Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами для производства, размещения его на складах, хранение и выдача в производство при потребности.
Закупочная логистика имеет целью максимально возможную эффективность при удовлетворении потребностей производства в материальных ресурсах для производства.
Задачи закупочной логистики:
1) определение необходимых объема, ассортимента и наиболее эффективного режима поставки материальных ресурсов в производство со складов, а также регулирование предельно допустимых цен на ресурсы по закупке и доставке, сведение закупочных затрат к минимуму;
2) выбор наиболее подходящих поставщиков и согласование с ними всех условий договора поставки, заключение договора поставки, контроль за качеством оставляемого сырья и сроков;
3) соблюдение сроков оформления новых заказов на поставку сырья и материалов;
4) обеспечение контроля между потребностью и поставками, соответствие размера заказов и сроков потребностям производства, оптимальная загрузка складов, отсутствие простоев по причине непоставки сырья, сведение издержки от порчи сырья к минимуму посредством контроля запасов;
5) соблюдение и контроль за качеством поставляемого сырья (при заключении договора поставки необходимо оговорить уровень качества и стандарты);
6) обеспечение каждого рабочего места необходимыми производственными ресурсами – ресурсо-обеспечение на местах;
7) контроль экономических характеристик процесса снабжения и поиск новых путей снижения закупочных затрат и повышения качества обслуживания производства, новых поставщиков, новых решений по оптимизации снабженческих операций.
Выделяют несколько видов потребности в материальных ресурсах.
Первичная потребность – потребность в готовых изделиях, деталях, узлах деталей, запчастях, комплектующих, предназначенных для продажи.
Вторичная потребность – это потребность в комплектующих деталях, частях, узлах, предназначенных для выпуска готовых изделий.
Третичная потребность – потребность во вспомогательных материалах и изнашивающихся инструментах, предназначенных для обслуживания основного производства продукции.
В зависимости от имеющегося в наличии на складе запаса материалов различают:
1) нетто-потребность – это необходимость в материалах на личную потребность с учетом наличных запасов на складе;
2) брутто-потребность – потребность в материалах на планируемый период без учета наличного запаса на складе предприятия.
Процесс приобретения материалов можно разделить на несколько этапов:
1) составление заявок (они должны содержать информацию о том, какое количество материала необходимо поставить, какие виды материалов, срок поставки и кто ответственный за составление заявки. Заявку о потребности в материалах составляют за некоторое время до того, как материалы закончатся на складе, чтобы поставщик успел выполнить заказ до того момента, как производство встанет по причине нехватки ресурсов.);
2) анализ заявок;
3) выбор поставщиков (очень важный этап в процессе приобретения материалов, т. к. каждый поставщик предоставляет разный перечень услуг и ответственности за поставляемый товар, разное качество, уровень обслуживания, цену и др. При правильном выборе поставщиков должно быть достигнуто оптимальное соотношение цены и качества поставляемого материала.);