Директор по маркетингу Елена Сазончик, директор по экспедированию Ольга Новик, директор автотранспортного предприятия ГК TELS Андрей Абрагимович ответили на вопросы об итогах работы рынка международных транспортно-логистических услуг (ТЛУ) Российской Федерации в прошедшем году, о его состоянии и трендах в 2019 году.
ИТОГИ 2018 г. И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 2019 г.
Период 2017-18 гг. многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как вы оцениваете текущее состояние рынка транспортно-логистических услуг?
Андрей Абрагимович: После ярко выраженного роста рынка международных автомобильных грузоперевозок в 2017 году, направление тренда сменилось в 2018-м. В дополнение к этому в I полугодии прошлого года произошел резкий рост стоимости топлива, а в августе международные перевозчики снова вспомнили о проблеме валютных рисков. Ослабление рубля дополнительно простимулировало заказчиков сократить партии ввозимой продукции в ожидании падения потребительского спроса. Зарплаты водителей-международников в 2018 году выросли примерно на 10%. Вот с таких позиций мы вступили в 2019 год.
Все эти факторы существенно снизили рентабельность нашего бизнеса. Пробег автомобилей увеличился, при этом прибыльность перевозок осталась на том же уровне – за те же деньги теперь нужно работать больше.
Начало текущего года пока не принесло рынку грузовых автоперевозок больших потрясений, что позволяет работать и развиваться в плановом порядке. Стоимость топлива пока держится в рамках инфляции. Зарплата водителей за I квартал выросла еще на 7,5% по сравнению с 2018 годом, хотя для нас это были уже ожидаемые затраты.
Елена Сазончик: Рынок международных автомобильных грузоперевозок России в 2018 году медленно сокращался. Согласно данным Евростат, со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная динамика импорта из Евросоюза в РФ в физическом выражении. Сокращение объемов шло в первую очередь за счет товарной группы 84 ТН ВЭД, куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы. Поэтому в количестве транспортных заказов рынок еще оставался в положительной динамике до третьего квартала, но в четвертом тоже перешел в небольшой «минус». Экспорт на автомобильном транспорте в ЕС по итогам года вырос примерно на 12%.
В I квартале 2019 года продолжился тренд прошлого года: экспорт на автомобильном транспорте из РФ в ЕС увеличился в физическом выражении на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; импорт из ЕС показал отрицательную динамику около 2%.
Рынок комплексных логистических услуг (3PL) продолжает развиваться, что закономерно и неизбежно, хотя темпы роста замедлились.
Ольга Новик: Дополнительным стимулом для перехода заказчиков ТЛУ от закупки базовых услуг к развитию комплексных отношений с транспортно-экспедиционными компаниями стал дефицит автотранспорта в 2017 году на фоне роста рынка грузоперевозок. Тогда у нас была хорошая возможность продемонстрировать свои способности в обеспечении клиентов провозными возможностями, в том числе за счет различных схем доставки. В 2018 году эти наработки позволили нам увеличить объем оказываемых услуг.
Вариативность логистических схем дает возможность 3PL-оператору обходить проблемы с дефицитом транспорта на отдельных направлениях в пиковые периоды, обеспечивать плановую доставку грузов на фоне недостатка разрешений на автомобильные международные перевозки в конце года.
Крайне сложно обойтись без комплексных логистических услуг импортерам товаров в ЕАЭС, если их поставщики не обеспечивают маркировку товаров знаками ЕАС и не печатают на упаковке и в инструкциях информацию на русском языке. В этом случае товар должен быть промаркирован в процессе доставки, что подразумевает целый комплекс услуг: транспортировку, складские услуги, организацию работ с грузом и пр.
В нашей практике отмечается рост участия железнодорожного транспорта в перевозках потребительских товаров из Европы. Тяжелые грузы, как, например, керамическая плитка, выгоднее ввозить ж/д транспортом, и некоторые заказчики используют такую возможность в полной мере. Здесь тоже есть различные схемы оптимизации: как разделить маршрут на автомобильный и железнодорожный этапы, какие ж/д станции выбрать для загрузки и для пересечения границы, где осуществить таможенную очистку груза и пр.
Растет интерес наших заказчиков к схемам импорта из КНР с участием ж/д транспорта. В 2019 году упрощаются автомобильные грузоперевозки между Россией и Китаем. Возможности для оптимизации логистических схем на этом направлении растут постоянно.
Какие вы видите основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?
Е.С.: Самыми главными факторами, влияющими на рынок ТЛУ, всегда были экономические факторы: производство, покупательская способность населения, инвестиционный климат. В этом отношении доклады мировых финансовых агентств не показывают оптимизма Начиная с середины прошлого года практически все аналитические службы постоянно снижают прогнозы темпов роста ВВП и торговли, и наиболее заметное снижение ожидается в зоне евро. На российскую экономику давят также нестабильные цены на нефть и западные санкции в отношении банковской сферы и промышленности.
Инфляцию в РФ в 2019-2020 годах Сбербанк ожидает на уровне 4-5%. Зарплаты россиян по прогнозам Сбербанка в 2019 году вырастут всего на 2,5%. Для сравнения, по итогам 2018 года рост зарплат был более 7%. Это к вопросу о покупательской способности населения.
А.А.: Отрицательным фоном для работы международных логистических компаний является политическая напряженность, которая в дополнение к экономическим кризисным тенденциям сокращает объемы международной торговли. Национальный протекционизм, санкции, административные барьеры, заградительные пошлины и пр., приводят к тому, что сегмент международных грузовых перевозок сокращается в пользу рынка внутренней логистики. Хотя для внутреннего рынка это не очень ощутимые изменения: в России порядка 2,5 млн единиц различного грузового транспорта, из них только несколько десятков тысяч работают на международных перевозках. Для внутреннего рынка страны это перераспределение находится на уровне статистической погрешности.
Усиление регулирования и контроля автомобильных грузоперевозок в России (Платон, Глонасс, режим труда и отдыха водителей и пр.) дает скорее положительный эффект для крупных транспортных компаний – снижает остроту конкуренции с «серыми» перевозчиками, увеличивает безопасность на дорогах, повышает общий уровень стандартов обслуживания.