(Общая характеристика)
В двадцатом веке произошли две мировые войны, которые принесли огромные жертвы и разрушения, множество «локальных» войн и революций, создание атомного и водородного оружия, множество политических репрессий и многое другое.
Многие литературоведы выделяют два периода: литература до 50-го года и литература после 1950 года. Вся жизнь в двадцатом столетии получила сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей.
К западноевропейским литераторам примкнули африканские, азиатские и латиноамериканские писатели: латиноамериканский роман (Гарсия Маркес, Хорхе Луис); японский философский роман (Аба Кобо, Ясунари Кавабата); исландский роман (Х. Лакснесс); турецкая поэзия (Назым Хикмет); чилийская поэзия (Пабло Неруда); и др.
В литературном процессе двадцатого века ясно видны несколько ведущих течений – прежде всего это модернизм, который после первой мировой войны вступил в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму.
Модернисты делали главный акцент на изображении внутреннего мира человека, опираясь на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона. Писатели этого круга ввели в обиход целый ряд таких приемов, как «поток сознания», использовали жанр притчи, аллегорию, философские положения. Среди модернистов литературоведы особо отмечают писателей: Джеймс Джойс (роман «Улисс»); Натали Саррот и Ален Робб-Грийе, которые представили читателям свой «антироманы»; Эжен Ионеско и Самюэл Беккет – авторы «драмы абсурда». Модернистов упрекают, что они показывают только лишь – зло, хаос и абсурд и показывают беспомощность человека в современной жизни. Конечно, ряд критиков и читателей ищут именно такую литературу.
Но 20 век писатели показали и в героических судьбах людей, в их творческих взлетах и торжестве воли и стойкости.
Эти стороны показаны писателями-реалистами, которые во многом наследовали классический реализм прошлого времени – Реализм Бальзака, Стендаля и Диккенса. Для реализма 20 века характерны высказывания У. Фолкнера – «Человек выстоит» и Э. Хемингуэя – «Человека нельзя победить». Реализм этого времени имеет некоторую связь с модернистскими мироощущениями – некоторые произведения У. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе. Также отмечено проявление натуралистических элементов – творчество Т. Драйзера и Дж. Стейнбека. Литературоведы отмечаю, что разделение течений модернизма и реализма проходит по исходной философской позиции – слабому герою модернизма противостоит активный герой реалистической литературы. Реализм ярко демонстрирует разнообразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи.
Писатели-реалисты представляли широкие панорамы жизни (Ромен Роллан, Т. Драйзер), использовали миф (Гарсия Маркес), символики и притчи (Уильям Голдинг), фантастику (Рэй Брэдбери), философское иносказание (А. Камю), соединяли вымысел и документ (Д. Пассос), объединяли беллетристику и музыку (Р. Роллан), показывали причудливое смешение стилей (Курт Воннегут). Томас Манн оригинально использовал «символичность» стиля и миф в «докторе Фаусте». А Уильям Фолкнер показал действие через символику, поток сознания и гротеск.
В литературе 20 столетия получила широкое развитие антивоенная тема – У Хемингуэя, Ремарка, Брехта. Тоталитарные государства высмеивали в романах-антиутопиях писатели Синклер Льюис («У нас это невозможно») и Джордж Оруэлл («1984»). Технические утопии развенчивал в своих произведениях Курт Воннегут. Социалистическая направленность была ярко выражена в произведениях Луи Арагона, Анри Барбюса, Джона Рида, Драйзера и др.
Отрывок из произведения Жана Мореаса «Манифест символизма»:
«…Как все виды искусства, литература развивается; это циклическая эволюция с возвращениями вспять, которые строго обусловлены и которые осложняются различными изменениями, вносимыми ходом времени и разрушением среды…Новое выступление в сфере искусства было долгожданным, необходимым, неизбежным…»
Отрывок из произведения Томаса Манна «Бильзе и Я»:
«…Одухотворение… вот оно это прекрасное слово. Поэта рождает не дар изобразительства, а иное – дар одухотворения. По сути одухотворенность не что иное, как тот поэтический процесс, который можно назвать субъективным углублением в изображение действительности. Известно, что каждый настоящий поэт до определенной степени отождествляет себя со своими персонажами…Уместно коснуться обстоятельства… ту кажущуюся враждебность поэта по отношению к действительности…
…Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от человеческого взгляда; он и более холодный и более страстный…»
Важное место во французской литературе этого времени занимает критический реализм, в котором углубляются социальные, психологические и философские аспекты. Роман о судьбе отдельного героя переходит в центростремительный роман, где появляется место и для личных и семейных отношений. К жанру «семейной хроники» обращаются Ж. Дюамель, Ж. Лакретель. Черты романа-эпопеи ясно видны в «Очарованной душе» Р. Роллана и «Семье Тибо» Р. Мартен дю Гара. Реалистические черты отображения действительности видны в творчестве Ф. Мориака, Ж. Бернаноса, Ж. Грина.
Одной из черт французского литературного развития является формирование множества направлений и течений, которые обозначаются термином «модернизм». Литература модернизма выросла на почве декадентского искусства конца 19 – нач. 20 вв. (дадаизм, кубизм, сюрреализм, экзистенциализм и др.) Писатели-модернисты отрицали реалистическое искусство, считая его устаревшим. Модернистское искусство декларирует право писателя на полную художественную свободу, отражение объективной действительности заменяется субъективными ощущениями, фантазиями автора, навязчивыми идеями и непонятными учениями.
Среди модернистских течений 20 века наибольшей популярностью пользовался сюрреализм, его глава А. Бретон писал в «Манифесте сюрреализма»: «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых ассоциативных форм, которые до него игнорировались, во всемогущество грезы…» Модернизм, как литературное течение, нельзя резко отрывать от реализма 20 века, так как многие французские писатели в молодые годы оказывались в рядах модернистов (Л. Арагон, П. Элюар, П. Сандрар, Р. Деснос). Отсюда можно сделать вывод – в 20 веке нельзя вешать резкие литературные ярлыки (модернизм, реализм) французским писателям этого времени; у них у всех есть влечение к этим двум направлениям, в большей или меньшей степени.
Франс
Анатоль Франс (1844-1924). Член Французской академии с 1896 года. Начал свое выступление в литературе в 70-е гг., как поэт, близкий к парнасцам. В произведении «Преступление Сильвестра Боннара» (1881) писатель противопоставил этику и практицизм. В романе-тетралогии «Современная история» (1901) А. Франс дал сатирическое обозрение Франции конца 19 века. Скептиком он делает аббата Куаньяра, героя книг «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра». Сатирическое отражение действительности показаны писателем в романах «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914). А. Франс использует в этих произведениях сказочно-фантастическую форму, гротеск.
Отрывок из романа А. Франса «Красная лилия»:
«…Она взглянула на него – безмолвно, с возмущением, с безнадежностью, встала, с незнакомым ей чувством стыда оправила платье и прическу. Потом, сознавая, что все кончено, она окинула комнату удивленным взором ничего уже не видящих глаз и медленно вышла…»
Ромен Роллан (1866-1944). Свою литературную деятельность начал как драматург, который показывал на французской сцене пьесы с эпическими сюжетами и драматическими характерами. Главным произведением автора становится роман-эпопея «Жан-Кристоф» (1904-1912). На творчество писателя оказало большое влияние художественный путь русского писателя Льва Толстого, особенно – «Война и мир». Роман-эпопею «Жан-Кристоф», в 10 томах, Роллан публиковал в журнале «Двухнедельные тетради» (редактор – Ш. Пеги). В этом романе главным действующим лицом был немецкий музыкант Жан-Кристоф Крафт, в образе которого Роллан воплотил свою мечту «о настоящем человеке», о творческом гении.
Повесть «Кола Брюньон» (1914) написана в манере фольклорной стилизации. Действие в произведении происходит в Бургундии (17 в.), в годы религиозных войн. Герой повести, резчик по дереву Кола Брюньон, артистическая натура. Повесть насыщена вольным юмором.
Роман «Очарованная душа» (1922-1932) был задуман автором, как психологическая история женщины, но перерос в эпическое произведение большого масштаба, в котором духовная биография незаурядной личности, развивается драматически. Герой романа проходит тяжелые испытания и кризисы. Аннета Ривьер, героиня романа, воплощает тип женщины, отстаивающей свое право на полноправное гражданское существование.
Отрывок из романа Р. Роллана «Очарованная душа»:
«…Сердце опередило Марка, опередило его ноги. Не отдавая себе отчета в своих действиях, он как снаряд врезался в самую гущу чернорубашечников. Он успел вырвать из их когтей мальчика, чье тело уже перевесилось через парапет. Но тут же выронил схваченного ребенка и рухнул на тротуар, прижав к сердцу обе руки. Фашист огромного роста на голову выше Марка, обеими руками всадил Марку кинжал под сердце. Обе женщины видели удар…»
«Кола Брюньон» лист1
«Кола Брюньон» лист2
«Кола Брюньон» лист 3
«Кола Брюньон» лист 4
В начале 20 века французские писатели группировались вокруг разных журналов. Р. Роллан, Ж. Жорес, А. Франс, братья Таро были объединены журналом Пеги «Двухнедельные тетради». Другая литературная группа сотрудничает с «Новым литературным журналом». В «Новом литературном журнале» печатались пьесы П. Клоделя «Залог» и «Протей» (1914), эссе П. Валери, рассказы М. Пруста, хроники А. Сюареса, произведения Ж. Жироду.
Жироду
Жан Жироду (1882-1944). Французский писатель. Участник первой мировой войны. Писатель пацифистских позиций. Его художественная манера отмечена иронией, стремлением к парадоксальности и философичностью (романы «Зигфрид и Лимузен», 1922; «Белла», 1926). Он был известным драматургом («Амфитрион 38», «Электра», «Безумная из Шайо», «Троянской войны не будет»).
Отрывок из трагедии Ж. Жироду «Троянской войны не будет»:
«…Гектор. Мы возвращаем вам Елену.
Улисс. Оскорбление судьбы ничем не может быть искуплено.
Гектор. К чему же тогда спорить? За вашими словами, я вижу истину. Сознайтесь! Вам нужны наши богатства! Вы сделали так, чтобы Елену похитили, чтобы иметь почетный предлог для объявления войны!..»
«Троянской войны не будет» лист 1
«Троянской войны не будет» лист 2
«Троянской войны не будет» лист 3
«Троянской войны не будет» лист 4
Пруст
Марсель Пруст (1871-1922). Писатель, который отобразил в своих новеллах жизнь светских салонов («Наслаждения и дни»). В сборнике «Подражания и смеси» показал блестящее умение имитировать стиль Бальзака, Флобера.
Отрывок из произведения М. Пруста «В поисках утраченного времени по направлению к Свану»:
«…И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя, в тоже мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация, к флигельку окнами в сад, выстроенному за домом для моих родителей (только этот обломок старины и жил до сих пор в моей памяти)…»
Для французской поэзии начала 20 века характерна динамическая стихотворная форма. Надо заметить, что ведущая тенденция принадлежала реалистическому началу. Зачинателем современной французской поэзии считают Г. Аполлинера, который отдал дань кубистам, а в зрелые годы стал поэтом-реалистом (сборник «Алкоголь», цикл «Стихотворения мира и войны» -1913г.)
Рассказы лист 1
Рассказы лист 2
Рассказы лист 3
Рассказы лист 4
Аполлинер
Гийом Аполлинер (1880-1918). В ранней поэзии подражает Вийону. В его произведениях видно соединение интимно-лирических мотивов с темой современного города. В сборнике «Бестиарий, или Кортеж Орфея» (1911) обнаруживается склонность к афористичности поэтического высказывания. Сборник «Алкоголи. Стихотворения 1898-1913 годов» открывается поэмой «Зона», которая отмечает начало поворота французской поэзии к реалистическому направлению. С 1912 года поэт не употреблял пунктуации в стихах, что «знаки препинания бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха». Попытка Аполлинера коренным образом реформировать французскую поэзию сочетается со стремлением утвердить новое, Аполлинер закладывает основы сюрреализма, вводит в употребление этот термин, назвав «сюрреалистической» свою гротескную пьесу «Груди Терезия».
Аполлинер – «Стихотворение»:
Он вошел.
Уселся на стул.
Он не смотрит на красноволосое пламя.
Загорается спичка.
Он встал и ушел.
О первой мировой войне 1914-1918 писали: Моррас – публицистика, Баррес – публицистика, Бурже – роман «Смысл смерти» (1915), Фаррер – «Четырнадцать солдатских рассказов» (1916). Смысл всех этих произведений был в лозунге – «отечество в опасности». Против войны выступил Р. Роллан, А. Барбюс (роман «Огонь»).
Во французской литературе 30 – х гг. 20 века ярко представлено творчество писателей: А. Монтерлана выступил с романом «Сон», полемически направленным против «Огня» Барбюса; Л. Селин, автор романов «Путешествие на край ночи», «Смерть в кредит».
Против фашистской опасности выступили писатели: Барбюс, Арагон (цикл романов «Реальный мир»); Роллан (роман «Очарованная душа»; Блок (книга «Испания, Испания»); А. Шамсон (роман «Каторга»).
Реалистический метод во французской литературе этого времени применяли многие писатели: Р. Мартен создал многотомный роман «Семья Тибо» (1922-1940), где в первых шести томах автор придерживается жанра семейной хроники, но в последующих раскрыто широкое социальное полотно; Дюамель опубликовал «Хронику семьи Паскье» в 10 томах, где история одной семьи сочетается с изображением культурного кризиса в обществе.
В годы оккупации Франции гитлеровскими захватчиками возникла подпольная патриотическая литература. В Париже было организовано «Полночное издательство», которое опубликовало до 1945 года сорок книг писателей Сопротивления: Э. Триоль «Авиньонские любовники»; Мориак «Черная тетрадь»; Арагон «Паноптикум»; Ж. Кассу «Тридцать три сонета, созданные в тюрьме»; и др. В период войны и оккупации Франции, не только Париж был центром книгопечатания, но в этом принимали участие и другие города (Марсель, Лион). В Швейцарии издавался журнал А. Бегеном. Журналы осуществляли роль издательств, где печатались Элюар («Открытая книга»), П. Жува («Слава»).
Элюар
Поль Элюар (1895-1952). Участник первой мировой войны. В 1919 году сблизился с дадаистами (сборники «Животные и их люди, люди и их животные», «Примеры»). В 1924 году был одним из создателей группы сюрреалистов. В 30-е годы он встает на антифашистские позиции. В оккупированном Париже пишет сборники «Открытая книга 1», «Открытая книга 2». В 1942 году поэт издал сборник «Поэзия и правда».
Отрывок из стихотворения «Свобода» (сборник «Поэзия и правда»):
«…На гибели без возврата,
На голом сиротстве своем,
На шествиях погребальных
Я имя твое пишу…
Могуществом этого слова
Я возвращаюсь к жизни,
Рожденный дружить с тобою,
Рожденный тебя назвать – СВОБОДА!»
Лирический герой писателей этого времени обращался к народу, призывая дать отпор врагу (Арагон, Элюар, Марсенак). В драматургии Сопротивления появился свой новый бескомпромиссный герой, установивший свое родство с героями народных легенд, античной мифологии, но безысходно одинокий (пьесы Ануя, Сартра).
Арагон «Сирень и Розы» лист 1
«Сирень и Розы» лист 2
«Сирень и Розы» лист 3
«Сирень и Розы» лист 4
Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). С 1920 года служит в авиационных частях. После окончания войны поступает в авиакомпанию. Романы «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939) рассказывают о буднях летчиков. В 1939 году он вновь возвращается в военную авиацию. Из одного полета над оккупированной Францией он не вернулся. В 1943 году писатель создал свое последнее произведение – сказку «Маленький принц». Эта книга наполнена символами, каждый читатель их понимает по-своему. Принц покидает родную планету и любимую розу, на которую он обиделся. Путешествие по огромному миру планет завершается мудрым выводом о ценности любви и дружбы. Герой сказки чутко улавливает внутреннюю сущность каждого человека, встреченного им.
Отрывок из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«… Маленький принц пересек пустыню и никого не встретил. За все время ему попался только один цветок – крохотный, невзрачный цветок о трех лепестках…
– Здравствуй, – сказал ему Маленький принц.
Здравствуй, – отвечал цветок.
– А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.
Цветок видел однажды, как мимо шел караван.
– Люди? Ах да… Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать – неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней – это очень неудобно…»
«Маленький принц» лист 1
«Маленький принц» лист 2
«Маленький принц» лист 3
«Маленький принц» лист 4
Ануй
Жан Ануй (1910-1987). Французский драматург. В 1928 году он поступает на работу к известному французскому режиссеру Луи Жуве. Первая пьеса Ануйя появилась в 1932 году «Горностай». Свои пьесы он объединяет в циклы – «розовые пьесы», «черные пьесы», «блестящие пьесы», «колючие пьесы». Драматург прославился оригинальными вариациями из античных трагедий («Антигона», 1943). Главная идея этой пьесы – лучше погибнуть, чем покориться, звучала в оккупированном фашистами Париже как призыв к борьбе. В цикл «костюмированных пьес» входит «Жаворонок», произведение рассказывает о национальной героине Франции – Жанны д Арк. Ануй изображает не мистические стороны народной легенды, а ее человеческое содержание.
Отрывок из пьесы Ануйя «Жаворонок»:
« …все бросаются растаскивать костер, Жанне приносят ее меч, стяг и плащ. Раздается звон колоколов, звучит орган. Все опускаются на колени. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам. «История Жанны д. Арк – это история со счастливым концом!..»
В послевоенный период во французской литературе появилась новая тема – «общечеловеческие проблемы» – Монтерлан (автобиографическая пьеса «Город, в котором ребенок был принцем»; Пейрефит (роман «Странная дружба»). Трагические события войн отражены в творчестве – Сартра, А. Камю, Г. Марселя. (Сартр – трилогия «Дороги свободы»; Камю роман «Чума»).
Писатели другого литературного направления («абсурдисты») довольно иронично относились к первому направлению (пьесы Ионеско «Урок», «Стулья» (1954); пьесы Беккета «Конец игры» (1957), «О! Счастливые дни»). Некоторые писатели пятидесятых годов получили известность в литературном мире Франции показывая жизнь уголовного мира (Ж. Жене – «Дневник вора»). Прямую связь с абсурдистами имеет школа «нового романа» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор).
Роман-киносценарий Роб-Грийе «Прошлый год в Мариенбаде» (1961) – стал программным произведением французского кино (направление – «новая волна»). Саррот открывает тему смятенности человеческого сознания (роман «Планетарий» 1959; романы позднего времени – «Золотые плоды» 1963 и «Вы их слышите?» 1972).
Реалистическое направление во французской литературе этого времени тоже играет значительную роль – романы Арагона «Страстная неделя», 1958; «Гибель всерьез», 1965; писатель Э. Триоле представил роман-трилогию «Век нейлона», 1963.
С позиции реализма писатели показывают внутреннюю жизнь общества – быт и мораль семьи (роман Ф. Мориака «Фарисейка» и его повесть «Обезьянка»; в трилогии М. Дрюона «Сильные мира сего»; в тетралогии Ф. Эриа «Семья Буссардель», 1968). Сочувствие своим героям показано в творчестве Э. Базена (дилогия «Семья Резо», «Гадюка в кулаке», «Во имя сына», «Крик совы»). В этих произведениях Э. Базен сумел показать, что человек, пройдя все трудности в жизни, всегда сумеет нравственно возвыситься.
Ж. Сименон в романах и повестях о полицейском комиссаре Мегрэ раскрыл сложные стороны этой профессии.
Французской поэзии 50-60 гг. характерны реалистические тенденции (М. Фомбер, Ж. Фоллен, А. Барре, Ф. Флайо). Жизнелюбие и сатира характерны для Ж. Превера (сборники «Зрелище» (1951), «Дождь и ведро» (1955).
Мастер реалистического романа Р. Мерль обличает войну («Воскресный отдых на южном берегу», «Смерть – мое ремесло», 1953) и колониальную жизнь («Остров», 1962). Студенческую жизнь 1968 года он показал в романе «За стеклом» (1970).
Ф. Саган в романах «Здравствуй, грусть» (1954) и «Немного солнца в холодной воде» (1969) показывает нелегкие жизненные ситуации, возникающие у молодежи. На эту же тему пишет и Стиль в своих романах и сборниках новелл «Поставлен вопрос о счастье» (1972).
Виан
Борис Виан (1920 – ). Написал 10 романов. Он автор знаменитого произведения «Пена дней». Писатель переводил на французский сочинения Раймонда Чандлера. Под псевдонимом Вернон Саливан писатель выпустил произведения, стилизованные под «нуар»: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мертвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов». Эти романы имели скандальную репутацию.
Отрывок из произведения Б. Виана «Красная трава»:
«…Вольф выбрал у себя на тарелке аппетитную кость и
переложил ее в тарелку сенатора Дюпона, который восседал
напротив него с элегантно повязанной вокруг тщедушной шеи
салфеткой. Преисполненный ликования сенатор обозначил было
веселый лай, но тут же трансформировал его в великолепно
модулированное мяуканье, почувствовав на себе тяжесть
разгневанного взгляда горничной. Та тоже поднесла свои дары:
скатанный ее чернющими пальцами преизрядный шар хлебного
мякиша. Сенатор проглотил эту штуковину со звучным "глыть"…»
Турнье
Мишель Турнье (1924-2016). Французский журналист и писатель. Сотрудничал с газетами «Ле монд» и «Фигаро». Свой первый роман Турнье опубликовал в 1967 году («Пятница, или Тихоокеанский лимб»). В 1970 году он получает Гонкуровскую премию за роман «Лесной царь». Этот роман экранизировали в 1996 году. В 1971 году публикует роман «Пятница, или Дикая жизнь». Эта книга предназначалась детям (вошла в школьную программу). В 1975 году публикует роман «Метеоры», который рассказывает о жизни двух близнецов, Жана и Поля.
Отрывок из произведения М. Турнье «Лесной царь»:
«…Чтобы не считаться чудовищем, следует быть как можно ближе по естеству к этим самым ближним, а лучше – копией своих родителей. Ну, или уж, на худой конец, породить потомков, которым доведется положить начало новой популяции. Увы, чудовища не размножаются, семиногая телушка не даст приплода. Лошаки и мулы рождаются бесплодными оттого, что природа не терпит насилия над собой. Чудовище всегда ниоткуда – лишено и предков и потомков. Я стар, как мир, и вечен, как он. Своим якобы родителям я могу быть только усыновленным ребенком, как и сам способен приобрести детей лишь тем же путем…»
Отрывки из произведений французских писателей.
Роже Кайюа «Понтий Пилат»:
«…На рассвете Пилату почти одновременно сообщили об аресте Иисуса и о приходе Анны и Каиафы, которые просили незамедлительно принять их, но за пределами претория, поскольку религия запрещала им осквернять себя в святой день. Прокуратора, хоть он и был на этом посту несколько лет, все еще выводили из себя такого рода претензии…»
Рене Мариль Альберес «Рукопись, зарытая в саду Эдема»:
«…Через несколько часов исчезнут обступающие меня стены свинцовой камеры. Мне предложено записать на свежеприготовленных листах пергамента все, что необходимо спасти и уберечь от забвения…В пору моей юности на вращающемся вокруг солнца земном шаре жили три с лишним миллиарда человек. Накопленные нами знания были такими обширными, что самые неспособные к учебе – до двадцати лет, а способные – даже до тридцати тратили время на постижение всего, что открыли предки…»
Арман Лану «Черт в департаменте Сены и Марны»:
«…Никто еще не видывал мольберта какого-нибудь «бстракца» в деревне. Работа на природе – ересь для «бстракца». Да, ведь я забыл объяснить, что это значит. «Бстракц» – это обозначение на абстрактный лад художника-абстракциониста…Заумный работал среди пышной зелени… В этом исполненном покоя окружении Леопольд Макю, пыхтя и обливаясь потом, натужно трудился над своей картиной, словно шахтер в забое…Вдруг послышался какой-то шорох. Макю оглянулся и увидел существо…»
Мари Ноэль «Творение шестого дня»:
«…Как только была создана собака, она лизнула господа бога в руку, а господь бог потрепал ее по голове.
–Чего ты хочешь, собака?
–Господи боже, мне хотелось бы жить у тебя на небе…
– Об этом и речи быть не может… Я ведь еще не создал воров.
И господь бог, восхищенный тем, что ему удалось сотворить собаку такой доброй, сказал ей:
–Иди с миром!..»
Современная французская литература развивается в соприкосновении идейных и эстетических направлений. В литературе идет процесс смешивания различных тенденций – экзистенциалистских, абсурдистских и реалистических. Писателей привлекают острые жизненные проблемы, которые нельзя раскрыть, пользуясь одним литературным направлением.
Немецкая литература 20 века очень разнообразна.
Широкое распространение приобретает бульварно-сентиментальная, псевдоисторическая литература. В реалистической литературе получает развитие социальный роман (Генрих Манн и Томас Манн). Рядом с реалистической школой литературы работали писатели модернистских направлений: неоромантики, символисты и неоклассицисты, и, конечно, натурализм. Крупнейшим писателем-натуралистом был Г. Гауптман (1862-1946) – выдающийся драматург, прозаик и поэт. Он был автором драмы последовательного натурализма "Перед восходом солнца", где герои в жизненных ситуациях больше опираются на биологические мотивы, что характерно для натурализма (болезненная наследственность). Интересны работы Гауптмана: драма "Ткачи", комедия "Бобровая шуба". В дальнейшем писатель отдает дань символизму и неоромантике ("Потонувший колокол", "Бедный Генрих"). Ему принадлежат и реалистические драмы – "Возчик Геншель", "Роза Бернд", "Крысы".
Отрывок из произведения Гауптмана "Ткачи":
"…Голоса (в сенях). Они опять заряжают. Сейчас опять дадут залп. Дядя Хильзе, уходи же ты от окошка.
Готлиб. Что? что? что? Что мы им бешеные собаки, что ли? Порох да пули нам жрать вместо хлеба? (Берет топор в руки, после короткого молчания обращается к старику.) Смотреть мне, как жену расстреливать будут, что ли? Ну, нет, этому не бывать. (Убегает.)
Старый Хильзе. Готлиб! Готлиб!
Старуха Хильзе. Куда же пошел Готлиб?
Старый Хильзе. Прямо к черту.
Голос (из сеней). Да отодвинься ты от окошка, дядя Хильзе!
Старый Хильзе. Я ни за что не тронусь с места! Хоть бы вы все там с ума спятили. (Обращается к старухе Хильзе с все возрастающим подъемом духа.) Меня господь поставил на это место. Правду я говорю, мать? Мы с тобой должны оставаться здесь, хоть бы там провалился весь мир! (Снова принимается за работу.)…"
В поэзии писателям "последовательного натурализма" присуще стремление к предельно точной фиксации элементов действительности в "необходимом ритме" в "секундном стиле", что привело их к крайнему субъективизму (Д. фон Лилиенкрон). Другой поэт – Стефан Георге, в своих произведениях показывал героический культ исторических персонажей, со стороны ницшеанства. Одним из самых замечательных лириков этого времени считалась Райнер Мария Рильке. Ее лирика философской настроенности, питающейся образами и впечатлениями видимого, чувственного мира (сборник "Книга картин").
Р. М. Рильке = "Пантера".
"От мерного мельканья черных прутьев
все растерял ее усталый взгляд.
Ей мнится, будто прутья стали сутью
и будто пусто позади оград.
Глухая мягкость поступи упругой,
кружение без отдыха и сна -
как танец сил по крохотному кругу,
где в центре воля спит, оглушена…"
Наиболее видимая представительница неоромантики была Рикарда Хух. В романе "Воспоминание Рудольфа Урслея младшего" писатель показала неосуществимость идеала, свободной гармонической личности в окружающем мире.
После 1-й мировой войны появились в Германии два писателя – Г. Манн и Т. Манн, которые подняли немецкий роман на европейскую высоту. Эти и другие писатели этого времени не прошли мимо опыта различных литературных течений – от натурализма до импрессионизма. В трилогии, Манна "Богини" ощутимо влияние неоромантики, а первый роман Т. Манна "Будденброки" имел в себе натуралистические и импрессионистические элементы.
Генрих Манн (1871-1950). Его роман "Голова" (1925) – последняя книга трилогии "Империя" – сатира современного общества, где человек затерян в лабиринтах этого мира. Нравственные проблемы подняты в романах "Большое дело" (1930) и "Серьезная жизнь" (1932). Самым значительным его произведением этого периода стал роман-дилогия о Генрихе 4 ("Юность короля Генриха 4" и "Зрелые годы короля Генриха 4"). Идейным центром романа стал образ короля Генриха 4, философа-практика, который сумел сплотить вокруг себя передовых людей своего времени.
Отрывок из произведения Генриха Манна "Юность короля Генриха 4":
"…Тела девочек чрезвычайно занимали его. Поглядишь, как эти существа раздеваются, ходят, говорят, смотрят – оказывается, они устроены совсем по-другому, чем он, особенно плечи, бедра, ноги. Одной девочкой – грудь у нее уже начала развиваться – он особенно пленился и решил, что будет за нее бороться. А это, как он заметил, было необходимо: сама-то она выбрала не его – рослый парнишка постарше, с красивым глупым лицом, ей больше приглянулся. Почему – Генрих не стал спрашивать; может быть, этим прекрасным созданиям и не нужно ни каких почему, но он-то знал, чего хочет…"
Томас Манн (1875-1955). События после первой мировой войны отразились в его творчестве. Роман "Волшебная гора" (1925) совмещает в себе черты философского, психологического, сатирического и бытового жанров. В этом произведении писатель исследует влияния, действующие на человеческую душу. В трилогии "Иосиф и его братья" (1933-1943) писатель создает роман-легенду. Его Иосиф становится в процессе постижения смысла жизни новым Фаустом. Роман "Доктор Фауст" (1947) близок по своему жанру тетралогии об Иосифе. Этот роман-притча соединяет в себе философскую глубину с тонким психологизмом. Последний незаконченный роман "Признания авантюриста Феликса Круля" представляет собой бурлескное переосмысление философской и общественной проблематики прежних произведений писателя. Его герой постепенно превращается из чистого юноши в пройдоху под влиянием окружающего его общества.
Отрывок из произведения Томаса Манна "Иосиф и его братья":
"…Прошлое – это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?
Так будет вернее даже в том случае и, может быть, как раз в том случае, если речь идет о прошлом всего только человека, о том загадочном бытии, в которое входит и наша собственная, полная естественных радостей и сверхъестественных горестей жизнь, о бытии, тайна которого, являясь, что вполне понятно, альфой и омегой всех наших речей и вопросов, делает нашу речь такой пылкой и сбивчивой, а наши вопросы такими настойчивыми. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже опустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его. Да, именно «снова и снова»; ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого. Вот так же порой не можешь остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы…"
«Волшебная гора» лист 1
«Волшебная гора» лист 2
«Волшебная гора» лист 3
«Волшебная гора» лист 4
Кафка
Франц Кафка (1883-1924). Писатель, который наиболее выразительно передает особенности противоречивого и абсурдного времени. Кафка сумел создать новаторские, неповторимые произведения. Им было написано много рассказов и несколько романов ("Процесс", "Замок"). Язык его произведений сдержан, ясен, сух, но художественно эффективный.
Отрывок из произведения Ф. Кафки «Процесс»:
«…Иногда она покидала стены святилища. Взору ее открывалась огромная строительная площадка – храм Аполлона, внизу под ней виднелись три колонны зала Муз. Жара стояла невыносимая, а ее знобило. Эти скалы, леса и море – все один обман, ее постоянный сон, но когда-нибудь и он кончится, и ничего от всего этого не останется, она знала, все выдумка и ложь, и она, пифия, тоже, ее выдавали за жрицу Аполлона, хотя она на самом деле всего лишь обманщица, изрекающая в зависимости от своих капризов безумные пророчества. И вот она наконец состарилась, стала стара как пень, превратилась в древнюю-предревнюю старуху, не помнит даже, сколько ей лет. Рядовые пророчества делает теперь ее преемница, пифия Гликера V; Панихии осточертели эти вечные испарения, ну время от времени куда еще ни шло, может, разок в неделю, она взбиралась для платежеспособного наследного принца или самого тирана на треножник и произносила свои бессвязные слова, к чему даже Меропс относился с пониманием…»
«Замок» лист 1
«Замок» лист 2
«Замок» лист 3
«Замок» лист 4
В Германии понятие экспрессионизма объединяло различные литературные группы: "активисты", неопатетика, футуристы, этернисты и др. Экспрессионизм противопоставлял себя как натурализму и импрессионизму с их требованиями воссоздания образов внешнего мира, так и символизму и неоромантике с их идеей самовластности искусства. Идейно-эстетическая основа экспрессионизма это стремление к поэтически-обобщенному выражению скрытых внутренних сущностей и отрицание всех догм и норм старого общества (Л. Франк).
Особенно заметно было влияние экспрессионизма в драматургии (Г. Кайзер, Э. Толлер). В пьесах этих авторов громко звучат экзальтация и страсть.
В немецкую поэзию экспрессионизм тоже вложил свой вклад, но его влияние было кратковременным (Г. Хейм и П. Цех).
Фейхтвангер
Лион Фейхтвангер (1884-1958), Свой творческий путь он начал как писатель, связанный с декадансом, но после первой мировой войны его мировоззрение изменилось. Основной жанр писателя – исторический роман, который давал возможность осмысливать основные процессы современности. В ранних романах писатель воплотил свое убеждение в том, что в мире, где вечно идет борьба, существует трагическое равновесие добра и зла ("Безобразная герцогиня"). Но изменившаяся политическая обстановка в стране – приход к власти Гитлера – заставила его обратиться к современности ("Зал ожидания"). Антифашистскую тему писатель развивает в историческом романе-памфлете "Лже-Нерон" (1936). Большой интерес представляют его статьи об искусстве, которые дают представление о полном понимании его литературных произведений.
Отрывок из произведения Л. Фейхтвангера "«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»:
"…Стареющий король Генрих – вся Европа добродушно и без насмешки оставила за ним королевский титул, хотя он давно уже лишился своего королевства Богемия и ныне владел только графством Тироль и герцогством Каринтия, – недовольный ехал верхом между палатками. Он откушал в аббатстве Вильтен; легкий завтрак состоял из форелей с имбирной подливкой, кур в миндальном молоке, десерта и конфет. Но они там, в Вильтене, ничего не смыслят в подлинно изысканной кухне: тонкости нет. Аббат – разумный добрый настоятель и неплохой дипломат, а в кулинарных нюансах ничего не смыслит. Во всяком случае, ему, королю, завтрак показался невкусным, и если после еды его настроение обычно повышалось, сейчас он еще больше впал в уныние. До Инсбрука было недалеко, и он ехал без доспехов. Узкая модная одежда стесняла его; что говорить, он толстеет с каждым месяцем. Но он человек светский; великолепно сидит на своем породистом разубранном коне, и не в меру длинные широкие рукава нисколько ему не мешают…"
Брехт
Б. Брехт (1898-1956). Он был известен как создатель "эпического театра" – драматургии нового типа. Главной задачей писателя было пробудить активность сознания человека, научить его понимать действительность. Его "эпический театр" резко отличался от традиционного (аристотелевского) театра, в отстраненном рассказе о событиях, незавершенность развития которых пробуждают у зрителя желание спорить с автором и героями. К числу его высших художественных достижений относятся "Матушка Кураж и ее дети" (1939), "Жизнь Галилея" (1938), пьеса-памфлет "Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть" (1941).
Отрывок из произведения Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети":
"…Мамаша Кураж (вынимая из жестянки кучу бумаг и слезая с фургона). Вот все мои бумаги, фельдфебель. Вот, пожалуйста, целый требник – огурцы завертывать, он у меня из Альтентинга, а вот карта Моравии, Бог весть, случится ли мне там побывать, – если нет, то карта нужна мне, как собаке пятая нога; а вот здесь, видите, печатью удостоверяется, что моя сивка не больна ящуром, она у нас, к сожалению, околела, а стоила пятнадцать гульденов, не мне, слава Богу. Ну что, довольно с вас бумаг?
Фельдфебель. Ты что, хочешь заморочить мне голову? Я тебя отучу от наглости. Ты прекрасно знаешь, что у тебя должна быть лицензия…"
«Трехгрошевая опера» лист 1
«Трехгрошевая опера» лист 2
«Трехгрошевая опера» лист 3
«Трехгрошевая опера» лист 4
Большую популярность в 30-е годы приобрели книги Э. М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" (1929) и "Возвращение" (1931). Писателя считали наряду с Э. Хемингуэем знаменосцем "потерянного поколения".
Ремарк
Эрих Мария Ремарк (1898-1970). Главная цель писателя – показать духовные переживания людей. Его героем был молодой человек, добрый и наивный, который разочаровался в своих суждениях о жизни – таковы главные темы романов Ремарка – "на Западном фронте без перемен", "Возвращение", "Три товарища" (1938), "Триумфальная арка" (1946), "Искра жизни" (1953), "Время жить и время умирать" (1954) и "Черный обелиск" (1956). Его романы предупреждают, учат, заставляют сопереживать и переосмысливать свое отношение к жизни у читателей. Литературоведы рассматривают творческий метод Ремарка как реалистический, но под некоторым влиянием экспрессионизма.
Отрывок из произведения Ремарка "Три товарища":
"…Мы работали до сумерек. Потом умылись и переоделись. Ленц жадно поглядел на шеренгу бутылок:
– А не свернуть ли нам шею одной из них?
– Пусть решает Робби, – сказал Кестер. – Это просто неприлично, Готтфрид, делать такие неуклюжие намеки тому, кто получил подарок.
– Еще неприличнее заставлять умирать от жажды подаривших, – возразил Ленц и откупорил бутылку. Аромат растекся по всей мастерской.
– Святой Моисей! – сказал Готтфрид. Мы стали принюхиваться.
– Отто, аромат сказочный. Нужно обратиться к самой высокой поэзии, чтобы найти достойное сравнение.
– Да, такой ром слишком хорош для нашего мрачного сарая! – решил Ленц. – Знаете что? Поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там, на лоне природы, мы ее и выдуем.
– Блестяще…"
Цвейг
Стефан Цвейг (1881-1941) – австрийский писатель в ряде своих произведений выступал против войны. В его романе "Спор об унтере Грише" (1928) показано пацифистское отрицание войны. В последующих произведениях, которые Цвейг объединил в цикл "Большая война белых людей" он представил принципы воинствующего гуманизма. Писатель считается крупнейшим австрийским новеллистом, известным своим психологическим мастерством. Свое неприятие действительности он показал в новеллах – "Гувернантка", "Амок" и др. Цвейг был автором романов-биографий, эссе, драм, переводчиком.
Гитлеровский переворот в 1933 году разрушил литературную жизнь Германии. Многие писатели были арестованы, другие покинули страну. 10 мая 1933 года на площадях немецких городов сжигались книги Брехта, Цвейга и др. В эти годы в эмиграции и подполье писатели создавали произведения о действительности: Брехт – "Страх и отчаяние в третьей империи", "Жизнь Галилея", "Кавказский меловой круг" и др.; А. Зегерс – "Седьмой крест", "Транзит"; Т. Манн – "Иосиф и его братья", "Лотта в Веймаре"; И. Бехер – "Прогулка мертвых девушек".
Отрывок из произведения Цвейга "Гувернантка":
"…– Неужели в Отто?
– Конечно. И он в нее влюблен. Ведь он у нас уже три года живет и никогда не гулял с нами, а в последнее время каждый день гуляет. Разве он был когда-нибудь ласков со мной или с тобой, пока не было фройлейн? А теперь он весь день вертится около нас. Мы всегда встречаем его случайно, куда бы ни пошли вместе с фройлейн – в Народный парк, в Городской сад, в Пра-тер. Ты разве этого не заметила?.."
После 1945 года в Германии было создано два государства – капиталистическое (ФРГ) и социалистическое (ГДР). В литературе ГДР определяющими силами были: Бехер, Брехт, А. Цвей, Л. Ренн. В ГДР печатались Л. Франк и Г. Манн. Литература в ФРГ тоже была многообразной. Там работали – В. Борхет, Э. Крейдер, Г. Гайзер, Г. Бенн.
Писательская организация "Группа 47", учрежденная в 1947 году, объединяло литераторов разных политических убеждений, под председательством Г. Рихтера. В этой писательской организации участвовали известные литераторы: Г. Грасс. Г. Эйх, Г. Белль.
Белль
Генрих Белль – родился в Кельне (1917) в семье краснодеревщика, учился в католической школе и гимназии. Работал столяром. Печататься начал в 1947 году (повесть "Поезд приходит во время" (1949); роман "Где ты был, Адам?" (1962)). Известность приобрели – сборник рассказов "Не только к Рождеству" (1952); "Молчание доктора Мурке" (1958); "Черная овца", за этот рассказ он получил премию "Группы 47". Тема произведения – жизнь молодого человека, не желающего жить по законам своей семьи.
Отрывок из произведения Г. Белля "Поезд приходит по расписанию":
"…Бывает, что слово, которое человек обронил, казалось бы, случайно, приобретает некую кабалистическую силу. Оно становится весомым и до странности подвижным, быстро опережает говорящего, раскрывает где-то в неизведанной дали дверь будущего, а потом возвращается назад с гнетущей неотвратимостью бумеранга. Пустая болтовня, необдуманные речи, а чаще всего безрадостные, тяжко произносимые слова, которые говорятся у поездов, идущих навстречу смерти, возвращаются и настигают говорящего, подобно свинцовой волне, и человек внезапно познает всю горечь и вместе с тем всю захватывающую дух неизбежность рока. Внезапная способность ясновидения дается влюбленным и солдатам, людям, обреченным на смерть, или людям, преисполненным космической жажды жизни, и тогда человек, получивший этот дар – себе на радость или на горе, – вдруг чувствует, как мимолетно сказанное слово проникает в него все глубже и глубже…"
Дюрренматт
Фридрих Дюрренматт. Он родился в семье священника. В 1941 году окончил гимназию, учился в Бернском университете (германистика и история искусств). Работал художником-графиком в издательствах. В годы войны он написал первые рассказы – "Рождество", "Палач" и "Сын". Первым его драматическим опытом стала радиопьеса "Двойник". Критики отмечали влияние Кафки ("Процесс"). Первую пьесу для театра он написал в 1947 году "Писание гласит…". Ее действие происходит в Германии 16 века, в Мюнстерской республике анабаптистов. В 1949 году была опубликована драма "Слепой" (это произведение перекликалось с "Королем Лиром" Шекспира). В 1956 году была опубликована радиопьеса "Процесс из-за тени осла". В конце 50-х годов он начал писать детективы – романы "Судья и палач", "Подозрение". Его детективные произведения имели большой успех.
Отрывок из произведения Ф. Дюрренмантт «Смерть Пифии»:
"…Иногда она покидала стены святилища. Взору ее открывалась огромная строительная площадка – храм Аполлона, внизу под ней виднелись три колонны зала Муз. Жара стояла невыносимая, а ее знобило. Эти скалы, леса и море – все один обман, ее постоянный сон, но когда-нибудь и он кончится, и ничего от всего этого не останется, она знала, все выдумка и ложь, и она, пифия, тоже, ее выдавали за жрицу Аполлона, хотя она на самом деле всего лишь обманщица, изрекающая в зависимости от своих капризов безумные пророчества. И вот она наконец состарилась, стала стара как пень, превратилась в древнюю-предревнюю старуху, не помнит даже, сколько ей лет. Рядовые пророчества делает теперь ее преемница, пифия Гликера V; Панихии осточертели эти вечные испарения, ну время от времени куда еще ни шло, может, разок в неделю, она взбиралась для платежеспособного наследного принца или самого тирана на треножник и произносила свои бессвязные слова, к чему даже Меропс относился с пониманием…"
Под влиянием французского натурализма появляется в английской литературе натуралистический роман. Дж. Гиссинга (1857-1903) и Дж. Мура (1857-1933) – эти писатели ввели в литературу описание темных сторон жизни.
В противовес натурализму возникает неоромантический приключенческий роман. Его главным представителем был Р. Стивенсон (1950-1994), автор «Острова сокровищ». Большую известность в это время приобрели писатели: Р. Хаггард («Копи царя Соломона», «Клеопатра») – приключенческие произведения; А. Конан-Дойл представил читателю детективные романы; поэзия и проза Р. Киплинга показывает жизнь животного мира и человека. Явление декаданса в английской литературе имеет свои национальные корни. С декадансом тесно связано творчество О. Уайльда («Портрет Дориана Грея»). В драматургии подлинный переворот осуществил Б. Шоу (1856-1950), который был блестящим мастером драматического диалога. Он в своих произведениях решал вопросы семейно-бытовых отношений и общественных.
Шоу
Б. Шоу. Драматург в этот период в своем творчестве меньше решает социальные вопросы, а больше уделяет моментам «творческой эволюции» («Человек и сверхчеловек», 1903). В пьесе «Майор Барбара» (1905) он показывает сентиментальную филантропию. Шоу считают драматургом-новатором. Он ищет новые формы для воплощения своих замыслов. Выступая с критикой общественных порядков, драматург создает гротескные образы, обращается к парадоксально-фантастическим ситуациям, буффонаде и фарсу, разрабатывает жанры философской утопии («Назад к Мафусаилу», 1920; «Тележка с яблоками», 1929; «Горько, но правда», 1932). В пьесе «Святая Иоанна» писатель создает образ народной героини Франции Жанны д Арк.
Отрывок из пьесы Б. Шоу «Святая Иоанна»:
«…Дюнуа. Ну, Жанна! Довольно тебе молиться. Ты столько плакала. Ты простынешь насмерть, если еще будешь стоять тут на коленях. Уже все кончено собор опустел; а на улицах полно народу, и все требуют Деву. Мы им сказали, что ты осталась в церкви – помолиться в одиночестве, но они хотят, чтобы ты еще раз к ним вышла.
Жанна. Нет. Пусть вся слава достанется королю.
Дюнуа. Он только портит картину, бедняга. Нет, Жанна. Ты его короновала – ты должна все проделать, что полагается…»
Голсуорси
Острые социальные мотивы характерны для лучших произведений Джона Голсуорси (1867-1933). Его творчеству свойствен широкий эпический размах, значительность социальных и психологических обобщений, мастерство в изображении повседневной действительности. Это видно в его пьесах («Серебряная коробка», «Борьба», «Справедливость») и романах. В послевоенный период своего творчества писатель продолжает разрабатывать тему романа «Собственник» (1906) и воплощает ее в форме эпического цикла, состоящего из двух трилогий – «Сага о Форсайтах», куда, помимо, «Собственника», входят романы «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921) и «Современная комедия», в которую входят «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926) и «Лебединая песня (1928). Значительно расширяя рамки семейного романа, писатель изображает сложные противоречия общественной жизни Англии. В начале 30-х годов Голсуорси создает трилогию «Последняя глава», в образе главной героини Динни Черрел, он воплощает свой идеал, связанный с устоями жизни старинной английской аристократии. Голсуорси убежденный сторонник реализма в искусстве.
Отрывок из романа Голсуорси «Белая обезьяна»:
«… Квартира Уилфрида Дезерта была как раз напротив картинной галереи на Корк-стрит. Являясь единственным представителем мужской половины аристократии, пишущим достойные печати стихи, он выбрал эту квартиру не за удобство, а за уединенность. Однако его «берлога» была обставлена со вкусом, с изысканностью, которая свойственна аристократическим английским семействам…»
Уэллс
Роман в английской литературе занимал значительное место. Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) начал свою деятельность еще в конце 19 века. Он глубоко задумывался над будущим человечества. Писатель верен принципам реалистического искусства. Вначале 20 века Уэллс создает серию научно-фантастических романов, где подчеркивал противоречивый характер развития науки и техники («Машина времени», «Борьба миров»). В творчестве Уэллса в 20-30 гг. происходит процесс перерастания фантастического романа в бытовой («Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол» (1928); «Бэлпингтон из Блэпа» (1933). В тридцатые годы антифашистская тема заняла в творчестве писателя значительное место («Самодержавие мистера Парэма», «Игрок в крокет»).
Отрывок из романа Г. Уэллса «Война миров»:
«…Здесь мы застали шумную, возбужденную толпу беглецов. Хотя паники еще не было, однако желающих пересечь реку оказалось гораздо больше, чем могли вместить лодки. Люди подходили, задыхаясь под тяжелой ношей. Одна супружеская пара тащила даже небольшую входную дверь от своего дома, на которой были сложены их пожитки…
…Марсиане в эту ночь почему-то берегли тепловой луч, может быть потому, что у них был ограниченный запас материала для его производства…»
Поэзия начала 20 века представлена философской лирикой Т. Харди, эпическими поэмами А. Нойеса, лирикой и поэмами Дж. Мейсфилда. Содержание романтических и символистских мотивов содержит поэзия У. Деламара. Первая мировая война породила два направления в поэзии: приподнято-патриотический стиль (Р. Брук) и с другой стороны, творчество поэтов, которые выразили все ужасы войны (У. Оуэн).
Роман и драма в начале века играли в литературе заглавную роль.
Моэм
Сомерсет Моэм (1874-1965) был не только великолепным новеллистом, но и автором пьес, романов, работ литературно-критического характера. Его творчество связано с реализмом и некоторым влиянием натурализма и неоромантизма. Среди драматургического наследия Моэма выделяются пьесы «Невидимый» (1920), «Шеппи» (1933). К числу лучших романов писателя принадлежат «Бремя страстей человеческих» (1915), «Луна и грош» (1919), «Театр». Первый роман написан в традициях реалистического произведения и содержит автобиографические моменты. Как новеллист Моэм достигает большой популярности правдивым изображением нравов современного ему общества, оригинальной литературной формой и ясностью языка.
Отрывок из новеллы Моэма «Дождь»:
«…Когда на следующее утро доктор вышел на палубу, земля была совсем близко. Он жадно смотрел на нее. Узкая полоска серебряного пляжа сразу сменялась крутыми горами, вплоть до вершин покрытых пышной растительностью. Среди зелени кокосовых пальм, спускавшихся почти к самой воде, виднелись травяные хижины самозванцев и кое-где белели церквушки…»
Если продолжить тему английской новеллистики, надо заметить, что в 20 веке роль новеллы была довольно значительной. Писатели в новеллах испытывали различные варианты решения тех проблем, которые не поддавались разрешению в романе. Проблема «положительного начала» – одна из таких черт. «Положительное начало», которое могло быть противопоставлено очевидному общественному злу, искали и писатели-реалисты, и модернисты всех мастей. В новелле Эдварда М. Форстера «Сирена» символика почти не поддается точной интерпретации. Автор сталкивает два противоположных мироощущения – лирического героя и лодочника.
Отрывок из новеллы М. Форстера «Сирена»:
«… Он прислонился к скале, тяжело дыша. Сквозь сине-зеленые отблески, мелькавшие по его лицу, было видно, что он покраснел. Тихо и медленно он произнес:
– Молчание и одиночество не вечны. Пройдет сто лет, может быть, даже тысяча, море ведь живет долго, и когда-нибудь Сирена выйдет из моря и запоет…»
Некоторые писатели в это время стали заниматься исследованием психологических мотивов человеческого поведения и изучением сложного механизма человеческой психики на основе учения Зигмунда Фрейда. В романе Лоуренса «Белый павлин» видна связь между социальной средой и человеческим сознанием. Несколько иначе смотрела на свое творчество Кэтрин Мэнсфилд – фрейдизм не заслонил в ее произведениях решение важных социальных задач, хотя и оставил интерес к психологии. В рассказах Мэнсфилд трудно найти сюжетную занимательность. События, участниками которых являются ее герои – незначительны и будничны. Внимание писателя приковано к внутренней жизни персонажей, к человеческим мыслям и чувствам.
Отрывок из произведения Мэнсфилд «Актриса»:
«…Восемь часов утра. Мисс Ада Мосс лежит на железной кровати и глядит в потолок. Она живет в Блумзбери. В ее мансарде, окном во двор, пахнет копотью, пудрой и жареным картофелем, который она вчера принесла в бумажном кульке на ужин…
Дверь захлопнулась, и мисс Мосс осталась одна. Она сразу сбросила с себя одеяло и, сидя на кровати, взбешенная и дрожащая, смотрела на свои толстые
Белые ноги с огромными узлами зеленовато-синих вен…»
В годы второй мировой войны Дж. Б. Пристли написал романы – «Затемнение в Гретли», 1942; «Дневной свет в субботу», 1943. Среди поэтов в 40-е года выделялось творчество Д. Томаса и Э. Ситуэл. В драматургии и прозе работал Э. Элиот (роман «Вооруженные люди»). Автор психологических и социальных романов Д. Кэри («Она сама удивлена», 1941; «Стать пилигримом», 1942) выдвинулась своим творчеством в первые ряды английской литературы. Ч. П. Сноу получает признание за роман «Чужие и братья», который отразил жизнь английской интеллигенции после первой мировой войны. Большую популярность завоевывает Г. Грин, автор романов на морально-бытовые темы («Тихий американец», 1955).
Оживление английской литературы в 60-е года получило выражение в произведениях «сердитых молодых людей» – Дж. Осборна, К. Эмиса, Дж. Уэйна (роман К. Эмиса «Счастливчик Джим», пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе»).
Для английской литературы второй половины 20 века характерно широкое взаимопроникновение, а иногда и смешение, идей, углов зрения, элементов стиля. Взаимоотношение личности и общества, вопросы внутренней борьбы – все это было и ранее в литературе. Новизна заключается в том особом подходе к этим проблемам, который обусловлен характером общественной жизни Англии. Если посмотреть на произведения о взаимоотношении личности и общества, то можно заметить более глубокое исследование психологических реакций, возникающих при столкновении индивидуального сознания с различными сторонами общественной действительности (Грин, Томас).
Хаксли
Олдос Хаксли (1894-1963) – крупнейший английский писатель-сатирик 20 века. Он происходил из семьи ученых: его дед Томас Хаксли был известным биологом, старший брат Джулиан – видным поэтом. В 1915 году Хаксли окончил Оксфордский университет. Свою литературную деятельность он начинал как журналист и поэт. Широкую известность получил в 20-30 гг. после опубликования «интеллектуальных романов», где Хаксли представил в широком виде дискуссии, споры, монологи, столкновения разных точек зрения героев произведений. В этом он часто напоминал пьесы Шоу. В своем первом романе «Желтый Кром» писатель показал пустоту и лицемерие общества. В романе «Шутовской хоровод» Хаксли показал научную верхушку общества как участников бесконечной буффонады.
В 1932 году Хаксли представил литературному миру свой лучший роман «О дивный новый мир», который считают образцом антиутопии. Антиутопия, в противовес утопии, изображает общество, которое создается искусственным путем.
Отрывок из романа О. Хаксли «О дивный новый мир»:
«…Огромный зал на первом этаже обращен окнами на север, точно художественная студия. На дворе лето, в зале и вовсе тропически жарко, но по-зимнему холоден и водянист свет, что жадно течет в эти окна в поисках живописно драпированных манекенов или нагой натуры, пусть блеклой и пупырчатой, – и находит лишь никель, стекло, холодно блестящий фарфор лаборатории. Зиму встречает зима. Белы халаты лаборантов, на руках перчатки из белесой, трупного цвета резины. Свет заморожен, мертвен, призрачен. Только на желтых тубусах микроскопов он как бы сочнеет, заимствуя живую желтизну, словно сливочным маслом мажет эти полированные трубки, вставшие длинным строем на рабочих столах…»