Решением протокола №14 заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета РПЦ от 25 августа 2015 года серии книг «Лилии полевые» присвоены следующие номера Издательского совета: «Лилии полевые»– ИС Р15-514-0683;
«Лилии полевые. Крестоносцы» – ИС Р15-514-0684;
«Лилии полевые. Покрывало святой Вероники» – ИС Р15-514-0685
Дестунис, София – детская писательница. В 1870-х годах сотрудничала в "Семье и Школе". Отдельно напечатала: "Петербургские Робинзоны, рассказы для детей" (Санкт-Петербург, 1874); "Три задачи жизни; рассказы для детей старшего возраста" (1874); "Бог в помощь; иллюстрированные сказки в стихах" (1875); "Чародей-пустодей" (сказка, 1878); "Детки, что ягодки" (1883); "Жития святых, по Четьи-Минеям и другим книгам" (1886); "Превращения" (Санкт-Петербург, 1894).
Давид – царь и пророк израильский, полководец, составитель псалмов. Правил около 40 лет (конец 11 века – около 950 г. до Рождества Христова).
Понтий Пилат – римский наместник (прокуратор) Иудеи, Самарии и Идумеи (областей Палестины) с 26 до 36 годы.
Кальварий или Голгофа – место, где был распят Иисус Христос. Латинское слово calvaria (кальварий) – калька греческого kranion («череп»), которое, в свою очередь, представляет собой перевод арамейского названия Голгофа (Мф. 27; 33), восходящего к еврейскому слову гулглет («череп», «мертвая голова»). Традиционно считается, что Голгофа была расположена к западу от Иерусалима. В эпоху крестовых походов на этом месте была воздвигнута церковь Гроба Господня. По другой версии, Голгофа находится близ пещеры Иеремии за Дамасскими воротами.
Гефсиманский сад, Гефсимания – масличный сад у подножия Елеонской (Масличной) горы к востоку от Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. Здесь, по преданию, был схвачен Иисус (Мф. 26; 36-57. Мк. 14; 32-53. Лк. 22; 39-53. Ин. 18; 1-13).
Вифлеем – палестинский город, на окраине которого в пастушеской пещере родился Иисус Христос. Находится к юго-западу от Иерусалима в плодородной местности.
Замок Антония, Антониева башня (или крепость) – название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом (Ирод Великий – глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 веке по Рождестве Христове) около 36 года до Рождества Христова на месте крепости Барис. Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония (Марк Антоний (ок. 83-30 годы до Рождества Христова) – римский полководец, сторонник Цезаря, которому он был обязан властью над Иудеей (Цезарь (100-15.03.44 год до Рождества Христова) – римский государственный и политический деятель, полководец и писатель, выходец из патрицианского рода Юлиев).
Колено Иудино – одно из колен Израилевых. Свою родословную ведет от Иуды, четвертого сына патриарха Иакова от Лии (Быт. 29; 35).
Птолемей Филадельф – египетский царь династии Птолемеев, правил в 285-246 г. до нашей эры. Инициировал перевод Библии на греческий язык (перевод семидесяти)
Иегова (Сущий) (Исх. 3; 14) – одно из имен Божиих, означающее самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Моисей (извлеченный или спасенный из воды) (Исх. 2; 10 и др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель.
Сион (солнечный, блестящий), Сионский холм – юго-западная гора в Иерусалиме. С четырех сторон окружен долинами. В Священном Писании Сион называется городом Давидовым, горою святою, жилищем и домом Божиим, царственным городом Божиим, принимается за самый Иерусалим, за колено Иудино и царство Иудейское, за всю Иудею и за весь народ иудейский. Означенное название иносказательно прилагается к Церкви, как к земной, так и к небесной, как к живому храму Иеговы. В прообразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на Небесах, как место высочайшего откровения славы Его (Евр. 12; 22).
Гора Мориа – гора на северо-востоке от Сиона, первоначально не входившая в границы Иерусалима. Библейская гора, на которой Авраам приносил в жертву своего сына Исаака и Давид видел явление Ангела-губителя во время моровой язвы (Быт. 22; 2. 2 Цар. 24; 16-25). На этой горе впоследствии воздвигнут был Храм Иерусалимский, для чего она была подвергнута искусственной переделке.
Исаак (смех) (Быт. 21; 1, 7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Библейский патриарх, отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых.
Исаия пророк – один из величайших ветхозаветных пророков. Пророчествовал во времена царей иудейских Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали Серафимы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». При виде сего величия славы Божией Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я!… Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда один из летавших Серафимов коснулся горящим углем, взятым клещами с жертвенника, уст Исаии и сказал: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». И сказал ему Господь: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?». Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня!» (Ис. 6; 1-8). Вступление в пророческое служение Исаии последовало за 759 лет до Рождества Христова и продолжалось более 60 лет. Из 2 Пар. (32; 32) можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии и, по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению царя Манассии был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. Пророчества пророка Исаии отличаются удивительною ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать, например, на его пророчества о рождении Спасителя от Девы, страданиях Спасителя (гл. 53). По удивительной ясности пророчеств, Исаию называют ветхозаветным евангелистом.
Соломон – царь израильско-иудейского царства. Сын Давида. Славился необычайной мудростью. Автор некоторых книг Ветхого Завета.
Святая святых – самое сокровенное место Скинии собрания (Скиния собрания – в основном употребляется в значении походного храма евреев, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета (ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с десятью заповедями (Втор. 10; 2), а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона (Евр. 9; 4) – величайшая святыня еврейского народа) до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии), а затем и Иерусалимского храма. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета. Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над Ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения Своей воли и заветов еврейскому народу. Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божие.
Скрижали – две каменные доски, на которых Самим Богом были начертаны 10 заповедей Закона Божия для людей и через Моисея переданы людям.
Медный змий: – В книге Чисел (21; 9) говорится, что когда израильтяне были уязвлены ядовитыми змеями в пустыне за ропот против Бога и Моисея, то Моисей получил повеление от Бога сделать медного змея и выставить его на знамя, чтобы каждый потерпевший уязвление, взглянув на него, оставался жив.
Эдомские измаилиты: эдомитяне, или идумеи – потомки Исава, брата Иакова (см. прим. 35). Заняв дикие скалы и пустыни к югу от Палестины, эдомитяне сделались бичом для окружающих народов, особенно для евреев, к которым они питали родовую ненависть. Измаилиты – потомки Измаила. Измаил – сын Авраама (ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа) и рабыни Агари. Сарра, мать Исаака (см. прим. 34), заметила, что Измаил, сын рабыни Агари, которому в то время было 16 лет, насмехается над Исааком. И она настояла на том, чтобы Авраам прогнал из дома Агарь и ее сына. Авраам подчинился, поскольку Бог в Своем откровении повелел Аврааму послушаться Сарру (ср. Гал. 4; 21-31). 12 сыновей Измаила сделались князьями народа или племен измаильских. Первоначально жили к востоку от Египта, по направлению к Ассирии (см. прим. 66). В последующие времена они рассеялись много далее той страны, которую занимали прежде. Современными представителями измаильтян считаются арабы. Название древних измаильтян встречается неоднократно в Священном Писании. Измаильтяне купили Иосифа у братьев за 20 сребреников (см. прим. 3) и перепродали его снова в Египет.
Исаак (смех) (Быт. 21; 1, 7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Библейский патриарх, отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых.
Иаков – патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в книге Бытия (25; 27-50).
Исааков колодец – колодец, выкопанный по приказу Авраама в пустыне на самом юге Иудеи. Здесь Авимелех (Авимелех – царь Герара (город филистимлян), персонаж легенд об Аврааме и Сарре и об Исааке (см. прим. 34) и Ревекке) и Авраам заключили между собой договор, поклявшись больше не причинять вреда друг другу, и наказали своим пастухам жить в мире (Быт. 21; 22 и след.). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название – «колодец семи». Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон (один из древнейших городов Иудеи. – Ред.), филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключенный с Авраамом (Быт. 26; 26 и след.). Возле колодца был построен самый южный город в земле обетованной.
Плач 2; 1.
Плач 2; 15
Рабби, равви: у древних евреев – учитель, позднее – знаток Священного Писания и Талмуда (обычно перед собственным именем, например, рабби Иегуда).
Маккавеи – общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 годы до Рождества Христова. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, однако впоследствии им стали обозначать всех членов его семьи и их сторонников.
Мельхиседек – ветхозаветный царь и первосвященник, благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино – прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт. 14; 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа («…Ты священник вовек по чину Мельхиседекову»: Пс. 109; 4. ср. Евр. 5; 6 и 7; 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Царствовал Мельхиседек в Салиме (Иерусалиме).
Авессалом (2 Цар. 3; 3) – третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского (Гессур – историческая область на юго-западе Сирии), славившийся своею красотой, особенно своими длинными, густыми волосами, которые, когда он стриг их, что делал ежегодно, весили 200 сиклей (см. прим. 21) по весу царскому (2 Цар. 14; 25-26). У Авессалома была красивая сестра по имени Фамарь, которую брат его, Аммон, полюбивши, насильственно обесчестил. Авессалом затаил в сердце своем злобу против Аммона, и чрез два года на празднике, бывшем по случаю стрижки овец, приказал своим слугам убить его (2 Цар. 13; 29). Вслед за тем он убежал к своему деду по матери, Фалмаю, царю Гессурскому, в Сирию. Пробыв здесь три года и получив исходатайствованное Иоавом (Иоав – один из трех племянников Давида и его военачальник) позволение возвратиться на родину, он не исправился и достиг примирения с отцом своим только настойчивостью (2 Цар. 14). Вкравшись в народную любовь, он через 4 года поднял в Хевроне (см. прим. 14) открытое восстание, чтобы занять силою престол своего отца. Огорченный отец с небольшим числом преданных лиц бежал из Иерусалима. Овладев столицей, Авессалом с войском пошел против изгнанного царя. Разбитый близ Иордана, спасаясь бегством на муле чрез теревинфовый (теревинф – дерево семейства фисташковых, символ вечно обновляющейся жизни) лес, Авессалом повис своими густыми волосами на сучьях большого дуба, и Иоав пронзил его тремя стрелами, хотя Давид строго наказывал своему военачальнику щадить жизнь своего сына (2 Цар. 18). «И взяли Авессалома, и бросили ею в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней», – говорит священный историограф о сем событии. Крайне огорченный смертью своего сына, Давид оплакал его в прекрасной патетической песне: «Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18; 33), и весь Израиль должен был утешать его. Еще при своей жизни Авессалом поставил себе памятник в царской долине, для сохранения о себе памяти, так как не имел сына. Этот памятник был известен под именем памятника Авессалома (2 Цар. 18; 17-18). По свидетельству Иосифа Флавия, это был мраморный столб, находившийся в двух стадиях (стадия – древняя греческая путевая мера в 140 шагов) от Иерусалима.
Масличная (Елеонская) гора – невысокая горная гряда с несколькими вершинами, которая тянется с севера на юго-восток Иерусалима.
Александрия – город на Средиземном море, в Египте. Основан в 332-331 годах до нашей эры на месте небольшого рыбачьего поселения Александром Македонским и назван по его имени.
Газа – один из крупных филистимских (филистимляне – древний народ, давший свое имя Палестине (от др.-евр. пелиштим), населявший с 12 века до нашей эры юго-восточное побережье Средиземного моря) городов, расположенных в 4-х км к востоку от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-западнее Яффы (Иоппии).
Иосиф – одиннадцатый сын Иакова (см. прим. 35) и первенец от Рахили (Быт 30; 22-24). Предпочтение, которое отец отдавал Иосифу, пробудило в его братьях зависть (ст. 4, 8, 11), и они замыслили убить его. Один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили Иосифа в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, Иосиф был продан за двадцать сребреников (сребреник – монета, обыкновенно принимаемая за сикль. Сикль – древняя единица веса, равная примерно 12 граммам. Употреблялась для взвешивания серебра, реже золота в уплату за покупку и потому стала впоследствии единицей стоимости. Равняется 4-м драхмам) купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли Иосифа с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Иосиф добился расположения своего хозяина, который сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Иосиф истолковал сны фараона, после чего тот назначил Иосифа сборщиком запасов урожая и начальником «над всею землею Египетскою». Предсказание Иосифа о сне сбылось, и после семи лет изобилия настал голод. Иосиф открылся братьям (Быт. 43; 1 – 45; 15), когда они предприняли путешествие за хлебом в Египет. Он передал им и отцу приглашение фараона прийти в Египет вместе с семьями (ст. 16-28), и семья Иакова поселилась в Египте.
Мертвое, или Асфальтовое, или Соленое море (Чис. 34; 12) – море, в которое впадает река Иордан; оно образовалось на том месте, где стояли некогда нечестивые города долины Сиддим: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Цоар (Быт. 14; 3). У пророка Иоиля оно называется Восточным морем по своему географическому положению (2; 20). Греки называют его Асфальтовым, по обилию находящейся в нем горной смолы, или асфальта, а арабы – морем Лота. Почти ни одно живое существо не водится в водах этого моря или на берегах его. Вода в нем очень солена, хотя чиста и прозрачна; вкус воды неприятен и горек.
Иордан – река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км. Указания на реку Иордан в Священном Писании очень часты. Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя (Мф. 3; 13).
Галера – в античности и средневековье на Средиземном море: гребное многовёсельное военное судно, на котором гребцами были рабы, каторжники или пленные.
Сидон – древний финикийский (Финикия – древняя страна на восточном побережье Средиземного моря) город и порт на берегу Средиземного моря. Господь во время Своего земного служения ходил в землю Сидонскую, и многие из этой земли приходили к Нему.
Нил – наиболее известная и самая длинная река Африки, берёт начало к югу от экватора, течёт на север, пересекая северо-восточную Африку, и впадает в Средиземное море.
Левиафан – как и существо, обозначаемое еврейским словом «таннин», – это похожее на дракона чудовище (Пс. 73; 14. 103; 26). В Ис. (27; 1) Левиафан выступает как символ темных сил. В Иов (3; 8), вероятно, отражены фольклорные представления о Левиафане как о небесном драконе, проглотившем солнце и луну (ср. ст. 4-6). В подробном описании Левиафана, приводимом в Иов (40; 20 – 41; 26), можно узнать крокодила. Нильский крокодил, который в Иез. (29; 3-5. 32; 2-4) назван еврейским словом «таннин» (в синодальном переводе – «чудовище») и который, вероятно, подразумевается под «зверем в тростнике» в Пс. (67; 31), встречался ранее и в Палестине.
Геркулесовы столбы – так в древности назывались два утеса или мыса по обеим сторонам Гибралтарского пролива; они служили пределом известного тогда света и, по преданию, поставлены Геркулесом. Геркулес – в древнеримской мифологии: герой, отличающийся необыкновенной физической силой (в древнегреческой мифологии Геракл) во время его путешествия.
Самсон (солнце) (Суд. 13; 24 ) – был судьей израильским 20 лет. Он пожелал жениться на одной женщине из филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (Суд. 14; 6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной филистимлянам во время свадебного пиршества. Однажды, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу филистимских воинов попавшеюся ему ослиною челюстью. Раз Самсон пришел в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывал он это от нее, но наконец открыл ей, что он назорей Богу (назорей – человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения. Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства), и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали (били по уху, по щеке) его и наконец поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни.
Содом и Гоморра – города в Древней Палестине, которые за грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии и окрестность сию, и всех жителей городов сих, и всех произрастания земли» (Быт. 20; 24, 25. Быт. 18; 16-33. Быт. 19: 1-29).
Неопалимая купина: Как говорится в книге «Исход» (глава 3), Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было Святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства. Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал способностью красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.
Иеремия – один из четырех великих ветхозаветных пророков, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15-м году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определил его быть пророком. Двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось.
Пророк Иеремия написал книгу «Пророчеств», книгу «Плач» о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27; 9-10).
Левит – священнослужитель у древних евреев, первоначально человек из Левитова колена.
Женское отделение храма, или «Женский двор» (Эзрат-Нашим): этот двор храма по периметру был опоясан балконом, отведенным для женщин; отсюда и его название. В четырех углах этого двора были построены помещения, использовавшиеся для различных нужд храма.
Фимиам – благовонное вещество, сжигаемое при богослужениях.
Илия Пророк (9 век до Рождества Христова) – святой (память 20 июля/2 августа), ревностный поборник веры, обличитель всякого нечестия. Был взят живым на небо. Поднимаясь на огненной колеснице, сбросил пророку Елисею свою милоть (накидку). Являлся на землю во время Преображения Иисуса Христа. Должен также, согласно Откровению Иоанна Богослова, явиться перед вторым пришествием Христа. В русском народе святой пророк Илия испокон века пользуется особенным уважением.
Пророк Елисей, святой (память 14/27 июня), жил в 9-м веке до Рождества Христова. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией. Святой пророк творил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, ударив по ним милотию (милоть – верхняя одежда, мантия, плащ) пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался в глубокой старости в Самарии. Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям.
Иуда Галилеянин – по имени своей родины Гавланитиды называемый у историка Иосифа Флавия Гавлонитом, вместе с фарисеем Саддуком стоял во главе восстания галилеян, вызванного переписью, которую предпринял римский прокуратор Квириний (7 год по Рождестве Христове). Восстание было подавлено, сам Иуда пал, но род его сохранил значение среди партии зилотов (зилоты (зелоты) – самое радикальное политическое направление среди иудеев, возникновение которого связано с восстанием Иуды Галилеянина (Деян. 5; 37). У зилотов было очень сильно выражено национально-патриотическое чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 году по Рождестве Христове стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа).
Малахия – малый (см. ниже) библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков. По преданию, происходил из колена Завулонова, умер в молодости; пророчествовал в то время, как Иерусалимский храм был снова построен после плена, вероятно – около 400 года до Рождества Христова; был поборником веры и закона. Он обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников – за уклонение от веры, угрожал им судом Божиим за разные пороки и богохульство; в то же время он провидел славу второго храма и ясно предсказывал пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий суд Божий. Во время Иисуса Христа пророчества его не только повторялись апостолами, но известны были книжникам и народу. Память 3/16 января.
Книги малых пророков – собрание двенадцати коротких пророческих сборников. Книги, носящие имена пророков, называются «малыми» только из–за их размера. Взятые вместе они значительно меньше трех книг «больших» пророков: Исаии, Иеремии и Иезекииля. Эпитет «малые» не подразумевает их незначительности или меньшей значимости. Сам факт собрания двенадцати пророческих «книг» в единый свиток говорит о том, что в данном случае мы имеем дело с произведением совершенно иного рода, чем книги пророчеств Исаии, Иеремии и Иезекииля. К «малым» пророкам относятся книги: Осии, Амоса и Михея; Наума, Аввакума и Софонии; Аггея, Захарии и Малахии; Иоиля, Авдия, Ионы).
Иерихон – древний город в Израиле, к северо-западу от Мертвого моря.
Мать во Израиле: здесь Ревекка, видимо, сравнивается с библейской Деворой. «Мать во Израиле» – так в Ветхом Завете называется Девора: «Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле» (Суд. 5; 7). Девора – это пророчица, жившая под названной ее именем пальмой, и во время угнетения Израиля царем Асора Иавином была судьей. От нее Варак (сподвижник пророчицы Деворы) получил повеление отправиться на битву с военачальником Иавина Сисарой; она сопровождала Варака по его желанию и подала знак к атаке (Суд 4; 1-16). После битвы Девора вместе с Вараком воспела одержанную победу в великолепной торжественной песне, исполненной высокой поэтичности и образности (Суд. 5).
Гаваон («возвышенное место») – крупный город в Ханаане (Нав. 9; 3, 17. 10; 2). Принято считать, что он находился примерно в 9 км северо-западнее Иерусалима. «Высоту, что в Гаваоне», можно отождествить с горой Неби-Самвил, высота которой составляет 895 м и которая доминирует над этой местностью – вплоть до Иерусалима.
Долина Аялонская, Аиалонская, Аиалон (долина газелей) (Нав. 10; 12, 2. Пар. 28; 18) – долина вблизи Ханаанского селения, расположенного в колене Дановом, между Иерусалимом и Екроном. Памятна по чуду Иисуса Навина (см. прим. 61): во время преследования аморреев (Нав. 10; 12) Иисус Навин сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою!». И остановил солнце и луну (Нав. 10; 13): «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”?».
Здесь и далее по всему тексту книги ссылки на библейские цитаты выполнены редакцией.
Торжество приношения первых плодов: речь идет о «Бикурим», приношении первых плодов нового урожая. Часть первых плодов нового урожая по библейскому предписанию должна была быть принесена в Иерусалимский Храм. Приношение бикурим являлось личной повинностью и одновременно частью всенародных празднеств.
Центурион – в римской армии профессиональный офицер, на которого была возложена ответственность за дисциплину и действия в бою наименьшего воинского подразделения в легионе – центурии. Легион – это крупная войсковая единица. В легионе имелось 60 центурионов.
Римские орлы – знамёна римских легионов (серебряные изображения орла на высокой ручке).
Локоть – здесь: старинная линейная мера разной длины, около 0,5 метра.
Скипетр – украшенный жезл, эмблема власти, одна из регалий монарха.
Лев из колена Иудина: «Молодой лев Иуда с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49; 9-10). Видимо, девушка использовала выражение из Священного Писания, означающее царственность потомков Иуды, возмущенная тем, что римляне-язычники властвуют над богоизбранным народом (ред.). «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5; 5). «Выражение “лев от колена Иудина” (Откр. 5; 5) напоминает Быт. (49; 9) и говорит о непобедимости Иисуса» (Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. 1994. URL: http://dic.academic.ru).
«Наименование льва, употребленное старцем, взято из Книги Бытия (49; 9) и в приложении к Иисусу Христу, Которого изображает здесь Агнец, означает сильного победителя, царя по Своему богочеловечеству. В глубочайшем смысле этого последнего слова Иисус Христос назван и корнем Давидовым: в Нем та же самая кровь, как и в жилах Давида, подобно тому, как в отрасли сохраняется часть того сока, который прежде всего находится в корнях. Победа же над смертью и Вознесение на Небо дали Иисусу Христу право и впредь быть для людей единственным ходатаем пред Богом и единственным их учителем, то есть через Иоанна сообщить людям Божественное откровение относительно таинственного будущего» (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Откровение святого Иоанна Богослова [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/otkr/txt05.html).
Кедронская долина, или Иосафатова – долина, по которой протекает поток Кедрон (название ручья, протекавшего между Иерусалимом и Елеонскою горою и впадавшего в Мертвое море).
Еврейская Пасха, или Песах, – праздник избавления Израиля из египетского плена. Моисей (см. прим. 30) просил египетского фараона отпустить израильский народ. Но фараон не соглашался, ибо не хотел лишиться множества рабов, которыми египетские правители постепенно сделали израильтян. И тогда Бог навел казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8; 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах было устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказал фараона и египтян: Он покарал каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как Ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.
Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома.
В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу проливший за нас Свою невинную Кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения.
Саддукеи (Мф. 3; 7) – иудейская секта, часто упоминаемая в Новом Завете. По иудейским преданиям, основанием оной был Садок. Вероятно, этот Садок был первосвященником в царствование Соломона, и его потомки основали означенную секту. Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей; отрицали бытие Ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых (Мф. 22; 23. Деян. 23; 8). Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено. С особенною силою они вооружались против апостолов, когда те проповедовали Воскресение Иисуса Христа из мертвых, что наносило смертельный удар их лжеучению.
Фарисеи – самая многочисленная религиозная партия у евреев. Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего «отлучать», «отделять». Фарисеи верили в пришествие Мессии в виде воинствующего монаха-победителя, который освободит иудеев от власти язычников и положит основание Царствию Божию на земле. Истинными наследниками этого Царства фарисеи считали себя. Религиозность фарисеев ограничивалась обрядностью и соблюдением правил закона.
Ессеи – название иудейской секты, существовавшей около времени земной жизни Спасителя, но о которой в Священном Писании не упоминается. Главной задачей их было попечение о сохранении и возвышении чистоты нравов и благочестия; они веровали в единого Бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ по смерти. Были весьма религиозны и вели строгую, нравственную жизнь. Главным местопребыванием ессев, по свидетельству римского писателя и ученого Плиния, была западная сторона Мертвого моря, выше пустыни Ен-Гедской.
В оны дни – очень давно.
Иосиф Аримафейский – так назван по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона (синедрион – верховное судилище иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72-х членов под председательством первосвященника. Члены великого синедриона были преимущественно из фарисейской и саддукейской сект) и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены-мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии от Марка (Мк. 15; 43) и Луки (Лк. 23; 50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим Царствия Божия. Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю святых мироносиц.
Пророк Даниил (Иез.14; 14) – четвертый из больших пророков (Мф. 24; 15), история которого в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями. Он, по мнению некоторых, был потомок Давида. Слава о мудрости и праведности Даниила далеко распространилась еще при его жизни. Он поставляется наравне с Ноем и Иовом (Иез. 14; 14-20). Сам Господь внушает особенное внимание к пророчествам Даниила, давая видеть как историческую действительность лица его, так и великое значение его пророчеств (Мф. 24; 5. Мк. 13; 14. Лк. 21; 20).
Пророчество Даниила о «семидесяти седминах»: «…когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: “Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых…”» (Дан. 9; 21-24).
Толкование пророчества о «семидесяти седминах» по книге «Святой преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророка Даниила»: «“Размысли о словеси” (Дан. 9; 21-23), которое скажу тебе о значении видения, бывшего тебе, и тогда уразумеешь в видении, что будет сказано тебе словом. “Седмьдесят седмин скончаются на людех твоих и на граде твоем святем”. Будет покой народу твоему, пока “обетшает” согрешение семидесятилетнего вавилонского плена “и скончается грех”, то есть все грехи сынов Израилевых; “да обетшает согрешение, и скончается грех”, то есть к концу семидесяти седмин исполнится мера грехов всех народов. “И загладятся неправды” крещением Иоанновым… “и приведется Правда вечная”, приидет Христос, оправдывающий грешников и от века предвозвещенный пророками. “И запечатается видение и пророк”, ибо Христос приидет и страданием Своим исполнит все предречения пророков. “И приидет Христос, Святый святых” (ср. Дан. 9; 24)».
Книга пророка Малахии (3; 1): «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф».
Енох – праведник, обличавший мир и пророчествовавший о грядущем суде. Был взят Богом на небо, не испытав смерти. Отцы Церкви почти единодушно считали его и пророка Илию теми двумя свидетелями, о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова (11; 3-12).
О лестнице, виденной Иаковом: скрываясь от гнева брата своего, Иаков отправился в дальний путь, как бедный странник, – с сумой за плечами и с посохом в руке. Он шел все время пешком, ночуя под открытым небом. Однажды, дойдя до местечка Луз, он решил переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвиг жертвенник Богу. Увидев несколько камней – быть может, остаток этого именно жертвенника – Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и, утомленный долгой дорогой, крепко заснул. И вот под влиянием только что пережитых событий он видит чудесный сон: он увидел лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и милостиво говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое как песок земной… и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю…». (Быт. 28; 13-15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28; 17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий».
Ахиил (Бог есть жизнь) (3 Цар. 16; 34) – вефилянин (см. прим. 143), восстановивший в дни царя Ахаза Иерихон и тем нарушивший заклятие, положенное на этот город Иисусом Навином (см. прим. 61), что навлекло на него самого проклятие, а на его семейство суд Божий, сопровождавшийся потерею его сыновей: первенца Авирама, умершего при основании города, и младшего сына Сегуба, скончавшегося, когда были поставлены ворота города (Нав. 6; 25): «На первенце своем Авираме он (то есть Ахиил) положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина».
Седекия – последний царь иудейский, при котором разрушен был Иерусалим и народ уведен в вавилонский плен (588 год до Рождества Христова). Возведенный на престол вавилонским царем Навуходоносором, Седекия задумал воспользоваться союзом с Египтом, чтобы свергнуть вавилонское иго. Тогда Навуходоносор лично явился в Иудею, чтобы наказать изменившего ему вассала, и осадил Иерусалим. Город отчаянно защищался, на выручку его выступил египетский фараон. Навуходоносор разбил египтян, и судьба Иерусалима была решена. Седекия был схвачен и приведен к Навуходоносору. Дети его были убиты перед его глазами; сам он ослеплен, уведен в плен и заключен в тюрьму. С ним окончило свое существование царство Иудейское. Он царствовал 11 лет (599-588 годы до Рождества Христова). История его царствования описана в 4 Цар. (24 и 25 главы).
Иисус Навин – предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана (древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии), преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в «Книге Иисуса Навина». В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.
Иеффай (Суд. 11; 1. Евр. 11; 32) – один из замечательнейших судей народа израильского, рожденный от наложницы. Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь, собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своею воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны аммонитян с Израилем старейшины галаадские (Галаад – обширная область на восток от Иордана) просили его принять начальство над ними и сразиться с аммонитянами. Иеффай согласился сделаться их начальником, впрочем, с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда. Возбужденный Духом Божиим, он сразился с аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу – принести в жертву Богу то, что первое встретит его, выйдя из ворот его дома при возвращении с победой; и вот единородная дочь его первою выходит навстречу отцу. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнавши об его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над нею обет свой, «…и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, – замечает священный писатель Книги Судей, – что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая, Галаадитянина, четыре дня в году» (11; 1-40).
Проконсул – в Древнем Риме бывший консул, назначенный правителем (наместником) провинции.
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей Ему звезде говорится в числе других в Книге Чисел (24; 17): «Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова». Князь мира (Ис. 9; 6) – Господь и Спаситель наш, ибо Он есть Начальник примирения (мира) душ наших с Богом.
Баальбек (Бальбек) – также Баалат, как показывает само название (город Баала-Ваала), – средоточие культа Ваала, сирийского бога солнца, лежал посредине страны, составляющей западное подножие Антиливана и известной у греков под названием Келесирии, то есть сирийской впадины.
Ассирия (4 Цар. 15; 19) – могущественнейшая империя в Азии, в Северном Двуречье (на территории современного Ирака), судьбы которой в ее величии и славе, в бедствиях и разрушении предсказаны пророком (Иез. 31). Она была образована потомками Ассура (один из сыновей Сима, сына Ноя) в верхнем течении Тигра.
Самаряне – жители провинции Самарии (см. прим. 68), смешанный народ, большею частью своей языческого происхождения (4 Царств 17; 24 и далее). После завоевания еврейской Самарии в 722 году до Рождества Христова и увода ее жителей в плен ассирийский царь Салманасар вывел людей из городов Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима и поселил их в городах самарийских. Эти язычники вначале не чтили Бога, за что Он посылал на них львов, которые умервщляли их. И тогда по приказу ассирийского царя один из выселенных из Самарии священников поселился в Вефиле (см. прим. 143) и стал учить народ, как чтить Господа. И самаряне стали чтить Бога, но продолжали служить и своим идолам по обычаю тех городов, откуда они были выселены. Они приняли из Священного Писания только Пятикнижие Моисея, а прочие отвергли. Таким образом произошел самарийский народ, столь ненавидимый евреями. С другой стороны, есть предположение, что самарийский народ включал также рассеянные остатки десяти колен, которые остались в Палестине.
Самаряне тоже отцом своим считали Иакова; но еврейские законоучители не позволяли им входить в Иерусалимский Храм, и поэтому самаряне решили отдельно для себя построить храм, где бы поклонялись Богу. Евреи этому горячо воспротивились, так как не желали, чтобы где-то был храм, подобный их храму. Но храм все же был построен на горе Гаризим, почти за четыре века до Рождества Христова. Так между самарянами и евреями зародилась страшная вражда. Еврейские священники отрицали право самарян именоваться потомками Иакова, а евреи более не ходили по землям Самарии, так как не находили там ни хлеба, ни воды, ни крова. Поэтому апостолы так удивились, когда увидели Христа, разговаривающего с одной самарянкой. По прежней вражде самаряне не предоставили крова и Иисусу Христу, когда Он пожелал заночевать в их селении (Лк. 9; 52 и далее).
Хотя храм на горе Гаризим в 128 году был разрушен Маккавеями, это место продолжало оставаться священным для самарян, и там они поклонялись Богу. А после вознесения Христова множество самарян уверовало в Него (Деян. 8;1, 25. 9; 31. 15; 3).
Самария – область Палестины, разделявшейся во время Римской империи на Иудею, Самарию, Галилею и Перею.
Дамаск – столица древней и современной Сирии, в течение трех столетий резиденция сирийских царей и один из древнейших городов, существующих в настоящее время.
Хорив (сухой, пустой, разоренный) (Исх. 3; 1. 17; 6. 33; 6. 3 Цар. 8; 9 и другие) – гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине горящей и несгораемой (Исх. 3 и 4); здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы (Исх. 17; 6); здесь из среды огня Господь изрекал Закон Израилю. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем, почему в Священном Писании часто смешивается с горой Синаем. Так о законодательстве Божием чрез Моисея и обстоятельствах, при этом бывших, говорится, что это происходило на Синае (Исх. 19; 11. 24; 16. Лев. 7; 38. Втор. 23; 2 и другие); в других местах говорится, что то было на Хориве (Втор. 4; 10-15. Втор. 5; 2. 3 Цар. 8; 9. 2 Пар. 5; 10). Разница эта объясняется тем, что под именем Хорива разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем – только одна гора из этой группы.
Эздра, или Ездра – ученый иудейский священник. Он, с разрешения Артаксеркса Лонгимана (Артаксеркс Лонгиман – царь персидский, царствовавший 47 лет, особенный покровитель иудеев. На седьмом году своего царствования он дал позволение Ездре возвратиться в Иудею с теми из соотечественников, которые решатся следовать за ним), привел многих иудеев из Вавилона в Иерусалим и устроил церковный и гражданский быт евреев в Иерусалиме. По еврейскому преданию, Ездра учредил синедрион (см. прим. 54) и составил список (канон) ветхозаветных книг.
Лазарь (Ин. 11; 1, 2, 5 и другие) – брат Марфы и Марии (см. прим. 86), живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании (Вифания (по-еврейски «дом бедности») – знаменитое по историческим воспоминаниям селение, лежавшее за горой Елеонской, по дороге из Иерусалима к Иерихону, всего в трех четвертях часа расстояния от первого), которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти.
Кана Галилейская (Ин. 2; 1. Ин. 4; 46, 54 и другие) – город, в котором Господь Иисус совершил свое первое чудо – превратил воду в вино – и где Он исцелил заочно сына царедворца капернаумского (Ин. 4; 46, 54.) Кана-Эль-Джелил (Галилейская) лежала на север от Назарета.
Гилгал – город, находившийся на равнине Шарон (Сарон), в 6 километрах севернее Антипатриды (Антипатрида (Деян. 33; 31) – город между Кесарией и Иерусалимом, в 10 или 15 английских милях от Яффы. Он был основан Иродом Великим).
Данниками – платящими дань. – Ред.
Каиафа – прозвище Иосифа, которого в 18 году по Рождестве Христове римский прокуратор Валерий Грат назначил первосвященником. Каиафа был зятем Анны и первосвященником в то время, когда Иоанн Креститель начал свое служение. Именно Каиафа предложил убить Иисуса.
Анна, Анан (милостивый) – первосвященник, именуемый так по традиции, ибо занимал эту должность ранее (до Каиафы), член синедриона. Пользовался, по-видимому, большим влиянием. Участвовал в суде над Иисусом и позднее над апостолами Петром и Иоанном.
Сибилла, Сивилла – женщина, предсказывающая судьбу; прорицательница (у древних греков и римлян). Предсказания куманской сибиллы из Древнего Рима были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг – «Сивиллиных книг».
Авель (Быт. 4; 2, 4, 8, 9. Мф. 23; 35 и другие) – младший сын Адама и Евы, принесший Богу более угодную жертву, чем Каин, его старший брат, за что и был им убит (1 Ин. 3; 12).
Варавва (Мф. 27; 16, 17, 21. Мр. 15; 7, 11, 15 и другие) – разбойник и убийца, которого народ потребовал освободить, когда Пилат предложил освободить Иисуса Христа.
Эфраим или Ефрем (Ин. 11; 54) – город близ пустыни Иерихонской. Сюда Иисус Христос удалился по воскрешении Лазаря от враждебных к нему иудеев, решивших в совете убить Его (Ин. 11; 54).
Гаваониты – жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония.
Вифезда (дом милосердия), Овчая купель (Ин. 5; 2) – купальня, или бассейн, находившийся у так называемых Овчих ворот, с пятью крытыми ходами для больных. В нее по временам сходил Ангел и возмущал воду, и первый больной, входивший в воду по возмущении воды, выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. С Овчей купелью соединено евангельское повествование (Ин. 5; 2-15) о чудесном исцелении Господом расслабленного человека, болевшего 38 лет. В настоящее время на месте чудесной купальни находится один высохший глубокий ров, поросший на дне травою и кустарником.
Авессалом (2 Цар. 3; 3) – третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского (Гессур – историческая область на юго-западе Сирии), славившийся своею красотой, особенно своими длинными, густыми волосами, которые, когда он стриг их, что делал ежегодно, весили 200 сиклей (см. прим. 21) по весу царскому (2 Цар. 14; 25-26). У Авессалома была красивая сестра по имени Фамарь, которую брат его, Аммон, полюбивши, насильственно обесчестил. Авессалом затаил в сердце своем злобу против Аммона, и чрез два года на празднике, бывшем по случаю стрижки овец, приказал своим слугам убить его (2 Цар. 13; 29). Вслед за тем он убежал к своему деду по матери, Фалмаю, царю Гессурскому, в Сирию. Пробыв здесь три года и получив исходатайствованное Иоавом (Иоав – один из трех племянников Давида и его военачальник) позволение возвратиться на родину, он не исправился и достиг примирения с отцом своим только настойчивостью (2 Цар. 14). Вкравшись в народную любовь, он через 4 года поднял в Хевроне (см. прим. 14) открытое восстание, чтобы занять силою престол своего отца. Огорченный отец с небольшим числом преданных лиц бежал из Иерусалима. Овладев столицей, Авессалом с войском пошел против изгнанного царя. Разбитый близ Иордана, спасаясь бегством на муле чрез теревинфовый (теревинф – дерево семейства фисташковых, символ вечно обновляющейся жизни) лес, Авессалом повис своими густыми волосами на сучьях большого дуба, и Иоав пронзил его тремя стрелами, хотя Давид строго наказывал своему военачальнику щадить жизнь своего сына (2 Цар. 18). «И взяли Авессалома, и бросили ею в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней», – говорит священный историограф о сем событии. Крайне огорченный смертью своего сына, Давид оплакал его в прекрасной патетической песне: «Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18; 33), и весь Израиль должен был утешать его. Еще при своей жизни Авессалом поставил себе памятник в царской долине, для сохранения о себе памяти, так как не имел сына. Этот памятник был известен под именем памятника Авессалома (2 Цар. 18; 17-18). По свидетельству Иосифа Флавия, это был мраморный столб, находившийся в двух стадиях (стадия – древняя греческая путевая мера в 140 шагов) от Иерусалима.
Нумидийский – житель Нумидии (область в Северной Африке, между Средиземноморским побережьем и пустыней).
Смотри 54-й псалом Давида (7-9): «И я сказал: “Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури”».
Марфа и Мария – святые жены-мироносицы, сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер – практической Марфы и молитвенно-созерцательной Марии – символизируют собой различные типы жизнедеятельности как отдельных христиан, так и церковных общин.
Гамалиил – фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона (см. прим. 54) во времена Иисуса Христа. Гамалиил стоял во главе умеренного теологического направления. Выдающаяся ученость и личная честность Гамалиила снискали ему всеобщее уважение. Он всегда старался быть вне политики и избегать крайностей: проявив мудрость и осторожность, Гамалиил дал синедриону совет не наказывать арестованных апостолов слишком строго (Деян. 5; 34-40). Но это не стоит расценивать как свидетельство его единомыслия с христианами.
Саул, Савл, из Тарса (Деян. 22; 3), один из учеников Гамалиила. Савл, или впоследствии апостол Павел, был сыном благочестивых иудеев, ревностным учеником раввинов, гордившимся своим еврейским происхождением, принадлежностью к обществу фарисеев; первую часть своей жизни он был яростным противником и гонителем христиан. Спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он принял крещение и стал ревностно проповедовать христианскую веру, которую он первоначально гнал с такою жестокостью (Деян. 9; 20, 21. Гал.1; 16). Принял мученическую кончину, как полагают, при императоре Нероне в Риме в 64 году по Рождестве Христове). Память апостола Павла празднуется Церковью вместе с памятью апостола Петра 29 июня.
Вифавара (Ин. 1; 28) – местность за Иорданом, где находилась переправа через реку, чем и объясняется название города («дом переправы»).
Моавитские холмы – от Моав – страны, находившейся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Жители этой страны назывались моавитянами.
Исав (волосатый, косматый) (Быт. 25; 25) (Быт. 36; 1) – родоначальник идумеев (жителей Идумеи – исторической области на юге Палестины), сын Исаака (см. прим. 34) и Ревекки и брат Иакова (см. прим. 35). Важнейшие события в жизни Исава так тесно связаны с событиями жизни Иакова, что они представляются почти тождественными.
Савская царица – царица Савы, страны, по предположению, находившейся в Южной Аравии и всегда находившейся под управлением женщин. Когда заведенный Соломоном флот проник и в порты Южной Аравии, царица савеев, или сабеев, наслышавшись о необычайной мудрости еврейского царя, решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку в столицу Соломона (3 Цар. 10; 1-10). Она удостоверилась в великой мудрости Соломона и подарила ему множество даров, и сама возвратилась домой с богатыми подарками.
Зевс (Дий) в мифах древних греков – верховный бог, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов.
иота – название самой маленькой буквы в греческом алфавите. – Ред.
Кесария (Деян. 9; 30 и др.) – город в Палестине, на восточном берегу Средиземного моря, между Дорой (город в северной части Саронской равнины) и Яффой (см. прим. 127), построенный Иродом Великим и названный Кесарией в честь римского императора Кесаря Августа.
караван-сарай – постоялый и торговый двор. – Ред.
Матфей мытарь – святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2; 14. Лк. 5; 27), апостол из двенадцати (Мк. 3; 18. Лк. 6; 45). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9; 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря – такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками.
Декаполис (Десятиградие) – группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской. К городам Декаполиса относят: Скифополь, Иппон, Гадару, Дион, Пелею, Геразу, Филадельфию, Рафану, Канафу и Дамаск.
Четверовластник (Лк. 3; 1) – так назывались лица, властвовавшие в областях Палестины и в соседних странах под верховным владычеством римлян, после завоеваний, сделанных ими в Азии. Титло четверовластника означало первоначально правителя одной из четырех соединенных областей и сделалось впоследствии независимым от этого числа достоинством, хотя и четверовластник мог быть называем общим и более употребительным именем царя, в обширном смысле слова. Ирод Великий получил от римлян титло царя только тогда, как подчинена была власти его вся Палестина (с Идумеей), а до того времени был только областным властителем в Палестине, имея лишь титло четверовластника, дарованное ему римским полководцем Антонием.