За предыдущие столетия Россия претерпела множество реформ и трансформаций, только за XX в. сменилось три общественно-политических строя. Это сказалось на мировоззрении людей и их склонности к определённому финансовому поведению – жители нашей страны порой не доверяют правительству (или же слишком на него уповают), не верят в сохранность накоплений после всех прошлых кризисов и опасаются потерь, винят кого-то «третьего». Исторически сложилось, что для части россиян характерна ориентация на социальную направленность получения благ – социальных пособий, пенсий, выплат, сертификатов и прочих благ от государства и работодателя. Но даже эти инерционные социальные мировоззренческие процессы – отголоски социалистического устройства – можно обернуть себе во благо. Например, финансировать потребности своих детей и откладывать часть этих доходов, инвестировать их. А чтобы не потерять всё – распределить свои вложения в разные инструменты, о которых мы и поговорим в этой книге.
Такой феномен, как бедность в России имеет крепкие исторические корни, обусловившие особенности мировоззрения граждан. Он создаёт в подсознании людей множество ограничительных психологических установок. В последние 20 лет количество граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума, варьируется от 11 до 20 млн. человек. На основе широкого круга источников мной была проведена классификация и систематизация причин негативных психологических установок россиян о деньгах и богатстве. Были найдены корни обусловленности феномена бедности в России из-за ограничительных установок и убеждений.
Исторический экскурс даёт четкое и системное понимание причин такого положения дел. Мы сейчас увидим, как закладывались причинно-следственные связи особенностей мышления, опасений и позиций граждан. На поверхности – шесть историко-психологических причин:
1. Отсутствие преемственности традиций рыночной экономики в России. Время первоначального накопления капитала в странах Европы прошло 300 – 400 лет назад, в США – чуть более 200 лет. Промышленный переворот, формирование рынков, складывание общегосударственного рынка и территориальная специализация, мануфактуры, торговля и предпринимательская деятельность, монополизация промышленности – всё перечисленное происходило на Западе гораздо раньше, чем в России. Причём, для нашей страны характеры скачкообразность и непоследовательность: правители государства часто отменяли «ростки» рыночных элементов в экономике.
Яркие примеры – Социалистическая революция (переворот) 1917 г. и НЭП 1921 – 1927 гг. в СССР. В отличие от Европы, в нашем отечестве формирование рынка происходило на базе традиционного уклада и постепенного закрепощения крестьян. Для россиян консервативное мировоззрение с опорой на традиционные ценности было привычно и приемлемо – за века крестьяне, которых на тот момент было порядка 90% населения страны, ничего другого и не видели, проживая всю жизнь в своих посёлках, работая на помещика, а в свободное время – на обеспечение своих семей натуральным хозяйством.
2. Отсутствие преемственности семейного бизнеса и традиций меценатства в связи с революционным характером трансформаций в России в XX веке. Этот факт и сейчас порождает неадекватное и презрительное отношение у некоторых людей к деньгам и богатству в России. Сыграла свою роль социалистическая и коммунистическая идеологии, где богатые и деятельные люди именовались «буржуями недорезанными», а затем, с течением времени и с изменением контекста деятельности, – и «торгашами», «фарцовщиками», «спекулянтами». Неприятные эпитеты и законодательство страны исказило смыслы проявления инициативы и обогащения. Для Европы характерны такие факторы, как: преемственность бизнеса из поколения в поколение, факты юридической защищённости частного капитала (трасты) и его наследования; прирост капитала из поколения в поколение, поэтапное превращение небольших фирм в крупные промышленные и сетевые компании. В России капиталистический строй слишком молод (порядка 25 – 30-ти лет) и мы можем стать первым поколением, которое передаст созданный капитал своим детям и внукам.
3. Иждивенческие инерционные настроения по отношению к государству и чиновникам, порождённые идеологией социалистического строя в СССР. Невероятным образом произошло наложение социалистических идей «всеобщего равенства» на ценности православного аскетизма, ложного «смирения» и «крепостного» сознания, характерных для дореволюционной России. Следовательно, идея поощрения личных материальных достижений в нашей стране относительно нова. Монарх (в последствии – Генеральный секретарь ЦК КПСС) являлся истиной в последней инстанции для граждан, пережитки чего остаются в мировоззрении людей поныне и выражаются, например, в бездействии местных чиновников, в формировании «круговой поруки» и семейственности региональных элит, в безответственности руководителей предприятий и системы ЖКХ, в актуальности «прямых линий» с президентом как шанса на изменение ситуации на местах в лучшую сторону и т.д. Как непросто теперь среди этих настроений взять ответственность и создать что-то своё, приносящее доход.
4. Революционные события, «продразвёрстка», «раскулачивание» в рамках коллективизации власти 1930-х гг. надолго ликвидировали желание граждан быть финансово обеспеченными – в мировоззрении был создан паттерн: «богатство – это больно и страшно, это опасно для жизни и здоровья». Сформировались неосознаваемые установки: «сиди тихо и не «высовывайся», «мы не можем позволить себе стать богаче представителей своего рода, которые, например, из поколения в поколение жили бедно – этим самым мы «предадим» род и родителей». Каждый раз, когда гражданин начинает зарабатывать немного больше определённого уровня, в подсознании включается родовой страх, который диктует: «Ни в коем случае! Столько поколений наших предков было уничтожено, ты что, хочешь повторить их судьбу? Остановись!».1
5. Укоренение непонимания сущности капиталистической системы и неприязненное отношение к ней, вместо конструктивного существования в её рамках. В Российской империи формирование рынка шло на фоне усиления закрепощения крестьян, коих было порядка 90%. Получилось так: «Помещики и купцы – отдельно, крестьяне – отдельно». Как могли мыслить люди 170 – 200 лет назад, не имеющие свободы передвижения и возможности увеличивать свой собственный доход при «крепостном праве»? Они из поколения в поколение трудились, в бедности воспитывая своих детей.
Видимо, отсюда в русском языке поговорки: «Работа не волк, в лес не убежит», «Выше головы не прыгнешь», «Не по Сеньке шапка» и легенда о сказочной земле Беловодье, «стране без бедных и богатых, без крепостного права». Архаический социальный инфантилизм, оправдывающий бездействие и безынициативность, есть и в 2020-е годы. Он выражается в установках: «есть работа – вот и держись за неё», «мне и этого хватит», «ничего с этим не сделаешь, нечего и пытаться», «не жили богато – нечего и начинать», «чем богаты – тем и рады», «ты больше никак не заработаешь?», «я не смогла – и ты не сможешь», «у нас в городе все зарабатывают по 30 – 40 тыс.».
6. Начальный этап широкомасштабного финансового образования населения и финансовой грамотности на современном этапе. Ещё 10 лет назад имело место отсутствие «моды» на чтение научно-популярных развивающих книг о закономерностях денежного потока и финансовой грамотности среди широких слоёв населения, что исправляется медленно. Нашей молодой рыночной экономике порядка 25 лет, поэтому она противоречива. В курсах и уроках по финансовой грамотности много информации посвящено кредитам: какие они бывают, как их платить, как жить в этой парадигме долгов как инструмента. Играет роль государственно-частного партнёрства, где кредитование взаимовыгодно для развития экономики.
Я перечислила мировоззренческие факторы, которые влияют на мысли и убеждения людей. С помощью метода контент-анализа на основе репрезентативной выборки из сотен комментариев из социальной сети «Одноклассники» в одном из оренбургских пабликов, я выявила и описала 13 негативных сценариев- установок о деньгах и богатстве.
Безобидный, на первый взгляд, пост – надпись «дай Бог каждому такую зарплату!» под опубликованной фотографией пачки крупных купюр в рублях, – выявил и повышенный уровень агрессии комментаторов к богатству и деньгам, и массу негативных установок относительно финансовой обеспеченности и процветания. Обобщив наиболее часто повторяющиеся высказывания в отдельные группы, я условно озаглавила их так:
1)
Из-за денег – убийства, беды, смерти
(«Людей губят деньги», «Деньги – это зло) и др.
2)
Гордыня
проявляется из-за большого количества денег («…когда их много человек забывает, а кем он был до тех пор?» и др.)
3)
«Богатство = головная боль»
(«У богачей плохой сон – они всё время думают, как сохранить, куда выгодно вложить, хоть бы не прогорели… а я живу спокойно») и др.
4)
Деньги можно заработать лишь тяжёлым трудом
(специфические выражения – «горбатиться», «вкалывать», «ишачить», «пахать», «копытить» и др.)
5)
Вариация предыдущей позиции:
«большие деньги невозможны и не реальны в жизни россиян»:
«Не раскатывайте губы – это деньги не про нас и не про сас» и др.
6)
«За деньги приходится чем-то платить»
(контекст ограничения и выбора «или – или»: или деньги – или здоровье, спокойствие, жизнь и др.)
7)
Богатство указывает на отсутствие порядочности, чести, совести; на наглость, жадность, воровство, совершение преступлений:
«В погоне за наживой некогда следить за порядочностью: как бы облапошить, обобрать, обокрасть… где уж тут приличие?» и др.
8)
Деньги порождают зависть:
«Не завидуй, имей что имеешь, с голода не пухнешь…» и др.
9)
«Не в деньгах счастье»:
«Благополучие не в количестве денег»; «Не в деньгах счастье! Где лад в семье, там и клад»; «Не деньги – главное в жизни» и др.
10)
Деньги порождают ограниченность жизни, скуку:
«Если получать такую зарплату, жить станет скучно. И не к чему будет стремиться!»;
11)
Деньги порождают беспокойство, страх, лишние проблемы:
«Так надо эти деньги в дело пускать, чтобы поиметь больше – так интересней жить… И спать неспокойно, да?!!»; «А я разбогатеть боюсь!»;
12)
Большие деньги – пустые и недальновидные траты:
«Дайте мне столько денег – я бы восемь месяцев себе ни в чем не отказывал»;
13)
Ответственность несёт власть, а не я сам:
«А страна-то к нам как относится? Это чем таким заняты наши депутаты, получая 450 тыс. руб.?
Подводя итоги, мы видим, что в связи с непростой исторической судьбой и общественно-политической обстановкой в России сложился широкий спектр ограничительных и деструктивных психологических установок о богатстве и деньгах в жизни людей. Большинство из них оправдывает образ жизни в ограничениях, ложный приоритет «духовного» над «материальным» (установка «лучше – хуже», а не всё хорошо сочетается), что является мировоззренческим перекосом манипулятивного характера. Очень часты установки и программы о противопоставлении и выборе одного из двух аспектов или положений – вместо позиции «выбираю и то, и другое».
Автор книги «Мой мозг – миллионер» Азат Валеев2 отмечает психологический характер проблемы: «Люди, которые думают, что деньги – зло, никогда их не заработают, ведь наше сознание заботится о нас и будет блокировать те вещи, которые Вы считаете опасными, плохими, негативными.
Корни этих убеждений, – пишет автор, – идут из детства, когда ваши родители на очередную просьбу купить игрушку отвечали вам, что у них нет денег. Им же в свою очередь говорили это их родители. А вы говорите сейчас то же самое своим детям. Это замкнутый круг, из которого тяжело вырваться… Это и есть ограничивающее мышление! Если вы привыкли думать, что у вас нет денег, так и будет. Вы смиритесь с этим и даже не допустите мысли, что деньги всегда можно заработать».
На современном этапе становления рыночной экономики необходима планомерная и масштабная работа с мышлением россиян, культивация идей об открытых возможностях для предпринимательства, самозанятости и творчества. Нужно писать и говорить о том, что можно сделать большой и неограниченный выбор в плане профессиональной самореализации, законных источников дохода и инвестирования денежных средств. Необходимо психологическое просвещение и профессиональная проработка ограничительных программ, культивации самопозволения («бизнес и процветание – это хорошо для меня, моей семьи и моей страны») и саморазрешения («мне можно») на проявленность и деятельность.
К каким последствиям может привести «бедное» мышление?
Ограничительные и разрушительные психологические установки, отсутствие у части населения финансовой грамотности порождают такие последствия:
1)
Финансовые проблемы отдельно взятых граждан и их семей:
неумение людей грамотно вести бюджет и планировать крупные расходы. Как следствие – подверженность рекламным манипуляциям и приобретение ухудшающих финансовую обстановку в семье потребительских кредитов под 20 – 35 и более процентов годовых. Это ведёт в «долговую яму», разборкам с коллекторами, ограничениям прав и свобод (пользоваться дебетовыми картами банков, совершать поездки за границу и т.д.). Ведёт и к стрессам, заболеваниям нервной системы, асоциальному поведению (кража, грабёж, мошенничество, алкоголизм, суицид и т.д.), ущемлению всех членов семьи в полезных благах конструктивного характера (сбалансированное питание, возможность всестороннего развития, лечения в санаториях, путешествий и т.д.).
2)
Проблемы социально-экономического характера, бедность широких слоёв населения страны.
Экономическая несостоятельность и финансовая безграмотность граждан при широкой пропаганде стандартов завышенного потребления благ и брендовых товаров является одним из ключевых дестабилизирующих социально-политическую обстановку факторов. Идеология консьюмеризма порождает желание «жить, как в Европе и Америке», но уровень объективного дохода на постсоветском пространстве пока ниже этих стандартов. Порождается социальная напряженность, пропагандистская и дестабилизирующая обстановку в стране деятельность оппозиционных движений. Как итог происходят провокации и попытки «цветных революций», как мы видели в 2006 – 2022 гг. в соседних государствах и в 2012 году в России.
Следовательно, финансовая грамотность, аналитические способности и понимание механизмов манипуляций каждым отдельным гражданином сокращает вероятность как личных недовольств, так и проблем общественно-политического характера, угроз сохранению ценностной, мировоззренческой независимости и территориальной целостности страны. Отметим, что с 2022 года эти вопросы решаются радикально.
Предстоит большая комплексная работа по повышению финансовой грамотности граждан и работе с деструктивными психологическими программами, негативными установками, замедляющими путь к процветанию российских семей, которые сложились в предыдущие годы и исторические периоды. Открыт широкий простор для работы психологов и финансовых консультантов. Мы хотим жить мирно и обеспеченно в процветающей стране, поэтому начнём действовать с себя и менять эти ненужные психологические программы прямо сейчас!
Практическое задание 1. По книге В.В. Синельникова «Путь к богатству»:
Представьте: ночь, чужой город. Вы в незнакомом районе. У вас в кошельке, в сумке или на карте деньги. С какой суммой денег вы будете чувствовать себя абсолютно спокойно?
Это и есть та сумма, к которой вы готовы. Если вы в жизни получаете больше этой суммы – порадуйтесь. Вселенная дает вам аванс.
Практическое задание 2. У вас – своя жизнь и свой выбор!3
Вспомните, какие негативные установки о деньгах есть у вас?
Что говорили ваши родители, бабушки и дедушки, ваши друзья о деньгах, богатых и бедных людях? Какие яркие показательные случаи были в вашем детстве и юности, связанные с деньгами? Какой образ жизни вели ваши родители, дедушки и бабушки?
Что из этого запало вам в душу? Что вы посчитали истиной? Как подражание им влияло и / или влияет на ваше нынешнее финансовое положение?
Выпишите все фразы своего окружения, поговорки о деньгах, вспомните ситуации из детства, связанные с финансами. Проанализируйте.
…А теперь прочитайте и подумайте над этими словами.
Это всего лишь их мнение, но не ваше.
Вы – не они. Вы – это Вы, отдельная, уникальная личность.
У них свой жизненный путь, характер, историческая ситуация в стране, личные обстоятельства, стартовые возможности, внешние данные… Манера мировоззрения в отношении денег и способы обращения с деньгами были навязаны Вам.
Вы выбираете свой путь, свой образ жизни сами. Скажите: «Я сам решаю, как мне зарабатывать деньги».
Сейчас, во время прочтения этих строк, у вас появился другой способ мышления и обращения с деньгами. Все способы для заработка, учитывающие морально-нравственные нормы и законодательство РФ, – хорошие, и мне можно ими пользоваться. Я разрешаю себе работать и зарабатывать много. Это хорошо, правильно и во благо всем – мне, моей семье, моей стране. Пусть это будет мой личный путь процветания, радости, гармонии, счастья и успеха! Я его выбираю и реализую сам».
Практическое задание 3. 4 Преобразование негативных установок
Начертите таблицу и проработайте свои негативные установки о деньгах, богатых людях и финансовом процветании – всё, что мешает вам развиваться, получать достойный доход, осуществлять желания.
Во время обнаружения и прописывания программы проговорите: «Я признаю и принимаю, что у меня есть программа […](например, «Все богатые люди – жадные»). Да, я могла ошибаться, я всё перепутала. Здесь и сейчас я разрываю все слепки нескольких мыслей, установки и эту программу, я убираю её навсегда. Сегодня я понимаю, что выбор этой программы мог когда-то спасти жизнь и прожить её мне или моим предкам, но сейчас я могу думать иначе, могу сделать другой выбор – наилучший для меня сейчас. И для меня это безопасно. С новой программой я здорова, красива, счастлива».
Практическое задание 4.5 Трансформация мешающих убеждений
Иметь ограничивающие суждения, порой, выгодно нашему подсознанию – не надо работать, можно продолжать думать привычным образом, находиться в позиции жертвы, которую все жалеют и помогают ей; жить в своём «болотце» и ничего не менять, ведь «это невозможно, потому что…». Всегда есть оправдание себя и своих действий / бездействий, «уважительная» причина оставить всё как есть. В этом упражнении мы попробуем такие причины развенчать. Распишите одно – три ваших главных ограничивающих убеждения по такому принципу:
Ищем, почему нам выгодно держаться за это убеждение.
Переформулируем убеждение из «не» в «как»
Ищем исключения, которые не подтверждают правило
Копаем глубже. Какие страхи стоят за убеждениями?6
Например:
Ограничивающее суждение:
«Деньги достаются тяжелым трудом»
В чем выгода для подсознания:
Когда я заработала деньги, значит я хорошо и тяжело потрудилась, я – молодец, моя ценность возрастает.
Развенчание:
Есть знакомый, который очень хорошо зарабатывает и все у него получается легко и играючи. Так тоже можно.
Или:
Ограничивающее суждение:
«Большие деньги – это опасность»
В чем выгода для подсознания:
Нет больших денег, нет больших потерь, связанных с деньгами.
Причина. У мамы был бизнес – были деньги, но потом он прогорел и привел к большим долгам.
Развенчание. Опыт моей мамы – не мой опыт. Есть примеры людей, которые имеют бизнес, имеют деньги и не имеют долгов, и у них все хорошо.
Или:
Ограничивающее суждение: «Я не умею нормально зарабатывать, мои услуги никому не нужны».
В чем выгода для подсознания: обеспечивает муж, все дарят подарки и помогают, не надо вставать рано утром и куда-то ехать на работу, можно получать детские пособия и т.д.
«Как мне научиться / начать нормально зарабатывать? Как сделать, чтобы мои услуги были нужны и интересны людям?»
Исключения: «Да, я делала проекты в 2018 году, которые приносили доход, а ещё – успешно реализовывала свою продукцию в 2007 году».
Развенчание. Оказывается, я умею зарабатывать, если захочу. Просто надо найти дело, которое мне будет интересным, будет приносить мне радость. И хорошо бы проработать установки и деструктивные программы у психолога».