Н екоторые дети развиваются чуть быстрее, некоторые – чуть медленнее, поэтому бывает так, что и пятилетний, и трёхлетний с интересом и удовольствием слушают одну и ту же сказку. Это совершенно нормально. Каждый извлечёт для себя уроки из прочитанного. Любимые, понравившиеся ребёнку сказки следует читать до тех пор, пока у него есть к ним интерес и желание слушать. На самом деле многие сказки становятся любимыми, требуют многократного повторения потому, что в них и прорабатывается эмоциональная проблема, важная сейчас именно для вашего ребёнка.
Маленькому ребёнку бывает трудно долго сидеть неподвижно и внимательно слушать. Может быть, ваш малыш предпочтёт как-то двигаться, возиться во время прослушивания сказки, не заставляйте его замирать на стульчике.
Считается, что лучшее время для чтения и слушания сказок – это время перед засыпанием, перед вечерним или дневным сном. Да, действительно, находясь в полусонном состоянии, ребёнок с удовольствием послушает любимую сказку. Если же малыш перевозбуждён и не может успокоиться, прослушивание сказок поможет ему расслабиться и перейти к состоянию отдыха. Разумеется, на ночь не следует читать страшные сказки.
Большинство детей не любят укладываться спать. Вместо того чтобы наказывать ребёнка или требовать немедленного засыпания, предложите ему почитать книжку. Этот совместный процесс поможет скрасить неудовольствие от необходимости ложиться спать. Детям кажется несправедливым, что все ещё бодрствуют, а их отправляют в постель, кажется, что именно сейчас будет происходить всё самое интересное, а они это пропустят. Их всегда мучает любопытство: что же делают родители, когда он, ребёнок, спит. Поэтому ритуал отхода ко сну, сопровождаемый совместным чтением, будет способом разрешения этой проблемы. Кроме того, у маленьких детей отсутствуют представления о течении времени, о будущем. Они живут «здесь и сейчас», а будущего как бы нет. Поэтому ребёнок никогда не уверен, что утро наступит и жизнь будет продолжаться. Для него сон – это прерывание жизни, действия, этакая «маленькая смерть». Горечь и обиду от того, что ему приходится ложиться спать, подсластит чтение. Оно направит мысли в приятную для ребёнка сторону и примирит его с этой жестокой необходимостью.
В течение дня тоже нужно и полезно читать сказки, лучше – динамичные и познавательные, а вечером – спокойные, умиротворяющие. Хорошо воспринимаются сказки, например, после обеда. Они позволяют ребёнку посидеть спокойно, что способствует процессу пищеварения. Особенно это полезно для детей, уже отказавшихся от дневного сна. Обучение ребёнка чтению может начинаться с того, что он прочитывает название сказки, повторяя за вами и глядя на буквы.