Часть 1 Базовые налоги физических лиц

Как устроена система налогообложения и какие налоги вам предстоит платить

Прежде чем говорить о том, как получить до 500 тыс. руб. от государства в качестве компенсации за излишне уплаченные налоги, необходимо сначала разобраться: как устроена налоговая система в России, какие существуют основные налоги, с которыми сталкивается большинство людей, каковы ваши права как налогоплательщика, а также каковы ваши обязанности, с какими штрафами вы можете столкнуться, если не будете их выполнять.

Иными словами, чтобы что-то получить, нужно знать: куда идти и что сказать.

Сначала определимся, что такое налогообложение, какие основные понятия оно включает в себя.

Налогообложение – это раздел УЛФ, связанный с расчетом, осуществлением и управлением налоговыми платежами. УЛФ затрагивает в основной своей массе именно налогообложение физических лиц, так как большая часть населения – это все же наемные работники, а не владельцы крупных международных корпораций. Налогообложение организаций их не совсем касается, и управлять им они не могут, разве что в качестве главных бухгалтеров корпораций. Поэтому в данной книге будет рассмотрено налогообложение физических лиц.

Теперь что касается налогов. Без понимания данного термина идти и требовать 500 тыс. руб. будет, как минимум, сложно. Итак, что такое налог и зачем он нужен? Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Соответственно, теперь понятны основные характеристики налогов:

• Они обязательны. Таким образом, чтобы потом получить что-то от государства, будь то 500 тыс. руб. или другая сумма, нужно эти деньги сначала заплатить в виде налогов. А уже потом вы сможете воспользоваться налоговыми вычетами (о них речь пойдет в части второй) и вернуть себе часть произведенных платежей. Мораль – если желаете получить вычет, нужно быть примерным налогоплательщиком.

• Налоги безвозмездны, то есть взамен их вы официально ничего не получаете. Хотя на самом деле с этим можно поспорить, ведь налоги составляют существенную статью доходов бюджета государства, которое обязано заботиться о благосостоянии населения своей страны, и о том, на что, собственно, расходует эти средства. Так что в принципе в обмен на исправные налоговые платежи вы должны получать развитую систему образования, здравоохранения, безопасности государства и т. д. Получаете вы это или нет – данную дискуссию оставим за пределами этой книги.

• Налоги взимаются в денежном эквиваленте, то есть вы не платите их квадратными метрами, лошадиными силами, продукцией, производимой предприятием, где вы работаете, паями ПИФов и т. д. Налоги всегда уплачиваются в деньгах.

Теперь перейдем к другим понятиям налогообложения, связанным с налогом: налоговой базе, объекту налогообложения, налоговому периоду, налоговой ставке. Итак, чтобы правильно рассчитывать и вовремя уплачивать налоги, нам нужно знать, в каких случаях и с чего взимается налог, какую сумму, когда и как часто нужно платить. Именно для этого и нужны эти понятия:

• Объект налогообложения (когда берется налог) – юридические факты, действия, обстоятельства, события,

обусловливающие возникновение обязанности заплатить налог. Проще говоря, это событие, после которого необходимо платить налог. Например, получили доход (официально) – заплатили с него налог на доходы физических лиц. Или получили в наследство от соседа квартиру – с этого тоже придется заплатить налог на наследство, если, конечно, сосед вам не приходился близким родственником.

• Налоговая база (с чего берется налог) – количественная оценка предмета, в отношении которого совершаются действия, приводящие к обязательной уплате налога. Иными словами, это размер вашего дохода, если речь идет о налоге на доходы физических лиц, либо оценка полученного наследства. Сразу стоит сказать, что оценка может быть не обязательно в денежном эквиваленте, ведь есть налоги, которые устанавливаются в зависимости от технических параметров (например, от мощности двигателя). Так что налоговая база может измеряться и в рублях, и в других единицах.

• Налоговый период (за какой период нужно платить налог) – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Каждый налог нужно рассчитывать за определенный период, по окончании которого необходимо производить оплату. Например, налоговый период по налогу на доходы составляет календарный год, и отчитаться по полученным доходам нужно как раз по окончании года.

• Налоговая ставка (какую сумму нужно заплатить) – сумма налога, подлежащая уплате, приходящаяся на единицу налогообложения. Она рассчитывается как процент либо как некая фиксированная величина на единицу налоговой базы. Например, если говорить о налоге на доходы физических лиц, то налоговая ставка равна 13 % на каждый рубль дохода.

Таким образом, чтобы посчитать и заплатить налог, нам нужно:

• определить объект налогообложения;

• уточнить налоговый период;

• оценить налоговую базу за налоговый период;

• уточнить налоговую ставку;

• рассчитать сумму налога за налоговый период, используя налоговую ставку и налоговую базу;

• заплатить налог по окончании налогового периода;

• отчитаться за уплату налога за налоговый период.

Соответственно, начинать нужно именно с определения – когда же платить налоги, а для этого нужно знать: какие налоги бывают, кто их устанавливает и где можно познакомиться с их описанием.

Итак, какие же в России действуют налоги. Все они перечислены в Налоговом кодексе РФ и федеральных законах, но в рамках данной книги мы остановимся на следующих основных налогах физических лиц:

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

• единый социальный налог;

• транспортный налог;

• налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог.

В таком разнообразии нетрудно запутаться, поэтому налоги, как правило, подвергают разнообразным классификациям. В данной книге будут рассмотрены два основных варианта классификации налогов.

Вариант первый – разделение налогов по уровню управления на федеральные, региональные и местные, в зависимости от уровня законов, устанавливающих обязанность и условия уплаты. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны для уплаты гражданами на всей территории РФ. Региональный или местный налог вводится в действие Налоговым кодексом и соответствующими законами региональных или местных властей, а обязанность и условия его уплаты устанавливаются каждым регионом самостоятельно. Налоговый кодекс задает рамки, в которых могут действовать региональные и местные власти, устанавливая налоговые требования.

• К федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

• К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

• К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Есть и вторая классификация налогов: по способу взимания их разделяют на прямые и косвенные. Их различие заключается в следующем:

• Прямые налоги устанавливаются непосредственно на объекты налогообложения, в данном случае не существует посредника между государством и налогоплательщиком.

• Косвенные налоги взимаются в процессе реализации товаров, работ и услуг в виде надбавки к цене товара. Такие налоги оплачиваются покупателем. Типичный пример – налог на добавленную стоимость (НДС), а также акциз.

Итак, налогов, как уже понятно, достаточно много, и не все можно сразу запомнить хотя бы по названию, а тем более запомнить для каждого из них налоговые ставки, налоговые базы и прочую информацию – почти нереально, если вы не работаете в этой сфере. Поэтому очень важно знать, к каким законам можно обратиться, чтобы уточнить описание того или иного налога.

Логично предположить, что самым главным документом в этом смысле является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), именно в нем содержатся описания налогов, налоговых ставок. Приоритет над НК РФ имеют только Конституция России и международные законы, которые стоят выше НК РФ. На самом деле большинство вопросов касательно налогообложения физических лиц не поднимается выше уровня НК РФ, поэтому для вас он, скорее всего, будет основным документом, к которому можно обратиться, чтобы посмотреть информацию по тому или иному налогу.

Если опускаться уровнем ниже, то, помимо НК РФ, информацию по налогам также содержат и федеральные законы о налогах и сборах, указы Президента РФ, законы о бюджете. И если с федеральными законами все достаточно понятно, так как они вводят изменения в текущее налоговое законодательство, как и указы Президента, то с законами о бюджете не все ясно: какое отношение бюджетное законодательство имеет к налогам? На самом деле это части одного целого, так как налоги, как уже говорилось, являются важной составляющей доходной части госбюджета. Именно законы о бюджете регулируют, платежи по каким налогам пойдут в тот или иной бюджет – федеральный, региональный или местный, поэтому эти законы очень важны, особенно если вы хотите понять и изучить, куда именно поступают те средства, что вы платите по налогам.

Уровнем ниже – законы субъектов РФ. Их основная роль – прописывать, какие будут действовать налоговые ставки и льготы для федеральных налогов на территории конкретного субъекта РФ.

Еще ниже – законы местных органов власти, прописывающие то же, но уже на местном уровне.

Финальный уровень налогового законодательства – это уровень подзаконных актов, например, инструкций и писем Минфина РФ и Федеральной налоговой службы. Эти документы регулируют такие аспекты, как правильное разъяснение налогового законодательства, утверждение правил заполнения различных отчетных форм и т. д. Иными словами, документы этого уровня носят больше тактический, чем стратегический характер, они помогают применять те аспекты налогового законотворчества, которые устанавливают законы более высокого уровня.

Схематично система налогового законодательства, по уровням, представлена на рис. 1.


Рис. 1. Схема налогового законодательства РФ


Когда система налогового законодательства ясна, логично перейти к тем, кто эти законы придумывает, утверждает и контролирует их исполнение, то есть – к налоговым органам РФ.

В России за введение, изменение и упразднение налогов отвечают власти федерального и регионального уровней. Чтобы внести изменения в существующую систему налогообложения в РФ, принимается соответствующий федеральный закон. Сначала его принимает Госдума РФ, после утверждения ею проект закона должен быть принят Советом Федерации и уже в финале подписан Президентом РФ. После того как проект закона о введении, изменении или упразднении налога всеми согласован, подписан Президентом, он публикуется официально в «Российской газете». Но фактически, если вы увидите новый закон в этом издании, это не значит, что он уже вступил в силу. Опубликованный официально закон вступит в действие только через месяц после публикации и не раньше чем 1-го числа следующего налогового периода для соответствующего налога, которому посвящен закон.

Загрузка...