Движение праны и Ишвары – одно. Направьте внимание на дыхание. Без праны нет чувства «я есть». Чувство бытия всегда возникает с появлением праны. Если вы познали Атман, сможете ли вы надеть одежду, подходящую для Него? Так что нет нужды менять свою одежду после Самореализации. Только несведущие пытаются выставить напоказ свое понимание. Даже щеголять бородой – значит демонстрировать отождествление с телом.
Все, что вы видите, иллюзорно и соответствует вашим концепциям. Слушать своего Гуру – наилучшая духовная практика. Так ваше освобождение будет легче. У сознания есть качества, у Абсолюта их нет. Когда вы стареете, вы перестаете быть ребенком или молодым. Для такого изменения не требуется никаких сознательных усилий. Точно также с познанием Себя самопроизвольно исчезают гордость и эго. Помните, что никакие переживания не бывают постоянными.
У этого мира нет создателя, как нет и никого, чтобы поддерживать его или разрушать. Это все происходит спонтанно. Когда мы слышим какую-то новость, она делает нас счастливыми или несчастными. Но не услышанная новость никак на нас не влияет. Ум состоит из концепций и переполнен ими. Необоснованные концепции дают рождение воображению. Ум строит воздушные замки. Но Атман непривязан и безучастен. Когда познается концепция «я есть», открывается Абсолют. Чтобы это произошло, достаточно даже просто услышать. Все, что вы видели и слышали с детства, стало вашим миром. Индивидуальная душа, мир и Брахман – все это концепции. Концепции развиваются сами по себе и становятся всесильными и полными разных качеств. В корне их лежит чувство бытия. Когда оно включается, начинаются видоизменения ума. Главное качество – наше осознание собственного существования. Потом возникает поток мыслей. Есть ли чувство бытия без знания «я есть»? После пробуждения от сна по утрам самая первая мысль – это мысль о нашем существовании.
Как возник этот мир? Так же, как возникает вселенная во сне. Если ваше тело реально, вселенная тоже реальна. Если вселенная реальна, тело тоже реально. Хотя мир так велик, в нем нет ни капли истины.
Концепция существования возникает в ниврутте, или состоянии отсутствия концепций, и начинаются видоизменения ума. Концепция бытия создает следующие концепции, которые дают начало этому миру, кажущемуся таким реальным. Когда чувство бытия уходит, Единственный пребывает в состоянии отсутствия концепций, но Он не способен сказать, что находится в этом состоянии. Вся деятельность начинается после возникновения чувства бытия, за которым следуют видоизменения ума. Разве вы можете что-либо делать, если не знаете, что существуете? Наше сознание возникло без нашего знания о нем, без ожиданий. Оно берет начало в состоянии отсутствия концепций, которое является его истинным признаком. Эти концепции не дадут вам целостности. Если вы будете медитировать, другими словами пытаться укорениться в своем бытии, видоизменения ума будут тревожить вас. Но даже тогда вы должны продолжать медитировать. Направьте внимание на корень ложного знания «я есть», которое установилось как истина. Не думайте о других, вы должны смотреть только на себя: что вы такое? Когда вы осознаете истинное значение концепции «я есть», вы увидите, что этот мир приносит радость. В действительности, ничто никогда не случалось. Ваш ум показывает вам все таким, каким вы хотите это видеть. Ваше сознание принимает множество форм, и вы видите вещи такими, какими хотите их видеть. Из-за отождествления с телом концепций становится все больше и больше. Если вы подружитесь с «я есть», оно покажет вам Истину. Когда познается тайна сознания, сознание «я» исчезает, и вы оказываетесь в безымянном состоянии, называемом «виджняна». Если вам понравится быть в этом состоянии, со временем вы осознаете, что никогда не видели никакого мира. Тогда вопрос о каком-либо действовании пропадет. Пока вы не осознали этого, продолжайте действовать обычным образом, продолжайте семейную жизнь, не сопротивляясь ей.
Сразу после рождения, до того момента, как вы научились слушать других, вы больше подходили для такого знания. Ваше теперешнее состояние – результат принятия всего, что вы когда-либо слышали, за истину. Все ваши действия соответствуют тому, что проникло в ваш ум. Познать свое истинное Я – величайшее богатство. Познайте Его, и загадка целого мира будет разгадана. Другими словами, познав Себя, вы познаете весь мир. Обретите уверенность: «Я именно такой, как говорит мой Гуру». Для различных практических целей вы можете действовать как мужчина или женщина, но внутри будьте бесформенны. Все будет зависеть от вашего отождествления в момент смерти. Смерть – лишь слово, а не чье-то реальное переживание. Если существует только Брахман, что еще вы можете переживать? Ум не знает своего происхождения, а вы стали его учеником. Он меняет вас по своему образу и подобию. Вы должны поклясться в том, что вы именно то, что говорит Гуру, то есть только истинное Я. Он дал вам мантру, Свое тайное знание. Храните уверенность: «Мой Гуру сказал мне Истину, и, живя согласно Его словам, я неизбежно реализую Ее».
Когда люди говорят, что кто-то умер, Джняни видит это лишь как освобождение от иллюзии. Иллюзия – считать себя мужчиной или женщиной.
Сначала подготавливается пищевая материя, из которой возникает живое существо. Ему дается имя согласно форме пищевой материи. Его тело – это видоизмененная пища, которая поддерживает сознание. Голод и жажда присутствуют, пока есть сознание.
Когда вы принимаете слова своего Гуру, будьте тверды. Иначе будете двигаться наугад, повторяя «Хари, Хари». Переживание себя живым – обман, но вы все равно любите его. Оно не длится вечно. Какими бы здоровыми вы ни) были, поддерживая здоровое питание, вы все равно станете слабыми и трясущимися в старости. Подумайте об этом. Это вивека. Уступите своему сознанию, которое говорит: «Джайя Гуру». Считать себя телом – значит поддерживать идею того, что вы делатель, что вы молодой или старый. Когда вы говорите, что меняется ваше тело, но не вы сами, это вивека.