№12 (С). В первой главе А.С. Пушкин изобразил своего героя как типичного недоросля, вырвавшегося на волю из родительской опеки. И автор в духе реализма мастерски изображал это в каждом эпизоде. Обратите внимание, например, на самое начало отрывка: что делает Гринев и что делает Савельич? Каких героев русских сказок по своей функции они вам напоминают?
№13 (А). Как вы думаете, кто придумал такие странные условия игры в биллиард для победителя и проигравшего: гусар или маркер? Почему вы так думаете? Для более полного решения задачи обратитесь к нужному значению слова «маркер».
№14 (А). Подсчитайте, сколько раз в течение этого отрывка Гринев принял для себя новые истины, соглашаясь с Зуриным. О чем это снова нам говорит?
№ 15 (С). Сам Петр Гринев подмечает, что «вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю». Вспомните прочитанное вами художественное произведение, где есть герой, которого хотя бы в одном из эпизодов можно было бы охарактеризовать точно так же?
№ 16 (В). По вашему мнению, гусар Зурин был мошенником? Докажите свою позицию хотя бы одним примером из текста.
№ 17 (В). Говоря о роли Савельича в своей жизни, «недоросль» Гринев вдруг цитирует строки стихотворения Д.И. Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Прочтите отрывок из этой оды.
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?
И как мне в оном жить, подай ты мне совет.
Любезный дядька мой, наставник и учитель,
И денег, и белья, и дел моих рачитель!
Боишься бога ты, боишься сатаны,
Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?
На что сотворены медведь, сова, лягушка?
На что сотворены и Ванька и Петрушка?
На что ты создан сам? Скажи, Шумилов, мне!
На то ли, чтоб свой век провел ты в крепком сне?
О таинство, от нас сокрытое судьбою!
Трясешь, Шумилов, ты седой своей главою;
«Не знаю, – говоришь, – не знаю я того,
Мы созданы на свет и кем и для чего.
Я знаю то, что нам быть должно век слугами
И век работать нам руками и ногами;
Что должен я смотреть за всей твоей казной,
И помню только то, что власть твоя со мной.
Я знаю, что я муж твоей любезной няньки;
На что сей создан свет, изволь спросить у Ваньки».
Сходно ли мировоззрение Гринева и лирического героя оды? Сходно ли мировоззрение Савельича и Шумилова? Если да, то чем.
№18 (А). Сколько же проиграл Гринев Зурину? Попробуйте сделать примерный эквивалент на современные деньги, учитывая данные о ценах, которые были в России в 1773 году.
№19 (А). Опираясь на текст всей главы, укажите время года, когда Петр Андреевич Гринев выехал из родного дома.
№20 (В). Посмотрите определение понятию дворянской чести в словарях или статьях на учебных сайтах. Ответьте на вопрос: в первой главе следовал ли Гринев завету отца беречь честь смолоду? Приведите эпизод или поступок героя, подтверждающий вашу точку зрения.
№21 (В). Перечитайте последние абзацы главы и сделайте промежуточные выводы по поводу судьбы и развития характера главного героя романа А.С. Пушкина.