Примечания

1

Социалистическая концепция прав человека / Отв. ред. В. М. Чхиквадзе, Е. А. Лукашева. М., 1986; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978 и др.

2

Все права человека в зависимости от времени их возникновения принято делить на три поколения: первое поколение – гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями XVII–XVIII вв., второе поколение— социальноэкономические права, имеющие в основе социалистические учения, третье поколение – права коллективные или солидаристские, провозглашенные, главным образом, странами третьего мира (Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 29; Имре Сабо. Идеологическая борьба и права человека. М., 1986. С. 4549; Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 13У-140).

3

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С. 108.

4

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1999. С. 17.

5

Там же С. 23.

6

Там же С. 24.

7

Душин А. ВЕгорышев С. В. Философско-правовые проблемы человека: Курс лекций. Уфа, 2000. С. 10–11.

8

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд. С. 30.

9

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов С. 400.

10

Слово «софист» не имело вначале отрицательного значения. По смыслу оно было равнозначно слову «преподаватель». Софистом был человек, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые могли быть им полезны в практической жизни. (Рассел Б. История западной философии. Кн. 1–2. Новосибирск, 1994. С. 85).

11

Душин А. В., Егорышев С. В. Философско-правовые проблемы человека: Курс лекций. С. 12.

12

Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 375.

13

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. С. 406.

14

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.

15

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд. С. 48.

16

Аристотель. Политика. М., 1911. С. 408.

17

Права человека: Учебник для вузов/Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 50.

18

Антология мировой философии. С. 507.

19

Рассел Б. История западной философии. Кн. 1–2. С. 260.

20

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. С. 51–52.

21

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. С. 432.

22

Там же. С. 433.

23

Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 159.

24

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. С. 440–441.

25

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд. С. 117.

26

Там же. С. 162.

27

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 74.

28

Там же. С. 159.

29

Там же.

30

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. С. 453.

31

Цит. по: Рассел Б. История западной философии. Кн. 1–2. С. 128.

32

Разъясняя свою позицию, Локк пишет: «В естественном состоянии, если человек убил вашего брата, вы имеете право убить его. Но где существует закон, вы теряете это право, которое берет на себя государство. И если вы убьете в целях самозащиты или для защиты другого, вы должны будете доказать суду, что именно это было причиной убийства» (Рассел Б. История западной философии. Кн. 1–2. С. 130).

33

Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. С. 470.

34

ЛоккД. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 16.

35

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

36

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева С. 72.

37

Кант И. К вечному миру. Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 185.

38

Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева С. 76.

39

Международные акты по правам человека: Сб. документов. М., 2000. С. 4.

40

Там же. С. 4–5.

41

Права человека: история, теория и практика: Курс лекций. Ч. 1. Уфа, 1999. С. 30.

42

Хабеас корпус— это судебный приказ, который направляется должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей.

43

Теория и практика прав человека: Сб. нормативных материалов. Уфа, 1997. С. 14.

44

Международные акты по правам человека: Сб. документов. С. 20.

45

Там же. С. 15.

46

БельсонЯ. М., Ливанцев К. Е. История государства и права США. Л., 1982. С. 36–37.

47

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 17.

48

Теория и практика прав человека: Сб. нормативных материалов. С. 18.

49

Отсутствие перечня прав человека в Конституции в значительной мере связано с их естественно-правовой трактовкой в американских доктринах. Некоторые из основателей Конституции (например, А. Гамильтон) полагали, что естественные права не должны закрепляться в позитивном законе и что их перечень мог быть использован как исчерпывающий и даже представлять опасность. Однако такой подход вызвал критику. Одобрение Конституции было отложено до принятия твердого обязательства внести в нее соответствующие поправки (см.: Международные акты по правам человека: Сб. документов. С. XI).

50

Даниленко В. Н. Декларация прав и реальность. К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989. С. 17; Права человека: история, теория и практика: Курс лекций. Ч. 1. С. 40.

51

Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма) / Пер. с венгерок. М., 1999. С. 263–264.

52

Там же. С 264.

53

Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов, 2000. С. 1011.

54

Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 130, 176–177, 437.

55

Понятовская Т. Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Ижевск, 1996. С. 8–9.

56

Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951. Т. 1.С. 295–302.

57

Либерализм – система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путем обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Либерализм в России возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического строя (конец XVIII – первая половина XIX в.), организовался в политические партии накануне и в ходе революции 1905–1907 гг. в России. Играя значительную роль в общественном движении середины XIX— начала XX в., русский либерализм никогда не был решающей силой в политической борьбе (см.: Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 14. М., 1973. С. 396–397).

58

Дозорцев П. Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб., 1998. С. 7.

59

Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 55–56.

60

Там же. С. 100.

61

Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. Учение Нового времени. XVI–XIX вв. 3-е изд. М., 1914. С. 110.

62

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. С. 88.

63

Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 307.

64

Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998. С. 386–387.

65

Международные акты по правам человека: Сб. документов. С. XV.

66

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. С. 135. – Этот подход был присущ и конституциям социалистических государств. По словам исследователей, конституции социалистических государств закрепляли основные права и свободы, основные обязанности, подчеркивая тем самым их фундаментальную роль в системе многообразных прав и обязанностей гражданина (см.: Социалистическая концепция прав человека / Отв. ред. В. М. Чхиквадзе, Е. А. Лукашева. С. 33).

Загрузка...