышенной любви и т.п. Этот уровень вполне соотносится с понятием подсознания.
Физический конус самый большой и самый отдаленный от сердцевины. Он не что иное как соматическая (телесная) патология.
Рисунок демонстрирует, насколько его проявления малозначимы по сравнению с первыми двумя. И именно сюда старается отогнать патологию мудрая Жизненная Сила и именно против этого уровня борется вся аллопатия, загоняя патологию обратно, в глубину, в более тонкие структуры. Его значение подчеркнуто самой низко расположенной верхушкой конуса.
К вышеназванной схеме Ж. Витулкас рекомендует внести еще один уровень (план) общих соматических симптомов (аппетит, сон, и т. д.).
По английски этот уровень называется Generality (G). Он располагается между эмоциональным и физическим планами (рис.).
Рис. Уровень Generality (G) и его расположение среди других уровней.
Рис. Расположение жизненной силы «Vital Force».
Далее Д. Витулкас расположил Жизненную силу «Vital Force» (V) внутри всех колоколов (уровней) т.к. все уровни менее значимые держатся на центрально расположенном «Жизненном стержне» (рис.).
Жизненная Сила – главная опора и одновременно главное действующее лицо во всех проявлениях жизнедеятельности.
Д.Витулкас считает, что жизненная сила нематериальна, она представляет собой электромагнитные (электродинамические) колебания определенной, индивидуальной для каждого вибрации. И не просто считает, но приводит целый ряд доказательств с позиций современной физики. Критерии оценки жизненной силы: частота, амплитуда и колебательные движения.
Далее, продолжая рассуждения И.Тимошенко говорит: «…Скажу откровенно, что мне не очень нравится такое истолкование Жизненной силы. По моему, все немного сложнее.
Кстати сказать, ментальный и эмоциональный уровни также нематериальны. Кто знает, где расположен интеллект и откуда появляются мысли? Кто укажет «органы» веры, любви, социальной активности? Где находится апатия, страх, бредовые идеи? Вы знаете? Я – нет.
Среди синонимов Жизненной силы С.Ганеман приводит Духовную силу. Не Дух ли (Вселенский Разум) имеет ввиду Учитель?
Не Дух ли поддерживает в равновесии наши колокола? Не он ли решает жить или умирать и если жить, то как?
Не Дух ли распределяет силы тела и отводит болезнь в определенное место?
Я не могу ответить на эти вопросы, попробуйте Вы.
Давайте теперь образно представить себе пространственную модель строения человека, а еще лучше попытаемся ее соорудить. На ровную поверхность ставим длинный цилиндр небольшого размера (Жизненный Стержень). На него надеваем внутренний узкий колокольчик (Ментальный план). Следующий конус большего диаметра укрепляем на первом. Это эмоциональный уровень.
Для него ничего другого не остается, как удерживаться за ментальный колокольчик, т.к. место на Жизненном Стержне уже занято. Но не забудьте, что на втором конусе нет верхней крышки, поэтому он может висеть только ниже первого. Следующим цепляем Общесоматический конус. Он больше первых двух, удерживается верхней своей частью на втором колоколе, расположен ниже последнего и еще дальше удален от стержневого цилиндра. И, наконец, Физический – самый большой и самый далекий от опоры. Он висит ниже всех и сцеплен в своей верхней части лишь с третьим конусом.
Готово? Довольно зыбкая конструкция получилась, не правда ли? Вот и баланс организма также неустойчив. Также нестабильна и жизнь человеческая. Теперь для наглядности проведем несколько «экспериментов века».
Попробуйте дунуть на стержневой цилиндр. Упал? И увлек за собой все колокольчики? Что это может означать? Смерть! Да, да, ведь без Жизненной Силы человек либо умирает, либо превращается в животное.
Делаем вывод: Жизненная Сила – нематериальный субстрат, от которого напрямую зависит жизнь человека. Материальный организм (тело), лишенный Жизненной Силы, неспособен ни к ощущению, ни к деятельности, ни к самосохранению. Пока жизненный стержень цел и крепок, он в состоянии удерживать все четыре колокола в равновесном состоянии (динамическом балансе)».
С.Ганеман в свое время подметил механизм самоисцеления в Природе. Он следующий: хроническая болезнь может быть излечена только с помощью более сильной и абсолютно подобной острой болезни.
Д.Витулкас объясняет Закон Подобия следующим образом: Similium имеет идентичную макроорганизму частоту энергических колебаний, но отличается своей повышенной амплитудой. При воздействии на человека подобное лекарство естественно встраивается в ритм энергетических колебаний и усиливает (резонирует) их.
Может быть тут скрывается аналогичный Природный механизм естественного самоисцеления в том случае, когда человек меняет свое мировоззрение, образ мыслей, а вслед за этим и образ жизни.
«Все изменится, если человек однажды согласится подчиниться духовной трансформации, однако природа его – ментальная, витальная и физическая – противится высшему закону. Любит он несовершенство свое».
Шри Аурбиндо
2. Сознание и тело.
…Сознание не может быть против тела; ваше сознание обитает в теле, поэтому сознание и тело не могут быть друг другу врагами. Они поддерживают друг друга, как только возможно. Я вам что‑то говорю, и моя рука совершает жест; мне не нужно даже ничего говорить руке. Между мной и рукой существует глубокая синхронность.
Вы ходите, вы едите, вы пьете, и все это показывает, что вы – тело и сознание, находящиеся в органической целостности. Нельзя мучить тело и поднимать уровень сознания. Тело следует любить. Вы должны быть ему лучшим другом. Тело – ваш дом, и вы должны очищать его от всякого мусора, помнить, что тело служит вам безотказно, изо дня в день. Даже когда вы спите, тело непрерывно работает: совершает пищеварение, преобразует пищу в кровь, выводит из организма мертвые клетки, вносит в организм новый кислород, свежий кислород – а вы крепко спите!
Тело делает все для вашего выживания, для вашей жизни, хотя вы так неблагодарны, что никогда даже не говорили ему «спасибо». Напротив, некоторые учения учат вас его мучить: «Тело вам враг, и вы должны освободиться от тела, от его привязанностей».
Да, я знаю, вы – нечто большее, чем тело, и не предлагаю вам быть к нему привязанными: в этом нет необходимости. Но любовь – не привязанность, сострадание – не привязанность. Любовь и сострадание абсолютно необходимы вашему телу и нужны для его укрепления. И чем лучше у вас тело, тем больше у вас возможностей для роста сознания. Это органическое единство.
Миру нужно совершенно нового рода образование, в саму основу которого заложено то, что каждого нужно ввести в молчание его сердца, – другими словами, в медитацию, – и каждого нужно научить быть сострадательным к собственному телу. Потому что, пока вы не сострадательны к собственному телу, вы не можете быть сострадательным и ни к кому другому.
Тело – живой организм, и он не причинил вам никакого вреда. Он неустанно вам служит с момента вашего зачатия и будет служить до самой смерти. Он сделает все, что вы захотите, даже невозможное, но никогда вас не ослушается.
Нельзя даже вообразить другой подобный механизм, настолько же послушный и мудрый. Если вы осознаете все функции своего тела, то удивитесь: вы никогда не думали, что все это делает тело. Оно так чудесно, так таинственно. Но вы никогда в это не заглядывали. Вы никогда не беспокоились о том, чтобы ознакомиться с собственным телом, но притворяетесь, что любите других. Вы этого не можете, потому что любой другой человек доступен вашему восприятию только в форме тела.
Тело – величайшая тайна во всем существовании. Его тайна требует любви; его загадки, его жизнедействие – пристального исследования…
К несчастью, подход некоторых учений – абсолютно телоненавистнический. Но из самого этого явствует, явствует с очевидностью, что если человек научится мудрости тела и тайне тела. Он найдет величайшую из тайн внутри себя, а внутри тайны тела – сам алтарь своего сознания.
Только такой человек может быть уважительным к другим человеческим существам, к другим живым существам, потому что они настолько же таинственны, что и он сам, – разные формы выражения, многообразие, от которого жизнь становится богаче. И как только человек находит сознание в самом себе, одновременно он находит ключ к высочайшему. Никакое образование, которое не учит любить тело, которое не учит быть сострадательным к телу, которое не учит проникать в его тайны, не сможет вас научить, как войти в собственное сознание.
Тело открывает двери – тело служит трамплином.
Ниже приведу размышления Раджниша об отношении сознания и тела.
Я никогда не смотрю на часы. Но я научился понимать свое тело. Я научился чувствовать его потребности. Я научился многому, слушая его. И если вы тоже будете слушать тело и будете к нему внимательны, то начнете приобретать дисциплину, которую нельзя назвать дисциплиной. Я ее себе никогда не навязывал. Я пробовал в жизни всевозможные вещи. Я постоянно экспериментировал, просто чтобы почувствовать, что в совершенстве подходит моему телу.
Когда‑то я вставал рано, в три часа утра. Затем в четыре часа, затем в пять часов. Теперь я уже много лет встаю в шесть часов. Мало‑помалу я заметил, что это подходит моему телу. Человек должен быть очень чувствительным.
Сейчас физиологи говорят, что тело каждого человека, пока он спит, на два часа теряет нормальную температуру; температура падает на два градуса. Это может происходить между тремя и пятью часами, между двумя и четырьмя или четырьмя и шестью, но каждую ночь температура тела каждого человека падает на два градуса. И эти два часа – время самого глубокого сна. Если в эти два часа вы встанете, целый день вы будете чувствовать себя потерявшими ориентацию. Может быть, вы проспали шесть или семь часов; это не имеет значения. Если вы встали в тот промежуток времени, когда температура была низкой, целый день вы будете усталыми, сонными, зевающими. И вы почувствуете, что чего‑то не хватает. Вы будете более беспокойными, тело будет чувствовать себя нездоровым.
Если вы встанете сразу после этих двух часов, как только эти два часа истекут, – это правильный момент, чтобы встать. Тогда вы совершенно свежи. Если вы смогли проспать только два часа, даже этого будет достаточно. Шесть, семь, восемь часов сна не нужны. Если вы спите только те два часа, когда температура становится на два градуса ниже, вы будете себя чувствовать вполне хорошо, в порядке. Целый день вы будете чувствовать изящество, молчание, здоровье, целостность, хорошее самочувствие.
Каждый должен наблюдать, когда именно случаются эти два часа. Не следуйте никакой навязанной извне дисциплине, потому что эта дисциплина может быть хороша для человека, который ее создал… Какой‑то йог встает в три часа утра – наверное, это хорошо ему подходит, но все его последователи встают в три часа утра и целый день чувствуют себя нехорошо. И они думают, что не способны даже к соблюдению такой простой дисциплины. Они чувствуют себя виноватыми. Они пытаются изо всех сил, но не могут победить и думают, что их мастер исключительный, великий человек. Он никогда не чувствует себя плохо. Но просто ему подходит вставать в три часа утра.
Вы должны найти свое тело, установить, как оно работает, что ему подходит, – что для вас правильно. И как только вы это нашли, вы можете легко это позволить, и это не будет навязанным, потому что вы сонастроены с телом, и не будет речи о том, чтобы вы что‑то ему навязывали; не будет никакой борьбы, никаких усилий. Наблюдайте, когда едите, что вам подходит. Люди продолжают есть всевозможные вещи. Потом у них расстраивается пищеварение. Потом это влияет на их ум. Никогда не следуйте никакой чужой дисциплине, потому что никто не похож на вас, и никто не может сказать, что вам подойдет.
Именно поэтому я даю вам только одну дисциплину, и это дисциплина осознавания себя, дисциплина свободы. Слушайте собственное тело. Тело содержит в себе огромную мудрость. Если вы слушаете его, оно всегда право. Если вы его не слушаете и продолжаете что‑то ему навязывать, то никогда не будете счастливы; вы будете нездоровы, больны, вам будет не по себе, вы всегда будете рассеянны и сбиты с толку, дезориентированы.
Это был долгий эксперимент… Я ел почти все, что только можно, и мало‑помалу исключил все, что мне не подходит. Теперь я ем только то, что подходит. Повару, который для меня готовит, приходится трудно, потому что она должна готовить каждый день почти одно и то же, и она не может поверить, как я продолжаю это есть и этим наслаждаться. Есть еще ладно – но наслаждаться?
Если что‑то подходит, вы можете снова и снова наслаждаться одним и тем же. Для вас это не повторение. Если что‑то не подходит, тогда становится трудно.
Это случилось…
Однажды вечером в четверг Мулла Насреддин пришел домой, чтобы поужинать. Его жена подала ему печеные бобы. Он разбил тарелку с бобами о стену и закричал:
– Я ненавижу печеные бобы!
– Мулла, ты для меня непостижим, – сказала его жена. – В понедельник вечером ты любил печеные бобы, во вторник вечером ты любил печеные бобы, в среду вечером ты любил печеные бобы, и теперь, в четверг, внезапно говоришь, что их ненавидишь. Это непоследовательно!
Обычно вы не можете каждый день есть одну и ту же еду. Но причина не в том, что еда одна и та же, причина в том, что она вам не подходит. Один день вы можете ее вытерпеть, на следующий день это становится выше ваших сил. Как вам ее терпеть каждый день? Если еда вам подходит, тогда никаких проблем нет; вы можете есть ее всю жизнь, и каждый день наслаждаться, потому что она приносит такую гармонию. Она просто вам подходит, она вам соответствует.
Вы продолжаете дышать; дыхание остается одним и тем же. Вы продолжаете принимать ванну; вода остается одной и той же. Вы продолжаете спать; сон остается одним и тем же. Но это вам подходит, и тогда все в порядке. Тогда это совершенно не повторение.
Повторение – это ваш собственный подход. Если вы живете в полной гармонии с природой, тогда вы не заботитесь о вчера, которое прошло, и не носите его в уме. Вы не сравниваете свои вчерашние дни с сегодняшним и не проецируете завтрашних дней. Вы просто живете здесь и сейчас, вы наслаждаетесь этим мгновением.