Блок 3

№12 (С). В первой главе А.С. Пушкин изобразил своего героя как типичного недоросля, вырвавшегося на волю из родительской опеки. И автор в духе реализма мастерски изображал это в каждом эпизоде. Обратите внимание, например, на самое начало отрывка: что делает Гринев и что делает Савельич? Каких героев русских сказок по своей функции они вам напоминают?


№13 (А). Как вы думаете, кто придумал такие странные условия игры в биллиард для победителя и проигравшего: гусар или маркер? Почему вы так думаете? Для более полного решения задачи обратитесь к нужному значению слова «маркер».


№14 (А). Подсчитайте, сколько раз в течение этого отрывка Гринев принял для себя новые истины, соглашаясь с Зуриным. О чем это снова нам говорит?


№ 15 (С). Сам Петр Гринев подмечает, что «вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю». Вспомните прочитанное вами художественное произведение, где есть герой, которого хотя бы в одном из эпизодов можно было бы охарактеризовать точно так же?


№ 16 (В). По вашему мнению, гусар Зурин был мошенником? Докажите свою позицию хотя бы одним примером из текста.


№ 17 (В). Говоря о роли Савельича в своей жизни, «недоросль» Гринев вдруг цитирует строки стихотворения Д.И. Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Прочтите отрывок из этой оды.


Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?

И как мне в оном жить, подай ты мне совет.

Любезный дядька мой, наставник и учитель,

И денег, и белья, и дел моих рачитель!

Боишься бога ты, боишься сатаны,

Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?

На что сотворены медведь, сова, лягушка?

На что сотворены и Ванька и Петрушка?

На что ты создан сам? Скажи, Шумилов, мне!

На то ли, чтоб свой век провел ты в крепком сне?

О таинство, от нас сокрытое судьбою!

Трясешь, Шумилов, ты седой своей главою;

«Не знаю, – говоришь, – не знаю я того,

Мы созданы на свет и кем и для чего.

Я знаю то, что нам быть должно век слугами

И век работать нам руками и ногами;

Что должен я смотреть за всей твоей казной,

И помню только то, что власть твоя со мной.

Я знаю, что я муж твоей любезной няньки;

На что сей создан свет, изволь спросить у Ваньки».


Сходно ли мировоззрение Гринева и лирического героя оды? Сходно ли мировоззрение Савельича и Шумилова? Если да, то чем.


№18 (А). Сколько же проиграл Гринев Зурину? Попробуйте сделать примерный эквивалент на современные деньги, учитывая данные о ценах, которые были в России в 1773 году.



№19 (А). Опираясь на текст всей главы, укажите время года, когда Петр Андреевич Гринев выехал из родного дома.


№20 (В). Посмотрите определение понятию дворянской чести в словарях или статьях на учебных сайтах. Ответьте на вопрос: в первой главе следовал ли Гринев завету отца беречь честь смолоду? Приведите эпизод или поступок героя, подтверждающий вашу точку зрения.


№21 (В). Перечитайте последние абзацы главы и сделайте промежуточные выводы по поводу судьбы и развития характера главного героя романа А.С. Пушкина.



Загрузка...