Великодушие любви. Долготерпит (1 Кор. 13:4а)

Существует серьезная ошибка, приводящая к трагичным последствиям. Некоторые люди берут библейское требование о любви и объединяют его с небиблейским определением любви. Они говорят: «Библия учит, что мы должны любить всех людей. Бог есть любовь!15 Любовь – это главное качество христианина. Любовь важнее суда!16 Если мы не любим, мы никто!» До сих пор все правильно. Но дальше они заявляют: «И вот как мы будем любить: мы будем снисходительно относиться к греху в церкви, мы не будем осуждать борцов за права сексуальных меньшинств, мы будем отстаивать право молодежи на свободные отношения. Потому что мы должны всех любить!» В чем проблема такого подхода? Проблема в том, что люди берут библейское требование о любви и объединяют его с небиблейским определением любви. Когда Библия говорит: «Любите друг друга», – святые писатели и пророки подразумевают под любовью нечто совершенно иное, сильно отличающееся от того образа любви, который рисует нам Голливуд или массовая культура.

Конечно, не всегда отклонение от библейского понимания любви принимает столь искаженные формы, как в приведенном выше примере. Однако ошибка неправильного определения любви часто встречается как в церкви, так и в семейных отношениях. Ярлыком любви нередко прикрываются самые разные отступления от Божьей воли, открытой в Библии. Чтобы избежать этой ошибки, мы должны изучать, что говорит о любви Священное Писание. И мы начали это делать, обратившись к самому подробному и емкому описанию любви в Новом Завете – 13-й главе Первого послания коринфянам. В первых трех стихах этой главы показана абсолютная необходимость любви, а в последующих раскрываются качества любви. Иными словами, в этом библейском тексте Божье требование о любви сопровождается Его же определением любви. Давайте прочтем это определение:


Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… (1 Кор. 13:4-8).


Изучению каждого из этих качеств будут посвящены дальнейшие главы. В каждой главе мы будем рассматривать несколько вопросов: что означает данное качество? В чем оно проявляется? Какой пример этого качества показывает нам Христос? Как это выглядит в семье и церкви? Итак, начнем с самого первого качества в определении любви: Любовь долготерпит…


Что означает «долготерпение»?


В греческом языке Нового Завета есть несколько слов, относящихся к сфере перенесения трудностей. «Долготерпение» – одно из таких слов. Что оно означает? И чем это качество отличается от просто «терпения»? Обычно мы автоматически предполагаем, что длительностью: мол, терпение – это на короткое время, а долготерпение – на долгое. Мы говорим: когда заканчивается терпение, вступает в силу долготерпение. Однако это не совсем так. Вернее, совсем не так.

«Долготерпение» отличается от «терпения» не просто длительностью. Неужели просто «терпение» не должно быть длительным? Если оно не длительное, то какое же оно терпение? Любой, даже самый нетерпеливый, человек может, напрягшись, потерпеть пять минут, однако если его терпение быстро иссякает, то какое же это терпение? «Терпение» и «долготерпение» в Писании часто упоминаются вместе, в одних и тех же перечнях качеств17. Если бы они различались лишь длительностью, то в этом не было бы большого смысла, так как одно включало бы другое. Сказав «долготерпение», мы бы тем самым охватили и обычное «терпение». Было бы излишне – и даже нелогично! – говорить: «Пусть у вас будет долгое терпение, ну еще и короткое терпение тоже…»

«Терпение» и «долготерпение» должны различаться не просто длительностью, а чем-то другим. И это различие становится понятным, если обратиться к языку оригинала – к исходным греческим терминам. Слово «терпение» по-гречески – хупомонэ́ )ὑπομονή); оно происходит от корня ме́но, обозначающего «оставаться, пребывать», и приставки хупо́ («гипо-») со значением «под». В результате получается: «оставаться под». Данный термин подразумевает способность оставаться под гнетом неблагоприятных факторов, переносить давление, преодолевать трудности18. Как правило, он употребляется по отношению к каким-либо внешним силам или обстоятельствам.

Слово «долготерпение» в греческом оригинале иного происхождения. Макротуми́а (μακροθυμία) образовано от прилагательного макро́с – «долгий, далекий»19 и существительного тумо́с – «гнев». В результате получается: «нескорый на гнев» или «удаленный от гнева». Этот термин обозначает способность долго не гневаться и сохранять спокойствие даже во время провокации20. Как правило, он употребляется по отношению к людям и подразумевает снисхождение к чужим недостаткам. Это качество – способность принимать людей с их недостатками – по-другому можно назвать «великодушием». Именно так термин макротуми́а несколько раз передан в Синодальном переводе (см. Кол. 1:11; 2 Тим. 3:10).

Таким образом, термин «терпение» в Писании обычно относится к обстоятельствам, а «долготерпение» – к людям21. Терпение – это способность оставаться под давлением неблагоприятных факторов, а долготерпение (или, как выше было сказано, великодушие) – способность не гневаться на недостатки и промахи окружающих.

Великодушие – это внутренний настрой, который ведет к доброму поведению. О любви в 1-м Коринфянам мы читаем, что она сначала «долготерпит», потом – «милосердствует». То есть сначала принимает другого человека с его недостатками, потом – делает ему добро. Любовь сначала проявляет великодушие как внутренний настрой, затем этот внутренний настрой проявляется во внешних действиях.

Итак, великодушие – это способность принимать других людей с их недостатками, зная об их недостатках. И это – самое первое проявление любви.


В чем проявляется великодушие?


Великодушие любви проявляется, во-первых, в открытости сердца. Прекрасный пример, раскрывающий эту идею, мы находим во 2-м Послании к коринфянам. Хотя само слово «великодушие» в этом тексте не упоминается, содержащийся в нем образ «широкого сердца» полностью соответствует данному качеству:


Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы (2 Кор. 6:11-13).


В этих стихах апостол Павел говорит, что его сердце «расширено» по отношению к коринфянам. То есть он и его сотрудники были готовы принять в свое сердце коринфских верующих со всеми их неровностями, острыми углами и колючками. Павел прекрасно знал о многочисленных проблемах и недостатках этой церкви, однако не отворачивался от них. Он знал об их доктринальных заблуждениях, о бушующих внутри церкви раздорах и отсутствии мира, о вопиющих случаях греха и даже… об ужасно неблагодарном и греховно негативном отношении к самому апостолу Павлу. Тем не менее он все равно был готов принимать их. Почему? Потому что его сердце было «расширено». В нем жила великодушная любовь, которая готова принимать других людей с их недостатками, прекрасно зная об этих недостатках.

Широкое сердце Павла проявлялось в готовности не прекращать общения с коринфянами. Выражение «уста наши отверсты к вам» подразумевает, что Павел и его сотрудники продолжали разговаривать с коринфянами, и Второе послание Павла коринфянам является ярким подтверждением данного факта. Как мы обычно поступаем, когда какой-нибудь человек нам сильно досаждает или плохо к нам относится? Мы начинаем его избегать. Прекращаем с ним разговаривать. Уходим от общения. Блокируем в интернете. Удаляем из жизни. Вычеркиваем из списка друзей (не только виртуально, но и в реальности). Мы поступаем по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Но не так поступает великодушная любовь. Широкое сердце любви вмещает неудобных людей, не прекращая общения с ними.

Великодушное поведение Павла было таким, что коринфяне не чувствовали неловкости в общении с ним. У них не складывалось впечатление, что Павел загоняет их в узкие рамки, малейшее отклонение от которых вызывает его гнев или недовольство. Поэтому он мог сказать: «Вам не тесно в нас…» Великодушное сердце подобно просторной и удобной комнате, в которой легко находиться и карлику, и великану. Великодушие приводит к тому, что окружающие люди чувствуют себя свободно. С великодушным человеком, который не придирается к мелочам и не серчает на недостатки, легко и просто общаться. Не зря говорят: «Будь проще – и люди к тебе потянутся». Это действительно так. Простота, которая делает общение легким и приятным, – это не уличная вульгарность, а именно великодушие.

Наоборот, с человеком, который не готов принимать других такими, какие они есть, трудно поддерживать близкое общение, а иногда и вовсе неприятно рядом находиться. Такое чувство испытывал Павел в общении с коринфянами. Он чувствовал себя так, как будто попал в маленькую каморку, в которой он задыхается от недостатка кислорода. «…Но в сердцах ваших тесно».

Кто-то из читателей может подумать: «Вот! Это про мою семью. Я чувствую, что меня не принимают таким, какой я есть. Я задыхаюсь от недостатка кислорода. Я не умещаюсь в узкие рамки, которые мне предъявляет придирчивый муж… или недовольная жена. Меня постоянно критикуют, я вечно кого-то не устраиваю. Мне это надоело до глубины души! Я больше не могу этого терпеть». Если вы так думаете, то остановитесь, поразмыслите и не спешите. Хотя апостолу Павлу было «тесно» в сердцах коринфян, он все равно не отворачивался от них. Он написал эти слова не для того, чтобы вы их использовали как оправдание для разрыва отношений с тем, кто вас не принимает. Наоборот, он показал пример, как не делать этого. Господь хочет, чтобы мы не жаловались на отсутствие великодушия со стороны других людей, а развивали свое собственное великодушие.

К этому призывает Павел и коринфян: «В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы». Он переходит на детский язык. «В равное возмездие» – то есть дашь на дашь. Ты мне – я тебе. Павел предлагает, как детям: «Давайте играть по-честному! Я расширил свое сердце, чтобы принимать вас такими, какие вы есть. Так расширьте свои сердца и вы! В ответ на мое великодушие – постарайтесь и вы быть великодушными. Не воздвигайте барьеров между мной и вами! В этом будет проявляться ваша великодушная любовь».

Во-вторых, великодушие любви проявляется в готовности терпеть нанесенный нам ущерб. Христос рассказывал притчу об одном царедворце, который задолжал своему царю десять тысяч талантов. Чтобы вы могли представить, насколько велика эта сумма, достаточно вспомнить, что во II веке до н.э. римский консул Луций Сципион наложил на правителя Сирийской империи Антиоха III контрибуцию в пятнадцать тысяч талантов22. Требуемая дань была настолько большой, что Антиох не сумел собрать ее со всех своих подданных. А здесь десять тысяч талантов был должен даже не царь, а один из его рабов! Бедный должник упал перед царем на колени и умолял проявить к нему великодушие. Удивительно, но, согласно сюжету притчи, царь смирился с потерей невообразимой суммы денег и полностью простил должника:


…тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Матф. 18:26-27).


На месте слова «потерпи» в оригинале употреблен тот же глагол, что и «долготерпит» в 1 Коринфянам 13:4. Должник просит проявить к нему великодушие, и царь это делает. Великодушие царя выразилось в том, что он не только не стал требовать возврата полной суммы, но и вовсе покрыл весь этот долг. Вряд ли ему было легко это сделать, ведь десять тысяч талантов оказались потерянными для его казны. Однако царь был готов взять весь ущерб на себя.

Затем тот же самый царедворец, сбросив со своих плеч гору неоплатного долга, решил немного улучшить свое материальное положение, истребовав со своего друга сто динариев. Надо сказать, что это тоже немалая сумма. За полный рабочий день наемным рабочим в те времена платили по одному динарию, поэтому сто динариев – это сумма, соответствующая трем с лишним месяцам работы, то есть более чем трем среднемесячным зарплатам. Однако, конечно же, она не идет ни в какое сравнение с десятью тысячами талантов, которые были прощены самому царедворцу. Второй должник тоже стал просить о великодушии: «Потерпи на мне, и все отдам тебе» (ст. 29), но не получил его (ст. 30). Отсутствие великодушия у царедворца проявилось в неготовности понести ущерб.

Подумайте: какой ущерб вам нанесли? Это может быть ущерб материальный: у вас заняли денег и не вернули, вас наняли на работу и не заплатили, у вас попросили взаймы какую-то вещь и сломали ее… Или ущерб может быть нематериальным: вас обидели, ваше доброе имя втоптали в грязь, вам что-то пообещали и не выполнили… Готовы ли вы терпеть этот ущерб ради Господа и Его милостивого прощения? Великодушная любовь берет ущерб на себя.

В-третьих, великодушие любви проявляется в готовности не давать ходу обидам и жалобам. Апостол Павел пишет:


Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:12-13).


В этих стихах встречается тот же термин – «долготерпение», или «великодушие». В этом тексте данное качество проявляется в том, чтобы снисходить к недостаткам других людей. Если мы видим в каком-либо человеке недостаток, то вместо того чтобы обсуждать его с посторонними («жаловаться»), нам нужно проявить терпение и промолчать. Конечно, в некоторых случаях требуется обличать в грехе (Матф. 18:15), когда человек не показывает признаков покаяния. И в некоторых случаях требуется выносить вопрос на суд других верующих (1 Кор. 6:2), когда человек упорствует в несправедливости или притесняет брата или сестру. Однако как часто мы перемываем кому-то косточки просто из праздной привычки обсуждать других людей? Великодушная любовь снисходит к недостаткам других людей и держит язык за зубами.

В-четвертых, великодушие любви проявляется в готовности переносить несправедливые страдания. В Послании Иакова сказано:


В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним (Иак. 5:10).


В этом стихе качество долготерпения, или великодушия, отнесено к пророкам, которые претерпевали много страданий. Мы знаем из Писания, что пророков очень часто не слушали, над ними насмехались, их прогоняли, объявляли сумасшедшими или бесноватыми. Это о них сказано: «…иные же замучены были, не приняв освобождения… другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35-38)23. Большинство из нас, столкнувшись с подобным к себе отношением, сказали бы: «Да зачем мне это надо! Не хотят слушать – я больше ничего не буду им говорить». Мы бы ушли, громко хлопнув дверью. Однако пророки продолжали обращаться к народу, говоря им Слово Божье. Это – великодушие любви. Готовы ли мы терпеть несправедливые страдания, проявляя любовь?


Великодушная любовь Христа


Высшим примером любви для нас является Иисус Христос. В Нем в полноте раскрылись и божественные качества24, и характер идеального человека25. Поэтому, смотря на Него, мы можем увидеть и любовь Божью, и любовь человеческую в ее идеальном проявлении. Давайте вспомним несколько примеров того, как Христос проявлял великодушную любовь по отношению к разным людям.

Когда Иуда Искариот пришел в Гефсиманский сад в сопровождении солдат, Иисус прекрасно понимал, что к чему. Он знал, что Иуда, будучи апостолом, вел тайные переговоры с первосвященниками. Он знал, что один из Его ближайших учеников предал Его за сумму, равную рыночной стоимости раба. Он понимал, что арест в Гефсиманском саду – это начало трагической череды событий, которая закончится бичеванием и распятием. Он прекрасно сознавал, что поступок Иуды подлый и несправедливый. Тем не менее, когда предатель приблизился к Нему с лицемерным приветствием, Иисус нашел для него доброе слово:


И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви!» И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: «Друг, для чего ты пришел?» Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его (Матф. 26:49-50).


Иисус мог бы назвать Иуду врагом – и был бы прав. Он мог бы молчанием выразить Свое презрение – и при этом не оказался бы несправедливым. Однако наш Господь называет его другом. При этом Он употребляет греческое слово хета́йрос (ἑταῖρος), обозначающее товарища, компаньона или члена одной и той же группы друзей26. Это очень дружелюбное и вежливое обращение. Он нашел добрые слова даже для предателя. Его любовь великодушна.

Христос был великодушен к распинавшим Его людям. Послушайте, как Он молился о них Своему Отцу:


И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:33-34).


Только представьте: римские солдаты сорвали с избитого Христа присохшую одежду, обнажив свежие раны на окровавленной спине. Затем они бросили Его на лежащий на земле крест или, возможно, горизонтальную перекладину. К Его рукам и ногам поочередно приставили гвозди и – глухим ударом молотка вогнали их через живую плоть в мертвую древесину. Его подняли на кресте на всеобщее обозрение и поругание. Его конечности пронзила пульсирующая, раздирающая, выворачивающая наизнанку боль, усиливавшаяся с каждой минутой. Все это сопровождалось насмешками, бранью и плевками со стороны как римлян, так и иудеев. И вот об этих людях, причинявших Ему безумные страдания, Иисус молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Он не угрожал им, не ругался в ответ, не проклинал их. Он даже не молился: «Накажи их!» Он молился: «Прости их!» Молился им во благо…

Любопытно, что Христос нашел обстоятельства, которые можно было интерпретировать в пользу этих людей. Он обратил внимание на то, что они не понимали, Кого распинают. Они не ведали, насколько несправедливым и беззаконным было их деяние. Поэтому Он и сказал: «…ибо не знают, что делают». Христос нашел, как смягчить их вину. Так поступает великодушная любовь.

Христос был великодушен к апостолу Петру, который трижды отрекся от Него. В евангельском рассказе о том, как Воскресший явился Петру у моря Галилейского, меня поражает одна деталь: Иисус ни разу не напомнил Петру о его недавнем отречении. Да, конечно, Он прекрасно знал, что Петр уже раскаялся в своей слабости. От Него не было сокрыто, что Петр, выйдя со двора первосвященника, «плакал горько»27. И тем не менее.


Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси агнцев Моих» (Иоан. 21:15).


Перед этим Христос помог ученикам поймать много рыбы. Он приготовил для них обед и накормил их. Он уделил особое внимание Петру, беседуя с ним. Однако во всем этом Господь ни разу не сослался на отречение. Он мог бы сказать: «А помнишь, как ты отплатил мне злом за добро? Ну что, как теперь будешь вымаливать у Меня прощение?» Однако Он не сказал ничего подобного. Напротив – доверил раскаявшемуся Петру самое дорогое, что у Него было, – Его драгоценных овечек. Церковь. Заботу о душах людей, которых Он искупил ценой Своей жизни. «Паси агнцев Моих». Это великодушная любовь Христа.

Христос великодушен и к вам. Если у вас сегодня был кусок хлеба во рту, то это знак Его великодушия. Если вы услышали библейскую истину, то это Его великодушие. Если вы встретились с верующими и познакомились с Церковью, – это Его милость. Если вы еще живы, то это значит, что Божье великодушие к вам еще не иссякло. Все, что не ад, – все благодать. «Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Если вы еще не пришли к Нему с покаянием, сделайте это, пока Его великодушие продолжается!


Великодушие в семье


У многих людей бытует такое представление, что любовь – это зашкаливающие эмоции. Однако на самом деле в основе любви лежит нечто иное. В основе любви лежит великодушие, то есть способность принимать другого человека с его недостатками.

Один человек долго не мог жениться. Он никак не мог найти подходящую кандидатуру, во всех усматривая какие-то огрехи: у этой девушки смех неприятный, эта слишком умная, эта слишком недуховная, потому что вслух не молится; у этой нос некрасивый, а у этой не самые лучшие родственники. Вы скажете: «Ну конечно, такой человек никогда не женится, потому что он слишком придирчивый». Но в свете 13-й главы Первого послания коринфянам мы можем сказать по-другому. Этот человек не научился самому первому качеству любви: любовь великодушна. Любовь готова принять другого человека таким, каков он есть.

Особенно важно великодушие любви, когда люди уже вступили в брак. Однажды я наблюдал картину, как одна жена жаловалась другим людям на своего мужа. Сначала она делала это перед некоторыми друзьями. Но потом стала рассказывать неуместные факты про своего супруга прямо в церкви. На это было неприятно смотреть. Ее поведение отнюдь не было великодушным, она не проявляла любовь. Удивительно, как в этой ситуации вел себя муж. В обоих случаях он молчал. Он поступал великодушно, снося греховное поведение своей жены.

Одна из ошибок, которую многие люди допускают в браке, заключается в том, что они пытаются переделать друг друга. Девушка, вступая в брак, думает: «Ну ничего, что он не может удержаться ни на одной работе – я его переделаю». Или: «Ничего, что он не проявляет никакой инициативы в чтении Библии, молитве или обсуждении духовных вопросов – я его переделаю». Точно так же и парень может думать: «Ничего, что она не умеет контролировать эмоции и устраивает истерики – я ее переделаю». «Ничего, что она терпеть не может моих родителей – я ее переделаю». И так далее и тому подобное. И вот в первые годы брака они пытаются друг друга переделывать, однако чаще всего им это не удается. И тогда начинают копиться раздражение и недовольство, которые в дальнейшем могут привести к полному краху. Однако факт в том, что вступление в брак с мыслью о переделке – заведомо проигрышная стратегия. Нужно либо не вступать в брак с данным человеком, либо учиться великодушию. Великодушие, то есть способность принимать другого таким, каков он есть, со всеми его недостатками, – это самое первое качество любви. Любовь долготерпит.

Конечно, великодушие не исключает ни стремления к освящению, ни обличения в грехах, о чем еще будет говориться в последующих главах настоящей книги. Однако это качество, во-первых, удерживает нас от попыток перестраивать другого человека под свои личные предпочтения. Если мы и будем обличать его, то не из-за того, что он делает что-то не так, как нам нравится, а из-за того, что он огорчает своими поступками Христа. Во всех остальных случаях мы будем готовы распахнуть свое сердце, чтобы принять другого со всеми его особенностями и недостатками без попыток переделать его.

Во-вторых, великодушие предохраняет от назойливого желания видеть немедленные перемены. Как правило, люди меняются с большим трудом и очень нескоро. Даже когда человек хочет измениться и прикладывает к этому определенное старание, его привычки меняются медленно, а характер – еще медленнее. К сожалению, у многих людей в браке не хватает терпения ждать долгие годы, они требуют незамедлительных перемен. Но любовь долготерпит.

Любому было бы легко жить рядом с совершенным человеком. Но совершенных людей на земле не бывает. Только великодушие позволяет уживаться с реальным человеком. Реальным – значит грешным.

В-третьих, великодушие позволяет увидеть, как лучше помочь другому человеку исправиться. Когда мы впервые вплотную сталкиваемся с чужим характером (а в браке мы соприкасаемся с ним настолько близко, что от него никуда невозможно ни убежать, ни укрыться), наша первая реакция – исправить этого человека, переделать его под себя так, чтобы нам было удобно. Однако эта первая реакция – по плоти, а не по Духу. На самом деле она продиктована не переживанием о славе Христовой и даже не заботой о душе нашего супруга, а элементарным эгоизмом: нам просто некомфортно от того, как он поступает. Мы можем прикрываться духовными рассуждениями наподобие: «Его поведение противоречит Библии!» Или: «Ну и какая же ты после этого христианка?» Однако все эти «библейско-моральные» рассуждения чаще всего служат лишь дымовой завесой, за которой скрывается наш личный дискомфорт и наши личные эгоистические притязания. Нам просто некомфортно жить с человеком, который так поступает! Мы так не договаривались! Это не то семейное счастье, которое мы себе рисовали! Однако очень важно освободиться от этого эгоистического стремления переделать другого человека под собственные предпочтения, чтобы перейти на следующую ступеньку – принять нашего супруга таким, каков он есть – оптом, со всеми его недостатками, слабостями и особенностями характера. А это и есть великодушие.

Лишь только когда мы освоим ступень великодушного принятия, мы сможем пойти на шаг выше: мы сможем увидеть, как помочь другому человеку стать лучше в глазах Христа. Пока эгоизм застилает нам глаза, мы этого не видим и ориентируемся на неточные, постоянно врущие приборы нашего дискомфорта. Поэтому все наши старания быстро «починить» супруга или супругу ведут в никуда. Христос же говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:5). Лишь только когда мы удалим из своего глаза бревно эгоизма при помощи великодушной любви, мы сможем увидеть реальную картину вещей и стать по-настоящему полезным инструментом Божьего влияния в жизни другого человека.


Великодушие в церкви


В церкви, которая по определению включает в свои ряды множество разных людей с разнообразными недостатками, особенно важно проявлять великодушие. Поэтому апостол Павел называл великодушие в числе качеств, необходимых каждому служителю: «…[во всем являем себя как служители Божьи…] в великодушии… (2 Кор. 6:6).

В другом послании Павел указывает на три разные категории людей, встречающихся в церкви, и говорит, как нужно поступать с каждой из них:


Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5:14).


Первую категорию он называет «бесчинными». Бесчинные – это люди, которые нарушают чин, то есть общий порядок28. Когда все стоят в строю, они выходят из строя. Они считают себя вправе не подчиняться общим правилам. Это люди бунтарского склада, которые живут по принципу: «Вся рота идет не в ногу, один поручик идет в ногу». Они часто бывают недовольны. Про таких говорят: «А Баба Яга против!» Как же нужно относиться к таким людям в церкви? Их нужно «вразумлять», то есть помогать им понять, что их поведение на самом деле движимо гордостью, не созидает церковь и неугодно Христу.

Вторая категория людей называется «малодушными». Малодушные – это люди, которые быстро теряют присутствие духа29. Когда в наследство раздавали смелость, их забыли упомянуть в завещании. Они легко впадают в панику, когда угрожает опасность, быстро унывают, когда сталкиваются с трудностями, и вообще склонны к тревоге и страху. Таких людей нужно «утешать», чтобы помочь им справиться со страхами и унынием. Нужно помогать им обрести источник надежды в Иисусе Христе и Божьих обещаниях.

Третья категория – «слабые». Это люди, которые быстро сдаются30. Если их отправить в дорогу, они остановятся на полпути и не дойдут до конца. Их можно сравнить с механическими часами, у которых быстро заканчивается завод, и их нужно снова и снова подкручивать. В отличие от малодушных, которые боятся всего нового, эти люди с энтузиазмом берутся за новое дело, однако теряют пыл и вскоре бросают начатое. Если поставить их на правильные рельсы, они будут двигаться в нужном направлении, но недолго. Они начинают читать Библию каждый день, но через две-три недели возвращаются к прежнему нерегулярному чтению. Начинают молиться – и вскоре бросают. Начинают бороться с грехом, но их не хватает надолго. Принимаются за какое-либо служение, но через короткое время ослабевают и оставляют его, увлекшись чем-то другим. Как нужно относиться к таким людям? Их нужно «поддерживать». То есть нужно подставлять свое плечо, помогая им двигаться в правильном направлении.

Итак, церковь состоит из разных людей, у каждого из которых есть свои слабости и недостатки. Одних нужно вразумлять, других – утешать, третьих – поддерживать. Однако ко всем требуется быть великодушным: «…будьте долготерпеливы ко всем». Нужно вмещать в свое сердце всех людей с их неровностями, выступающими углами и колючками. Именно так поступает любовь, которая долготерпит.

Обычно мы боимся и избегаем бесчинных, малодушных и слабых, потому что эти люди нам неудобны. Однако именно в общении с такими людьми становится видно, чего стоит наша любовь. И именно таким людям Господь призывает нас служить. Об этом хорошо написала Маргарита Коломийцева в стихотворении «Неудобные люди»31:


Неудобных людей очень трудно любить:


Кто-то словом пырнет, кто-то делом.


Ах, насколько свободнее было бы жить,


Если б всех принимать я умела!


Принимать от души, без притворства в глазах


И без липкой, назойливой лести.


Сколько б было друзей настоящих «в друзьях»,


Новых встреч и знакомых чудесных!


Неудобных людей тороплюсь обойти,


Чтоб нечаянно не уколоться,


И не думаю вовсе, что, может быть, им


Одиноко на свете живется.


Оттого они злы, оттого иногда


Обливают сарказмом и ядом,


А их душам немного Христова тепла


И немного участия надо.


Научи меня, Господи, больше любить


Всех недобрых и всех неудобных,


Безусловно прощать, бремена их носить


И быть истинно в духе свободной.


Любовь требуется даже по отношению к тем людям, которые не принимают библейского наставления. Апостол Павел предупреждал Тимофея, что наступит время, когда «здравого учения принимать не будут» и «от истины отвратят слух» (2 Тим. 4:3). Как же нужно поступать в таком случае? Вот как:


…проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).


Обратите внимание на слова «со всяким долготерпением и назиданием». Даже по отношению к противникам Божьей истины слуга Христов должен являть «долготерпение», то есть великодушную любовь. Он должен стремиться назидать их истиной Писания в надежде на то, что Господь через это пошлет хотя бы некоторым из них спасение.

Вновь нужно отметить, что любовь не исключает проявления строгости и церковной дисциплины вплоть до отлучения. В прочитанном стихе Павел упоминает такие действия, как «обличение» и «запрещение». Однако даже эти действия, направленные на очищение церкви и исправление согрешающих, не должны быть движимы презрением или ненавистью. Они должны сопровождаться великодушием, то есть терпением по отношению к обличаемым людям: «…увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Рассказывают, что Франциск Ассизский (1181–1226) больше всего на свете боялся проказы. И вот однажды на узкой тропинке он повстречался с прокаженным, белым как снег! Инстинктивно он отпрянул в ужасе. Одна только мысль, что он может заразиться этой ужасной болезнью, вызывала у него отвращение. Но потом он взял себя в руки. Устыдившись своего страха, он побежал и обнял прокаженного, и поцеловал его. Через несколько секунд он обернулся, но никого не увидел – под горячим солнцем была пустая дорога. Всю оставшуюся жизнь Франциск был уверен, что встретился не с прокаженным, а с Самим Христом32. Возможно, вы тоже кого-нибудь сторонитесь, будто прокаженного. Подумайте: если вы расширите свое сердце и примете неудобного человека в свой круг общения, возможно, с течением времени вы увидите, что обняли Христа.


Дела любви (милосердствует)

1 Кор. 13:4б


В романе Чарльза Диккенса «Холодный дом» есть история об одной женщине-христианке, которая регулярно посещала людей с целью благовестия. Она проводила с ними воспитательные беседы на тему религии и с наигранной веселостью отмахивалась от их нескрываемой враждебности. Проблема была в том, что она совсем не сострадала этим людям и не обращала внимания на их нужды.

Однажды она пришла в дом кирпичника, который жил в ужасной нищете, любил выпить и во время запоев частенько поколачивал свою жену. Благовестница, рассевшись на стуле, упрекала жителей бедно обставленного и неубранного дома за то, что они пьют грязную воду, не читают религиозные книжки, которые она им оставляла, и не ходят в церковь. При этом она не вникала в то, что чистой воды у них нет, на уборку дома не хватает ни сил, ни времени из-за маленьких детей, читать они не умеют, а в церкви их никто не ждет. Между этой женщиной и ее не очень довольными слушателями ощущался непреодолимый барьер. Устами одной из героинь романа Диккенс описывает, что произошло после очередной едкой реплики со стороны кирпичника:


Миссис Пардигл, глядя на него сквозь очки с напускной невозмутимостью, рассчитанной, как мне казалось, на то, чтоб обострить его неприязнь, вынула назидательную книжку с таким видом, словно это был жезл полицейского, и «арестовала» все семейство. Я хочу сказать, что, принуждая бедняков слушать религиозное поучение, она вела себя так, словно была неумолимым блюстителем нравственности, тащившим их в полицейский участок33.


Выполнив свой «евангелизационный долг», миссис Пардигл убралась восвояси, оставив бедных жителей все в той же бедности, а грязный дом все в той же грязи. И уже после ее ухода выяснилось, что на протяжении всей беседы жена кирпичника в невыразимой скорби держала на руках… тельце своего умершего малютки. Тягостное впечатление от этой неправильной, несправедливой, бесчеловечной сцены несколько скрашивается двумя другими героинями, которые задержались в доме кирпичника, помогли похоронить ребенка и прибраться в доме, проявили доброту и сострадательность, тихо прошептали скорбящей женщине слова Спасителя о детях, а спустя время еще раз навестили эту семью и оказали им помощь.

К сожалению, иногда мы бываем похожи на миссис Пардигл, щедро расточая вокруг себя нравоучения и выполняя формально правильные религиозные действия, но не замечая нужд других людей, не помогая им конкретными делами и не проявляя к ним сострадания. Делая так, мы поступаем не по любви, ведь «любовь милосердствует». Таково следующее качество любви, которое апостол Павел называет в Первом послании к коринфянам, и именно о нем пойдет речь в данной главе.


Любовь… милосердствует… (1 Кор. 13:4б).


Нам предстоит ответить на следующие вопросы: что такое милосердие? В чем оно проявляется? Какой пример милосердия мы находим во Христе? Как это применить в семье и церкви?


Что такое милосердие?


Словом «милосердствует» передан греческий глагол хрестэ́уэтай (χρηστεύεται). Он происходит от прилагательного хресто́с (χρηστός), означающего «добрый, благожелательный, щедрый»34. Таким образом, милосердствовать – значит проявлять такие качества, как доброта, благожелательность, щедрость.

Милосердие неразрывно связано с добрым расположением к окружающим людям, но не только. Милосердствовать – значит оказывать помощь, то есть творить дела, приносящие пользу другим людям35. Это качество указывает на дела любви, то есть на совершаемый ею труд36. Любовь милосердствует – это значит, что любовь совершает добрые поступки.

Чем милосердие отличается от предыдущего качества – великодушия? Великодушие – это внутреннее принятие другого человека с его недостатками, а милосердие – это внешние проявления любви. Великодушие – это внутренний настрой, который виден только нам и Богу, а милосердие – это внешние поступки, которые могут быть заметны для окружающих. Обратите внимание на взаимосвязь: сначала идет великодушие, потом – милосердие. То есть сначала нам необходимо доброе расположение сердца, а из доброго расположения сердца вытекают добрые дела. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе… ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45).

Итак, второе качество любви – любовь милосердствует – означает, что любовь обязательно проявляется в добром отношении, добрых словах, добром поведении и добрых делах. Она не может оставаться вовсе без внешних проявлений. Если любовь никак не проявляет себя на практике, то это, в общем-то, не та любовь, о которой говорит Библия. О невидимой любви в Книге притчей сказано:


Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь (Прит. 27:5).


Почему Соломон так сказал? Если подумать, то скрытая любовь не приносит никакой пользы другим людям. Обличение, даже без любви, может принести хотя бы какую-то пользу: человек может услышать в обличении истину, может взять на вооружение важную информацию. В конце концов, он может в следующий раз остерегаться каких-то неправильных или опасных действий. А любовь, если она скрыта, то есть не проявляется в делах помощи, не приносит абсолютно никакой пользы! Поэтому Соломон и говорит, что открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Любовь обязательно должна проявляться на деле. Любящий человек должен заботиться о пользе тех, кого он любит.

Поэтому большую ошибку совершают те, кто думает: «Пока я не научусь любить, я не буду делать никаких дел. Я буду сидеть на месте и работать над любовью». Это неправильно. Так вы никогда и не научитесь любить! Любовь милосердствует, то есть обязательно проявляется в конкретных добрых поступках. Любовь активна в делании добра.


В чем проявляются дела любви?


Теперь давайте рассмотрим более конкретно: в чем проявляется милосердие? Или, по-другому, как дела любви выглядят на практике? Позвольте привести несколько примеров из Писания.

Во-первых, дела любви проявляются в самоотверженном отношении к окружающим людям. Любовь ставит себя в положение слуги. Откладывая в сторону свои интересы, любящий человек заботится об интересах и нуждах других. Он по-настоящему предпочитает их благо своему. К примеру, Христос говорил:


Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. 6:35).


Чтобы делать добро, не ожидая ничего взамен, и давать взаймы, не ожидая возврата денег, нужно отвергнуть себя. А чтобы еще и делать это по отношению к врагам, нужно быть чадом Всевышнего, потому что неверующие люди на такое едва ли способны. Однако именно в таком отношении по-настоящему проявится любовь. Именно так относится к нам Сам Бог. Он посылает благо даже тем, о ком точно знает, что они Его никогда не будут благодарить. Он отвечает на молитвы порой даже злым людям. Он «благ к неблагодарным и злым». В этом проявляется Его милосердная любовь.

Во-вторых, дела любви проявляются в созидании мирных и дружелюбных отношений. Апостол Павел напоминает:


Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5:14-15).


«Люби ближнего твоего» – это противоположность фразе «друг друга угрызаете и съедаете». Любящий человек не будет кусать или грызть тех, кого он любит. В этих стихах апостол Павел рисует яркий образ диких животных, которые грызутся друг с другом, нанося друг другу раны и увечья, от которых сами же потом погибают37.

Из-за чего галатийские верующие грызлись друг с другом? Это могло происходить из-за серьезных доктринальных разногласий, на которые намекает Послание к галатам. Или, возможно, богословские разногласия лишь усилили ранее существовавший конфликт38.

В чем проявлялась их грызня? Она могла проявляться в гневных упреках и громогласных обличениях или в распространении слухов, сплетен и клеветы, направленных на разрушение репутации противников. В галатийской церкви могли навешивать друг на друга ярлыки и уничижительные эпитеты типа «еретики», «нечестивые», «фарисеи» или «слепцы». Грызня могла включать в себя жаркие дебаты на церковных советах, когда все хотят говорить, но никто не хочет слушать. В конечном итоге, «угрызение и пожирание» друг друга проявлялось в делах плоти, о которых Павел пишет в следующих стихах: «…вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия…» (5:20)39.

Павел предупреждает самым серьезным образом: если вы будете друг друга грызть, то рано или поздно загрызете. Если будете кусаться – друг друга съедите. Если будете ранить один другого – истечете кровью. Хорошо от этого не будет никому. Церковь от этого точно не выиграет. Армия, которая поворачивается сама против себя, обречена на поражение. Если кто-то и останется доволен, то только враг душ человеческих.

Ответ на проблему грызни и конфликтов кроется в этой фундаментальной заповеди: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь предохраняет от взаимного пожирания и истребления, потому что любовь милосердствует. Она созидает добрую атмосферу, проявляющуюся в мягком отношении друг к другу. Она дает способность даже разногласия обсуждать в спокойном и конструктивном ключе, так, чтобы раны неосторожных слов не оставляли на сердце рубцов, которые потом будут ныть на непогоду и напоминать о себе тянущей болью при всяком понижении барометра.

В-третьих, дела любви проявляются в действенной помощи. Любящий человек готов на практике помогать другим. На это указывает апостол Иоанн:


А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Иоан. 3:17-18).


Когда мы видим человека в нужде, мы можем поступить одним из двух способов. Мы либо затворим от него свое сердце, либо, наоборот, откроем сердце по отношению к нему. В первом случае мы будем вести себя по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Отвернувшись и потеряв человека из виду, мы позволим себе забыть о его проблемах, а то и вовсе о его существовании. В таком случае мы любим лишь «словом или языком», то есть только на словах. Это очень легко, так как не требует от нас никаких жертв или усилий. Но это не есть настоящая любовь. Во втором случае мы будем проявлять любовь «делом и истиною». То есть мы не забудем о нужде, а постараемся помочь. Если мы сами не сможем решить проблему, то приложим усилия, чтобы помочь найти решение: оповестим друзей, соберем помощь, найдем квалифицированного специалиста и т.п. В этом случае мы любим по-настоящему, потому что наша любовь проявляется в делах. Любовь милосердствует.

Одним из знаменитых путешественников начала XX века был Эрнест Шеклтон –участник четырех антарктических экспедиций, тремя из которых он командовал. Во время одной из экспедиций в 1911 г. его корабль застрял среди льдин и был раздавлен. Команда спасалась на льдине, пока льдина не разломилась и не распалась на части. Затем им удалось спустить на воду спасательные шлюпки и прибиться к острову, на котором жили люди. Для этого им пришлось проделать почти 1300 км по штормящему океану. Шеклтон предпринимал несколько попыток достичь Южного полюса – в те времена этого еще никому не удавалось сделать. Однажды журналист во время интервью попросил его описать самый страшный эпизод в его жизни. Оказывается, это произошло во время одного из сухопутных путешествий по Антарктиде. Шеклтон с товарищами возвращался назад по направлению к кораблю, однако от корабля их отделяли еще сотни километров. Однажды ночью они остановились в аварийной сторожке. В предыдущий день они распределили между членами команды последние остававшиеся у них сухари. Ночью Шеклтон почувствовал в хижине какое-то движение. Он открыл глаза и увидел, как один из людей приподнялся и огляделся вокруг. Затем, убедившись, что все спят, он протянул руку и взял вещмешок одного из товарищей.

Шеклтон напрягся: неужели он захочет украсть последний сухарь у своего друга? Однако то, что он увидел, поразило его до глубины души. Этот человек не только не взял сухарь у друга, но и, наоборот, достал из своей сумки сухарь и переложил его в сумку к товарищу. При этом он думал, что все спят и его никто не видит40.

В-четвертых, дела любви проявляются в духовном служении. Кто любит Божьей любовью, тот заботится не только о материальных нуждах других людей, но и об их духовном благе. Так, апостол Петр пишет:


Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков (1 Пет. 4:8-11).


В этом тексте сначала дается повеление любить: «…имейте усердную любовь друг ко другу…» – а затем разъясняется, как это должно выглядеть. Прежде всего, усердная любовь ведет к служению гостеприимства: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (ст. 9). Если наши сердца наполнены Божьей любовью, то двери нашего дома будут распахнуты для гостей. Мы будем с радостью принимать у себя братьев и сестер. Мы будем желать разделить с ними пищу и минуты общения. И мы будем делать это без ропота на то, что гости отнимают у нас время или расходуют наши продукты. Большую ошибку допускают те пастыри, которые ревниво охраняют спокойствие своего дома. Самый лучший способ показать членам церкви свою любовь – быть гостеприимным.

Далее, усердная любовь ведет к служению другим своими духовными дарами: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил…» (ст. 10). Если в наших сердцах действительно живет Божья любовь, то мы будем заботиться о созидании Церкви, служа другим верующим в меру своих способностей. Эти способности у всех разные: кто-то помогает другим через проповедь Писания, поучение, наставление или духовную беседу. К таким людям относится замечание: «Говорит ли кто, говори как слова Божии…» (ст. 11а). А кто-то помогает другим через физический труд: «…служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог…» (ст. 11б). И то, и другое может одинаково хорошо прославлять Бога: «…дабы во всем прославлялся Бог…» (ст. 11в).

Заметьте, что как гостеприимство, так и использование духовных даров – это дела служения, в которых проявляется настоящая любовь. Любовь милосердствует.

В-пятых, дела любви проявляются в заботе о покаянии. Если мы любим человека, то не захотим видеть его погибели. Нам больно будет смотреть на то, как он движется навстречу собственной смерти. Причем это одинаково относится как к неверующим, которые идут дорогой в ад, так и к верующим, которые в упорном непослушании Богу навлекают на свою голову Его наказание. Если мы любим человека, то будем искать возможность направить его к покаянию, чтобы спасти его от крушения и краха.


Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим. 2:4).


Любопытно, что в этом стихе дважды встречаются слова с тем же корнем, что и слово «милосердствует» в разбираемом нами стихе – 1 Коринфянам 13:4. В выражениях «богатство благости» и «благость Божия» употреблены слова хресто́тэс (χρηστότης) и хресто́н (χρηστόν) – однокоренные термину хрестэ́уэтай («милосердствует»). Из этого видно, что милосердие любви проявляется в заботе о покаянии другого человека. Именно так Божья любовь проявляет себя по отношению к нам: «…благость Божия ведет тебя к покаянию».


Милосердная любовь Христа


Как уже упоминалось в предыдущей главе, Христос показывает нам высший пример любви во всех ее качествах и проявлениях. В том числе, Он являет нам высший пример милосердия, то есть добрых дел, совершаемых для пользы тех, кого любят.

Во все годы Своего земного служения Христос не обделял учеников Своей заботой. Он кормил их пищей, преломляя хлеб в обычных обстоятельствах или чудесным образом умножая хлебы и рыбу при недостатке провизии41. Он исцелял учеников от болезней, проявляя милосердие к их физическим страданиям. Он учил их истине, заботясь об отношениях учеников с Богом и спасении их душ. Его забота сопровождала их до такой степени, что за все годы пребывания с Ним они ни в чем не нуждались42. Он защищал их перед лицом противников43. Все это – дела любви. Однако, если посмотреть более глобально, то в наибольшей степени милосердие Христа проявилось в двух событиях: воплощении и искуплении. Именно эти два дела наиболее ярко характеризуют Его любовь по отношению к нам.

Когда наш Господь воплотился, придя на землю и приняв человеческую природу, Он пошел на огромные жертвы. Пребывая у Отца в безоблачной славе небес, Он не знал ни голода, ни болезней, ни холода, ни бедности. Однако Он познакомился со всеми этими страданиями, придя на землю и став человеком. Будучи бесконечно богат, Он в один момент стал нищим. Вот что об этом сказано в Писании:


Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9).


Обратите внимание, для чего Он пошел на такие жертвы: «…обнищал ради вас…» Ради вас! Шаг воплощения был сделан из любви к нам! Христос оставил небесный трон, принял нашу природу и сошел в юдоль скорбей, чтобы принести нам спасение: «…дабы вы обогатились Его нищетою». Он оставил богатство небес, чтобы мы обрели богатство, то есть пришли к Отцу на небеса. Его любовь проявилась в делах, сделанных ради нашей пользы. Это и есть милосердие, или дела любви.

Милосердная любовь Христа видна и в Его искупительном подвиге. Чтобы освободить нас от Божьего гнева, Он не только оставил богатство небес, но и утратил последние крупицы утешения, доступные людям на земле. Он пролил Свою кровь. Отдал Свою жизнь. Потратил Себя до последней капли. И в этом великом деле, сделанном ради нашего блага, явилась Его любовь, как Он Сам наставлял учеников:


Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. 15:13).


Христос положил Свою душу за Своих друзей, и в этом явил самую большую любовь. Он взял на Себя наши грехи. Он понес наше наказание. Он принял на Себя удар Божьего гнева, предназначавшийся всякому грешнику. Его любовь проявилась в деле, сделанном для пользы и ради блага тех, кого Он возлюбил. Любовь милосердствует.


Дела любви в семье


Если даже в обычных человеческих отношениях любовь должна проявляться в делах, то это тем более справедливо в семейной жизни. Муж и жена должны показывать любовь друг к другу на практике. Если супруги будут только говорить о любви словами, но не будут делать конкретных добрых шагов навстречу друг другу, то поверхностность и лицемерие подобных отношений в скором времени станут очевидными. Как добрые дела должны проявляться в семье? Позвольте дать несколько советов.

Во-первых, культивируйте доброе отношение друг к другу. Самое первое дело любви – это доброе, дружелюбное, заботливое отношение. Все остальные дела не будут иметь ровным счетом никакого значения, если нет доброго отношения. В Книге притчей сказано:


Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Прит. 15:17).


Обратите внимание, что в этом стихе сравниваются два дела любви: блюдо салата и откормленный бык. Первое дело в древние времена было доступно даже беднякам, а второе требовало больших финансовых затрат. Отдать из своего стада или купить на рынке откормленного быка и затем приготовить его в качестве праздничного блюда – это большая жертва. Однако даже такое большое дело может быть полностью перечеркнуто плохим отношением. Если один из супругов делает доброе дело, однако в его отношении сквозит презрение или ненависть, то это доброе дело не принесет никакой пользы. Оно не будет милосердным, а любовь милосердствует.

Работайте над тем, чтобы в вашем отношении друг к другу была видна доброта. Не думайте, что достаточно просто того, что вы выполняете какие-то дела по хозяйству. Мол, я ему тут готовлю, а он еще нос воротит! Ишь ты какой, сейчас скалкой-то как получишь! Доброе отношение проявляется в тоне голоса, выражении лица, во взгляде. Оно проявляется в том, какие слова вы подбираете для выражения своих мыслей: мягкие и щадящие или, наоборот, грубые и бессердечные.

Во-вторых, заботьтесь о бытовых и материальных нуждах друг друга. В Послании к ефесянам апостол Павел говорит о семейных отношениях:


Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5:28-29).


В христианских кругах успел широко распространиться лозунг: «Прежде чем любить других людей, нам нужно научиться любить самих себя». Его обычно обосновывают библейской цитатой: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Матф. 22:39). «А если я не умею любить самого себя, – заявляют сторонники этой философии, – то как могу научиться любить ближнего?» Однако, когда Писание говорит о том, что мы должны любить ближнего, как себя, библейские авторы имеют в виду нечто совершенно иное. Это хорошо видно из прочитанных стихов. В них содержится повеление, чтобы муж любил жену, как самого себя, а потом дается разъяснение: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…» Оказывается, мы все себя уже любим: когда нам хочется есть, мы не томим себя голодом еще недельку, а идем кушать. Когда нам холодно, мы не поливаем себя холодной водой, чтобы побольше замерзнуть, а теплее одеваемся. Когда рукой мы случайно прикоснемся к горячей плите, мы не держим руку еще несколько минут, чтобы насладиться запахом собственного паленого мяса, а тут же отдергиваем руку. Нас этому не надо учить. Это происходит на уровне инстинктов. И апостол Павел говорит, что так же, как мы уже любим себя, мы должны научиться любить других.

Обратите внимание, о каких проявлениях любви мужа к жене говорится в этих стихах: «…питает и греет ее…» Муж должен заботиться о том, чтобы у жены была пища и одежда. Но не только это. На месте слова «греет» в оригинале используется термин, который часто употребляется не в прямом смысле – «нагревать», а в переносном – «лелеять, утешать». В Новом Завете он встречается еще всего один раз – в 1 Фессалоникийцам 2:7 в выражении «…подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». «Нежно обходится» – то есть лелеет, греет, прижимает к себе, утешает. Любовь заботится о том, чтобы другому человеку было удобно, уютно, приятно. Создавать уют и комфорт. Мыть посуду, пылесосить. Зарабатывать деньги для семьи. Готовить еду. Все это – дела любви в семье.

В-третьих, пекитесь о духовном росте друг друга. Это еще одно важное дело любви. В том же контексте апостол Павел пишет:


Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством Слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:25-27).


Любовь мужа к жене должна проявляться не только в заботе о материальных нуждах, но и в духовной опеке и поддержке. Подобно тому как Христос желает освятить Церковь (ст. 26а), муж должен желать, чтобы его жена становилась более чистой и посвященной Господу. Подобному тому как Христос очищает Церковь посредством Слова Божьего (ст. 26б), муж должен заботиться об очищении жены посредством совместного изучения Писания. Совместное чтение Библии, обсуждение прочитанного и молитва на эту тему обязательно будут составлять ежедневный рацион христианской семьи, в которой царит Божья любовь. И это тоже – дела любви, направленные на то, чтобы приносить пользу тем, кого мы любим. Любовь милосердствует.


Дела любви в церкви

Однажды в нашей домашней группе мы провели опрос, как выглядит церковь, в которой царит любовь, и как выглядит церковь, в которой любовь отсутствует. Если убрать повторяющиеся ответы, то вот что получилось в итоге:




Наверное, любой человек, попадая в ту или иную христианскую общину, интуитивно чувствует, какая в ней царит атмосфера. То, что он увидит в отношениях между людьми, может либо согревать его душу христианской любовью, либо предательски кричать об отсутствии любви. Спросите себя: какая атмосфера характеризует вашу церковь?

Для того чтобы созидать в церкви атмосферу любви, прежде всего будьте активны в гостеприимстве. Без этого не бывает построения отношений. Если члены общины живут в изоляции и не пускают друг друга в свою жизнь, то они не смогут возрастать в любви. Вот как учит на этот счет Писание:


Прежде всего имейте друг ко другу усердную любовь, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте гостеприимны друг ко другу без ропота (1 Пет. 4:8-9; пер. Кассиана).


В 8-м стихе апостол Петр дает верующим повеление любить друг друга, а в 9-м показывает, как это выглядит. Любовь верующих друг к другу будет проявляться в гостеприимстве. В данном случае речь идет не просто о том, что нужно предоставлять ночлег путешественникам из далеких краев. Петр говорит о взаимоотношениях между членами одной общины: «будьте гостеприимны друг к другу». «Друг к другу» – то есть к братьям и сестрам, составляющим с вами одну поместную церковь. Принимайте их у себя, открывайте для них двери своего дома, приглашайте их в гости и делайте это «без ропота». И если обычная любовь проявляется в гостеприимстве, то «усердная любовь» (см. ст. 8) проявляется в активном гостеприимстве.

Большую ошибку совершают пасторы и служители, которые отгораживаются от членов своей церкви стеной. Одно из требований, предъявляемых к пастору, заключается в том, чтобы он был «страннолюбив», то есть гостеприимен (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8). Он должен показывать всем остальным членам церкви пример данного качества. Если же он ни с кем не дружит, ни перед кем не открывается и редко принимает у себя гостей, то он не сможет быть для своей церкви образцом. Более того, отсутствие гостеприимства выдает проблемы с христианской любовью.

Далее, для созидания атмосферы любви служите в церкви всем, чем можете. Если каждый член церкви будет стараться чем-то послужить для других, то атмосфера любви станет очевидной. Повеление «иметь усердную любовь друг ко другу», которое мы только что разбирали, продолжается в следующих стихах еще одним примером:


Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа… (1 Пет. 4:10-11).


Любовь христиан друг ко другу проявляется не только в гостеприимстве, но и во взаимном служении. Это служение может быть разным. У кого-то служение связано с назиданием: «Говорит ли кто, говори как слова Божьи…» А у кого-то оно связано с физическим трудом или иной практической помощью: «…служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог…» Однако перед Богом и то, и другое одинаково ценно. И служение назидания, и служение практической помощи одинаково могут прославлять Господа: «…дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа…» Спросите себя: каково ваше служение в церкви? Что вы делаете для братьев и сестер? Как вы проявляете любовь в практических делах милосердия?

В 1880-м году на свет родилась девочка, которую ожидала очень необычная судьба. Ее звали Хелен Келлер44. Родилась она такой же, как все, но в младенческом возрасте перенесла болезнь, которая сделала ее слепой и глухой. Как крошка Хелен могла научиться разговаривать, если она ничего не видела и ничего не слышала? Как она могла вообще хоть чему-нибудь научиться? К семилетнему возрасту она не умела разговаривать и могла только показывать знаки. У нее было около шестидесяти знаков, которыми она сообщала семье о своих нуждах.

Казалось бы, она была обречена. Но мама познакомила ее с молодой женщиной, которая стала для нее близким другом на всю оставшуюся жизнь. Эту женщину звали Анна Салливан. Анна начала учить Хелен словам. Она не могла произносить эти слова вслух, потому что Хелен бы ее не услышала. И она не могла показывать картинки, потому что Хелен была слепой. Вместо этого Анна рисовала буквы при помощи специальных знаков на ее ладошке. Сначала девочка ничего не понимала. Прошел целый месяц занятий, прежде чем Хелен поняла первое слово. И после этого ее как прорвало: она стала учить буквенные названия новых и новых предметов. Она продолжала учиться и со временем даже смогла поступить в колледж. В двадцать четыре года (в 1904 г.) она стала первым слепо-глухим человеком, успешно окончившим институт. Она научилась еще многому и даже стала известной писательницей. Были опубликованы двенадцать ее книг, а также многие статьи. Все это благодаря ее подруге – Анне Салливан, которая не бросала ее и каждый день по многу часов с ней занималась.

Но на этом история не заканчивается. Долгие годы Хелен жила вместе с семьей Анны. Однако потом Анна сама заболела и тоже ослепла. И теперь уже Хелен начала учить Анну, как жить в мире слепоты, в мире без света. Две женщины помогли друг другу. Это прекрасный пример того, как проявляются дела любви. «Любовь милосердствует», то есть проявляет доброе отношение и делает добрые дела. Любовь стремится принести другим людям пользу.


Непритязательность любви (не завидует)

1 Кор. 13:4в


В греческой литературе есть история об одном атлете, который достиг немалых успехов в спортивных состязаниях. Однако его товарищ превзошел его, победив в Олимпийских играх. В честь победителя жители города воздвигли статую. Казалось бы, нужно было порадоваться успеху товарища, однако наш герой не мог смотреть на эту статую спокойно. Он стал тайком приходить каждую ночь и разрушать основание монумента. После нескольких ночей работы ему удалось сдвинуть статую с пьедестала. Статуя упала. Но упала неудачно – падая, она раздавила завистника45. Он оказался буквальным образом «раздавлен собственной завистью».

Древнегреческий драматург Эсхил говорил: «Немногие люди достаточно сильны, чтобы переносить успех товарища без зависти»46. А известный писатель XIX века Чарльз Колтон остроумно заметил: «На одного человека, который искренно сочувствует нашим неудачам, приходится тысяча тех, кто искренно ненавидит наш успех»47.

К сожалению, это действительно так. В нашем мире процветает зависть. Причина этого кроется в том, что в греховном мире очень мало любви, о которой сказано:


Любовь… не завидует… (1 Кор. 13:4в).


Это третье качество в списке характеристик, которые апостол Павел приводит в 1-м Послании к коринфянам. Изучая данное свойство любви, мы постараемся ответить на несколько вопросов. Что такое зависть? Каков корень зависти? Как связаны между собой зависть и любовь? Какой пример нам показывает Христос? Бывает ли зависть в семье? Как зависть проявляется в церкви? Итак, первый вопрос…


Что такое зависть?


Зависть – это чувство досады от осознания какого-либо превосходства или преимущества других людей. Если мы видим успех другого человека и искренно радуемся за него, то мы свободны от зависти. Если же, замечая его преимущество, мы испытываем досаду или огорчение, то это значит, что мы поражены грехом зависти.

Зависть может проявляться, во-первых, в желании иметь то, чем обладает другой. К примеру, в одной из Десяти заповедей говорится: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Желание обладать теми же благами, что наш ближний, или иметь в своем распоряжении такое же имущество, как у другого человека, – это типичная зависть. Или как сказано у Иакова: «Желаете – и не имеете…» (Иак. 4:2). Речь тоже идет о зависти. Желание заполучить доступ к таким же благам, что у других, может быть настолько сильным, что люди начинают «препираться и враждовать» друг с другом (там же). Стремление не отставать от других в материальном комфорте настолько разрушительно, что зависть ставится в один ряд с убийством: «убиваете и завидуете» (тот же стих).

Во-вторых, зависть может проявляться в желании быть на месте другого. О братьях Иосифа, которые поступили вероломно, продав его в рабство, сказано: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет…» (Деян. 7:9). «По зависти». Однако чему они завидовали? Им не нужно было никакого имущества от Иосифа, никаких материальных ценностей. Их отец – Иаков – любил Иосифа больше, чем остальных сыновей, и они хотели бы быть на его месте. Это тоже зависть.

В-третьих, зависть может проявляться в желании, чтобы тебе было лучше, чем другому, или, если это не получится, то хотя бы чтобы другому было хуже, чем тебе. Однажды к Соломону пришли две женщины, претендовавшие на одного и того же ребенка. Когда царь в качестве своего рода «следственного эксперимента» приказал разрубить дитя надвое и отдать половину одной и половину другой, та женщина, для которой дитя было не родное, согласилась с этим: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3 Цар. 3:26). Завидуя второй женщине, у которой ребенок остался в живых, она была готова погубить жизнь младенца, лишь бы другой женщине не было лучше, чем ей.


Каков корень зависти?


Подоплека любой зависти – это гордость. Мыслительный шаблон, который работает в сердце завидующего человека, чаще всего бывает примерно таким: «Я более достоин того, что имеет другой. Или как минимум не менее достоин. Почему же у него это есть, а у меня нет?» Таким образом, желание быть на месте другого человека или обладать такими же, как у него, привилегиями, основывается на внутренней убежденности, что мы достойны большего, чем у нас есть сейчас. А это и есть гордость.

Обратите внимание, что в 1 Коринфянам 13:4 три качества любви так или иначе имеют отношение к гордости: …любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… Завидовать – значит желать быть выше другого. Превозноситься – значит своими словами или поведением показывать себя выше другого. Гордиться – значит в глубине своего сердца чувствовать себя выше другого. Все это – различные проявления гордого сердца. Эти три качества любви можно представить следующим образом:





Когда мы чувствуем в себе зависть, нам нужно в первую очередь решать проблему гордости. Если мы будем искренно сознавать, что не достойны ничего, кроме ада, мы будем с благодарностью воспринимать любые, даже самые маленькие, проявления благодати в нашей жизни, не изнывая от желания получить что-то большее. Смиренное сердце не завистливо.

Коварный и малоприметный грех зависти нередко поражает тех людей, которые оставались невосприимчивы к другим, более грубым грехам. Согласно одной легенде, дьявол пролетал над ливийской пустыней и увидел, как несколько нечистых духов пытались искушать какого-то отшельника. Они пробовали разные искушения – соблазны плоти, сомнения, страхи, – но ничего не получалось. Отшельник был тверд. Тогда дьявол сказал: «Ваши методы слишком грубые. Дайте-ка я попробую». Он вошел к отшельнику и сказал: «А ты слышал новость? Такого-то брата сделали епископом Александрии!» По легенде, гримаса ревности тут же исказила лицо отшельника48. Ведь он полагал, что не менее достоин епископского посоха, однако ему этого даже не предложили!


Каковы плоды зависти?


Раз уж мы упомянули корень зависти, то будет уместно посмотреть и на плоды. На ядовитом дереве зависти растет множество горьких ягод. Прежде всего, подозрительность. В 1-й Книге царств описывается, как царь Саул начал завидовать Давиду. Ничем не примечательный юноша, доселе никому не известный, с Божьей помощью одержал удивительную победу над воином гигантского телосложения Голиафом, что предопределило исход войны. В одночасье Давид неожиданно для себя вознесся на вершины народной популярности.


И восклицали игравшие женщины, говоря: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч»! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства». И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида (1 Цар. 18:7-9).


Услышав, как женщины в праздничных хороводах прославляют Давида за его блестящую победу, которая привела в конечном итоге к поражению филистимского войска, Саул не порадовался за удачливого юношу. Более того, он не смог в этот день вместе со всеми прославлять Бога и радоваться избавлению от врага. Напротив, он «сильно огорчился» (ст. 8). Ему было неприятно, что какого-то подростка народная любовь вознесла выше, чем царя-полководца. Это и есть зависть. Саул начал завидовать Давиду. И посмотрите, к чему привела его зависть: «И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (ст. 9). Ослепленный завистью, царь уже не мог воспринимать Давида спокойно и непредвзято. Любые поступки Давида вызывали у него подозрение: он думал, что все его действия направлены на то, чтобы захватить царство. Зависть всегда приводит к подозрительности. И наоборот, если мы видим подозрительное отношение, то нужно проверить, не прячется ли за ним зависть.

Во-вторых, зависть приводит к гневу. В псалмах сказано в отношении зависти:


Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло… (Пс. 36:7-8).


«Не ревнуй» – значит «не завидуй». Давид понимал, что зависть порождает гнев, поэтому сразу же вслед за повелением не завидовать он говорит: «Перестань гневаться и оставь ярость…» Если мы кому-то завидуем, то мы не только будем подозревать его в худших мотивах, но и будем раздражаться на него. Его успех будет провоцировать нас на недовольство, а его ошибки будут служить оправданием нашему гневу. Если объект нашей зависти слишком долго остается счастлив, то нам очень захочется увидеть его падение. В конечном итоге это может привести нас к желанию подстроить ему какую-нибудь неприятность или хотя бы поспособствовать его неудаче. Понимая это, Давид говорит: «…не ревнуй до того, чтобы делать зло…»

В-третьих, зависть вызывает стремление избавиться от объекта зависти. Поскольку со временем нам становится невыносимо смотреть на чужое (как мы думаем, незаслуженное) счастье, мы предпочитаем географически отделиться от объекта, вызывающего у нас зависть. Даже если это значит отправить его в ссылку. Так произошло с братьями ветхозаветного праведника Иосифа:


Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет… (Деян. 7:9).


Братья Иосифа терпеть не могли, что отец любит его больше, чем их. Их раздражало, что Иаков сделал ему особую одежду, которая выделяла его словно принца среди простых крестьян. Они стали подозревать Иосифа в гордости и желании царствовать над ними (Быт. 37:8). Они гневались на него, перестав с ним здороваться (Быт. 37:4). Наконец, при первой возможности они поспешили избавиться от своего брата, продав его в рабство. Конечно, не всегда в наше время завидующие продают кого-то в рабство. Однако желание избавиться от объекта зависти может выражаться иначе: в построении стен, избегании, отдалении или даже переходе в другую церковь.

Загрузка...