Что, если бы Гитлер передумал быть вождем нацистской Германии? Занял бы его место кто-то другой из его приближенных? Страдал бы мир от Освенцима, либо его удалось бы избежать?
Стивен Хокинг в результате своих последних открытиях квантовой физики, утверждал, что история относительна и в значительной степени зависит от наблюдателя, фиксирующего ее. Что исторические события могут существовать как совокупность вероятностей в одной точке.
Таким образом, мы можем предположить, что когда изменения назревают в обществе – они так или иначе должны проявиться. Лидер тоже проявляется в тот момент, когда он нужен обществу и становится инструментом в истории изменений. Возможно, если бы Гитлер появился в 21 веке, то не смог бы сделать и половины того, что ему удалось в начале XX века просто потому, что большинство население планеты не готово к войне и не видит смысла в подобном стиле решения проблем.
Конечно, это пример экстремальных уроков из нашей истории, однако в начале XX века, по мнению некоторых историков, немецкое общество было готово к слепому подчинению. Если бы Гитлер в какой-то момент передумал совершать свои коварные планы, его место занял другой лидер, которого также назвали бы харизматичным и подчинялись бы ему.
Трудно определить, что же больше повлияло — лидеры на историю, или история на лидеров. Скорее, это риторический вопрос. Однако мы с вами можем проследить, каким образом этапы развития общества влияли на качества лидеров, которых мы выбираем.
1. ПРИМИТИВНОМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНЫ
ПРИМИТИВНЫЕ ЛИДЕРЫ…
Справедливости ради – не только немцы были готовы слепо следовать диктатору. Вплоть до начала XX века история видела немало тиранов в Индии, Египте, Китае, России и других частях света. Их запрещено было критиковать, к ним относились с религиозным пиететом, им поклонялись и даже возводили в ранг святых.
Современные PR-службы позавидовали бы жрецам и священникам, которые использовали разные инструменты, начиная от икон царей с нимбом над головой в царской России до статуй для поклонения, гимнов и храмов для создания образа бессмертного и непобедимого лидера.
На чем строилось лидерство монархии и диктатуры? В основном, на двух элементах: сильной власти и идеологии. Значимость лидера измерялась силой его влияния, мощностью армии, площадью захваченных земель, а также миссией, учением и идеологией. Если переложить слова «власть и идеология» на современный язык бизнеса – мы получим понятия «влияние и миссия».
Давайте представим, что два элемента лидерства станут двумя измерениями. Таким образом, мы получаем Тирана или Диктатора – яркого представителя двухмерного лидерства.
2. КРИЗИС ТИРАНИИ И ПЕРЕСТРОЙКА МЫШЛЕНИЯ
В современном мире тираны встречаются все реже. Мир увидел ужасные последствия слепого подчинения власти и следования идеологии. И хотя некоторые страны продолжали жить по-старому, мир в целом трансформировался, и ему нужны новые лидеры. Не боги с небес, создающие сверхрасу, а обычные люди.
Появился третий неотъемлемый атрибут хорошего лидера – «ответственность». Мы не готовы больше слепо отдавать свою жизнь в руки тоталитарной власти или идеологии. Ответственность – это то, что делает лидера подотчетным. Лидер отвечает не только за концентрацию власти и идеологию, но, главным образом, за собственные слова и действия. У нас появилась возможность критиковать лидеров и спрашивать с них, а также просить защиты и правосудия. Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1953 году поставило жирную точку в истории тирании, и на сцену вышел традиционный лидер или «альфа-лидер».
Альфа-лидер, он же трехмерный лидер, в отличие от «тирана» или двухмерного лидера, сосредоточился на повышении комфорта и качества жизни для широких масс населения, а не только для избранных. На сцену вышли индустриальные компании массового производства, ставшие глобальными гигантами: General Electric, Ford, Xerox, Nokia.
Также понятие «альфа-лидер» – отражает агрессивную позицию доминирования на рынке – это тот, кто задает тон.
3. КРИЗИС ТРАДИЦИОННОГО АЛЬФА-ЛИДЕРСТВА
И ПЕРЕСТРОЙКА СОЗНАНИЯ
Кризис потребления, бесконечные экономические спады и, наконец, пандемия 2020 года продемонстрировали несостоятельность традиционного лидерства. Альфа-лидер уже не способен решать сложные современные задачи. С каждым днем развиваются высокие технологии, мир использует big data и искусственный интеллект, сталкивается с проблемой глобализации, ухудшения экологии и необходимости перехода на новые энергетические ресурсы. Максимально персонализированные сервисы обеспечивают прямой контакт с клиентом. В этих условиях трехмерный лидер не справляется. Трехмерные компании теряют рынок. Так, начиная с 2010 года, мы стали свидетелями серии банкротств: Blockbuster, Nokia, Kodak.
Кому-то удалось спастись, приложив титанические усилия для перестройки. Вице-президент консалтинговой фирмы Kotter International Рэнди Оттингер в своей колонке в Forbes заявил, что Kodak придется не просто перестраивать деятельность, но полностью менять внутреннюю культуру: из гигантской компании, диктующей потребителям их вкусы, превратиться в гибкую инновационную структуру, которая прислушивается к клиентам и реагирует на их запросы.
На сцену выходит «четырехмерный» или «осознанный лидер» с новым элементом/измерением – «отношения». Отношения, взаимосвязи, фокус на клиенте и его потребностях, networking, творческие компании и инновационный холистический подход.
⠀
Примером четырехмерной компании служит интернет-магазин обуви Zappos, который одним из первых перестроился на новый уровень, фокусируясь на ценности сотрудников, атмосфере в компании, «семейном» отношении к каждому клиенту и внедрении инноваций и новых технологий. В то время как трехмерные компании терпели крах, стоимость Zappos выросла с нуля в день основания в 1999 году до 1,2 млрд долларов через десять лет, в 2009 году, когда компанию приобрел Amazon.
Тони Шей, президент компании Zappos, так обозначил свой секрет успеха: «В первую очередь, таким ростом мы обязаны возвращающимся клиентам и „сарафанному радио“. Мы фокусируемся на самом высоком качестве обслуживания, однако первейшим приоритетом для нас является корпоративная культура. Мы верим, что если с культурой в компании все в порядке, все остальное – лучшее обслуживание и отличный брэнд – приложится естественным образом».
За последние десять лет стоимость компании выросла в десять раз и к началу 2020 года составляла десять миллиардов долларов.
4. ЧТО ДАЛЬШЕ, ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА
Чем закончится эра осознанного лидера и какие требования будет выдвигать мир в дальнейшем, предсказать трудно. Эра тирана длилась тысячелетия, эра альфа-лидера – меньше ста лет. Сколько будет длиться эра осознанного лидера и каким станет следующее измерение? Какой элемент мы не способны разглядеть, пока не упремся в очередной кризис или проблему? Это будет зависеть от природы будущего кризиса.
Понятно одно: следующий уровень будет еще более сложным, и чтобы понять его, нам нужно сначала освоить предыдущий. Прыгать через ступеньку эволюции не получится. Чем быстрее мы подстроимся, тем больше шансов поймать новый тренд.
Я думаю, что с какой бы молниеносной скоростью ни развивались новые технологии, роль лидерства все так же будет приоритетной. В моем понимании – это способность создавать смыслы. Смысл – для себя, для компании, для клиентов. Потому что, чем больше времени высвобождают технологии, тем больше у нас возникает вопросов:
Чем заниматься дальше? Для чего нужен человек, если технологии постепенно заменяют нас?
Давайте исследуем, что же стоит за понятием Лидерство, и кто такой – этот далекий и могущественный Лидер.
Лидерство – это управление изменениями.
Лидер – тот, кто определяет цель и мотивирует, вдохновляя или принуждая людей вокруг себя достичь ее.
Изменения подразумевают, что есть начальная точка, с которой все начинается, и существует конечная точка, куда нужно прийти.
⠀
На простом примере это можно объяснить так: скитаясь, племя идет по пустыне, для того чтобы найти землю обетованную, на пути к своему раю встречает препятствие в виде огромного камня. Это препятствие не позволяет двинуться дальше, а значит, достичь своей цели. Лидером будет тот, кто поможет племени убрать камень с дороги. То есть, для начала поймет, что это возможно, вдохновит на это остальных и организует коллективную работу по переносу камня. Теперь — путь свободен и можно достичь своей цели!
Важно, что лидера выбирает народ, или племя. Если племя не поверит, что этот человек поможет сдвинуть камень, то люди не тронутся с места, чтобы его сдвигать. Аристотель утверждал, что способен завоевать доверие лидер, который обладает тремя качествами: практическая мудрость, добродетельность и благожелательность.
У нас получается, что есть человек, который видит проблему и знает как ее решить (практическая мудрость). При этом он может убедить остальных в том, что он знает (добродетельность) и может помочь (благожелательность). Так возникает доверие и начинается процесс коллективной работы или изменения. В нашем случае — камень убирается с дороги.
В итоге, если вдруг камень убрать не удастся, возможно, племя разочаруется в лидере, доверие людей растает и лидера свергнут. Это означает, что эффективность лидера оценивают по его СПОСОБНОСТИ ОТВЕЧАТЬ за собственные слова и достигать цели.
Возможно, однако, лидер сможет убедить попутчиков продолжать совершать попытки. Хотя с каждым неудачным разом вера в него будет снижаться. Так что лучше ему точно осознавать, какая попытка будет последней, после которой племя захочет расправиться с ним.
Так, эффективность и долгожительство лидера зависит от способности понимать и быть в контакте со своим племенем. ЧУВСТВОВАТЬ его. При этом, если бы с самого начала лидер не заявил о себе и своем видении, что камень можно убрать, народ о нем и не узнал бы. Поэтому, способность «высовываться» из массы и ВЛИЯТЬ – это тоже неотъемлемая часть лидерства.
Однако если лидер высунется без определенной ЦЕЛИ, а мол, вот он я – красивый и харизматичный — то племя воспримет его как хвастливого болтуна и довериться не захочет.
Таким образом, должна быть общая цель, которая близка членам племени и отражает их нужды. В данном случае — убрать камень – справиться с препятствием на пути к «земле обетованной».
Итого, у нас получается, что лидерство или процесс изменения складывается из четырех элементов:
Миссия – общая цель, например, убрать камень.
Влияние – способность лидера убедить, что цель достижима и он знает, как.
Отношения – контакт и эмпатия, способность чувствовать племя.
Ответственность – способность привести к обещанному результату и принимать верные решения на пути.
Отсутствие любого из этих элементов делает лидера неэффективным или недолгосрочным. Интересно, что лидера от руководителя отличает элемент выбора. Лидера выбирает народ, доверяя ему. Руководителя назначают сверху, и ему команда может доверять, а может, и нет. Иногда в команде сосуществуют формальный руководитель и неформальный лидер.
Цель этой книги – помочь руководителям стать лидерами и обрести доверие команды. Потому что это делает процесс изменения возможным.
Не будучи лидером, вы не управляете в полной мере изменениями. А только той частью, где людям выгодно делать то, что вы предлагаете.
Чтобы показать это на примере, давайте вернемся к нашему племени. Представим, что к племени приставлен консультант, которому заплатили, чтобы он помог всем пройти через изменения. Консультант может красиво говорить о «камне», о процессах, применять систему бонусирования, давая и забирая еду. Однако пока члены племени не поверят, что консультант способен изменить их жизнь и ему можно довериться, их действия будут носить формальный характер.
Другими словами, они, возможно, будут исполнять то, что говорит консультант пока он наблюдает, но как только он отвернется – останутся сидеть на месте. Так происходит, когда вы убеждаете ребенка сделать то, что он не хочет делать. Он либо пойдет на открытый конфликт, либо, что гораздо вероятнее, будет сидеть и создавать вид деятельности, откладывая уборку комнаты до крайнего момента.
В бизнесе это называется прокрастинация, абсентеизм, неэффективная работа, выполнение для галочки и так далее. Мы с вами понимаем, что в этих процессах виноваты не только сами сотрудники, но тот факт, что руководитель так и не стал лидером. Нужно понять, какой из четырех элементов не проявлен и потому нет доверия и принятия командой лидера.
Интересный взгляд на лидерство может дать квантовая физика. Так сложилось, что лидерами считают выдающихся людей своего времени, которые повлияли на ход истории. Таких как Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон, Нельсон Манделла, Махатма Ганди. Однако с точки зрения квантовой физики роль лидеров в нашей истории, возможно, преувеличена – ведь по утверждению Стивена Хокинга, каждый момент времени содержит в себе множество вероятных путей и поворотов событий, а потому влияние одного лишь человека на поворот событий весьма относителен. Ко всему прочему, картина наблюдателя, который фиксирует историю – субъективная и далеко неполная.
Кроме значительной роли в истории, лидерам приписывают особые генетические качества. Так, Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, был убежден, что в лидерстве главное – харизма. Причем, вопреки трудам своего выдающегося родственника, он не верил в процесс эволюции. По крайней мере, в вопросах лидерства. Он утверждал, что лидерство – это дар, который невозможно развить, с ним нужно родиться. Если в генах у вас его нет, вам не повезло, и с этим невозможно ничего поделать. И хотя позднее его взгляды были дискредитированы, так как его труды по евгенике (отбору лучших генов), поддерживали нацистскую Германию – в современном обществе мы все так же можем слышать, хоть уже и не так часто, убеждения о лидерстве как о врожденном даре.
Еще одно распространенное мнение о лидере, как о герое, который спасает мир – сюжет фильмов Марвела, был распространен и в прежние времена. Исторические лидеры, спасители народа, порой настолько недосягаемы, что нам с вами трудно произнести слово «лидер» по отношению к обычному человеку в бытовых ситуациях.
Ответ на загадочный миф о лидерах-героях может быть весьма прозаичен. В своей книге «Почему мы голосуем за нарциссов и психопатов», Билл Эдди, современный конфликтолог, доказывает, что секрет большинства знаменитых лидеров-героев кроется не в их таланте и харизме, а в том, что они являются людьми с нарушениями психики, нарциссами и психопатами. Безудержное желание власти у нарциссов и психопатов, а также их способность бесстыдно подчинять своей воле и создавать из себя идола – не идут ни в какое сравнение с обычными психически здоровыми людьми.
Так что же получается – мы подменяем харизму психопатством и преувеличиваем предполагаемый исход истории, впечатляясь их обаянием? Как такое массовое помешательство вообще возможно? Билл Эдди объясняет, по каким признакам можно узнать нарцисса и психопата, который приходит к власти:
1. Обвинение врагов. Их речи всегда начинаются с объявления кого-то врагом, действия которого опасны для общества. Это может быть другое государство, партия или просто конкурент.
2. Создание кризиса. Даже если его нет, психопаты могут нагнетать страсти, подавая информацию в духе «враг не дремлет, мы все в ловушке, если немедленно не сделаем то-то и то-то».
3. Высокая эмоциональность речи, которая цепляет и не оставляет слушателей равнодушными.
4. Роль героя – он сам. Бесстрашный и самоотверженный. Только он знает, как вам плохо, и готов помочь.
Узнаете элементы? Если нет, послушайте речи политиков и других влиятельных общественных деятелей. И спросите себя – является ли провозглашенный враг действительно врагом, как его описывают? А кризис – действительно кризис или он преувеличен? Отражает ли он реальную проблему? Ну и действие героя – насколько они адекватны? И реально ли герой может достичь того, о чем говорит, либо это маркетинговый ход? Так же интересно наблюдать, что нарциссы и психопаты любят короткие, упрощенные, но эмоциональные лозунги с посылом Все или Ничего. В стиле «фабрики – рабочим», «жизнь черных важна».
Итак, там где есть сильный эмоциональный заряд, жестокий враг и бесстрашный герой – «дело пахнет» психопатами. Что это значит? Весь мир сошел с ума, и мы играем в придуманные психопатами драмы, реально никуда не двигаясь? Давайте не будем попадать в ловушку «белого и чёрного», «всего или ничего». Есть истинные лидеры, однако их роль в истории и в наших глазах, возможно, не столь очевидна и не столь блистательна.
Так, хорошие родители с любовью воспитавшие своего ребенка – это лидеры. Они управляют изменениями и их результат – осознанный член общества, который может в свою очередь принести позитивные изменения в мир.
Лидеры в бизнесе и обществе могут не выглядеть так впечатляюще, как политические лидеры прошлого и современности. Однако пока они управляют изменениями, ставя цель, строя отношения с командой и, взяв ответственность, влияют – это лидеры. Нам нужно освободится от мифического образа лидера-героя, врожденного харизматичного лидера, и взять на себя ответственность за те изменения, которые мы можем принести в этот мир здесь и сейчас.
Да, лидер – это тот, кто управляет изменениями. Но я добавила бы: лидер – это тот, кто управляет позитивными изменениями, приносящими реальную пользу обществу. И тут важен не масштаб пользы, а её качество.
КТО МОЖЕТ СТАТЬ ЛИДЕРОМ
Мы созданы для того, чтобы творить, развиваться, высовываться, сотрудничать, вдохновлять, расти и раскрывать свой потенциал. Делая даже незначительный шаг на этом пути, мы создаем что-то своё, живое и неповторимое. Наш вклад может быть небольшим. Это может быть воспитание ребенка, написание книги или картины, изобретение нового подхода или метода, создание школы, своего бизнеса, управление корпорацией или достижения в спорте: главное – не масштаб вклада, а его качество. Отличительная особенность и эксклюзивность нашего творения заключается в том, что мы создаем именно то, для чего были рождены.
Цель нашей жизни раскрывается не сразу, но постепенно, после того как мы приложим усилия, волю и дисциплину, а также смирение и готовность постоянно развиваться, преодолевая инертность, лень, эгоизм. И хотя бывает страшно делать следующий шаг, мы прокладываем СВОЙ уникальный путь, становимся лучше, сильнее, осознаннее и счастливее. Шаг за шагом мы отдаемся нашему предназначению – стать частью чего-то большего, служить и быть инструментом таинственных планов вселенной.
Ответьте на вопрос: считаю ли я себя лидером? Если ваш ответ да, то в чём? Если нет, то почему? Хочу ли я вообще быть лидером? А что, если это – не моё?
Последний вопрос мне приходилось слышать очень часто. В особенности от тех, кто не отождествляет себя с традиционным образом лидера – того далёкого харизматичного героя. «Не мое» – это фраза из примерочной, когда мы надеваем новый костюм, который понравился на первый взгляд, но не подходит нам по крою, стилю или цвету. «Не мое» – абсолютно не означает, что нам не нужен костюм. Наоборот, тот факт, что мы пришли в магазин и стоим в примерочной, говорит о том, что мы находимся в поисках и хотим найти ту самую модель, которая сядет на нас, как влитая.
Поиск своего стиля и раскрытие своей лидерской природы – это ПУТЬ, и нет верного или неверного направления – у каждого оно свое. Мы стоим на этом пути с момента рождения, а может, и раньше – кто знает. Может быть, я нахожусь где-то в начале пути, а вы – на его середине. Как понять, далеко ли я продвинулся и что мне нужно, чтобы двигаться дальше?
⠀
Лидерский стиль в нашей жизни проявляется в той степени, в которой мы способны:
• ОСОЗНАВАТЬ свою природу, свое лидерское предназначение, свою миссию;
• ПРИНИМАТЬ себя, поддерживать, болеть за себя, высовываться и проявляться;
• ВИДЕТЬ в другом личность, давать ей пространство, уважать уникальность и неповторимость, учиться у нее и совместно творить;
• ПОБЕЖДАТЬ, продвигаться вперед к достижению цели, преодолевать сложности;
• РАЗВИВАТЬСЯ, обогащаться новым опытом, учиться на ошибках и постоянно становиться лучшей версией СЕБЯ;
• ОТДАВАТЬ, делиться, проживая каждое мгновение во всей его полноте, помня, что оно больше никогда не повторится. Быть одновременно и лидером, и слугой. Оставлять после себя культуру высокого качества и мастерства.
Как мы уже знаем, лидерство бывает двухмерным, трехмерным и четырехмерным. Все зависит от того, насколько зрелый и прокачанный у вас индивидуальный лидерский стиль, а также от требования ситуации и обстоятельств.
Книги о лидерстве фокусируют внимание на разных качествах. Судя по всему, исходя из требований времени и предпочтений автора.
⠀
Джон Максвелл в своей знаменитой книге «Воспитай в себе лидера» говорит, что лидерство – это влияние. Чем сильнее возрастает ваше влияние, тем более эффективным лидером вы становитесь.
В книге «Вызовы лидера» Джеймс Кузес и Барри Познер утверждают, что лидерство – это прежде всего отношения… Это могут быть отношения, построенные на страхе и послушании или уверенности и вдохновении.
«Лидерство – это связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно останутся лидерами и в другой.» – утверждал Ральф Стогдилл, известный американский психолог и профессор. Он также отмечал, что существует почти столько же определений лидерства, сколько людей, которые пытались это понятие определить.
В своей книге я не отдаю предпочтение какому-то одному качеству. Я понимаю лидерство как управление изменениями и даю систему прокачки всех четырех элементов лидерства: показываю, как стать четырехмерным, осознанным лидером. Это даст вам преимущество быть наиболее эффективным в современном изменчивом мире и использовать весь свой потенциал, став лидером новой эпохи.
Для начала полезно оценить, какие элементы у вас особенно проявлены, и какой лидерский стиль соответствует вам прямо сейчас. Я разработала модель 10 лидерских стилей, чтобы помочь определить свои «слепые пятна» и сфокусироваться на главном.
Модель включает 4 элемента:
• Отношения
• Влияние
• Ответственность
• Миссия
Вам необязательно читать книгу по порядку. Четыре части книги прокачивают четыре элемента или измерения лидерства. После определения своего лидерского стиля, направляйтесь в ту часть, где находится ваше «слепое пятно».
Далее прочитайте те части, которые у вас уже сильны. Вы обязательно найдёте для себя что-то новое – совершенству нет предела.
После прочтения сильных сторон, возвращайтесь в элемент – «слепое пятно». К тому времени вы заметите, что многое стало для вас знакомым, и возможно некоторые идеи представятся вам в новом свете, как будто вы узнали о них впервые.
Через какое-то время после прочтения книги вернитесь и снова посмотрите на 10 лидерских стилей. Какой стиль теперь соответствует вам? Когда вы уверены в себе? Когда чувствуете себя под давлением?
В стрессе мы склонны опираться только на те качества, которые у нас лучше развиты, упуская фокус и возможности остальных собственных качеств. Поэтому не удивляйтесь, если пройденный материал будто забылся в сложных обстоятельствах. В реальности построение новых навыков требует времени, так что «пристегните ремни» и наслаждайтесь путешествием.
Надеюсь, это путешествие приведет вас к более осознанной модели лидерства. Не сомневайтесь, ведь работая над своими «слепыми зонами», мы становимся мудрее, целостнее и осознаннее.
ДВУХМЕРНОЕ ЛИДЕРСТВО
Существует пять видов двухмерного или примитивного лидерства. Один из них – тиран, который все больше становится наследием прошлого. Тем не менее, плоское, двухмерное, лидерство не вымирает. Оно приобретает новые формы и разновидности.
1. Тиран
Влияние, Миссия
Уровень уверенности в себе и харизма Тирана намного превышает остальные стили. Твердый и решительный, за харизмой которого скрывается эгоизм, он – в первую очередь печется о собственной безопасности и безопасности своего владения, и ради нее готов пожертвовать другими. Тиран не придает важности мнениям и обстоятельствам других людей. Он использует людей и их жизни для достижения цели. Интересно, что люди, ставшие жертвами тирана (как в семье тирана-отца или мужа, так и в стране с тоталитарным режимом) склонны защищать его, обвиняя в случившемся обстоятельства и даже себя. Так проявляется «стокгольмский синдром» и неосознанная тяга к слепому подчинению.
Однако в кризисе такой лидер пострадает больше всего, его власть ослабится снижением экономической активности. Так же он рискует завязнуть в судах и обвинениях в массовом сокращении. Желание единолично все контролировать и отсутствие поддержки и друзей сильно ударят по здоровью и психическому самообладанию.
2. Администратор-бюрократ
Влияние, ответственность
Администратор-бюрократ применяет свои полномочия и власть, чтобы убедиться, что все вокруг происходит так, как он считает нужным. Он более всего сосредоточен на том, КАК и КОГДА что-то нужно сделать, порой упуская ЧТО? и ЗАЧЕМ? Зачастую он гиперответственный в исполнении задач и следовании правилам, что делает его прекрасным администратором и исполнителем, когда нет необходимости создавать ничего нового. В заданных рамках такой руководитель контролирует обещанные сроки и строгое выполнение задач согласно плану. Миссия и цель – его слабые стороны. Однако в компании он незаменим, если требуется проконтролировать исполнение инструкций.
В семье такой партнер будет стабильно откладывать деньги и пополнять семейный бюджет, а вот тратить его позволит только по заранее намеченному плану. Отношения – слабая сторона Администратора. Он не видит отношений и не интересуется ими. Ему также не хватает гибкости. Поэтому он зачастую выглядит сухим, неоправданно жестким и нудным человеком. В его команде выживают лишь те, кто комфортно чувствует себя, получая приказания и строго исполняя инструкции. Его сухость и жесткость еще больше отдаляют команду на дистанционке. Регулярные онлайн-встречи могут стать простой формальностью, по факту, каждый в команде будет заниматься своими делами, выполняя указания для галочки. В жизни это хорошие прорабы и клерки.
В период серьезных перемен и хаоса Администратор не способен быть лидером и может потопить компанию, слепо следуя устаревшему курсу. Не хочет видеть и принимать изменения, не осознает угрожающие последствия своего бездействия или противодействия.
3. Шоумен
Отношения, Влияние
Шоумену очень важно произвести правильное впечатление. Вы часто встретите его на вечеринках, тусовках, конференциях. Он выглядит влиятельным человеком, у которого много нужных знакомых и связей, однако не ждите результата. Скорее всего, с этими знакомыми он только один раз в жизни сделал селфи на подобной тусовке, и вряд ли они станут ему помогать. Стратегия «пускать пыль в глаза», бывает важнее, чем реальное достижение цели.
Шоумен любит обзаводиться связями и проявляет деловую заинтересованность. Однако ему трудно принимать решения, во-первых потому, что у него нет четкой цели – ради чего он устраивает все эти шоу, а во-вторых, отсутствие ответственности делает его импульсивным и непоследовательным. Он запутывается в данных им обещаниях и, бывает, попадает в серьезную передрягу. Во время изоляции может впасть в депрессию, так как обнажится никчемность его стратегии.
Как правило, из шоуменов выходят неплохие PR-менеджеры или SMM-специалисты в том случае, если требуется краткосрочная раскрутка без необходимости создавать долгосрочную стратегию.
4. Консультант
Отношения, миссия
Идеальный антикризисный менеджер. Глубоко вникает и анализирует, находит точки и узлы, где реально существуют проблемы. Устанавливает контакт исключительно для выяснения ситуации, поэтому у команды вызывает чувство осторожности. Имеет огромную компетенцию и опыт, глубоко убежден в своем превосходстве, однако ответственности за данные рекомендации не несет.
Его главная цель – продемонстрировать свою гениальность и получить гонорар. Именно поэтому таких людей часто нанимают на непопулярные, но высокооплачиваемые проекты под названием: снижение расходов на XХ%, подготовка компании к продаже и так далее. Консультант может вытащить компанию из глубокой ямы, увеличить эффективность и минимизировать убыток, но по пути рискует потерять ключевых игроков и демотивировать команду.
Консультант эмоционально не вовлечен в развитие организации. Он не «поведет за собой на баррикады», как может альфа-лидер. Это помогает ему оставаться холодным внутри и принимать непопулярные решения. Которые он, кстати, способен преподать очень красиво.
Сам консультант влияния и власти не имеет, поэтому строит отношения с менеджерским составом, чтобы обеспечить себя защитой и влиянием в случае необходимости.
5. Исполнитель
Отношения, ответственность
Главная цель Исполнителя – удовлетворить вышестоящее начальство, и он будет всячески стремиться к ней, не задавая дополнительных вопросов, чтобы ни в коем случае никого не разгневать или случайно не продемонстрировать свою некомпетентность. Он – преданный и хороший сотрудник. Идеален в тех делах, в которых не нужна инициатива и глубокая осведомленность. Однако когда Исполнитель не знает, как исполнить указания, то может затягивать процесс в пассивном ожидании дальнейших инструкций.
Не считает себя лидером, так как не имеет влияния и собственной позиции, по причине отсутствия миссии. Ему трудно интерпретировать происходящее вокруг, поэтому иногда может стать жертвой подстав и оказаться «козлом отпущения».
В кризис исполнитель не задает вопросов, чтобы не показывать свою панику и непонимание обстоятельств. Это может привести к опасной ситуации, так как Исполнитель затянет важное и срочное решение или процесс.
Чаще всего долго остается верным компании, однако не имеет своей точки зрения, а также понимания бизнеса.
ТРЕХМЕРНОЕ ЛИДЕРСТВО
У трехмерного или объемного лидерства бывает четыре разновидности. Прибавление третьего элемента означает, что лидер многогранен. При этом уровень харизмы или власти перестает играть столь большое значение. В целом, чем больше элементов задействует лидер, тем меньше его зависимость от одного из них. С одной стороны, как любят говорить психологи, меньше компенсаторного эффекта, с другой – со снижением фокуса элементы теряют насыщенность и заряженность. Человеку гораздо легче довести до совершенства два качества, чем три. Однако «объемное лидерство» позволяет решать куда более сложные задачи и использовать более сложные технологии.
Итак, самый распространенный или традиционный лидер ХХ века – альфа-лидер.
6. Альфа-лидер
Влияние, ответственность, миссия
Сильный, брутальный, решительный, уверенный в себе, альфа-лидер знает, что делать, берет ответственность и оказывает покровительство. Исторически сложилось так, что книги о менеджменте на Западе писали мужчины, а фокус в них был направлен на влияние, власть, могущество и миссию. Конечно, в хороших книгах упоминалась и ответственность, которая вкупе с остальными элементами создавала этот образ – сильного, брутального, решительного мужчины.
Его слабая сторона – отношения. Альфа-лидер не обращает внимания на обратную связь, так как, будучи лидером, намного превосходит в своей экспертности всех остальных. Он считает, что в отношениях и обратной связи нет необходимости, так как его компетенция намного превышает экспертность остальных.
Эффективен в момент кризиса, когда нужны срочные действия, а на выяснение отношений нет времени. Однако в текущей ситуации социального дистанцирования может потерять свою влиятельность и должен перестроиться на новую волну. Назначая не только связанные с бизнесом видеозвонки команде, он воодушевит и вдохновит людей вкладываться, а также поможет отвлечься от нагнетающей обстановки негативных новостей.
Другая слабая сторона Альфа-лидера расположена в области отсутствия анализа ситуации, контакта с реальностью, принятия собственных ошибок. Это связано с его излишней самоуверенностью, болезненной самооценкой и чрезвычайно узким кругом соратников. Так, обладая прекрасной интуицией, этот стратег может серьезно ошибиться в принятии решения, базирующемся на субъективном мнении его ближнего окружения. После кризиса его ошибки становятся более очевидными.
Главная задача здесь – это контакт с клиентами, знание их текущих нужд. Звонок или обращение с вопросом к сотрудникам фронта, колл-центра даст важные инсайты, сфокусирует внимание на выявлении направления дальнейшего успешного продвижения и поможет укрепить позицию компании и лояльность клиентов.
Альфа-лидер – эталон XX века. По его образу написаны большинство книг о лидерстве и потому в этой книге я буду говорить о нем как о «традиционном» лидере. А также о том, как стратегия традиционного лидера все менее актуальна в новую эпоху ХХI века, показывая зону роста и необходимой перекалибровки.
7. Манипулятор-соблазнитель
Отношения, влияние, миссия
Манипулятор-соблазнитель тонко чувствует природу отношений и действует, используя связи, для достижения своей цели. Люди чувствуют, что их глубоко понимают, и готовы сделать все, чтобы помочь своему лидеру. Однако стратегия Манипулятора – краткосрочная нажива, и вскоре оказывается, что понимание и обещания – это лишь маркетинговый ход.
Манипулятор-соблазнитель становится тем сильнее, чем хуже люди справляются со своими эмоциями, например, находятся в постоянном беспокойстве и стрессе, поэтому в кризис этот лидер будет «на коне». Однако его природа – «блеснуть чешуей», и он вряд ли готов к марафону, когда надо долгосрочно упорно трудиться, а также вкладываться в отношения.
Из-за паники в кризис он может исчезнуть из поля зрения. В экстремальных проявлениях может пойти против закона и перевести активы в офшорную зону, отказавшись от обязательств перед кредиторами, сотрудниками, клиентами.
Кризис требует пересмотра ценностей, и к этому Манипулятор-соблазнитель может быть не готов. Чувство, возникающее у всех, кто находится вокруг него – что их «использовали» или «надули». Конкуренты, которые показывают стабильность и оказывают помощь клиентам в кризис, окончательно вынесут смертный приговор его бизнесу.
Обычно манипулятор – хороший оратор. От альфа-лидера его отличают более эмоционально окрашенные речи. Люди чувствуют, что лидер глубоко понимает их, и готовы сделать все, чтобы помочь в достижении обозначенных им целей. Однако позднее оказывается, что понимание и обещания манипулятора – это лишь маркетинговый ход для получения власти, которую он впоследствии использует для собственного обогащения. Так проявляется отсутствие элемента ответственности.
Хороший пример – герой фильма «Поймай меня, если сможешь».
Итак, сильная сторона манипулятора – привлечение клиентов, слабая сторона – неспособность их удержать. Неоправданные ожидания команды и клиентов в долгосрочной перспективе приводят к негативному эффекту, вызывая у всех ощущение, что их использовали.
8. Меценат
Отношения, влияние, ответственность
Меценат – надежный, эмпатичный, зачастую жизнерадостный и сострадательный человек. Умеет сплотить команду с семейной атмосферой и ценностями. Влияет на других через отношения и эмоции, но, в отличие от Манипулятора-соблазнителя, ему по-настоящему важно, чтобы люди были довольны им и любили его.
В кризис будет очень активно помогать и организовывать медицинскую помощь, и например, спонсировать покупку корзин питания. Ему удастся объединить команду вокруг помощи другим и заработать хорошую репутацию. Однако его слабая сторона – миссия – будет проявляться в отсутствии фокуса на перестройку бизнеса. Это может оказаться фатальным, когда ситуация «устаканится» или раньше. Его ждут истощающиеся запасы и изможденные сотрудники.
Меценат отлично проявляет себя в некоммерческой сфере, где не надо никуда бежать и ни к чему особо куда-то стремиться (например, в клубе по интересам без серьезных амбиций, общине). Другими словами, он лучше всего проявляет себя там, где ценны отношения сами по себе, а не для достижения конкретной цели. Парадоксально, но этот лидер не обязательно станет хорошим семьянином, так как чаще всего отдает общине все свои силы, энергию, а порой и деньги.
Что мешает меценату стать хорошим лидером? Во-первых, чаще он сам не стремится к этому. Во-вторых, он расслабляет и развращает команду собственной гиперопекой в виде инвестирования в неэффективные или убыточные проекты, или «спасения» отдельных сотрудников и потакания им. Поэтому в коммерческой деятельности меценат обречен на провал, если не обзаведется партнером с коммерческой жилкой, который сможет держать команду в тонусе.
9. Эксперт
Отношения, миссия, ответственность
Эксперт хорошо понимает цель компании, он гибкий, постоянно работает над собой. Компетентный специалист в своей области, однако, несмотря на свою результативность, недостаточно харизматичен, чтобы взять на себя большую ответственность и влиять на команду. В процессе самосовершенствования фокусируется на своих слабых сторонах и не может обрести уверенности в себе. Излишнее самокопание помогает ему стать еще более экспертным в своей области, но мешает стать более уверенным лидером. Порой Эксперту не хватает толчка извне, чтобы выйти вперед и принять в свои руки бразды лидерства. В момент кризисной ситуации может спасовать, долго сомневаясь и копаясь в себе, «проспать» возможности. Ему трудно продавать свои идеи другим, поэтому он будет перетруждаться, имея сложности с делегированием обязанностей.
В стрессе Эксперт теряет контакт с командой, даже хорошие решения ему бывает трудно донести до исполнителей, поэтому команда может работать вразнобой, создавая дополнительные проблемы. Чтобы избежать ситуации «испорченного телефона», ему необходимо регулярно проводить встречи с четкой повесткой и четкими выводами: кто, что и когда должен сделать. Получит большую пользу от обучении лидерским навыкам, а также поддержке сверху.
ЧЕТЫРЕХМЕРНОЕ ЛИДЕРСТВО
Мы с вами подошли к описанию профиля осознанного лидера, который активно использует все четыре элемента лидерства и умело интегрирует их между собой, проявляя новые грани в разных обстоятельствах.
10. Осознанный лидер
Отношения, влияние, ответственность, миссия
Осознанный лидер наиболее устойчив и эффективен, поскольку активно пользуется всеми четырьмя элементами лидерства и умело интегрирует их между собой, проявляя новые грани в разных обстоятельствах. Он позитивный и жизнерадостный, гибкий в суждениях и всесторонне развит. Для него важны люди, команда.
Он пребывает в контакте с самим собой и принимает свои слабые и сильные стороны, поэтому стресс переживает честно и открыто. Вместе с командой проходит сложности, создает миссию, а затем вкладывает энергию, чтобы заразить ею всех остальных со свойственной ему непосредственностью и энтузиазмом. Приветствует баланс жизни и работы.
Ставит долгосрочные позитивные цели, хочет сделать мир лучше. Обладает системным мышлением и способен принимать решения, которые закрывают несколько задач одновременно, следует подходу win-win. Отношения строит на доверии, вдохновении, стремится к счастью в работе и в жизни. Визионер, ставит фокус на конкуренцию с самим собой и ведет команду к успеху в долгосрочной игре. Примером может служить Тони Шей, создатель компании Zappos, автор книги «Доставляя счастье».
Активная позиция, способность «держать нос по ветру» и кардинально менять курс компании поможет осознанному лидеру не только пережить текущий кризис, но и устойчиво расти после его окончания. Прочные взаимоотношения с командой пройдут тест во время дистанционной работы, а фокус сосредоточится на возможностях, поиске вдохновения и позитива, который и есть ключ к поддержанию командного духа и настроя. Важный элемент – поиск баланса и внутренней мотивации – поможет лидеру выстоять в трудные времена, не замыкаясь в себе, рассчитывая на помощь семьи и друзей. Глубокое понимание нужд клиента в сочетании с высокими технологиями помогут перестроить бизнес на новый лад и стать трендовой компанией новой эпохи.