Глава 2 «Дом привычек»

Мы есть то, что мы делаем изо дня в день.

Аристотель

Жизнь в «сети пассивного режима работы мозга»

С самого раннего детства нас приучили быть внимательными, решать проблемы, не отвлекаться, стараться изо всех сил, но прежде всего – откладывать удовлетворение собственных потребностей до тех пор, пока задача не будет успешно выполнена. В результате мы получаем широкий спектр психологических и эмоциональных проблем, которые возникают по причине того, что мы тратим слишком много времени на размышления, оценивая самих себя и думая: «Соответствую ли я своим ожиданиям?», и так мало – на наслаждение миром чувственного, который окружает нас, на познание ради познания.

Тот факт, что мы, авторы, являемся учеными, вовсе не предоставляет нам иммунитет от подобных предрасположенностей. В нашем первом исследовании мы были настолько сосредоточены поиском и корректировкой суждения, что нам потребовалось очень много времени, чтобы понять, о чем в действительности говорили полученные данные. Огромное белое пятно в нашем предварительном анализе не позволяло нам понять, что в хорошем самочувствии было кое-что более важное, чем процесс осознавания. По иронии судьбы одной из причин нашей неудачи была сеть, ответственная за нашу упертость в своем мнении, – «сеть пассивного режима работы мозга» (СПРРМ). Каждый раз, когда мы смотрели на полученные данные, ожидая увидеть деактивацию СПРРМ, произошедшую в результате тренинга осознанности, каждый раз, когда мы испытывали удивление и разочарование при виде отсутствия изменений в активности СПРРМ, – это была наша собственная сеть пассивного режима работы мозга, которая не давала взглянуть на результаты исследования свежим взглядом.

«Дом привычек», образованный СПРРМ, простирается над мозгом подобно спинному плавнику с двумя дополнительными центрами – по одному над каждым ухом. Это не только эпицентр чистого сосредоточения самоосмысления и центр вынесения суждений, но и часть, которая приучает нас сосредотачиваться на тех задачах, которые она считает более важными для выживания. Она сопоставляет приобретенные рефлексы (привычки) со всей сложностью каждой конкретной ситуации, возникающей перед нами в каждый отдельно взятый момент времени. Этот импульс, стремящийся удержать нас в царстве привычек, является огромным преимуществом, когда нам нужно эффективно использовать все свое внимание. Именно СПРРМ избавляет нас от необходимости прилагать усилия для повторяющихся действий, которые происходят «на автоматизме» (иногда их называют бездумной деятельностью), например такие, как чистка зубов. СПРРМ также создает своего рода шаблоны для более сложного, но все еще рутинного поведения, например ехать за рулем на работу или выступать с заранее отрепетированной презентацией. Эта система позволяет нам ориентироваться в уже знакомых местах, передвигаться в потоке людей или автомобилей, готовить привычные блюда, сохраняя при этом ментальные ресурсы, чтобы поразмышлять о будущем или погрузиться в прослушивание музыки или подкаста. В более широком смысле доступные при первой необходимости заготовленные ответы позволяют нам поддерживать ощущение того, кто мы есть и как вписываемся в группу людей. Без СПРРМ нам пришлось бы каждый день заново осваивать эту контекстную информацию, что оставляло бы крайне мало времени для какой-либо другой деятельности.

Загрузка...