Чтобы понять, что же такое логопедическая ритмика, нужно изучить историю ее возникновения и развития. В начале XX века во многих европейских странах вводилась система воспитания под названием «Метод ритмической гимнастики». Автором этой системы стал швейцарский педагог и музыкант Э. Ж. Далькроз [9]. В первые годы преподавания в консерватории он удивлялся неритмичности исполнения своими учениками музыкальных произведений. По его мнению, музыкантам необходимо иметь не только хороший музыкальный слух, но и развитое чувство ритма. На своих занятиях Э. Ж. Далькроз вводил упражнения для координации движений, которые выполнялись под музыку. Взрослые осваивали такие предметы, как ритмика, пение, пластика, танец, импровизация на музыкальных инструментах. Занятия с детьми проводились начиная с дошкольного возраста. Особое внимание уделялось развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, эмоциональной выразительности движения и передаче образного содержания музыки.
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Профессор В. А. Гиляровский [8] ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику. Такие занятия положительно влияли на состояние высших психических функций и давали хороший результат в коррекции речи.
Последователем идей Э. Ж. Далькроза стал и немецкий педагог и композитор К. Орф. В России идеи К. Орфа впервые появились в начале 60-х годов. Именно тогда О. Т. Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, которую впоследствии переработала в монографию «Карл Орф» [13]. Композитор разработал систему синтетического подхода, которая объединяла слово, музыку и движения («Система детского музыкального воспитания»). Его пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк», изданное в 1935 году, стало одним из самых известных и распространенных. Само понятие «Шульверк» означает «обучение в действии». По методу К. Орфа на занятиях применяются следующие шумовые инструменты: клавесы, маракасы, треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, барабаны, литавры, тамбурины, ручные тарелки и даже стеклянные стаканы, наполненные водой. Небольшую пьесу из «Шульверка» может исполнить даже маленький ребенок!
Г. А. Волкова предложила поэтапно использовать логопедическую ритмику в коррекции заикания. Изучая детей и взрослых с нарушениями речи, автор не только разработала методику обследования состояния психомоторных и сенсорных функций, но и создала общие принципы логоритмической работы в коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, афазия, дизартрия, ринолалия [6].
В настоящее время логопедическая ритмика с успехом применяется в коррекции различных нарушений речи и является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики.