Что мне нравится в Работе, так это то, что она позволяет войти внутрь себя и найти свое счастье, прожить то, что уже существует в тебе, – неизменное, неподвижное, вечно присутствующее, вечно ожидающее. Не нужно никакого учителя. Ты и есть тот учитель, которого ты ждал. Ты – тот, кто может прекратить твои страдания.
Я часто говорю: «Не верь ничему из того, что я говорю». Я хочу, чтобы ты открыл то, что истинно для тебя, а не для меня. Как бы то ни было, многие считают изложенные ниже принципы полезными, чтобы приступить к Работе.
Мы страдаем, только когда верим мысли, противоречащей тому, что есть. Когда разум совершенно ясен, тогда предметом нашего желания становится то, что есть.
Если ты хочешь, чтобы реальность была иной, чем она есть на самом деле, то с таким же успехом можешь попытаться научить кошку лаять. Ты можешь пытаться вновь и вновь, но в конце концов кошка все равно посмотрит на тебя и издаст звук «мяу». Бесполезно желать, чтобы реальность была иной, чем она есть. Конечно, при желании можно потратить остаток своей жизни на попытки научить кошку лаять.
Но если ты обратишь на это внимание, то убедишься, что подобные мысли возникают у тебя десятки раз в день. «Люди должны быть добрее». «Дети должны вести себя хорошо». «Мои соседи должны лучше ухаживать за своим газоном». «Очередь в магазине должна двигаться быстрее». «Мой муж (или жена) должен соглашаться со мной». «Я должна быть более стройной (или более красивой, или более успешной)». Эти мысли выражают желание, чтобы реальность была иной, чем она есть. Ты считаешь, это звучит депрессивно? Ты прав. Все стрессы, которые мы испытываем, вызываются неприятием того, что есть.
После того как я пробудилась к реальности в 1986 году, люди часто упоминали обо мне как о женщине, которая подружилась с ветром. Барстоу – это городок в пустыне, где ветер дует слишком часто, и все это ненавидят. Люди даже уезжали отсюда, потому что они не могли выносить постоянный ветер. Я подружилась с ветром – с реальностью, потому что поняла: у меня нет выбора. Я осознала, что противостоять реальности – это безумие. Когда я спорю с ней, я проигрываю в 100 % случаев. Откуда я знаю, что ветер должен дуть? Он дует!
Люди, являющиеся новичками в Работе, часто говорят мне: «Но если я перестану возражать против реальности, то это ослабит меня. Если я просто приму реальность, как она есть, я стану пассивным. Я могу даже потерять желание действовать». Я отвечаю им вопросом: «Можешь ли ты действительно знать, что это правда? Что придает тебе больше сил? – “Жаль, что я потерял свое место” или “Я стал безработным, какие разумные решения я могу принять теперь?”»
Работа показывает: то, что, как ты думал, не должно было произойти, должно было произойти. Это должно было произойти, потому что это произошло, и никакие рассуждения не могут этого изменить. Это не значит, что ты миришься с этим или это одобряешь. А означает лишь то, что ты можешь смотреть на вещи без сопротивления и без смятения, вызванного твоей внутренней борьбой. Никто не хочет, чтобы его дети болели, никто не хочет попадать в автомобильную аварию, но, когда это случается, что толку мысленно возражать против этого? Это ни к чему не приведет, но мы продолжаем сопротивляться, потому что не знаем, как остановиться.
Я люблю то, что есть, не потому, что я духовный человек, а потому, что споры с реальностью причиняют мне боль. Мы можем быть уверены в том, что реальность хороша такая, какая она есть, потому что мы испытываем напряжение и растерянность, когда спорим с ней. Мы не испытываем чувства естественности или равновесия. Когда мы перестаем противостоять реальности, наше поведение становится простым, гибким, доброжелательным и лишенным страха.
Я могу найти во Вселенной только три типа дел: мои, твои и Божьи. (Для меня слово «Бог» означает «реальность». Реальность – это Бог, потому что она управляет всем. Все, что находится за пределами моего контроля, твоего и чьего бы то ни было контроля, я называю делами Бога.)
Значительная доля наших стрессов происходит от того, что мысленно мы находимся вне наших собственных дел. Когда я думаю: «Тебе нужно найти работу; я хочу, чтобы ты был счастлив; тебе нужно прийти вовремя; тебе нужно лучше о себе заботиться», то занята твоими делами. Если я беспокоюсь по поводу землетрясений, наводнений, войны или о своей смерти, то занята делами Бога. Если я мысленно занята твоими делами или делами Бога, то следствием является отделение. Я заметила это еще в начале 1986 года. Когда я мысленно входила, например, в дела моей матери и думала: «Моя мать должна меня понимать», то сразу же переживала чувство одиночества. И осознала, что каждый раз, когда я испытывала обиду или одиночество, то была занята чьим-то чужим делом.
Если ты живешь своей жизнью и я мысленно живу твоей жизнью, то кто же тогда здесь живет моей жизнью? Мы оба находимся где-то там. Я мысленно занята твоим делом, и это мешает мне заниматься своим собственным. Я отделена от самой себя и удивляюсь, почему моя жизнь не идет так, как надо.
Думать, будто я знаю, что именно лучше всего подходит для кого-то другого, означает заниматься не своим делом. Даже если это происходит во имя любви, это является гордыней, а в результате – напряжение, тревога и страх. Знаю ли я, что правильно для меня самой? Это единственное дело, которое меня касается. Дай мне разобраться с этим, прежде чем я попытаюсь решить твои проблемы.
Если ты достаточно хорошо осознаешь существование трех типов дел, чтобы заниматься только своими собственными делами, то это может освободить твою жизнь так, как ты даже не можешь себе представить. В следующий раз, когда ты почувствуешь стресс или дискомфорт, спроси себя, чьим делом ты мысленно занят, и ты, возможно, рассмеешься! Этот вопрос может вернуть тебя обратно к себе. И ты, возможно, придешь к пониманию, что ты никогда реально не присутствовал в своем настоящем, а мысленно всю жизнь пребывал в делах других людей. Простое осознание, что ты занимаешься делами кого-то другого, может вернуть тебя к прекрасному самому себе.
Если ты немного попрактикуешься, то увидишь, что у тебя нет и никаких своих дел и что твоя жизнь прекрасно идет сама по себе.
Мысль безвредна до тех пор, пока мы в нее не поверили. Не сами по себе наши мысли, а наша приверженность им вызывает страдание. Приверженность мысли означает безусловную веру, что она истинна. Сама вера – это мысль, к которой мы привязаны, часто годами.
Большинство людей думают, что они и есть именно те, кем считают себя в своих мыслях. Однажды я заметила, что не я дышу, а через меня дышат. Затем я, к своему изумлению, также заметила, что не я думаю – что в действительности через меня думают, а в моих мыслях нет ничего личного. Случалось ли тебе проснуться утром и сказать себе: «Пожалуй, сегодня я не буду думать»? Слишком поздно: ты уже думаешь! Мысли просто появляются. Они приходят ниоткуда и уходят в никуда, подобно облакам, бегущим по чистому небу. Они приходят, чтобы уйти, а не остаться. Они не причиняют вреда, если только мы не привязываемся к ним, словно они истинны.
Никто не способен контролировать свои мысли, хотя некоторые люди рассказывают, как они это делают. Я не отпускаю свои мысли – я встречаю их с пониманием. Тогда они сами отпускают меня.
Мысли подобны легкому ветерку, или листьям на деревьях, или падающим каплям дождя. Они появляются таким же образом, и, исследовав их, с ними можно подружиться. Будешь ли ты спорить с дождевой каплей? В дождевых каплях нет ничего личного, как и в мыслях. Если однажды ты встретишь болезненную идею с пониманием, то в следующий раз, когда она появится, она может показаться тебе интересной. То, что казалось кошмаром, теперь просто интересно. Когда она появится снова, ты можешь найти ее забавной. А в следующий раз ее можно будет просто не заметить. В этом сила любви к тому, что есть.
Я часто использую слово «история», когда говорю о мыслях или о череде мыслей, в истинности которых мы убедили себя. История может быть о прошлом, настоящем или будущем. Она может быть о том, как должны обстоять дела, какими они могли бы быть или почему они существуют. Истории возникают в наших умах сотни раз за день: когда кто-то встает и молча выходит из комнаты, или кто-то не улыбается тебе либо не отвечает на телефонный звонок, или, наоборот, когда незнакомый человек улыбается; перед тем как открываешь важное письмо или когда ты замечаешь необычное ощущение в грудной клетке; когда начальник просит тебя зайти к нему в кабинет или когда твой партнер говорит с тобой каким-то не тем тоном. Истории – это непроверенные, неисследованные теории, которые рассказывают нам, что означают все эти вещи. Мы даже не осознаем, что это всего лишь теории.
Как-то раз, когда я зашла в женский туалет в ресторане недалеко от моего дома, из кабинки вышла женщина. Мы улыбнулись друг другу, а когда я закрывала дверь, она начала напевать и мыть руки. Я подумала: «Какой приятный голос!» Затем я услышала, что она вышла, и обратила внимание на мокрое сиденье. «Как можно быть такой некультурной? – подумала я. – И как она ухитрилась залить все сиденье? Она стояла на нем?» Затем мне пришло в голову, что она была мужчиной – трансвеститом, который пел фальцетом в женской уборной. Мне пришло в голову пойти за ней (за ним) и сказать ему, что за безобразие он устроил. Пока я вытирала сиденье, я думала обо всем, что я ему скажу. Затем я спустила воду. Вода вырвалась из чаши унитаза и забрызгала сиденье. А я просто стояла и смеялась.
В этом случае естественный ход событий был настолько добр, что разъяснил всю историю, пока она не получила продолжения. Обычно этого не происходит; пока я не нашла исследование, мне не удавалось останавливать такие мысли. Маленькие истории порождали большие истории, большие истории порождали общие теории о жизни – о том, как она была ужасна и каким опасным местом был этот мир. Раньше это кончалось тем, что я чувствовала себя настолько испуганной и подавленной, что не могла покинуть свою спальню.
Когда ты оперируешь неисследованными теориями о том, что происходит, и ты даже не осознаешь этого, ты находишься в состоянии, которое я называю сном. Часто сон становится тревожным, иногда он даже превращается в кошмар. В таких случаях у тебя может возникнуть желание проверить истинность своих теорий, проведя с ними Работу. Работа всегда уменьшает размер твоей дискомфортной истории. Кем бы ты был без нее? Насколько твой мир состоит из непроверенных историй? Ты не будешь этого знать, пока не проведешь исследование.
Я никогда не испытывала стрессовых чувств, которые не были бы вызваны привязанностью к неправдивой мысли. За каждым дискомфортным чувством есть мысль, которая не является истиной для нас. «Ветер не должен дуть». «Мой муж должен со мной соглашаться». Сначала у нас появляется мысль, которая спорит с реальностью, затем у нас возникает стрессовое ощущение, а потом мы действуем на основе этого ощущения, создавая себе еще больший стресс. Вместо того чтобы понять первопричину стресса – мысль, мы пытаемся изменить свои стрессовые ощущения, направляя свой поиск вовне. Мы пытаемся изменить кого-то другого или мы обращаемся к сексу, еде, алкоголю, наркотикам или деньгам, чтобы обрести временный комфорт и иллюзию контроля.
Можно легко оказаться просто раздавленным каким-нибудь всеобъемлющим неодолимым чувством, поэтому полезно помнить, что любой стресс подобен сочувствующему будильнику, который говорит: «Ты в плену у сна». Депрессия, боль, страх – это дары, которые говорят тебе: «Милый, обрати внимание на то, о чем ты сейчас думаешь. Ты живешь в истории, которая не является для тебя истиной». Находясь в плену у сна, мы пытаемся изменить ощущение стресса и управлять им, обращаясь к чему-то вовне. Обычно мы не осознаем мысль, запускающую чувство. Вот почему я говорю, что чувство является будильником, который сообщает тебе, что есть мысль, с которой тебе, возможно, захочется провести Работу. Изучение ошибочной мысли всегда возвращает тебя к тому, кем ты в действительности являешься. Это мучительно – верить, что ты иной, чем ты есть на самом деле, проживать другую историю, чем счастье.
Если ты сунешь руку в огонь, разве кому-нибудь нужно говорить тебе отдернуть ее? Надо ли тебе принимать решение об этом? Нет, когда твоя рука обжигается, она сама отдергивается. Тебе не надо направлять ее, рука двигается самостоятельно. Точно так же, как только ты с помощью исследования поймешь, что неправдивая мысль вызывает у тебя страдание, ты отодвинешься от нее. До появления этой мысли ты не страдал, а с ней – страдаешь. Когда ты осознаешь, что мысль не является правдой, то страданий опять нет. Вот так действует Работа. «Как я реагирую, когда верю в эту мысль?» (Рука в огне.) «Кем я буду без этой мысли?» (Рука отдергивается от пламени.) Мы смотрим на мысль, мы чувствуем, что наша рука в огне, и естественным образом движемся к исходной позиции, никому не надо нам ничего говорить. И в следующий раз, когда мысль появляется, разум автоматически отодвигается от огня. Работа приглашает нас к осознанию внутренних причины и следствия. Когда мы осознаем это, все наши страдания начинают распадаться сами собой.
Я использую слово исследование как синоним Работы. Исследовать или изучать означает разобрать мысль или историю по четырем вопросам и сделать перевороты (объясняется в следующей главе). Исследование – это способ покончить с путаницей и обрести внутреннее спокойствие даже в мире очевидного хаоса. В первую очередь исследование связано с осознанием, что все ответы, в которых мы когда-либо нуждались, всегда доступны нам внутри самих себя.
Исследование – это больше, чем техника: оно возрождает к жизни из глубин внутри нас нашу изначальную сущность. После некоторой практики исследование начинает жить своей собственной жизнью в тебе самом. Оно появляется, как только возникают мысли, и действует как их противовес и партнер. Это внутреннее партнерство дает тебе свободу жить в качестве доброжелательного, подвижного, бесстрашного и радостного слушателя, собственного ученика и друга, который наверняка не будет возмущаться, критиковать или таить обиду. Наконец, осознание начинает происходить автоматически и становится образом жизни. Естественно, неизбежно и необратимо мир и радость прокладывают себе дорогу в каждый уголок твоего сознания, во все взаимоотношения и переживания. Этот процесс настолько тонок, что ты можешь даже не осознавать его. Ты, возможно, будешь только знать, что раньше тебе было больно, а теперь нет.
Либо ты привязываешься к своим мыслям, либо ты исследуешь их. Иного не дано.