Есть два автора, Зигмунд Фрейд и Фернан Бродель. Эти два автора сфокусировались на двух аспектах того, как функционирует масса людей.
Фрейд – основатель психоанализа, и любому психологу известно, о чем он писал. Фрейд сфокусировался на сексуально-половом аспекте и все к этому свел. Есть такое понятие «биологизм Фрейда». У него все – одно сплошное либидо, и его динамика, и все к этому сводится.
Фернан Бродель – это французский историк, представитель французской исторической школы «Анналов». О написал трехтомную работу «Материальная цивилизация». Это про западную цивилизацию. Бродель сфокусировался на прагматическом аспекте, функциональном, аспекте выгоды, который лежит в основе этой самой западной материальной цивилизации. И этот фактор (стремление к выгоде) обусловил огромный экономический и технологический прогресс.
Эти два мотива – половые позывы и стремление к выгоде – определяют вообще то, как человек, сформированной этой самой западной цивилизацией, вообще воспринимает мир и жизнь. Для него любовно-половые отношения – это, попросту говоря, совокупление с выгодой, и более ничего. Ну а выгода – это не только деньги, а вообще всяческий комфорт и польза, во всех возможных смыслах.
При этом такой момент, как ценностное отношение к другому человеку, в теории Фрейда совершенно упущен, потому что он редко кому доступен, и самому Фрейду, очевидно, тоже. А раз недоступен, значит, Фрейд решил, что такого и не бывает. Ну а Бродель вообще не психологией занимался, а историей и экономикой по сути.
Опыт ценностного отношения к другому зафиксирован в культуре, в художественных произведениях, в частности в поэзии. Адепты психоанализа все это опошляют и, образно говоря» выкидывают на помойку. У них только инстинкты есть, а всякая поэтизация – это бунт против инстинкта.
Социум – это, образно говоря, свиноферма, наполненная особями, которые озабочены удовлетворением потребностей своего либидо. Когда они увидели доступно-подходящий объект, загорелись, возбудились, разрядились и переключились на другой объект. Это обыкновенная динамика либидо.
Существует два принципиально различных способа рассматривать другого человека противоположного пола.
В первом случае фокус делается на объективных признаках:
– некоторые женщины говорят, что им нравятся высокие блондины с голубыми глазами, а мужики говорят, что нравятся бюст пятый номер и ноги от зубов, это примитивные экстерьерные признаки;
– чуть более продвинутые особи смотрят на психологические качества, характер, общие интересы.
Это всё оценка человека с фокусом на объективные признаки, он рассматривается как объект, обладающий набором характеристик.
А есть другой способ, когда внимание фокусируется на субъективное отношение к вам, здесь важны два момента:
– сочувствие, участие, забота, когда человек внимательно относится к вашим нуждам, откликается на них, пытается удовлетворить, даже без «обратной отдачи»;
– приверженность, когда человек испытывает к вам интерес и не ищет замены, даже если нет взаимности с вашей стороны.
Это отношение субъективно, потому что, если человек так относится к вам, к другим он так не относится, это индивидуализированное отношение. А когда человека рассматривают как объект, он является таким для всех.
Большинство при выборе человека для создания любовно-полового альянса руководствуются объективными признаками. Сравнивают кандидатов, выбирают наилучший вариант исходя из того, что для них значимо.
Есть другой способ – выбор того, кому ты сам дорог. Поскольку ценностное отношение встречается редко, весьма вероятно, что дорог ты никому, от слова совсем. А если и дорог кому-то, то одному, и то уже хорошо, но возможности для выбора при этом нет. В смысле, скорее всего, если на вас направлено ценностное отношение, то исходит оно только от одного человека, в силу того что в принципе редко встречается.
Конечно, хотеть могут многие, это либидо, которым живёт большинство. И пытаются включить либидо в объекте, который хотят затащить в койку. Для этого женщины создают себе сексапильный имидж, а мужики брутальный. Притягиваются друг к другу с помощью либидо. Раскочегаривают друг друга с помощью триггеров и флирта. Какое-то время совокупляются. Но чаще всего не очень долго, потому что либидо, получив разрядку, переключается на другой объект, которых в избытке вокруг. Причём либидо кончается у обоих. Посношались – разбежались – помчались искать новый объект.
В случае фокуса на субъективной стороне, на том, как человек индивидуализировано к вам именно относится (ценностное отношение, приверженность), чувства возникают не из-за стимуляции триггерами, а из-за сочувствия. И они характеризуются устойчивостью и постоянством.
Итак, с одной стороны – либидо и триггеры, с другой – сочувствие. С одной стороны – индивидуализированная приверженность другому человеку, с другой стороны – панмиксия (это термин из статьи фантаста Станислава Лема про СПИД, он означает по сути «все со всеми»).
Я сейчас расскажу о такой распространенной характеристике отношения человека к другим людям, как обезличенность. Все человеческие проявления: нежность, любовь, дружба, секс, всё что угодно, что от человека какого-то исходит – оно неразрывным образом связано с его личностью, является проявлением его самого. В том смысле, что поцелуй одного человека (которого любишь) не равноценен поцелую другого (который безразличен).
Очень часто все эти перечисленные мною проявления рассматривают как какую-то обезличенную «силу», обезличенную «энергию», которая с личностью конкретного человека не связана. Если использовать юридический термин – как получаемое по сделке. В бизнесе ведь не важно, от кого получаешь, а важно – что получаешь. И этот рыночный подход распространяется на межличностные отношения.
От психологов можно услышать такие фразы: «вы ищете любовь», «вы ищете отношения», по сути – «вы ищете половых контактов». То есть эти личностно открашенные проявления они рассматривают как обезличенные, то есть не связанные с каким-то конкретным человеком. Объект можно заменить, а проявления от него будут исходить и будут выполнять свою функцию удовлетворения потребностей.
В книжках, где проводится такой обезличенный подход к человеческим проявлениям – там говорят, что главное – это удовлетворение потребности. Нашёл подходящего и доступного партнера, и удовлетворяешься. Но дело в том, что теоретически можно с тем или иным человеком сходить в ЗАГС, лечь в постель, но от этого будет совершенно различная эмоциональная отдача.
В сделке есть стороны и есть предмет сделки. Стороны – это участники, а предмет – то, они что друг другу дают. Допустим, один человек выполнил какую-то работу за определенную денежную сумму. Денежная сумма – она обезличенная, на деньгах не написано кто их дал, кто их в руках держал – и это не важно. Работа как таковая, она тоже может быть выполнена многими разными людьми, результат будет один и тот же. Главное – не кто выполнил, а качество результата.
В сделке, когда речь идет об обмене, не имеет значения, кто является стороной в сделке, то есть «партнером» (это словечко из бизнеса сплошь и рядом используется в контексте межполовых отношений). Рыночный подход переносится на межличностные отношения, когда человек говорит: «Я ищу тепла. Я ищу любви», и так далее. В смысле – вторично от кого.
Большинство особей противоположного пола общаются по принципу «ничего личного». Как молекулы в клетке двигаются – белки, ферменты… В принципе любая молекула может взаимодействовать с любой другой подходящей молекулой, какая первой попадется, с такой и начнет. А если тепловое движение их разобьет, значит, они разбегутся. Молекулы не индивидуальны, а типичны. Одна молекула ничем не лучше, чем другая молекула такого же вещества. Этот принцип совершенно так же реализуется среди человеческого стада. Молекулы безлики. И люди часто воспринимаются так же.
Вспоминается книга Зиновьева Александра «Запад. Феномен западнизма», там автор описывает такую категорию людей: западоиды – люди без души, с намеренно примитивизированным (в результате социализации) складом психики. Они относятся к людям как к безликим средствам удовлетворения собственных потребностей.
Такие обезличенные отношения быстро «выдыхаются». Между «партнерами» в подобных альянсах очень быстро наступает скука. Люди либо разбегаются, либо начинают искать эмоции на стороне.
Когда люди сближаются, между ними обостряются противоречия, которые побуждают к тому, чтобы «бросить и найти получше». И не только между ними двумя, люди ближайшего окружения тоже участвуют. Родители, родственники – они эти противоречия часто обостряют. И вместо того, чтобы преодолевать эти противоречия, люди разбегаются.
Поэтому огромное количество разводов, по статистике больше половины официальных браков оканчиваются разводами. А в тех браках, где разводом не оканчивается, люди живут в состоянии разобщенности, и занимаются «добором» эмоций на стороне. Именно поэтому статистика супружеских измен показывает, что примерно 90% мужей изменяют своим женам, примерно 75% жён изменяют своим мужьям. Выглядит весьма удручающе, это все из-за обезличенности, когда человек сам по себе, как индивидуализированная личность, не интересен, он не вызывает индивидуализированный страсти и приверженности. Просто в нужный момент он оказался рядом, в пределах досягаемости, и закрутилось-понеслось. А могло бы и с другим закрутиться. Эмоции в таких обезличенных отношениях очень быстро сходит на нет.
А что значит «личное», как оно появляется, это личное? Это когда один человек другим человеком начинает восприниматься как совершенно особенный. Это не диктуется какими-то гормонами, которые вот выплеснулись, и сегодня особенный один, а завтра – другой. И приверженность не зависит от того, что получают взамен.
Так бывает, хоть и редко.
Человеку, который способен на любовь, как ценностное отношение и страстную индивидуализированную приверженность к другому, формат «любви как сделки» скучен, он его счастливым не сделает.
Любовно-половые отношения большинства основаны на триггерах и конвенциях. Попросту говоря, триггер – это стимул, а конвенция – это договор. Рассмотрим подробно эти два аспекта.
Триггер – это стимул, вызывающий автоматическую реакцию (в этологии, науке о поведении животных, называется «релизер»).
Конвенция – это условие, явная или неявная договоренность.
Существуют различные виды сенсорных триггеров:
– визуальные у женщин каблуки, колготки в сетку, яркие помады и пр., у мужчин борода, татухи, волосатая грудь, сюда же относится взгляд (обещающий, повелительный и пр.);
– аудиальные, это касается интонации голоса, у женщин она может быть хищной, обволакивающей и пр., у мужчин командирский голос;
– запаховые (феромоны, естественные запахи тела, плюс искусственные парфюмерные запахи);
– тактильные – прикосновения, объятия, поцелуи, обжимание во время танцев и пр.
Триггер, будучи предъявлен и воспринят, вызывает автоматическую реакцию полового влечения. Самую мощную реакцию вызывают тактильные триггеры, приводящие к выбросу половых гормонов.
Мужчины и женщины, желающие установить любовно-половую связь, демонстрируют друг другу триггеры в различных сочетаниях и последовательности, вызывая эмоции полового характера, которые плавно ведут от легкой симпатии в койку. Образно говоря, они раскочегаривают (заводят) друг друга и начинают совокупляться.
Когда люди любят друг друга, в смысле ценностного отношения друг другу, нет необходимости в том, чтобы раскочегаривать и заводить. Они испытывают упоение от каждой минуты вдвоем (это слова из романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы»).
Сюда же относится флирт – обмен вербальными стимулами (например, лесть), которые могут вызывать даже более сильные эмоции, чем сенсорные триггеры.
Конвенции (социальные конвенции) – это согласованные представления о том, как себя вести. Они делают общение предсказуемым.
Мужчина и женщина, которые «строят отношения»:
– демонстрируют различное поведение;
– реагируют на поведение «партнера»;
– наблюдают за реакциями на свое поведение.
В итоге у обоих формируется представление о том, чего ждет «партнер» и на что этот самый «партнер» готов в отношениях. По сути, установление конвенций – это аналог согласования условий рыночной сделки. Образно говоря, «партнеры» друг к другу «притираются». И когда говорят, что «нужно узнать друг друга» – это значит согласовать конвенции, договориться об условиях взаимодействия. В результате возникает «доверие», основанное на том, что люди друг друга «знают» (весьма поверхностно).
Когда люди друг друга любят, они ничего не строят и не притираются, в этом нет необходимости. Они друг другу условий не ставят. А разногласия решают по мере возникновения, да и разногласий много не бывает, т.к. любящие друг друга люди психологически состраиваются, их желания и жизненные позиции сближаются и становятся общими. А их доверие основано на «знании друг друга», а на том, что каждый для другого является самым дорогим существом во Вселенной (а не просто в отдельно взятой галактике).
Как же строятся любовно-половые отношения стандартных особей человеческого стада? А очень просто.
1. Все начинается с потребности. Мужик испытывает острую потребность в бабе, а баба – острую потребность в мужике.
2. Мужики и бабы в сборищах (компании) или же по месту учебы-работы начинают подавать невербальные сигналы «ищу партнера» и высматривать, кто из особей противоположного пола аналогичные сигналы подает.
3. В конце концов, две озабоченные особи, соответствующие друг другу по внешности и вкусам, замечают друг друга.
4. Они начинают активно коммуницировать, «узнавать друг друга» и «налаживать доверие». Все это в кавычках, потому что «знание» у них поверхностное, а «доверие» дутое. Также в процессе коммуникации они переходят к более сильным триггерам, бабы постепенно все сильнее оголяются, а мужики все более интенсивно щупают баб.
5. Когда им кажется, что «они друг друга узнали» и «могут друг другу доверять», они переходят к самым сильным триггерам (поцелуи взасос), происходит резкий выброс половых гормонов, и «люди» начинают сношаться.
6. Некоторые из сношающихся «людей» начинают «жить вместе» и даже добираются до ЗАГСа.
7. Социальное окружение (в частности, путем лайканья фоток в соцсетях) подкрепляет своим одобрением сформировавшийся половой альянс.
И кажется, что все очень хорошо и прекрасно. Но только на первый взгляд и чаще всего ненадолго. Потому что есть два обстоятельства.
1. Согласно психологическому закону десенсибилизации, один и тот же стимул, повторяясь раз за разом, вызывает все более слабую реакцию. Это значит, что триггеры, которыми партнеры эффективно раскочегаривали друг друга во время конфетно-букетного периода, перестают действовать. В результате половое влечение таких партнеров снижается, в жизни многих пар секс вообще сходит на нет.
Именно поэтому в каждой аптеке на видном месте продается виагра и специальные смазки. И именно поэтому участники полового альянса заводят интрижки на стороне, т.к. новая особь противоположного пола возбуждает в силу новизны, имеющийся у этой особи набор триггеров еще не успел стать привычным (не наступила десенсибилизация).
2. Конвенции, установленные во время конфетно-букетного периода, имеют поверхностный характер. Когда люди сближаются, они узнают друг о друге то, что не было явно в период ухаживания. Между ними с неизбежностью обнаруживаются неизвестные ранее противоречия. Некоторые могут оказаться настолько фундаментальными, что достичь согласия по ним не удастся.
При этом радикальная перестройка своих взглядов (чтобы принять другого таким, какой он есть) и своего поведения (чтобы оно не фрустрировало другого) – не то, чем хотят заниматься «партнеры». Ведь мужиков и баб вокруг много, и проще найти замену, чем корячиться, меняя что-то в самом себе. Как вариант, некоторые пытаются «переделать» партнера, что вызывает сильнейшее сопротивление с его стороны.
В результате двух указанных факторов мужик и баба разбегаются, начиная лихорадочный поиск новой «любви».
Вот ее характеристики.
1. Обезличенность.
Вместо отношения «хочу быть с этим человеком, и только с ним» – стратегия «гарем» (не с нем, так с этим).
Принципы этой стратегии:
– многие ко многим, панмиксия, как в песенке Пугачевой «снег падает на всех, все падают на всех»;
– случайность, с кем фортанёт, с тем и пойду, с кем «сложится», с тем и буду.
Как реализуется:
– сеть кандидатов и кандидаток, удобно формировать с помощью соцсетей;
– телка подает сигнал «свободна» (например, выставляя статус «в активном поиске»), мужики встают в очередь (предлагают себя);
– как вариант – мужики периодически «прощупывает почву», рассылая дежурные приглашения «в кино» десяти бабам за вечер;
– еще вариант – в компаниях, там тоже можно подавать сигнал «свободен-свободна, ищу с кем перепихнуться», многие ходят в компании именно ради поиска половых партнеров;,
– еще вариант – случайные связи в барах, у Макаревича есть песенка «Варьете» а в ней подходящие слова:
Он снова перепутал и ушел с другой
И она ждала другого, но отправилась с ним
2. Искусственность.
Вместо непроизвольного и постоянного чувства, возникающего на расстоянии и без активной коммуникации – намеренный вызов эмоций посредством стимуляции.
А. Посредством триггеров:
– мужик маскулинно-брутальный – борода, татухи, командирский голос и т. д.
– баба фемининно-сексапильная – каблуки, колготки в сетку, боевая раскраска и т. д.
Подобные визуальные стимулы (в НЛП их называют триггерами, в этологии релизерами) автоматически вызывают половое влечение у особей противоположного пола.
Б. Посредством флирта.
Сюда относятся всяческие вербальные заигрывания.
Такие вербальные стимулы дают психологическую стимуляцию и вызывают эмоции (любопытство, азарт, уязвленность и пр.)
В. Посредством физической стимуляции.
Прикосновения, объятия, поцелуи.
Такие физические стимулы ведут к выбросу половых гормонов.
Образно говоря, мужик и баба друг друга раскочегаривают, потом совокупляются.
Есть психологическая закономерность под названием «десенсибилизация». Любой стимул с течением времени оказывает все менее выраженный эффект. Т.е. действует все слабее и слабее, а потом и вовсе перестает замечаться. Это касается вообще любых стимулов.
Поэтому «любовь», основанная на искусственной стимуляции, «проходит». А точнее сказать, никакой любви (как ценностного отношения, когда другой человек дорог сам по себе) никогда и не было.
3. Отсутствие испытаний «любви».
Есть у Эдуарда Асадова стихотворение «Проверяйте любовь».
Современные мужики и бабы любовь не проверяют:
– пока есть возможность, они лакомятся отношениями;
– когда обнаруживаются противоречия и возникают «сложности» – разбегаются в поисках новой «любви»;
– когда приближается пора выхода в тираж – поспешно остепенятся, потому что давать скоро перестанут;
– ну а те, кто упустил момент и не остепенился, обзаводятся котом (собакой или попугаем) для эмоциональной привязанности и вибратором (резиновой куклой) для остальных потребностей.
Сейчас я расскажу о концепции любовно-полового цикла стандартной биомассы.
Большинство любовно-половых альянсов возникает следующим образом. Есть куча особей мужского и женского пола, такой огромный конгломерат. Они скучиваются где-то в городах, на их много небольшой территории.
Особи имеют половые потребности, и коммуницируют. У каждой особи формируется совокупность из нескольких (или нескольких десятков) особей противоположного пола которыми человек поддерживает контакт и обменивается какими-то любовно-половыми сигналами. Не то что: «пошли сношаться», а просто какой-то флирт, какие-то заигрывания. Когда есть какая-то степень взаимной привлекательности двух особей, какие-то общие интересы. Сейчас ещё и соцсети есть, можно даже физически не находился в каком-то близком расстоянии, но коммуникация имеет место. Обмен предварительными сигналами происходит в «фоновом режиме».
Эту совокупность особей противоположного пола я называю словом «гарем». В этом же смысле его употребил Александр Зиновьев (крутейший автор, кстати), в своей книге «Глобальный человейник». Гарем есть у всех «нормальных» людей.