Чем больше людей захотят у тебя работать, тем дешевле это будет тебе стоить.
В жизни каждого здорового бизнеса наступает момент, когда он начинает расти. А что означает рост бизнеса? Это прежде всего рост команды. Как понять, что пришла пора брать нового игрока в команду? Кем должен быть этот игрок – нападающим или защитником? Звездой или специалистом? Какой в итоге должна стать команда, которая приведет бизнес к успеху? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Почему же так важна команда? И не просто команда, а суперкоманда! Может быть, получится обойтись без нее и делать все самому? Ответ прост: можно и самому, но в одиночку много денег не заработаешь. Если ты, конечно, не Марадона или Паваротти. А если ты не великий спортсмен или артист, единственный вариант заработать большие деньги – это стать во главе успешной команды. И чем больше эта команда, тем большее совокупное количество скоординированных действий она сможет совершить. Причем ее работа не сводится к механическому выполнению задач. Люди должны работать от души, заряжаться на ежедневную отдачу. И вот тогда это огромное количество энергии приведет к единственно возможному варианту: большая отдача принесет большие деньги.
Естественно, львиную долю получает руководитель. Без руководителя каждый, возможно, что-то из себя и представляет, но организоваться в сильную команду, которая заработает миллионы, без руководителя невозможно. Не научишься создавать команду – не увидишь больших денег. Покажу на цифрах. Чтобы заработать миллион, оборот компании должен быть в десять – двадцать раз больше. Но предоставить товаров или услуг на десять – двадцать миллионов один человек не может. Это под силу только большой команде, причем команде звезд!
Приобретая в свою команду очередного игрока, ты покупаешь его время и перепродаешь дороже то, что он смог за это время для тебя сделать.
Вот пример: чтобы заработать миллион, у тебя есть команда, предположим, в пятьдесят человек. Каждый из них работает около сорока часов в неделю. То есть выходит две тысячи рабочих часов в неделю, за которые создается тот самый звездный товар или услуга. А сколько часов есть у тебя? Семьдесят, от силы девяносто восемь, если будешь работать семь дней в неделю по четырнадцать часов в день! А нужно две тысячи! Так как же ты можешь сделать это без команды?
Значит, тебе нужно заплатить людям – купить их время дешевле и продать его потом дороже. Не стесняйся называть вещи своими именами. Купил дешевле – продал дороже. Это и есть бизнес! И никакой лирики. Я не очень люблю говорить «нанимаю на работу». Мы скорее договариваемся с человеком о взаимовыгодном сотрудничестве: меняем деньги на труд. Я заказчик, он – исполнитель. У меня есть объем работы, он готов ее сделать. В итоге и я в выигрыше, потому что мой бизнес растет, и он тоже, потому что получает свои деньги.
Когда сильный человек приходит на собеседование, то не думай, что это только ты интервьюируешь его. Он точно так же интервьюирует тебя, точно так же выбирает себе партнера. Пора искоренять рабовладельческие замашки, те времена прошли!
Ты покупаешь время сотрудника, но это не должно мешать вам оставаться друг с другом в прекрасных отношениях. Не нужно бояться такого формата взаимодействия с людьми. Многие думают, что они поступают слишком рационально, что это недуховно – покупать время человека… А это, на самом деле, очень честно! Человек может быть счастлив потому, что имеет возможность заниматься тем, что ему нравится, и получать за это деньги. И что же здесь недуховного? Как раз наоборот! Он растет, продвигается, ему хорошо, тебе хорошо.
Многие начинающие бизнесмены очень недооценивают значение команды, так как у них еще нет ни опыта, ни знаний. Зато есть много иллюзий и тараканов в голове! Их распространенная ошибка заключается в том, что, для того чтобы сэкономить, они берут в команду родственников или знакомых. В итоге ни бизнеса, ни друзей. Обычно бывает так: берешь друга, потому что сегодня вы идеологически совпадаете и находитесь в одной лодке. А завтра стали другими, да и бизнес вырос. И начинается головоморочка!
В начале пути партнеры объединяются, они оба слабенькие, а когда у них появляются силы, то начинают ущемлять друг друга. Один хочет идти в одну сторону, другой – в противоположную. Один хочет тратить деньги, другой инвестировать. Конечно, лучше действовать самому. Но если уж не получается быть единственным акционером компании, то старайся хотя бы оставить за собой контрольный пакет акций, чтобы за тобой было решающее слово.
Дружба – это бартер, обмен энергиями без денег. А бизнес – не бартер, это обмен товара или услуги на деньги. Не менее замечательная штука, чем дружба, но другая!
Часто (почти всегда) бывает так, что человек пользуется своим особым статусом друга и не выкладывается на сто процентов. А ты не можешь, помня, что он твой друг, надавить на него, как на других своих сотрудников. Уволить друга так, чтобы избежать проблем в будущем, конечно, очень сложно. Но ты можешь поговорить с ним, чтобы расставить все точки над i. Причем для такого разговора ты сам себя должен внутренне подготовить, определиться с тем, сколько хочешь ему платить и что получать за эти деньги. Пока сам не поверишь в то, что должен сказать, правильно не получится.
Если у тебя работает друг, то во избежание всяких недоразумений сделай следующее.
1. Точно подсчитай, сколько денег в день ему платишь. Например, пятьдесят долларов. Для тебя это бизнес-процесс: платить независимо от своих желаний пятьдесят долларов в день, ты в этом не свободен. А он, получая эти деньги, наверняка хочет оставаться свободным.
2. Четко пропиши бизнес-процессы, которые хочешь получать за эти деньги. Например, тебе нужно, чтобы за эти деньги он присылал тебе ежедневный отчет в 9:00, делал тридцать звонков в день, проводил одно совещание и так далее.
Затем можешь с чистой совестью сказать: «Мы с тобой работаем в бизнесе. Я обмениваю вот такие-то твои бизнес-процессы (звонки, отчеты, совещания) на свой бизнес-процесс – платить пятьдесят долларов в день. То есть мы меняем услуги на деньги. Хочешь, поменяемся местами? Ты мне платишь деньги, а я оказываю услуги, если договоримся. С удовольствием продам тебе свое время за деньги, я же бизнесмен!» Он наверняка скажет, что у тебя поехала крыша, и ваша дружба быстро закончится. Но, по сути, я ведь говорю абсолютно правильные вещи.
Можно добавить, что в своем выборе он свободен, ведь не обязательно соглашаться на твои условия. Возможно, он подумает и скажет, что за такие бизнес-процессы не готов получать пятьдесят долларов в день. Тогда пусть озвучит, сколько ему нужно! А ты подумаешь, сможешь ли столько платить или нет: «Ты же знаешь, мы работаем по принципу альтернативы. Если я найду кого-то, кто готов делать то же самое, но дешевле, то возьму на работу его. Ты мой друг и не хочешь, чтобы я, твой друг, был лохом и платил больше, если можно платить меньше».
После такого разговора он либо примет условия игры и статус одного из сотрудников без привилегий, либо сам уволится. И то и другое для тебя хорошо, по крайней мере, не придется его выгонять.
Нужно всегда помнить о том, что друг, жена – это равные отношения. А в бизнесе не может быть равных отношений, там иерархия. У друга ты спрашиваешь совета, можешь попросить помощи. А в бизнесе нельзя принимать решения вдвоем, это только кажется, что можно. Почему нельзя? Потому что ответственность – это штука индивидуальная. За результат отвечает один человек, вы не можете делать это вдвоем. Хорошо отвечать за результат, когда он успешный. А если результат – ошибка? Кто тогда за нее отвечает? Отвечает тот, кто принял это ошибочное решение. А если отвечает один, то и решения принимать должен тоже один.
Сложность дружбы в бизнесе заключается в том, что у вас с другом есть сфера, где вы оба на равных. А в бизнесе один из вас руководитель. Поэтому часто становится невозможным это переключение ролей, люди не могут выйти из образа, если привыкли к равным отношениям. Это очень тяжело: днем ты мой начальник и я соблюдаю субординацию, а вечером мы друзья, можно расслабиться и пошутить.
Заповедь дружбы – это взаимная свобода. Когда с человеком дружишь, всегда можно делать то, что хочешь: захотел – пошел с другом в кино, не захотел – не пошел. И на этом праве «хочу / не хочу» дружба может продолжаться. А в отношениях «руководитель – подчиненный» последний не свободен. И если подчиненный твой друг, то постоянно перестраиваться с категории «друг» на категорию «начальник» и обратно просто невозможно. В понедельник у твоего друга хорошее настроение и он хочет писать тебе отчет, а во вторник он не выспался и не хочет ничего делать. А надо, потому что ты начальник! И он будет на тебя злиться.
Еще один важный момент – зарплата. Друг всегда будет думать, что ты платишь ему мало, что мог бы и больше, по дружбе. Он будет (в глубине души, даже сам того не осознавая) злиться, и наступит вашей большой дружбе такой же большой капут.
С родственниками действуют те же принципы. Если берешь на работу родственника, то будь готов к тому, что отношения с ним могут быть испорчены. Могу гарантировать это на восемьдесят процентов! Тебе как руководителю подчеркивать ваше родство особым к нему отношением нельзя ни в коем случае. Это недопустимо! Относиться к нему нужно так же, как и ко всем, так же отругать, если нужно, а то и совсем отправить восвояси. У тебя должна быть свобода для маневров. Ты ведь даже другим тоном с подчиненными говоришь, подчеркнуто деловым и сухим. А родственники этого пережить не могут. Начинаются обиды, выяснения отношений, и в итоге разрыв. Зачем тебе это нужно? В мире миллионы других людей, которых можно взять на работу.
Мой тебе добрый совет: всеми силами избегай брать на работу друзей и родственников!
Опять же, родственники – это равные. Родственные отношения – это отношения для души, не для бизнеса. А работа – это вообще не отношения для души, это жесткий, конкретный бизнес. Поэтому правильнее всего брать в команду сторонних людей: избавишь тем самым от ненужных проблем себя, своих друзей и родственников. И спишь спокойно, потому что никому ничего не должен.
Бог создал всех нас разными, и никто из нас не совершенен. Именно по такому принципу собирается любая команда. Руководителю нужна мудрость, чтобы взглянуть со стороны, увидеть картину целиком и собрать пазл. Команду нужно строить правильно, а строишь ты ее вокруг себя. Вот и определись для начала: кто ты? Если ты нападающий, то тебе нужны полузащитник, защитник, вратарь. Если ты сам вратарь, то, соответственно, нападающий, полузащитник и защитник. Бизнесменом может быть любой человек – и креативщик, и продавец. Но, чтобы бизнес жил, предприниматель должен выстроить сбалансированную команду.
Запомни принцип: нужно собирать не похожих на себя, а абсолютно противоположных себе людей! Может даже тех, кто немного раздражает. Например, бухгалтеры и продавцы – люди с совершенно разных планет. Одни офисные работники, другие любят «работать в поле». И они очень раздражают друг друга. А куда без них? Они как два крыла у птицы. А руководитель – голова. Он управляет этими крыльями, он выше. И, чтобы правильно распоряжаться, менеджер сам должен быть более развитой личностью.
В бизнесе все начинается с творчества, но на одном лишь творчестве далеко не уедешь. Администраторы и творцы – это как правая и левая нога команды. Творцы занимаются созданием продукта или услуги. Они придумывают и изобретают, а администраторы упорядочивают и имплементируют. Администраторы должны следовать за творческими людьми. Они обычно злятся на творцов: только все упорядочили, разложили по полочкам, творцы опять что-то «натворили».
Мечта администраторов заключается в том, чтобы ничего не менялось. А у творцов в том, чтобы все менялось каждую минуту, чтобы жизнь не стояла на месте. И чего бы они ни придумали, они все равно начинают это улучшать. Они не любят друг друга и все время жалуются друг на друга менеджеру. Поэтому в компании должен быть мудрец-руководитель, который сумеет их развести, успокоить, дать сначала левой ноге сделать шаг, потом правой. Творцы любят придумывать, но не умеют упорядочивать, администраторы не умеют придумывать. А бизнес, который не улучшается, погибает. В команде обязательно должны быть и те, и другие. Иначе компания станет хромать!
Когда у предпринимателя назревает необходимость делегировать возникший объем работ, наступает момент, когда нужно взять человека в команду. Нужно определить тип работы, процесс это или проект, чтобы понять, кто его должен делать, процессный менеджер или проектный.
Обычно первыми в команде появляются процессные специалисты, они выполняют рутинную работу. По уровню сознательности в бизнесе они как младенцы и самостоятельно сделать ничего не могут. Они постоянно задают вопросы: что делать, когда, как? И на эти вопросы им должен кто-то ежедневно отвечать. Процессный исполнитель – это самая низкооплачиваемая работа в иерархии компании. Например, системные администраторы, бухгалтеры, работники колл-центров. Симптом процессного исполнителя – желание все делать на автомате, глубоко не вникая.
Изменения и креативность для таких людей – это чуть лучше смерти! А самое большое счастье – это заученный бизнес-процесс, когда не нужно думать головой. Но не нужно их недооценивать, копать тоже кто-то должен. Если человек оказался на своем месте, тогда ни он меня не злит своей процессностью, ни я его своими скоростями. Я уважаю его и работу, которую он делает для меня; он уважает меня за то, что я дал ему этот процесс. Итог – мы уважаем друг друга и счастливы. Я смотрю на ребят из моей команды с сумасшедшим восхищением! Есть масса процессов, которые они отлично выполняют, а я бы их делать просто не смог.
Задача руководителя – поставить правильных людей на правильные места.
Когда таких младенцев (процессных исполнителей) становится несколько, то пришла пора найти им няньку – процессного менеджера. Он тоже любит процессы, но у него есть немножко качеств от «жандарма». Ну вот любит парень постоять с плеткой над другими! Он испытывает кайф от контроля, но у него тоже нет никаких инноваций. Процессный менеджер – это чуть более оплачиваемая специальность. Хороший процессный менеджер – это машинист, который гоняет поезд туда-обратно. Он настолько хорош, что делает это с закрытыми глазами.
Отличный процессный менеджер может еще что-то и улучшить – вот тут рельсы можно подправить, а там лучше поехать в объезд. Поскольку он изучил процесс, то иногда понимает, что в нем можно усовершенствовать. Впрочем, это нечастое явление, потому что у процессников глаза обычно замылены. Один раз выучили и делают все на подсознательном уровне, а сознание в это время спит и не замечает недочетов или возможностей для улучшения.
Самая высокооплачиваемая категория в этой иерархии – проектный менеджер. Он придумывает новый маршрут для рельсов. Его задача – создать проект, организовать, просчитать. Это как стартап: проектный менеджер доводит проект до уровня, когда тот заработает. Затем проект делегируется процессным менеджерам и ниже по цепочке. А больше всех зарабатывает тот, кто может не только придумать, но и создать команду, найти игроков, организовать процессы. Именно он заставляет заработать механизм, который потом приносит прибыль каждый день.
Еще есть категория людей, которые умеют придумывать, но кроме придумывания ничего не могут – таких тоже нужно брать в команду! Только таким образом возможно выйти на уровень, где бизнес будет развиваться без собственника. В идеале, конечно, когда генеральный директор и придумывает, и руководит. Но такие люди стоят дорого. Очень дорого. И вот тогда «придумыватель» – это идеальный вариант, чтобы бизнес мог развиваться и без постоянной вовлеченности собственника, и без такого «генерального директора за миллион».
«Придумыватель» рождает идею и передает ее проектному менеджеру, тот – процессному менеджеру, а он, в свою очередь, – процессным исполнителям. Команду нужно создавать из взаимодополняющих элементов! Вот и сложился у нас пазл полноценной эффективной команды.
При подборе людей нужно знать и учитывать психологию и мышление каждой категории сотрудников. Ты сможешь избежать массы ошибок, если будешь индивидуально подходить к каждому человеку. К процессному исполнителю можно относиться так, что он будет чувствовать – ты его любишь, уважаешь его сущность! Он любит процесс? Не заставляй его креативить! Или наоборот, заставишь делать процессную работу креативщика, он будет чувствовать, что ты его не любишь, не уважаешь его креативную натуру! Соответственно, станет плохо работать, производительность труда упадет.
Самая распространенная ошибка начинающих бизнесменов – это поиск людей, похожих на себя. Тебе нужен простой процессный исполнитель, а ты начинаешь искать таких же предприимчивых, как ты сам! Как подобрать в команду правильных людей? Как понять, что они подходят этому бизнесу? Эти вопросы мне задают часто, отвечаю.
Люди должны подходить не бизнесу, а тебе. Они должны быть тебе симпатичны как личности, плюс быть хорошими специалистами в своей отрасли. Ты же проводишь с ними огромное количество времени! Если тебя человек очень сильно раздражает, то и не нужно с ним работать. Даже если он хороший специалист, но портит нервы и жизнь, зачем тебе такое?
Что нужно учитывать, выбирая человека в команду:
1) компетенцию – личностные качества, а также знания и умения, которые помогают сотруднику успешно решать и выполнять задачи;
2) психотип – проектный, процессный специалист или менеджер;
3) психологическую совместимость – тебе должно быть приятно и комфортно с этим человеком, ведь мы проводим на работе большую часть своей жизни.
Это базовые моменты, на которые следует опираться в начале процесса формирования команды. К некоторым вопросам мы вернемся чуть позже и рассмотрим их глубже и детальнее.
Собственнику, который задумывается о введении нового человека в команду, надо оценивать этот процесс с точки зрения эффективности: принесет ли это прибыль? Нужно просчитать уровень задачи, которую необходимо выполнить, уровень сотрудника и его оплату. Эти статьи должны быть адекватными. Само собой разумеется, что глупо нанимать секретаря на ресепшн на зарплату коммерческого директора.
Задача должна быть выполнена качественно, за адекватную плату, и принести компании деньги. Если суперкачественно, но слишком дорого, то тебе такое не нужно, потому что это съест всю прибыль. Неопытные предприниматели не всегда чувствуют, прибыльная эта затея или нет. Чтобы понять, нужно просто считать! Когда мы берем человека на работу, то покупаем его за деньги. Точнее, не самого человека, а его время. В бизнесе мы все продаем свое время.
Время + усилие и мастерство = прибыль
Нужно только знать, как купить дешевле, а продать дороже. Заранее понимать, как, купив время конкретного человека за пятьсот долларов, ты сможешь продать его за полторы-две тысячи. Когда торгуешь телефонами, все понятно: купил телефон за пятьсот, продал за семьсот – бизнес! А здесь более высокий уровень предпринимательства – купить время человека и продать его.
Ты скажешь: «Как это я продаю время, если продаются телефоны?» А телефон на витрине появился откуда? Ты инвестировал свое время, деньги, поехал, купил, привез, арендовал магазин, старался обслужить клиентов наилучшим образом, приложил усилия, и получилась добавленная стоимость. Все это дает тебе право купить телефон за пятьсот, накинуть двести и продать за семьсот. Поэтому, беря сотрудника для продажи телефонов, ты будешь зарабатывать на продаже его времени вкупе с его усилиями. Сколько ты бы смог продать телефонов в одиночку? А с помощником? Правильно, намного больше! Значит, тебе выгодно взять помощника, заплатить ему за его время и труд и, таким образом, больше заработать.
Чтобы определиться внутри себя, брать ли этого сотрудника, рекомендую сделать так. На собеседовании задай себе вопрос: благодаря этому новому сотруднику я заработаю больше или нет? Заметь, вопрос: заработаешь ли ты, а не компания! И не просто поднимешь ли с его помощью продажи, а именно заработаешь! Вот это самые главные вопросы, которые нужно себе задать. То есть я работаю один и зарабатываю тысячу. Беру второго, плачу ему семьсот и зарабатываю с ним тысячу триста. Всего и наверняка ты, конечно, не просчитаешь. Но очень полезно по крайней мере об этом подумать. Если есть позитивное ощущение – бери, рискуй, но считай!
Смотри каждую неделю: на этой неделе я один заработал бы столько, а с ним больше – хорошо, все в выигрыше. А спустя время считаешь, а он третью неделю подряд уходит в минус. Все! У тебя должна загореться красная лампочка. Разбирайся срочно, что не так. Считай все время: пришел человек – продажи выросли? Выросли! А прибыль? А твоя прибыль – нет. Потому что маржа двадцать процентов. Продал на тысячу, при такой марже заработал всего двести, а зарплату сотруднику нужно заплатить семьсот.
Показывай свои расчеты, чтобы все было прозрачно: «Смотри, ты нужен мне в команде, чтобы я больше зарабатывал. Благодаря тебе в этом месяце заработано больше чистой прибыли. Поэтому и тебе я тоже заплачу больше. Заработаешь мне в следующем месяце больше – получишь еще больше». Возьмешь сначала одного, посмотришь, посчитаешь. Выгодно – берешь следующего. Так, шаг за шагом, человек за человеком, вырастают команды. Даже самые большие компании начинались с одного человека! Если найдется кто-то, кто сможет найти и объединить три-четыре суперзвезды, убедить их засунуть свое «эго» подальше, то сработает закон синергии, и тогда можно создавать многомиллиардный бизнес.
Когда количество игроков в команде увеличивается, образуются отделы. Как понять, какие отделы нужны конкретно тебе? Конкретно в твоем бизнесе? Весело наблюдать, как некоторые бизнесмены, у которых выпирает «эго», создают отделы с модными названиями. У него шарашкина контора из трех калек, зато есть департамент (!) business development или отдел customer service, притом что продает он шоколадные батончики.
Нет, называй как хочешь, я, конечно, никому ничего не запрещаю. Но из личного опыта рассказываю, как пройти путь оптимально и с минимальными потерями. Иначе зачем нужны учителя? Подбирай людей для проекта в зависимости от конкретной ситуации. Если необходимо выкопать яму, не нужно брать на работу ботаника. Сначала определись, чего ты хочешь и кто тебе нужен. Итак, какие отделы выстраивать и куда мы собираем команду суперзвезд?
В любом бизнесе есть следующие функции.
1. Маркетинг – это соблазнение, ухаживания, свидания, конфетно-букетный период продавца и покупателя. Уговариваешь клиента как можешь: «Вот наш телефон – великое изобретение Костогрызовского электротехнического завода! Да ну, iPhone отдыхает, Apple нервно курит в сторонке… Попробуйте, не пожалеете». Когда маркетинг соблазнил уже хотя бы процентов на сорок, то есть подогрел клиента, самое время подключиться спецназу – отделу продаж. Продавцы должны поднять градус желания клиента хотя бы до пятидесяти одного, в особо тяжелых случаях – до семидесяти.
2. Продажа – это как свадьба, к которой приводят отношения, где все счастливы. Продавец очаровывал, предлагал, наконец убедил, получил деньги – он счастлив! У него продажа! И покупатель счастлив в момент отдачи денег: «Ура! Я купил телефон». И те и другие празднуют! Чаще по отдельности, а иногда даже вместе. Главное – утром вспомнить, кто, что и кому продал.
3. Customer service, отдел послепродажного обслуживания клиентов – это семейная жизнь. Сам продукт и его поддержка у клиента. Здесь, что называется, идут рука об руку вместе – и в радости, и в горе. Если все хорошо складывается и все довольны совместной жизнью, тогда есть возможность предложить клиенту что-то еще: новый продукт, очередную услугу. И получить его лояльность и доверие.
4. Финансы. Это как бережливая жена, которая считает денежки и знает, где у нее находится каждая копейка.
5. Отдел по работе с персоналом, HR-отдел. Отдел поиска тех самых звездочек, звезд и суперзвезд для твоего бизнеса. Здесь находятся люди, способные найти, поймать и заманить в команду лучших из лучших.
6. Логистика. Отдел оптимальной доставки продукта от производителя к продавцу и покупателю.
7. Business development, отдел развития бизнеса. Да-да, тот самый business development. Здесь сидят люди, которые находят новые контакты, привлекают новых больших клиентов, открывают новые бренды. Задача этого отдела – развитие бизнеса до миллионных и миллиардных оборотов.
Наличие последних трех отделов оправданно для уже подросшего бизнеса. И все это крутится вокруг продукта или услуги, которые ты продаешь. Любой бизнес может стать очень успешным, только если все его элементы будут работать на плюс десять по десятибалльной шкале! Если будет суперкрутой маркетинг: ролики, реклама, продвижение. Продавцы, которые продают на высшем уровне, и послепродажное обслуживание клиента на высочайшем уровне.
Посмотри на структуру команды и определи, какие люди с какими способностями и умениями нужны в каждом из ее сегментов. Какими характеристиками должны обладать твои Марадоны, чтобы быть успешными в своей сфере и привести к успеху твою компанию.
Звезды всегда стоят дорого. Поэтому каждый отдел обязан работать на десять баллов, на максимум, чтобы вся компания была успешной.
Все очень тесно связаны друг с другом. Если, например, маркетинг будет работать вполсилы, на пять баллов, звезды из продаж уйдут, потому что для них не будет работы: им не принесли подогретых клиентов. Если маркетинг сработал хорошо, то продажники продают, они счастливы. А значит, счастливы все, вся компания, потому что бизнес, целая структура – все это только ради продаж!
Вот это и есть командная игра – передача друг другу эстафетной палочки. Маркетинг – продажам, продажи – в customer service и дальше по цепочке. И нигде нельзя уронить, никому нельзя ошибиться!
Чтобы стать лучшей компанией в своей нише, нужны только лучшие игроки. Нужны звезды! Звучит здорово, красиво и просто. А на практике все сложно, потому что звезд очень мало. Не нужно жить в иллюзиях и думать, что каждый второй – звезда. Настоящая суперзвезда, думаю, случается одна на сто тысяч: это масштаб Стива Джобса, Билла Гейтса, Стива Балмера… В нашем случае мы говорим о звездах, которые нужны команде, они встречаются одна на сто, одна на тысячу. Я к тому, что нужно настроиться, это непросто! Если настроишься, то не будешь разочаровываться на каждом шагу.
Через меня прошли тысячи людей. Только за 2007 год я взял к себе в команду тысячу сто человек! А сколько их было за двадцать один год моей деятельности – страшно считать. И это самая больная тема для меня: берешь людей, надеешься, но спустя время понимаешь: не то, не то! Редко бывает такое совпадение, чтобы человек был яркий и тебе нравился, и при этом был умным, быстрым, креативным, умел управлять. Я готов такому человеку платить огромные деньги, но таких людей очень мало. Привлечь суперзвезду можно только одним способом, нужно стать звездой самому. Это единственный вариант. У меня много лет не получалось найти себе таких людей. И вроде бы знаний хватало, и теоретически знал, где и как искать. А на самом деле нужно было посмотреть правде в глаза: я сам еще не был суперзвездой.
Есть такой закон – закон потолка. Его сформулировал Джон Максвелл – гениальный, может быть, лучший преподаватель в теме лидерства. В двух словах: если ты сам по десятибалльной шкале лидер на плюс шесть, то под тобой будут личности на плюс четыре и плюс пять баллов, а это очень слабый уровень лидерства. Хочешь, чтобы в твоей команде были генералы – сам стань маршалом.
Если ты сам не звезда, то максимум, на что можешь рассчитывать в своей команде, – это звездочка-специалист: хороший бухгалтер или продавец. Но опять же: хороший. Не великолепный! Люди же притягиваются друг к другу: королева не будет с дворником не потому, что не хочет, она просто не сможет! Она сможет быть только с равным себе – с королем.
Так и звезда хочет быть в плеяде таких же звезд. Марадона не пойдет играть в команду Урюпинска. Он сможет играть только в команде своего уровня – команде лучших. Это и есть то, что я называю «командой бразильцев».
Знаменитая фраза Сталина «Кадры решают все!» неверна в корне. Не кадры, а звезды решают все! Кадры – это масса, а масса никогда прорыва не совершит. Вот такой замкнутый круг: без звезд не добьешься больших успехов в бизнесе, а без успехов к тебе не пойдут звезды. И только ты сам можешь этот круг разорвать – стать лучше, ярче, сильнее! Для этого нужно самому себя растить: учиться, развиваться, совершенствоваться и личностно, и духовно, и профессионально. Начнем прямо сейчас! Выполним простое, но очень важное упражнение.
Я много раз был на тренингах Тони Роббинса, и меня всегда поражало, что каждый раз, давая упражнение аудитории, он брал ручку и делал его вместе со всеми. И я уверен, что каждый раз он находил что-то новое для улучшения.
Забудь на минутку, кто сейчас работает в твоей компании, из каких людей состоит твоя команда. Возьми ручку и ответь на следующие вопросы:
1. Каковы самые важные цели в твоем бизнесе?
2. Отталкиваясь от целей, определи потребности своей компании. Какие конкретно отделы в компании тебе нужны для реализации своих целей? (Производство, продажи, финансы, логистика – без чего ты не сможешь реализовать свой бизнес?)
3. Представь идеальную команду, которая помогла бы достичь цели твоей компании. Какими должны быть твои идеальные игроки? Как они должны говорить, действовать, что делать?
А теперь сравни воображаемую команду мечты с той, что существует на самом деле. Посмотри на тех, кто сейчас в твоей команде. Честно, без прикрас, признайся себе в своих ошибках и недочетах. Где пробелы? Какие фигуры на шахматной доске нужно заменить? Продумай стратегию, которая поможет тебе приблизиться к идеалу.
На первый взгляд, простое упражнение. Да, заставляет немного включить мозг. Но, поверь, иногда самые простые шаги дают самые невероятные результаты! Даже просто смоделировав и поверив в эту модель, ты начнешь притягивать нужных людей. Это метафизика, но это работает. Итак, дело за малым – найти своих «бразильцев»!
Люди – это наше все.
Я уделяю этой теме много внимания, потому что считаю вопрос подбора сотрудников одним из самых важных для бизнеса. Команда – это пятьдесят процентов успеха компании. О «правильных» собеседованиях уже написаны тонны книг. Не буду рассказывать о том, как это делать «правильно». Расскажу, как это делаю я. Моим учителем в менеджменте является Джек Уэлч – лучший менеджер ХХ столетия, поэтому некоторые рекомендации я черпал у него. Но все, о чем я рассказываю, – это принципиально мой практический опыт, которым я делюсь с вами.
«Собеседование – это важнейший этап в подборе персонала». Примерно так начинаются сотни книг и статей на эту тему. Это, конечно, правда. Правильно выбранный человек – залог успеха всей команды, и наоборот. Неправильный игрок в команде может свести на нет успех всей компании. Я по своему опыту знаю, насколько дорого во всех смыслах могут обходиться такие ошибки. Собеседование – это финальный аккорд в процессе поиска и подбора персонала. И для того, чтобы этот финальный аккорд прозвучал, и прозвучал триумфально, нужно осознанно подойти к предварительным этапам. Об этих этапах книги и статьи почему-то не пишут, а они являются не менее, если не более важными.
Все начинается с того, что руководитель, будь то менеджер или же сам владелец, понимает, можно сказать, чувствует, что команде нужен дополнительный игрок. У руководителя возникает некое давление, ощущение, что важной работы стало больше, и команда в данном составе с ней справиться не может. Неопытные менеджеры еще не умеют себя слушать и могут долго находиться в состоянии этого давления, по несколько недель. Но! Нужно помнить, что когда дел реально больше, чем людей, в это время команда играет уже в меньшинстве. Представь себе образно, что важные задачи – это твой противник, как в спорте, а команда их решает. И если все важные задачи решены, значит, мы победили. А если важных задач больше, чем мы смогли решить, значит, они победили.
Дело в том, что нормальный здоровый бизнес – это тот бизнес, который постоянно растет. Значит, и задач в нем становится с каждым днем все больше. Классный менеджер должен предвидеть, ощущать скорость этого роста и играть на опережение. А неопытные менеджеры, которых большинство, все время отстают. Вот и получается, что они все время играют в меньшинстве по отношению к задачам и проблемам, и проигрывают. Я сейчас говорю не о какой-то ерунде, которую можно не делать. Есть важные, реально важные задачи, которые реально увеличивают прибыль. Если их сейчас выполнить – прибыли станет больше, а людей (вот незадача!) в этот момент не хватает.
То есть менеджеру прежде всего нужно научиться не отставать от ситуации и возникающих задач. Желательно не просто иметь достаточно людей в команде, а чтобы была еще скамейка запасных с несколькими игроками. Итак, руководителю нужно:
1. Вовремя заметить, что «задач больше, чем людей».
2. Четко и быстро определить, кто именно нужен.
Не просто «нужен программист», а какой именно программист: с минимальным опытом, среднего уровня или высококлассный специалист. То есть понять, какой квалификации должен быть человек. Потому что все люди разного уровня, разной квалификации и, соответственно, с разным уровнем компенсаций: одни получают пару сотен в месяц, другие пару миллионов. Это зависит от того, какую ценность они приносят компании, как их работа влияет на чистую прибыль – только так и никак иначе оценивается сотрудник. Не по цвету глаз, не по возрасту, а как конкретно он влияет на прибыль.
Часто приходится сталкиваться с двумя ошибками, которые допускают руководители:
1. Поиск звезды с помощью отдела по персоналу.
Считаю, что это грубая ошибка и перекладывание задачи с больной головы на здоровую. Менеджер сам должен искать себе звезду. Как мужчина ищет жену. Это настолько важный процесс, что делегировать его никому нельзя. Речь не о том, что нужно самому писать объявления. У тебя должен быть помощник, который разместит объявления, сделает звонки – в общем, сделает неинтересную работу.
А то как обычно получается? Приходит к менеджеру собственник и спрашивает, почему его отдел тормозит. А менеджер: «Да я вот отдал заявку в отдел по персоналу. Они не могут пока никого найти». Они виноваты! Грубейшая ошибка! Увиливание от ответственности! Нужно создать такую систему в бизнесе, чтобы не было никаких «они виноваты». Если ты менеджер, это полностью твоя ответственность – не только управлять людьми, но и найти людей в свою команду.
Как вот мальчики не любят, когда им мамы-папы девочек находят, точно так же должно быть и с командой. Ты со своей командой проводишь времени больше, чем в семье. Домой вечером пришел, провел с семьей два-три часа, и то если телевизор не смотришь, а на работе ты по восемь-девять-десять часов! Это люди, с которыми тебе реально приходится жить! И ты сам должен их найти.
2. Руководитель не контролирует тексты размещаемых объявлений.
Руководителю нужно обязательно лично контролировать тексты объявлений! Если он хочет найти звезду, он должен сам предложить нечто, что эту звезду заинтересует. Так же, как менеджеры контролируют рекламные тексты, это тоже реклама, только для поиска звезд, потому что звезды в команде – это прибыль компании. Практически все руководители недооценивают важность поиска, берут кого попало, а потом начинается расхлебывание – почему все вокруг не такие, обманывают, работать не хотят. А потому что ты сам не захотел приложить усилия для поиска и выбрать своего сотрудника! Потому что ты поленился, вот почему!
Идем дальше.
Объявления разместили. Твой помощник провел первые отсевы и пригласил только адекватных кандидатов – серьезный отсев должен произойти еще до собеседования, по резюме и телефонным звонкам. Для этого нужно создать правильную систему отбора кандидатов.
1. Даешь такое объявление, которое генерирует сто кандидатов. Резюме должно быть много. Если объявление дает десять резюме – это неправильно составленное объявление.
2. В телефонном режиме отсеивается около восьмидесяти процентов кандидатов.
3. С оставшимися двадцатью процентами беседуют твои помощники.
4. В финал, то есть на собеседование к тебе, попадают два-три человека. Если ты собеседуешь много человек, больше пяти, то будешь торопиться, ведь твое время дорого, и будешь делать это некачественно. А здесь торопиться нельзя. Ты с будущим сотрудником практически женишься! От него зависит твоя зарплата, благосостояние, твое настроение, в конце концов. Если он плохо работает – ты меньше зарабатываешь и больше нервничаешь. Хорошо работает – и у тебя все хорошо!
И вот этим двум-трем кандидатам ты уделяешь достаточно времени. Достаточно, чтобы понять, твой ли это человек. Лучше делать это даже не в офисе, а пойти вместе пообедать. Человек расслабляется, и опытный менеджер, пообщавшись вот так, в неформальной обстановке, за час-полтора сможет сделать выводы об интеллектуальном уровне кандидата, узнать, к какому типу он принадлежит.
Мне нравится восточная система типирования людей. И я на нее опираюсь, когда ищу себе сотрудников. Существует четыре основных типа людей.
1. Учителя. Сюда относятся учителя, врачи, священники – люди, которые любят учить.
2. Управленцы. Люди, которые любят власть, порядок – им нравится управлять другими. Для них управление и власть гораздо важнее, чем деньги. Здесь «власть» имеется в виду в хорошем смысле. Используя власть, можно издеваться над людьми, а можно заботиться о людях. Так вот, эти любят заботиться, у них обычно обнаруживаются сильные родительские чувства по отношению к своей команде. Они могут наказывать, увольнять, но при этом мыслят категориями гармонии, стараются всех уравновесить. Справедливость для них очень много значит. Это категория «правильных» топ-менеджеров.
3. Бизнесмены. У этих на первом месте деньги. Заработать любой ценой. Очень часто даже нарушая моральные принципы. Их слова: «себе», «мое». У них справедливость далеко не на первом месте.
4. Специалисты. Эта категория людей ориентирована на работу под чьим-то управлением. Таких людей большинство. Контроль их не раздражает, они не стремятся к свободе. В большинстве случаев на работу нужно брать людей этой категории. Людей, которые по своей природе не стремятся к большой власти, а хотят работать под руководством хорошего управленца.
Эти знания о типах людей будут тебе нужны не только с той целью, чтобы определить, на какую должность подходит кандидат, но еще и для мотивации сотрудников.
Еще раз обращаю внимание: собеседование имеет шанс на успешный результат, если ты сам к нему подготовился. И есть смысл планировать его только тогда, когда ты разобрался, кто тебе нужен и как ты его будешь оценивать. Приходит к тебе на собеседование человек. Сразу нужно определить, к какой категории он относится. Если он учитель, что ты будешь с ним делать? Или понимаешь, что перед тобой управленец, когда тебе нужен человек четвертой категории – специалист.
Самые опасные люди в бизнесе – это представители третьей категории, бизнесмены. Вот их нельзя брать на работу. Они думают только о деньгах, но не об общих, а о собственных. Это очень умные и шустрые люди. Они тебе ответят на все вопросы, расположат к себе. Но если ты видишь, что такой кандидат уж слишком шустрый, то скорее всего он принесет больше вреда, чем пользы. Либо проработает несколько месяцев, а потом уйдет, чтобы открыть свою компанию. Я в свое время всего этого не знал и много раз обжигался с такими ребятами.
В компанию чаще всего нужны люди четвертой категории. Они бывают развитые и недоразвитые. Недоразвитые – это те, кто плохо работает и не стыдится этого. Людям развитым это даже непонятно, как не стыдно так работать? А вот им не стыдно! Они так живут! А есть развитые люди четвертой категории, которые гордятся тем, что делают. Им нужен руководитель, у них нет потребности открывать свою фирму. Эти хорошие солдаты и должны составлять прочное основание команды.
На собеседовании важно все: как кандидат одет, как выглядит, его взгляд, походка, рукопожатие. Смотришь, умеет ли человек говорить и слушать, умеет ли себя вести. Говоришь ему сделать паузу – и наблюдай, пытается ли он заполнить ее или спокойно выдерживает, дослушивает ли тебя до конца или все время перебивает. Задаешь вопросы, внимательно смотри человеку в глаза, наблюдай за ним, за его поведением, суди его. Смотри сквозь него, но сам четко знай, что ты в нем ищешь. Во время беседы постарайся сделать несколько проверок.
1. Проверка на честность
Пришел человек на собеседование, ты его видишь в первый раз. Как определить в человеке честность с одного раза? Никак! Это невозможно! С одной стороны, это нужно понимать. Но с другой, честность – это главное, и нужно постараться ее определить. Вот такой парадокс… Что могу сказать? Здесь важно иметь правильное, приоритетное намерение – найти хорошего, честного человека. Это не значит, что ты сможешь раскусить его при первой же встрече. Но само правильное намерение увеличит шанс, что ты что-то почувствуешь.
Если ты настроен на правильную волну, четко знаешь, что ищешь, кого, с какими качествами, то все это увеличивает шанс, что ты найдешь своего игрока. Это как-то метафизически работает. Ты просто энергетически оттолкнешь неправильного человека. Он не перезвонит, не придет, может, почувствует что-то не то. Но даже все вместе взятые теории не гарантируют, что какой-нибудь проходимец или обманщик не попадет в компанию. Придет, расскажет тебе все красиво, убедит. А то, что он негодяй, ты узнаешь через полгода, когда он украдет твои деньги.
Ты обязательно будешь ошибаться при выборе людей! Но с опытом это будет происходить все реже.
Задавай как можно больше провокационных вопросов. Но делай это играючи, не превращая в допрос. Я, например, абсолютно против детектора лжи и прослушек сотрудников (знаю, что многие руководители это делают). Конечно, ты – хозяин, и у тебя есть эта власть. Ты можешь сказать любому: «Кому не нравится, не приходите!» Честно говоря, я совсем не теоретически пришел к тому, что это плохо. Мне довелось на собственном опыте проходить все этапы, и тогда казалось: как это, я же хозяин! Имею право знать, что происходит. А вдруг меня обманывают? Но потом я пришел к выводу, что это нарушение, ты все-таки переступаешь какие-то духовные границы. Нельзя подглядывать в карты другого человека! Попытайся увидеть и понять его карты, глядя прямо ему в глаза.
2. Проверка интеллекта
Я люблю проверять уровень интеллекта в процессе разговора. Когда брал людей на работу в двадцать два года, за час разговора видел совсем не то, что вижу сейчас. И через двадцать лет тоже смогу наверняка видеть не то, что сейчас. Это практика, это опыт, который приходит со временем. Итак, когда я говорю с человеком, то, конечно же, не просто болтаю. Пытаюсь проникнуть сквозь его взгляды, жесты, его «все» и определить честность и интеллект. Понятно, что если у него диплом Гарварда или Сорбонны, то он скорее всего не дурак и много знает. Но у него не обязательно при этом может быть высокий интеллект.
Для меня интеллект – это стремление к творчеству, к улучшениям, это блеск в глазах! Говорят, глаза – зеркало души. Я не совсем согласен. Я вижу в глазах зеркало разума. Хочу увидеть его живость, незашоренность, то, что он достаточно силен, чтобы мыслить своей головой. На собеседование нужно приглашать кандидатов, у которых есть два-три предложения от других компаний, у кого есть выбор. И он думает: пойти к тебе или к конкурентам? А иначе зачем тебе тот, у кого нет выбора?
3. Проверка на зрелость
Зрелость не зависит от возраста. Одно из проявлений зрелости – умение подавить в себе раздражение. Раздражение возникает у ста процентов людей (кроме, наверное, просветленных). Но девяносто девять из них раздражаются и показывают свое раздражение миру – такой насупится, говорит на повышенных тонах, чтобы все видели, какой он сердитый. И есть только один процент людей, интеллигентных настолько, что, даже если они раздражены, они умеют не показывать этого. Они сильны настолько, что оставляют это внутри себя, чтобы никто не почувствовал. Это не нечестность, это забота о других – людям не нужен чужой негатив. И еще это работа над собой. Чем выше человек растет, тем в нем раздражительности все меньше и меньше.
Еще одно проявление зрелости – уважение к другим. Зрелый человек достаточно силен, чтобы уметь уважать других и быть открытым. Те, кто ходит с кислыми лицами, люди слабые и незрелые. Уверенность в себе – еще одна грань зрелости. Если человек не уверен в себе, он незрелый. Но людям уверенным, особенно молодым, очень легко переступить черту, отделяющую уверенность в себе от самоуверенности, заносчивости. И если ты видишь человека заносчивого, то это от незрелости.