Глава 1. Влияние детства

Природа любви

Внутри каждого ребёнка заключён «эмоциональный сосуд», который ждёт того, чтобы его наполнили любовью.

Росс Кэмпбелл

В детстве человек практически полностью беспомощен, а родители выступают для него в роли богов, во власти которых – награждать и карать. Психологическое развитие ребёнка во многом зависит от его контактов с родителями. В первые годы жизни у него формируется базовое доверие к миру. Родительская безусловная любовь даёт ему понять, что он нужен. Если же один из родителей эмоционально нестабилен, это не может не сказаться на развитии и психике ребёнка. Без родительской любви ребёнок не способен к полноценному развитию. Такие дети намного чаще болеют и отстают в развитии, а в дальнейшем страдают от невротических расстройств личности.

В начале ХХ века в детских домах 9 из 10 сирот до 1 года умирали от истощения. Внешние факторы, объясняющие такую смертность, отсутствовали. С питанием и гигиеной не было никаких проблем. Было обнаружено, что эти дети умирали от недостатка любви и ласки, так как ласка влияет на биохимические процессы в организме ребёнка. Работники детских домов стали проявлять к ним родительскую ласку, брать на руки, убаюкивать – и смертность среди детей сократилась на 90%.

Во многом на такой подход к воспитанию детей повлияли результаты эксперимента под названием «Природа любви», который в 1950 году провёл профессор Висконсинского университета Гарри Харлоу. В своём эксперименте он использовал обезьян, так как у этого вида млекопитающих строение нервной системы наиболее схоже с нашей.

В первые часы жизни детёнышей обезьян забирали от мам и сажали в отдельные клетки. В изоляции детёныши проявляли ласку и привязанность к полотенцам, покрывавшим полы их клеток. Если полотенце забирали, детёныши нервно реагировали и вели себя агрессивно.

Эксперимент состоял из четырёх этапов.

На первом этапе обезьян поделили на две группы. Для них создали две суррогатные матери. Одна была из проволоки, а вторая представляла собой тёплый манекен со встроенной электролампой. В первой группе проволочная мать была с бутылочкой для кормления, а тёплая – без. Во второй – наоборот. В результате обезьяны из обеих групп больше времени проводили с мягкой и тёплой мамой.

На втором этапе в эксперимент внесли изменения. Первой группе досталась проволочная мать, а второй – тряпичная. Оба манекена были с бутылочками для кормления. Поведение обезьян из первой группы отличалось. Они чаще испытывали нервное напряжение, меньше проводили времени с мамой и проявляли признаки аутизма.

На третьем этапе проверялась роль матери в утешении ребёнка. Детёнышей пугали, наблюдая за их реакциями в стрессовой ситуации. В момент страха все обезьяны бежали к тряпичной маме – прикасаясь к ней, они успокаивались.

На финальном, четвёртом, этапе были сконструированы «злые матери» – тоже тряпичные и тёплые, но при этом они скидывали и отбрасывали от себя детёнышей. Обезьяны продолжали возвращаться к ним и жалобными звуками пытались извиниться.

В результате были получены выводы, что после 90 дней изоляции у младенца в психике образуются нарушения, которые впоследствии невозможно исправить. У людей такие нарушения образуются через шесть месяцев изоляции. Повзрослев, они не могут устанавливать контакты, ведут себя агрессивно, особенно по отношению к противоположному полу. Полностью подавляется родительский инстинкт, и они становятся не способными на заботу о собственном потомстве. Со своими детьми ведут себя агрессивно, игнорируют их потребности, проявляют жестокость вплоть до убийства.

Некоторые родители того времени осознанно не проявляли любви к ребёнку, так как считалось, что она ему попросту не нужна и «всё это пустые телячьи нежности». Такая точка зрения базировалась на воззрении психологов, что младенец не заинтересован в любви и воспринимает своих родителей только как источник, с помощью которого можно удовлетворять свои потребности в тепле и пище. Поэтому, несмотря на жестокость эксперимента, его вклад в психологию бесценен! Он опроверг взгляд на воспитание детей основателя бихевиоризма Джона Уотсона, а также гипотезу Фрейда, что секс является первичной потребностью. В экспериментах потребность обезьян в отношениях, контактах и прикосновениях доминировала над потребностью в сексе.

Психоаналитик Рене Шпиц одним из первых систематически исследовал то, как созревает и развивается психология младенцев. Он выявил последствия на развитие ребёнка при разлучении его с матерью и социальной изоляции, а также указал на прямую взаимосвязь психических расстройств ребёнка с установками матери.

В результате своих исследований Шпиц пришёл к обоснованным выводам, что недостаток материнской любви тормозит интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие ребёнка. Он замыкается и отстаёт в развитии. Выражается это в плохом владении речью, заторможенностью в движениях, эмоциональном истощении, апатии, проблемах с весом, слабой сопротивляемости болезням, социофобии.

Окружение формирует неокрепшее сознание

Если ребёнок окружён критицизмом, он учится обвинять.

Если ребёнок видит враждебность, он учится драться.

Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким.

Если с ребёнком обходятся справедливо, он учится справедливости.

Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он учится верить.

Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Нолт

Дети из благополучных семей вырастают самодостаточными, психологически зрелыми личностями, которые эффективно решают свои проблемы и легко преодолевают трудности. Под благополучной семьёй я подразумеваю ту, где ребёнок получил любовь и ласку, а также был приучен к ответственности за себя и свою жизнь.

Дети, которые по каким-либо причинам ощущают нехватку родительской любви и заботы, приучаются с детства выслуживать любовь. В обстоятельствах, когда ребёнок ощущает себя нелюбимым, то делает подсознательный вывод, что как человек он плох, никому не нужен и поэтому не заслуживает любви. Ведь взрослые умнее и сильнее, а значит, им лучше знать. У ребёнка нет способности самостоятельно формировать образ себя – его формируют родители. Ребёнок не может сам определить, хороший он или нет. Об этом ему сообщают родители, от которых он больше всего хочет получить любовь, ласку и заботу.

Если же в ответ на свои потребности он получает от родителей безразличие, то у него формируется установка «я никому не нужен». В будущем человек с подобной установкой будет постоянно испытывать тревогу. В своих попытках снизить ее он будет цепляться за людей, чтобы не оставаться в одиночестве и снова не испытывать ощущения брошенности и ненужности.

Обычно родители проявляющие безразличие к своим детям находятся в состоянии глубокой депрессии, и у них ни на что нет сил. Ребенок не в состоянии распознать причины и нередко полностью берет на себя ответственность за то, что его родитель несчастен. Ему кажется, что причиной всему он, что родителя угнетает сам факт его существования. Это формирует комплекс вины за собственную жизнь. Человек с комплексом вины пытается быть кому-то нужным, чтобы оправдаться перед самим собой за собственную жизнь.

Все это закладывается в детстве, в котором каждый недолюбленный ребенок выбирает для себя стратегию своего поведения.

Три стратегии недолюбленных детей

Каждый ребёнок рождается божеством, а затем опускается до человека.

Симона де Бовуар

Когда ребёнок оказывается в атмосфере, где базовые потребности в любви и принятии не удовлетворяются, тогда он пытается приспособиться. Из-за неспособности выразить свои чувства он выбирает для себя одну из трёх защитных стратегий:

1. Чтобы угодить родителям, ребёнок становится паинькой. Это идеальный ребёнок, которого не нужно воспитывать, так как он сам себя воспитал. Круглый отличник, пример остальным. Им могут гордиться, на него могут равняться, его могут ценить все… кроме собственных родителей. Такие дети живут в постоянном напряжении и затрачивают много сил, чтобы соответствовать и оправдывать надежды своих родителей, учителей, а впоследствии – и начальников. Они редко достигают личной автономии, независимости и всю жизнь ориентируются на какого-либо авторитета, в котором видят родителя.

2. Полностью противоположное поведение – бунт. Ребёнок становится хулиганом, попадает в неприятности, унижает слабых, чтобы компенсировать собственную неполноценность от того, что его не любят. Может начать воровать, что указывает на внутренний протест против поведения взрослых. Напоказ делает то, что под запретом. Своими выходками старается веселить окружающих. Но за всем этим поведением кроется отчаянная попытка получения внимания. Ребёнок хочет показать окружающим (и в первую очередь родителям), что он забавный, смелый, сильный, и поэтому его есть за что любить.

3. Ребёнок может уйти в себя и попытаться стать для окружающих невидимкой. Таких детей не видно и не слышно. Они не создают проблем и хотят, чтобы об их существовании позабыли. Создают свой внутренний, идеальный мир и уходят в фантазии. Погружаясь в них всё больше, впоследствии испытывают острый резонанс с реальностью. Ровесники с ними не считаются, потому что такие дети никому не противоречат и не учатся отстаивать себя и свои интересы в конфликтах, которые неизбежно возникают у детей. Повзрослев, они ведут посредственную жизнь и редко добиваются успехов в собственной реализации.

Выслуживание любви

Испорченные люди – это те, у которых нет любви.

Бернард Шоу

С детства ребёнок приучается выслуживать любовь у окружающих. Эта привычка подрывает самооценку и делает склонным к самопожертвованию. Будучи взрослым, человек может продолжать выслуживаться перед родителями, которые будут растаптывать его самоуважение вместо благодарности. Он будет делать это в надежде, что когда-нибудь они дадут то, что с детских лет ему было так нужно от них. При этом человек может попросту не осознавать, что его родители не способны на любовь или просто не научились её правильно выражать. Он может продолжать добиваться любви от них до седин, а всё потому, что у него в голове есть созданный им образ идеальных родителей, которых он всегда хотел иметь. И он верит, что если выполнит всё, что от него хотят и просят, то своими трудами он докажет, что хороший и его можно любить. А в награду эти требовательные и суровые люди превратятся в тех идеальных и любящих родителей. Тогда он будет счастлив, так как будет знать, что он хороший и заслуживает любви. Он убежден, что, если другие люди полюбят его, значит, он ценен, нужен, может быть счастливым и наслаждаться жизнью, тогда как в реальности люди любят и тянутся к тем, кто любит сам себя, кому хорошо наедине с самим собой, кто полностью самодостаточен. Те же, кто пытается выслужить любовь, часто бывают использованы окружением в своих целях, так и не получив того, к чему стремились. Если у человека не получается быть любимым, то он старается быть хотя бы нужным. Вырабатывается привычка безотказности в помощи другим в ущерб своим личным интересам.

Склонность выслуживать любовь может проявляться в неспособности выстраивать психологические границы, в безотказности окружающим с игнорированием собственных потребностей и перфекционизме.

Перфекционизм

Перфекционизм – сущностная характеристика механистического мышления. Он не признаёт ошибок, неуверенность неопределённости, неясные ситуации избегаются… Но в применении к природе это неизбежно ведёт к ошибке. Природа же неточна. Природа действует не механически, а функционально.

Вильгельм Райх

Авторитарный стиль воспитания порождает в человеке перфекционизм. Тогда индивид ставит очень завышенные цели и, не достигая их, впадает в депрессию, при этом не обращая внимания на достигнутое. Перфекционист игнорирует результат, если он несовершенен, вследствие чего появляется трудность в получении радости от сделанного и достигнутого, потому что практически все результаты списываются, ибо по стандартам перфекциониста они недостаточно хороши. Перфекционизм влияет таким образом, что человек утрачивает реальное объективное видение мира. Неспособность насладиться трудами своей деятельности приводит к заниженной самооценке и депрессии. Перфекционизм часто переходит в прокрастинацию – когда человек откладывает дело на потом из-за того, что боится сделать его несовершенно.

Перфекционизм является одним из способов выслужить любовь. Внутренний ребёнок перфекциониста старается доказать, что он всё делает правильно и заслуживает любви и внимания. Несовершенный результат для перфекциониста означает возможность лишиться любви окружающих. А за этим прячется страх расстроить родителей.

Перфекционист предъявляет высокие требования не только к себе, но и к окружающим, чем усугубляет отношения с ними. Он не задумывается над тем, что другие не обязаны соответствовать его личным стандартам. Не считается с их мнением. Вгоняя других в свои рамки, перфекционист покушается на их личностную свободу. В результате со временем люди могут отвернуться от перфекциониста.

Важно отметить, что перфекционизм формируется при условной родительской любви.

Отличие безусловной любви от условной

Где правит любовь, там нет желания властвовать, и где господство власти, там нет любви.

Карл Густав Юнг

Безусловная родительская любовь необходима каждому ребёнку. Получая её, ребёнок чувствует, что родители любят его независимо от успехов и неудач. Что бы он ни сделал, как бы ни ошибался и ни падал, такой ребёнок никогда не забывает, что родители его любят, что он им нужен. Это знание придаёт ребёнку уверенности, силы и радости. Своей безусловной любовью родители дают ему понять, что с ним всё в порядке.

Получая этот вид любви, дети не попадут в ловушку комплекса неполноценности, и если в дальнейшем окажутся в тяжёлой жизненной ситуации, как бы плохо им ни было, никогда не помыслят о самоубийстве. Безусловная любовь сеет в душе ребёнка самоуважение, способность дарить тепло и строить крепкие отношения. В семье, где есть безусловная любовь, трудности преодолеваются легко.

Многие родители дают своим детям заботу, но немногие дают им безусловную любовь, которую нельзя заслужить и контролировать. Безусловную любовь чаще склонны проявлять матери, но, увы, не все. Если с девочкой в детстве плохо обращались, это может поспособствовать тому, что у неё атрофируется материнский инстинкт и собственному ребёнку такой родитель сможет предложить только условную любовь.

Условная любовь даёт ребёнку понять, что он не ценен сам по себе и всегда может лишиться той любви, которую получил за что-то. От этого ребёнок подсознательно ощущает, что родители его не любят, а используют для реализации своих амбиций, которые не смогли воплотить в своей жизни, и теперь хотят реализоваться через него, либо просто насладиться властью, компенсировав таким способом свои комплексы неполноценности.

Посыл условной любви прост: «ты сделаешь то, что мне надо, а я тебя за это буду любить». Когда ребёнок делает что-то против воли родителей, он может услышать: «отойди, ты плохой, мама больше тебя не любит, и не реви – никто не любит плакс». Такие родители пытаются дрессировать своего ребёнка, используя детскую потребность в любви. В целях воспитания задействуют насилие, высмеивание и игнорирование (что является психологическим насилием).

Для проявления любви к собственным детям этим родителям нужен повод. Часто таким поводом становится болезнь ребёнка. Последний ощущает безразличие, но стоит ему заболеть – как родители сразу же уделяют ему время, проявляют заботу и ласку. При повторном поведении родителей в психике ребёнка происходит фиксация действий. Он делает вывод: «Я был никому не нужен, но стоило мне заболеть – и я получил заветную любовь. Значит, чтобы меня любили, нужно болеть». Если установка закрепляется, то в дальнейшем человек практикует данный метод получения любви уже во взрослой жизни на более постоянной основе, становясь хронически больным, недееспособным. Лечить таких людей без глубинной психотерапии бессмысленно – они всё равно будут продолжать болеть, так как имеют от этого скрытую выгоду.

Родительский откуп

Лучшее, что мужчина может сделать для своих детей, – это любить их мать.

Януш Вишневский

Родители могут чувствовать свою вину за то, что не способны дать ребёнку безусловной любви, и тогда они пытаются откупиться от детей подарками, чрезмерно балуя их, но в скором времени дети ощущают обман. Например, отец говорит ребёнку, что всё, что он делает, – для него и семьи. При этом ребёнок растёт без отца, потому что тот постоянно в командировках в других городах. Отец говорит, что смысл его жизни – семья, но на деле он разбрасывается семьёй, пользуясь услугами женщин с низким социальным порогом ответственности. Слова расходятся с делом. В списке такого отца семья на последнем месте, а на первом – жажда денег, власти и т. д. Дети быстро учатся видеть это лицемерие и начинают ощущать себя преданными.

Родительский откуп опасен ещё и тем, что подарки вместо родительской любви развивают ономанию, или, проще выражаясь, шопоголизм. С помощью покупок повзрослевшие дети пытаются психологически компенсировать недополученную в детстве любовь, проявляя заботу к себе через неконтролируемые покупки.

Некоторые из детей могут воспринимать изобильные подарки родителей как должное и в свою очередь начинают относиться к родителям потребительски. Они приходят к выводу: если родители не могут дать им любви, то нужно брать от них материальные блага. Это делает их инфантильными. Родительская помощь повзрослевшим детям привязывает их к себе, не давая повзрослеть в психологическом плане и научиться брать ответственность за свою жизнь. В свою защиту родители всегда могут упрекнуть, ребёнка словами: «Как это мы тебя не любим?! Смотри, сколько мы сделали для тебя, неблагодарный!» С помощью чувства вины многие родители пытаются контролировать жизни своих давно повзрослевших детей.

Если дети испытывают чувство вины на регулярной основе, то это является одним из признаков дисфункциональной семьи.

Дети в дисфункциональных семьях

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Лев Толстой

По своей природе дисфункциональные семьи скрытны. Человек вне семьи никогда не узнает, что происходит внутри, за искусственным фасадом благополучия. Часто в дисфункциональных семьях родители не проявляют к своему ребёнку нежности, теплоты, близости. Никто не считается с его желаниями. Родители непоследовательны, часто недовольны, холодны, требовательны. Они проводят политику воспитания с помощью навязывания чувств страха и вины. Насаждается культивирование жертвенности и безответственности своих поступков.

В таких семьях ребёнок лишён телесного контакта (объятия, поцелуи, поглаживания). Также полностью отсутствует доверительное общение – от членов семьи редко можно услышать слова поддержки. Все проблемы игнорируются. В семье никто не подаёт вида, что что-то не так. На людях же такая семья будет изо всех сил стараться показывать, что она образцовая и ничем не хуже других. С помощью пускания пыли в глаза другим старшие члены семьи обманываются сами. Они действуют исходя из детской логики: «если другие не знают о наших проблемах и считают нас нормальными, значит, никаких проблем у нас и не существует». Так ребёнка приучают к лицемерию и к тому, что мнение других важнее, чем его собственное. В этой атмосфере он учится умалчивать и не доверять окружающим, прятать от них свои чувства, переживания, мечты. С помощью подавления он отказывается от них. А отказ от своих чувств, от части себя образует пустоту, которую ребёнок в дальнейшем пытается заполнить с помощью зависимости: девочки – преимущественно с помощью любовной, а мальчики – алкогольной или наркотической.

Загрузка...