Не вдаваясь в разбор десятков определений этого термина, которые нетрудно найти в литературе, определю лидерство как способность опережать других и вести их за собой.
Лидерство можно понимать в узком и чаще всего используемом смысле: как совокупность личных качеств, позволяющих человеку быть успешным в жизни, приносить максимальную пользу себе, окружающим, своей компании, стране.
«Артель атаманом крепка».
Лидерство – не менеджмент, главное назначение которого изо дня в день помогать обычным людям, которые ведут повседневную жизнь, успешно справляться с рутинными обязанностями с помощью процедур и контроля. Лидерство – это воплощение в жизнь замыслов, желательно – грандиозных, что требует прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя, лидеры вызывают энтузиазм, апеллируя к таким естественным человеческим чувствам, как потребность в признании, стремление к достижениям, желание быть причастным к большому общему делу, испытывать самоуважение, быть хозяином собственной судьбы, жить в соответствии со своими идеалами.
Под лидерством можно подразумевать и совокупность опробованных в стране принципов государственного управления. И осознание своей страны как лидера, без чего, кстати, и индивидуальное лидерство (особенно в политике) не может быть по-настоящему эффективным.
Особенно велика ответственность тех лидеров, которые выбирают своим поприщем политику, государственное управление.
«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»
Судьбами мира ворочают люди. Личности всегда играли огромную роль в истории. Александра Осиповна Смирнова-Россет приводит в своих «Воспоминаниях» слова Пушкина:
«Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством… Единицы совершали все великие дела в истории».
Мир так уж устроен, что в основном только через политическую сферу, через государство его можно реально менять. Мнения – весьма распространенные и в России в начале 1990-х, – будто «невидимая рука рынка» или что-то иное все расставит по своим местам, оказываются иллюзиями. Конечно, государство не всесильно, но оно необходимо.
«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Государственное управление, политика – более ответственная профессия, чем все остальные. Из-за просчета политика возникают войны, рушатся страны, миллионы людей лишаются работы.
«За ошибки государственных деятелей расплачивается нация».
Лидеры обязаны руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, и апробированной практикой, нежели решать каждый вопрос на основе одного лишь личного восприятия или опыта. Ленинское представление о том, что «кухарка может управлять государством», оправдывало невежество множества поколений управленцев, не обладавших необходимыми знаниями и навыками.
Что надо сделать, чтобы стать полноценным руководителем и настоящим лидером? Очень многое, и именно об этом мы и поговорим. Но, боюсь, исчерпывающий ответ Вы не получите. Ведь жизнь всегда оказывается богаче любых схем.
Лидерами рождаются или становятся? Об этом спорят много столетий.
Конечно, все лидеры сначала рождаются. Невозможно стать лидером, как и кем-то еще, не появившись на свет.
Психологи полагают, что многие лидерские качества бывают врожденными и проявляются едва ли не с колыбели. «Одни быстро утомляются и предпочитают находиться в уединении. Другие же проявляют колоссальную потребность в общении, им оно нравится и им его всегда мало. У них очень яркая реакция на все новое. Они не устают, а, наоборот, подзаряжаются от контакта с другими людьми. Именно дети такого типа, как правило, и идут потом по жизни лидерами, проявляя большую активность и инициативность», – считает известный психолог Ольга Ивановна Маковская. Уже в песочнице можно наблюдать, как кто-то из детей берет на себя организаторские функции, придумывает игру, в которую будут играть с ним все остальные. Несомненно, что многие задатки наследуются – как физические, так и умственные и психологические.
«Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение».
Но, безусловно, проявившиеся в детские годы лидерские задатки вовсе не гарантируют, что из ребенка вырастет лидер. Жизнь извилиста, и никто не знает (кроме Всевышнего), как она может сложиться. Украинский – используем современный термин, поскольку в XVIII веке такого понятия еще не было – философ и поэт, Григорий Саввич Сковорода, писал:
«Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти».
Задатки могут не развиться, если ребенка будут держать в ежовых рукавицах, а не любить, поощрять и баловать. Если он попадет в руки воспитателя и/или учителя, который будет видеть в юном заводиле не будущего лидера, а личного конкурента и источник проблем. Или если юноша или девушка по какой-то причине выберут отшельничество, а не учебу в Московском, Санкт-Петербургском или других прославленных университетах.
Поэтому неудивительно, что из всех генетических лидеров в реальные лидеры, а тем более – вожди, выбиваются единицы.
«Гораздо легче завоевать ту или другую страну при помощи кавалерии товарища Буденного, чем выковать двух-трех руководителей из низов».
Лидерские качества зависят от темперамента, чаще ими обладают холерики и сангвиники. И вряд ли станет лидером человек с шизоидным типом личности: он, как правило, безразличен к отношениям с другими людьми. А лидеры всегда интересуются окружающим, для них другие люди – ресурс.
Но не тревожьтесь сильно по поводу наследственности, таланта на генетическом уровне или того, что другие думают или говорят о Ваших способностях и коэффициенте интеллекта. У Вас могут быть (или не быть) слабости, физические недостатки, но только от Вас зависит, станут ли они преградами на Вашем пути к успеху или, напротив, стимулами для их преодоления при движении к вершинам. Ни наследственность, ни гороскопы, ни чужие мнения – ничто так не влияет на Ваше будущее, как Ваши собственные целеустремленность, человеческие качества, ценности, решения и поступки.
«В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ».
И совершенно неважно, что вы можете совершенно не соответствовать тому стереотипу лидера, который существует в Вашем или в чьем-то еще сознании (большинству видится эдакий высокий и широкоплечий харизматик). Многие эффективные лидеры государств, министерств, корпораций, не говоря уже о лидерах интеллектуальных, совершенно не соответствуют такому образу. Это очень разные люди – по характеру и образу мыслей, ориентирам и ценностям, со своими достоинствами и недостатками. Среди них есть либералы и консерваторы, люди очень умные и не очень, фигуры публичные и теневые.
Хотя гены достаточно важны, лидерами все-таки в основном становятся. Человек – существо социальное, он обучается, изменяется, умнеет с возрастом. Малое число лидеров на душу населения объясняется не отсутствием у большинства лидерских способностей, а распространенным мнением, будто лидерству нельзя научиться. Лидерство – это не прерогатива узкого круга харизматических личностей.
Хотя каждый лидер по-своему уникален, их жизненные стратегии имеют общую модель. Лидерству учатся через целенаправленные усилия, труд, самоанализ. Желательно в очень хорошем учебном заведении. Например, на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Все начинается с веры в самого себя.
Лидерство не означает обязательно славу и состоятельность, хотя и они не помешают. Быть лидером – не обязательно стать героем, занять пост президента, премьера, члена кабинета, депутата Государственной думы или стать олигархом, гендиректором или деканом. Хотя и это не вредно.
Лидерство – это набор знаний, умений, навыков и способностей, которые полезны везде: за партой, за кафедрой, за столом главного бухгалтера или руководителя, в общежитии, в студенческом совете или совете директоров «Газпрома», в стенах университета или за Кремлевской стеной.
Рецепты лидерства работают не всегда, не во всех ситуациях и не со всеми людьми. Никаких гарантий просто не существует. Ни одному лидеру – ни в прошлом, ни в настоящем – не удавалось полностью контролировать любую ситуацию. Но технологии лидерства работают применительно к большому количеству ситуаций или людей.
Леонид Борисович Новицкий – первый зампред Росагролизинга, а сейчас владелец холдинговой компании «Аватар», контролирующей крупные промышленные и финансовые активы в России и за рубежом. Он двукратный обладатель Кубка мира по ралли-рейдам, шестикратный участник гонок «Дакар» в классе внедорожников, его нередко называли «императором пустыни». Он дал, на мой взгляд, очень интересное и наглядное объяснение того, что означает обретение лидерских качеств, основываясь на своем опыте в бизнесе и в спорте. Особенно после одного случая на ралли, когда он чуть не погиб.
«То, что не убивает, делает нас сильнее» – эта истина стала банальной, но она не перестала быть истиной… Постепенно ко мне стало приходить понимание, что высшее напряжение сил – это вовсе не стиснутые зубы и до предела напряженные жилы. Это даже не просто способность перетерпеть боль и страдания. Высшее напряжение сил – вот что это такое.
Да, именно так оно и выглядит. Обыкновенная прямая линия. Почему? Сейчас вы сами поймете.
Эта неуклюжая кривая – наши усилия на начальном этапе любого нового дела, будь то спорт, бизнес, наука или ухаживание за женщинами. Ты совершаешь много лишних и бессмысленных действий, ты слишком часто идешь на поводу у своих эмоций, в результате – куча ошибок, весь лоб в шишках и минимальный КПД.
Но если человек не дурак и способен учиться, если он много работает и упорно движется к своей цели, то постепенно амплитуда этих колебаний уменьшается, линия потихоньку спрямляется, путь из точки А в точку В укорачивается.
Чем у́же коридор колебаний, тем эффективней действия и тем ты ближе к тому, что на литературном языке называется «высшим мастерством». Пожалуй, я все-таки немного слукавил, когда нарисовал самому себе прямую линию. Действовать по прямой способны только роботы или идеально написанные компьютерные программы. Даже мастер высшей пробы, если он все-таки живой человек, действует всегда немного кривовато. Так что в моем случае танец предельных возможностей выглядит скорее так:
Знание навыков лидерства помогает сделать Вашу жизнь более прямой. А идя по прямой, Вы гораздо быстрее придете к цели, а значит, и достигнете в жизни большего количества целей, чем шатаясь из стороны в сторону.
Часто можно услышать, что не бывает национальной школы лидерства. Принципы лидерства универсальны: что работает в одной стране, будет работать и везде. Так думали и думают и многие наши соотечественники.
«Все народы одинаковы: как англичане, французы, немцы, японцы, так и русские. Что хорошо для одних, почему то же не будет хорошо и для других?»
Но все-таки – и это главный посыл книги – лидеру очень не вредно понимание того, в какой стране и в какое время он живет.
Доказано: после Второй мировой войны на путь модернизации вступило более полусотни государств. Но преуспели только те из них – Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Китай, – которые неуклонно работали с ценностным кодом, с национальной ментальностью и этикой, своей уникальной картиной мира. Менялись, учитывая и сохраняя традиции и своеобразие. И, напротив, российские реформы 1990-х бесславно провалились именно потому, что проводились по заимствованным извне лекалам без учета особенностей нашей страны. А классические экономические и политические теории неоднократно разбивались о российскую действительность.
«Русские проблемы на западные языки перевести невозможно. Исчезает романтическая окраска и психологическая глубина».
Блестящий поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев не зря писал:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Но в Россию можно не только верить. Кстати, и сам Тютчев имел в виду лишь то, что к России не применимы стандартные измерительные инструменты. Нужно создавать свои собственные. Олег Анатольевич Матвейчев – известный философ и политолог, написал в книге «Суверенитет духа» о русских мыслителях, в том числе о тех из них, кто вел поиски русской самобытности: «Никто из них даже не задумался над тем, что прилагают к России европейский метр, вместо того чтобы, наоборот, попытаться Европу измерить российским аршином. А для этого нужно породить сам «аршин», то есть собственную систему категорий, выросшую из осмысления собственного бытия. В этом и состоит работа настоящих философов, которой наши «философы» пренебрегли».
«Выигрывает тот, кто придумывает правила».
Когда в России говорят о том, что мы являемся особенной страной, то не имеют в виду – исключительной. Каждая страна, как и каждая цивилизация, – особенная, и это нужно учитывать. Россия не претендовала и не претендует на избранность, в отличие от гитлеровской Германии или современных Соединенных Штатов.
«Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных».
При этом наши великие мыслители хорошо понимали необходимость учета национальной специфики, которая делает каждый народ неповторимым. В том числе и русский. Кстати, на протяжении столетий слова «русский» и «российский» были синонимами. А на английский язык оба переводятся как Russian. В этой книге (в том числе на обложке), следуя традиции, я не разделяю эти понятия, как делал бы, если бы писал о национальных отношениях.
«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию… Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
«Как самое худшее, так и самое лучшее в каждом народе есть то, что принадлежит только одному ему».
Исключительно большую роль в формировании национальных особенностей играет исторический опыт народа.
«История, прошедшее для народа – то же, что для отдельного человека его природа, ибо природа каждого из нас есть не что иное, как сумма наследственных особенностей».
Каждое государство, каждый народ есть произведение искусства, поскольку двух одинаковых просто не существует.
«Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым».
И Россия тоже представляет собой особую цивилизацию, обладающую целым набором специфических черт, определяющих и специфику российского лидерства. Понимание этого существовало в народном сознании, причем в предельной форме.
«Что русскому здорово, то немцу смерть».
Представление о «совершенно особом» существовании России в равной степени разделяли и такой последовательный славянофил, как Иван Васильевич Киреевский, и такой крайний западник, как Виссарион Григорьевич Белинский. Такой же западник – историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин был уверен:
«Мы никогда не теряли своей народности: нельзя указать ни на одну минуту в нашей исторической жизни начиная с какого угодно времени, в которую бы мы перестали быть русскими и славянами, потому что это совершенно, математически невозможно: мы всегда будем мы и никогда они, кто-нибудь другой; иначе мы тотчас же исчезнем с лица земли, перестанем существовать как особенный народ».
Только к концу XIX века появились соотечественники, которые доказывали тождественность российского и западного опыта. Особенно ярко эта точка зрения отразилась в социалистической мысли, наиболее яркими представителями которой были Георгий Валентинович Плеханов и Владимир Ильич Ленин, которые сделали вывод о России как просто отсталой западной стране и слабом звене в цепи империализма.
Но все же специфика России очевидна. Историческое движение страны, раскинувшейся на огромных просторах Евразии от Балтики до Тихого океана, не могло не придать ей специфические черты. Российскость можно понять, прежде всего исходя из собственной сущности самой России, а не чьей-то еще.
Россия – цельный организм. В его основе лежит цивилизационный, культурный генетический код, закладывающий основу общей российской матрицы.
«Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказаться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели… Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что именно дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами».
У нас свой менталитет, свои нравы, свое понимание добра и зла, свои порядки, заморочки, политические традиции и институты. Мы не очень понимаем порой чужие нравы, нам не очень понятна логика западной политики, избирательных кампаний. Как говорил выдающийся мастер политического афоризма и глава российского правительства Виктор Степанович Черномырдин:
«Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы еще им поаплодируем. Но другое дело – Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить – не ходи! А пошел – отвечай. Если не умеешь… И мы доживем! Я имею в виду Конституцию!»
Тот факт, что Россия не относится к Западной цивилизации, ни в коей мере не делает ее в чем-то ущербной. Просто наш путь был другим. И мы ни в коем случае не должны преуменьшать прочность того фундамента, на котором стоит российская цивилизация. Причем этот фундамент проходит и по земле, и в нашем сознании. Известный журналист и телеведущий Андрей Маркович Максимов справедливо замечал: «Мы формируем себя из кирпичиков прошлого. Понятно, что если это гнилой, рассыпающийся кирпич, то ничего путного из него построить не получится. Когда человек не умеет делать позитивных выводов из своей жизни, он не формируется, а рассыпается». Так же и страны, которые состоят из людей. Наш фундамент должен быть прочнее гранита.
«Горит только то, что тленно. Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе».
Все существующие на Земле страны и цивилизации, как и отдельные люди, исторически имели весьма простую главную цель – выживание. Реализовав ее, приступали к другим задачам – создание удобства, удовлетворение любознательности, обеспечение свободы. Но главное – выживание. Для этого каждое государство или цивилизация выбирали свой набор технологий. Если выбор был неправильным, они становились предметом изучения исключительно такой науки, как археология. Если страна живет, да еще является самой большой по территории, девятой по численности населения и пятой по размеру экономики, значит, выбранный ею набор технологий правилен.
«О, сколько царств, сжимавших мир! Природа
Глядит с улыбкой на державства эти:
Нет, не цари – ее родные дети!
Пусть гибнут троны, только б дух народа,
Как феникс, ожил на костре столетий!»
Тютчев был прав, когда уверял, что должность русского Бога – не синекура. Однако вопреки расхожим стереотипам исторически Россия – крепкое, жизнеспособное и стабильное государство. Одно из двух ныне существующих на планете, которые могут похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования, не прерванного завоеваниями извне или нахождением под чьей-то властью. Причем вторая такая страна – Англия. Но, согласитесь, она существовала в более спокойном геополитическом окружении, где главными вызовами были шотландцы и рыба в окрестных морях. Мы же выживали и развивались в самом горячем месте истории планеты – в центре Евразии.
Стабильность российской государственности подчеркивается и тем, что с момента ее создания и до провозглашения республики – Александром Федоровичем Керенским, который, по иронии судьбы, в тот момент был фактически единоличным нелегитимным диктатором – у нас было всего две царствующие династии – Рюриковичей и Романовых (кто-то еще добавляет недолговечную династию Годуновых). Меньше из бывших монархий, пожалуй, только в Японии, где со времен принца Иваро, внука лучезарной богини солнца Аматэрасу и основателя государства Ямато царствует до настоящего времени только одна династия (извиняюсь за иностранные имена). В Китае, где счет истории шел по династиям, их набралось (как считать) – около сорока.
За свою более чем тысячелетнюю историю Россия четыре раза терпела подлинные Крушения. Когда разрушались традиционные формы государственности, страна превращалась из субъекта в объект международной политики, становилась полем боя гражданских войн и/или интервенций, несла колоссальные человеческие жертвы, теряла огромные территории, отбрасывалась на десятки лет назад в экономическом развитии. Когда вставал вопрос о выживании ее как государства и нации. Первое Крушение было вызвано внешним завоеванием: в XIII веке раздробленные русские княжества стали добычей монгольского войска. Все последующие Крушения объяснялись почти исключительно внутренними причинами, которые порождали революционные взрывы, ставившие страну на грань существования. Так было в начале XVII века, когда Россия захлебнулась в братоубийственной Смуте. Так было после революции 1917 года, когда Гражданская война унесла миллионы жизней, а государственность была восстановлена методами большевистской диктатуры. Так было в 1991 году, который принес развал СССР, сопровождаемый серией гражданских войн, катастрофическим экономическим обвалом на постсоветском пространстве, небывалым геополитическим ослаблением страны.
Со времен монголо-татар Россия справлялась с вызовами извне, никому было не под силу ее завоевать. Но она оказывалась уязвима изнутри. Каждое Крушение имело своей главной причиной раскол внутри элиты, духовный надлом нации.
«Очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому, что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, – когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель».
После каждого из этих Крушений Россия возрождалась, начинала заново. Каждый раз это была другая Россия. Но только немного другая. Потому что люди оставались теми же, и они воспроизводили во многом прежние ментальные культурные стереотипы. Как заметил наш великий поэт и мыслитель Максимилиан Александрович Волошин:
«Мы не вольны в наследии отцов,
И вопреки бичам идеологий
Колеса вязнут в старой колее».
А декабрист Михаил Сергеевич Лунин справедливо утверждал:
«На время могут затмить ум русских, но никогда – их народное чувство».
Элементы разрыва, моменты крушений встречались у всех наций и государств, причем даже чаще, чем в России. Но они не теряли своего лица, не становились кем-то еще. Если, конечно, вообще не исчезали с лица Земли.
«Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».
Сила нации неразрывно связана с почитанием героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей скорбью в дни трагедий. Лидерство – как индивидуальное, так и государственное – должно вытекать из всего предыдущего опыта истории – трагической и героической. Касается ли это политики или искусства. Так, наш великий певец Федор Иванович Шаляпин уверял:
«Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства… Если в них есть жизнь – плоть и дух, – то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым».
Самоуничижение категорически противоречит императивам как личностного, так и государственного лидерства.
«Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но поелику оный не имеет еще столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет».
Советский палеонтолог, мыслитель и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов считал:
«Принижение, особенно добровольное… рождает привычку быть руководимым, снимает ответственность за свои поступки, за свой путь».
Тем более что представление об отсталости и ущербности России – неправда. Современный философ Сергей Георгиевич Кара-Мурза уверен: «Россия выросла как альтернативная Западу христианская цивилизация. Она по важным вопросам бытия постоянно предлагала человечеству иные решения, нежели Запад, и стала его экзистенциальным оппонентом положения». И эти решения нередко были более удачными, чем западные.
Более того, самоуничижение подталкивает нас к подражательству. Простое копирование чужих образцов – путь в никуда. Это давно понимали наши славные предки, к коим я без тени сомнения отношу автора первой классической многотомной истории России, писателя и настоящего гражданина Николая Михайловича Карамзина:
«Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских… Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают дом? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку, и народу, который будет всегдашним учеником!
До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, – и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более – цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! – Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие».
Екатерина Великая говорила о советах, которые давал ей великий французский просветитель Дени Дидро:
«Если б я доверилась ему, пришлось бы все перевернуть в моей империи: законодательство, администрацию, политику, финансы, я должна была бы все уничтожить ради его непрактичных теорий. Я ему откровенно сказала: я с большим удовольствием слушала все, что внушил вам ваш блестящий ум; но из общих принципов, которые я вполне понимаю, можно составить очень хорошие книги и лишь очень дурное управление страною… Вы забываете различие наших положений; вы трудитесь над бумагой, которая все терпит, – она гладка, покорна и не представляет препятствий ни вашему воображению, ни перу вашему; между тем как я, императрица, работаю на человеческой шкуре, которая, напротив, очень раздражительна и щекотлива».
Спешка и необдуманность в деле реформ, следование умозрительным советам из-за бугра или отечественных умников, никогда порой не управлявших ничем, кроме собственного пера или авторучки, не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. Никто не вправе рисковать жизнью, безопасностью, благополучием людей даже ради самых высоких целей и красивых теорий. Мы «наелись» этого в прошлом. Реформы для людей, а не люди для реформ.
«Навязывать современной России формулы успешности иных цивилизаций противопоказано ее успешности».
В то же время перемены абсолютно неизбежны. Они должны быть неуклонными и последовательными, но постепенными, продуманными, поэтапными. Лидерам не следует забывать, что формы государственного устройства, демократии всегда зависели от ментальности, традиций, институтов, уровня жизни, правовой культуры, от того исторического времени, в котором живет государство.
Российская государственность и методы управления не могут механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество вызревает изнутри, а не создается на зарубежные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием обычаям других развитых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать.
Лидерские практики России должны быть открытыми ко всему новому, что ежедневно появляется в мире, гибкими, но адекватными динамичной, подвижной и многомерной структуре нашего очень непростого общества. Отвечать политической культуре свободных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Настоящих лидеров.
Россия всегда добивалась успеха, когда чувствовала себя единым, сплоченным, уверенным в себе целым.
«Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».
Говорят, у россиян изначально нет установки на лидерство: скромники, воспитывали так, чтобы не высовывались.
«Славы суетной земной ни в чем не желай, но спроси у Бога вечного блаженства», – читаем в «Домострое» – кодексе жизни средневековой России, написанном (или отредактированном) духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром.
В советское время слово «карьерист» было чуть ли не ругательным, стремиться к карьере было недостойно настоящего советского человека.
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди».
Все так. Но и установка на лидерство – подспудно или явно – была всегда. И наша страна дала множество лидеров, определяющих лицо нашей планеты. Они демонстрировали примеры лидерства, предлагали его формулу.
Принципы лидерства – не то, что родилось в современных школах бизнеса или государственного управления. Многие из них были сформулированы тысячелетия назад. Они вошли в классическое наследие – античного мира, Древнего Китая, Византийской империи. И становились известны нашим предкам с момента возникновения славянской письменности через переводы и Священного Писания, и античной классики.
Еще в XI веке в «Изборник» Святослава вошли изречения античных философов и поэтов, христианских богословов и проповедников. Популярный сборник афористичных «слов премудрых и прекрасных», переведенных с греческого в XII веке, под названием «Пчела», включал в себя изречения из Библии, из творений Отцов церкви, Плутарха, Менандра, Сократа, Аристотеля. «Пчела» пользовалась большим успехом в читательской среде, нередко цитировалась в летописях и исторических повестях, поучениях и посланиях.
«Афоризмы – едва не лучшая форма для изложения философских суждений».
Древнерусская литература, зарождение которой относится в X веку, в значительной мере носила учительный характер, достоинство произведения определялось воспитательной полезностью идеи, которую автор стремился довести до читателя. В наставлениях, поучениях, нравственных проповедях ставились разные вопросы, относящиеся в том числе и к лидерству. Среди множества поучений, известных на Руси с XI века, особенно популярным было «Наставление отца к сыну».
Политические и моральные наставления исходили чаще всего от духовных лиц, среди которых выделялся первый Киевский митрополит из русских Илларион. Одним из ранних наставлений, созданных выдающимся государственным деятелем, было «Поучение» Владимира Мономаха, написанное, видимо, в 1117 году. За плечами князя была долгая и трудная жизнь, десятки военных походов и битв, огромный дипломатический опыт, скитание по уделам, куда забрасывал его принцип престолонаследия по старшинству в роде, и слава великокняжеского «стола».
Даже в «Домострое» – одном из важнейших произведений древнерусской литературы, где формулировался идеал домашней жизни и личного поведения, можно найти мудрые советы лидерам.
Принципы лидерства были разлиты в народном сознании, которое имеет еще более древние, глубокие и разветвленные корни – в виде житейских истин, зафиксированных в пословицах и поговорках. Многие русские пословицы – афоризмы, попавшие в устную речь, где нередко принимали более простую форму. Пример из множества подобных: актуальная для лидера библейская заповедь «Копающий яму под ближним своим сам попадет в нее» трансформировалась в пословицу «Не рой другому яму: сам в нее попадешь».
В пословицах в меткой форме хранятся знания обо всем – от деталей быта до принципов лидерства. Они – плод исторического творчества нации, отшлифованный и выверенный многими поколениями россиян. Они позволяют обратиться к опыту предков, занять у них прозорливости. Когда в этой книге у цитаты не будет указан автор, знайте, что это русская пословица или поговорка.
«Пень не околица, глупая речь не пословица».
«Пословица не на ветер молвится».
Уже в XVII веке появился сборник под названием «Повести или пословицы всенароднейшие, которые в народе издавна словом употреблялися».
«Старая пословица век не сломится».
В XIX веке пословицы и поговорки собрал и систематизировал мичман Черноморского флота, прекрасный военный врач, хирург, доктор медицины, офтальмолог, пионер отечественной гомеопатии; член-корреспондент Академии по Отделению естественных наук, поэт, прозаик, почетный член Общества любителей Российской словесности; этнограф, член общества истории и древностей Российских, один из членов-учредителей Русского географического общества; лексикограф, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором представлены 200 000 слов, находившихся в народном употреблении; филолог, изучивший двенадцать иностранных языков, первый российский тюрколог; знаток и собиратель фольклора. Как Вы догадались, речь идет о выдающемся россиянине – Владимире Ивановиче Дале, который говорил:
«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме».
Кто же они, авторы принципов лидерства по-русски? Среди них великие правители и святые мученики, летописцы и богословы, выдающиеся военачальники и мыслители, писатели и поэты. Наши великие соотечественники, составившие славу своему Отечеству, да и всей мировой цивилизации. Если и сегодня, много веков спустя, их имена хорошо известны, они точно были лидерами. Но лидерами были и многие другие люди, имена которых не сохранились для истории.
Воспитывали в себе лидерские качества и призывали это делать Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Александр Невский и Дмитрий Донской.
Недвусмысленный призыв к российскому лидерству прозвучал из уст игумена псковского Елеазаровского монастыря старца Филофея, сформулировавшего нашу первую национальную идею – «Москва – третий Рим» – в 1520-е годы, в царствование Василия III:
«Скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения Пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть Римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Мощную установку на лидерство давал первый российский император Петр Великий:
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».
«Мы – русские, и потому победим», – утверждал великий полководец Александр Васильевич Суворов, которому действительно были неведомы поражения.
У Пушкина точно была установка на лидерство – интеллектуальное. В 1820 году он написал «Про себя»:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!»
«На земле, где все изменно,
Выше славы блага нет», —
уверял Федор Иванович Тютчев.
Наши великие предки звали на жизнь, как на борьбу, видели в ней горение, вечное стремление к вершинам, совершенству.
«Мы призваны в мир на битву, а не на праздник; праздновать победу мы будем на том свете».
«Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства».
«Смысл жизни только в одном – в борьбе».
«Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип; это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода», – уверял замечательный композитор и изобретатель светомузыки Александр Николаевич Скрябин.
Немало полезного для современных лидеров можно найти в отечественных кодексах чести и правилах поведения.
Например, в кодексе офицера. Офицерские кодексы разных стран порой противоречили не только закону, но и воинским уставам. Из-за этого они долгое время не печатались, а распространялись в списках или устно. В России неформальные своды офицерских правил поведения существовали с XVIII века, но только в 1904 году их опубликовал ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, он попал в ГУЛАГ, вышел на свободу, в годы Великой Отечественной стал подпольщиком в Харькове, где был схвачен и замучен гестаповцами, не изменив чести русского офицера.
Моряки смотрели в лицо смерти не реже «сухопутных» офицеров, и у них тоже выработался свой кодекс чести, правда, никем не записанный: до нас дошли лишь отдельные нормы, тесно переплетенные с морскими суевериями. В целом флотские понятия о чести были похожи на офицерские и учили быть верными своему долгу, честными, воздержанными.
Кодекс русского купца был суммирован в 1881 году в брошюре литератора Ивана Егоровича Зегимеля «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». Содержащиеся там положения весьма актуальны для сегодняшнего лидера, причем не только в сфере бизнеса.
Немало полезных этических рекомендаций я обнаружил в книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на все случаи домашней и общественной жизни», который был составлен Юрьевым и Владимирским и издан в 1889 году.
Советский Союз претендовал на лидерство в глобальном масштабе, предлагая альтернативную модель общественного устройства. А советские люди видели себя носителями самой передовой идеи и не жалели своих жизней для ее воплощения в жизнь.
«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь».
«Самое дорогое в жизни – быть всегда бойцом, а не плестись в обозе третьего разряда».
«Рожденный ползать – летать не может!»
Для миллионов советских людей жизненным принципом стал девиз героев романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана»:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Великие творцы звали ставить беспредельные жизненные цели, уходящие далеко за горизонт. И достигали их.
«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни».
«Мой стих трудом
громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо».
«Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы и что ей хаты!»
«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками».
«Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи».
Продолжают призывать к лидерству и наши современники. Об этом не раз говорил и Президент России Владимир Владимирович Путин, не один год возглавляющий список наиболее влиятельных людей на Земле:
«Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам».
К опыту предков и современников я добавляю в этой книге и свой скромный жизненный опыт. Так уж получилось, что слово «политика» в силу семейных обстоятельств я услышал немного раньше, чем большинство моих сверстников. И думать о природе политики и лидерства тоже начал довольно давно.
Лидерство – гораздо проще и гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Что можно считать особенностями российской школы лидерства?
Российская школа заметно менее категорична, чем западная. Она смотрит на любую рекомендацию с самых разных сторон и неизменно отмечает ее условность. Она заметно более многовариантна, что отражает интеллектуальное отрицание крайностей.
«Все чрезмерное дурно».
Наша школа заметно более философична, если хотите, рассудительна. Россиянину надо как следует разъяснять, зачем да почему. В каких-то странах можно просто сказать человеку копать от забора и до обеда, и он будет копать. А наш человек захочет узнать, почему от забора, зачем до обеда и почему именно он должен это делать.
В нашей школе лидерства весьма силен моральный компонент. В ней гораздо большее внимание уделяется ценностям – как общественным, так и ценностным ориентациям каждой личности.
Гораздо большее место занимают не столько строго научные или наукообразные подходы, сколько житейская мудрость. Наша школа менее технократична.
И, конечно, российская школа лидерства менее формализована. На Западе, да и на Востоке написаны тысячи книг о лидерстве. Существует множество различных школ. Наша наука лидерства только создается и пока во многом вторична по отношению к западной.
Давайте создавать нашу науку лидерства вместе.
Кто-то скажет: зачем нам вся эта архаика, зачем оглядываться на отечественный опыт веков? Ведь мир XXI века шагнул далеко вперед в теории и практике управления, использовании новейших научных достижений и технологий. Все так.
Но даже в самых современных книгах о лидерстве Вы найдете множество цитат из трудов, которые насчитывают не одно тысячелетие. И многие принципы современного лидерства, которые подаются как выдающиеся достижения современной западной мысли, можно встретить в произведениях еще древнерусской литературы или в народных поговорках.
Именно потому, что мир ушел далеко вперед, преобладающая часть современной переводной литературы о лидерстве может рассматриваться как узкоспециализированная. Она, безусловно, полезна, и не думайте, что я с ней не знаком. Но ее очень важно приземлить на фундамент нашей ментальности и наших ценностей.
«Надо, не жалея сил, изучать культурное наследство. Надо знать его всерьез и глубоко. Надо использовать все, что дал капитализм и предшествующая история человечества, и из кирпичей, созданных трудом людей на протяжении многих веков, строить новое здание – удобное для жизни народа, просторное, полное света и солнца».
Так что эта книга – базовый курс лидерства, поставленный на национальный фундамент. Не заменяющий, а дополняющий другие.
Перед современной Россией – серьезный вызов.
Со стороны Запада на нашу страну, которая становится все более сильной, уверенной в себе, играет все более активную и самостоятельную роль в мировых делах, оказывается беспрецедентное давление. Никогда, даже в самые напряженные годы «холодной войны», на страну не лились такие потоки беспардонной лжи. Никогда американские войска не размещались в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии, Румынии, Болгарии.
«Я с некоторыми нашими экспертами и блогерами пытался поспорить на Facebook, пообещав миллион долларов тому, кто докажет, что НАТО не строит военных планов против России. Но благодаря WikiLeaks мне не пришлось расстаться с деньгами».
Никогда Вашингтон не руководил правительством в Киеве. Никогда раньше представители российского руководства не находились под персональными санкциями. И это в период, когда мы далеко не завершили экономическую модернизацию, не вывели страну на передовые рубежи.
«Люди [на Западе] явно заняты выискиванием хоть какого-то повода для того, чтобы продолжать оказывать на нас давление. Но, во-первых, все эти поводы выглядят смехотворно и ничтожно. Во-вторых, никогда еще попытки оказывать давление на Россию не приносили результата».
Что сейчас больше всего надо России – так это несколько лет стабильного развития. Но, боюсь, никаких нескольких спокойных лет у нас нет. И боюсь, история не дала нам права на еще одну ошибку или эксперимент.
Вызовы должны не парализовать, а мобилизовать. Нельзя работать на обстоятельства, на то время, в котором живешь.
«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!»
«И ты, и я – мы все имели честь
Мир посетить в минуты роковые,
И стать грустней и зорче, чем мы есть».
«Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше».
У нас и Запада прямо противоположные взгляды на будущее нашего Отечества.
«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
Зачем нам такая Россия? Потому что если мы не будем великой державой, то нас не будет вовсе.
«Россия является очень большой страной, с огромным количеством природных ресурсов. И если только мы будем слабыми, то нас не будет».
«Думаете ли Вы, что такая страна, которая в ту самую минуту, когда она призвана взять в свои руки принадлежащее ей по праву будущее, сбивается с истинного пути настолько, что выпускает это будущее из своих неумелых рук, достойна этого будущего?»
«Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы».
Но не случайно на иконах с ликом Федора Федоровича Ушакова в руках у адмирала, причисленного к лику святых, пергамент со словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».