Каждый человек с самого своего рождения стремится к радости, счастью, гармонии. Более того, у каждого из нас в мозге есть специальный отдел, отвечающий за реализацию такого состояния в чувственной сфере. Этот отдел называется лимбической системой. Задача ее, с одной стороны, очень проста: максимально защитить нас от боли (в том числе, и душевной) и обеспечить состояние радости и удовлетворенности (кстати, лимбическую систему часто так и называют: «центр боли и удовольствия»). Но, с другой стороны, эту задачу лимбическая система реализует на уровне подсознания, вне нашего решения, и поэтому результат ее действия может быть непредсказуем. Все зависит от того, каким образом она «научена» доставлять нам радость и избавлять от душевного дискомфорта. Иногда она действует не совсем адекватно:
с помощью алкоголя – человека в случае душевного дискомфорта тянет к дозе спиртного;
с помощью шоппинга – человека тянет пройтись по магазинам, когда ему «плохо»;
с помощью порно – будет тянуть на порносайты и возможности получить самоудовлетворение… и др.
Дело в том, что человек «подсаживается» не столько на алкоголь или героин, сколько на поведение или реакцию организма на «дозу», которые провоцируют мощный выброс особых химических веществ в мозг, что обеспечивает «кайф» или «драйв» (сленг зависимых) …
Врачи Центра контроля и профилактики заболеваний в г.Атланта провели исследования по корреляции (соответствию) опыта, пережитого пациентами в детстве в родительских семьях и наличием у них тех или иных нарушений в состоянии здоровья. Были исследованы 17.000 пациентов, которых опрашивали по восьми категориям, связанным с этим исследованием. Три категории включали в себя вопросы о наличии в родительских семьях физического насилия, вербального (психологического) насилия и сексуального насилия. Пять категорий были связаны с дисфункциональностью семьи: находился ли в то время один из членов семьи в местах заключения, жила ли мать в ситуации насилия со стороны отца, был ли кто-то из членов семьи алко- или наркозависимым, отсутствовал ли в семье один из родителей, пребывал ли один из членов семьи в психически нездоровом состоянии (умственно-больного, с суицидальными наклонностями, с депрессивным синдромом).
Каждый положительный ответ оценивался в один балл.
Результаты ошеломили исследователей. По сравнению с теми, у кого количество баллов было ноль, набравшие 4 балла:
имели больший шанс начать курить в 3.9 раза;
приобретали хронические легочные заболевания (в том числе туберкулез) в 3.9 раза чаще;
имели вероятность заразиться гепатитом в 2.4 раза выше;
заболевали ЗППП в 2.5 раза чаще;
страдали от депрессии чаще в 4.6 раз;
совершали попытки суицида в 12.2 раза чаще.
Если же набиралось 6 баллов по предложенным 8 категориям, то вероятность того, что данный человек станет ПИН (потребителем инъекционных наркотиков), возрастала в 46 (!) раз» (21).
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Предлагаем провести небольшое самотестирование на тему «родом из детства» по вышеизложенным категориям риска, напрямую связанным со становлением личности в семье. Рассчитайте свои данные по простой шкале: наличие каждого аспекта добавляет вам один балл. Вы находитесь в ситуации риска, если набираете три и более баллов. Оцените свою семью в то время, когда вам было меньше 10 лет, и сделайте выводы:
наличие в семье физического насилия против вас;
наличие в семье вербального (психологического) насилия против вас;
наличие в семье сексуального насилия против вас;
наличие близкого родственника в местах заключения;
насилие над мамой со стороны отца;
наличие химически зависимого члена семьи;
отсутствие в семье одного из родителей;
постоянное присутствие члена семьи с психическими отклонениями (умственно-больного, с суицидальными наклонностями, с депрессивным синдромом).
Головной мозг человека состоит из 100 млрд.нейронов, между которыми на протяжении всей нашей жизни выстраиваются своеобразные дорожки, называемые синапсическими связями. Эти связи образуются в результате различных ситуаций извне, реакций организма и сознательного выбора человека. Эти связи образуют нейроновую карту, которая впоследствии является своеобразным путеводителем в нашей социальной, эмоциональной, интеллектуальной и духовно-нравственной жизни. Она формируется главным образом до пяти лет, а ее коррекция проходит наиболее успешно до 10-летнего рубежа. Можно со всей уверенностью утверждать, что родители, семейная структура и семейные ценности оказывают решающее воздействие на становление личности ребенка (39).
Приведем простую иллюстрацию. Когда маленькому ребенку 2-3 года, он, как правило, улыбается в ответ на улыбку взрослого человека. Сам ребенок в этом возрасте тоже готов улыбаться людям, потому что уверен, что в ответ получит улыбку (если не от этого, так от другого человека). Укрепляются и формируются синапсы, имеющие отношение к доверию, уверенности в себе и людях, стремлению к общению, самостоятельности, инициативности. Сформированные таким образом синапсические «дорожки» укрепляются в нейроновой карте, становятся неотъемлемой частью личности.
Но рано или поздно по каким-то причинам человек попадает в ситуацию, когда его оптимизм не поддерживается, его улыбка и выражение доброжелательности отвергаются. Для того, чтобы оградить его от разочарований и внутреннего дискомфорта, лимбическая система разрушает ставший ненужным, по ее мнению, «синапс улыбки, потому что включается посыл: «тут люди неприветливы, улыбки к добру не приведут». Это ложь, но если человек в нее поверил, после 11 лет процесс разрушения невостребованных синапсов активизируется.
Важно понять, что если человек теряет веру в людей, в добро, в достоинство, честность, он обрекает себя на нейробиологическое нездоровье. Впоследствии же нездоровая личность не может воспитать здоровую. Восстановление возможно, но оно целиком зависит от самого человека, насколько он готов откорректировать образ своих мыслей.
Каждый делает свой выбор: либо выстраивать синапсические позитивные «дорожки» и корректировать нейроновую карту, либо продолжать плыть по течению реки под названием «Разочарование» … (21)
Именно этот аспект мы имеем в виду, когда будем рассматривать ВЫБОР, который делает каждый человек на определенном этапе своего развития, в данном сенситивном (чувствительном) периоде, в результате чего формируется НОВООБРАЗОВАНИЕ в его личности.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни делает ВЫБОР под влиянием КРУГА ЗНАЧИМЫХ ЛЮДЕЙ, в результате чего формируется НОВООБРАЗОВАНИЕ (как очередной кирпичик) личности.
Для более наглядного изложения материала воспользуемся нижеследующей таблицей и будем заполнять ее в соответствии с периодами жизни человека.
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Не правомочно утверждать: «Моя заслуга, что я веду здоровый образ жизни, что я не уподобился тем, кто меня окружал» … Если вы принадлежите к людям, кого зависимость не очень сильно «достает», рекомендуем вам выполнить следующее задание: подумайте и вспомните, кто из близкого вам окружения во времена вашего детства помог вам получать радость от нормальных человеческих отношений, а также от эстетических и духовных сторон бытия. Может быть, таких людей было несколько, может быть, кто-то один. Вспомните его и сегодня же наберите номер телефона этого человека, чтобы поблагодарить за то, что вы на сегодняшний момент не подсели ни на какую «дозу». (21)
Это – те самые люди, о которых мы будем говорить как о КРУГЕ ЗНАЧИМЫХ ЛЮДЕЙ, которые напрямую участвуют в формировании личности человека.
Виктор Франкл, австрийский психиатр, философ и психолог, создал теорию логотерапии и экзистенциального анализа, которая представляет собой систему философских, психологических и медицинских аспектов, связанных с природой и сущностью человека. Из собственных жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл делает следующее заключение: для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Франкл считает, что любой суицидент не боится смерти, но боится жизни, в которой не видит смысла собственного существования.
В. Франкл рассматривает любовь как ценность человеческого переживания и утверждает, что человек, которого любят, всегда по своему определению является своеобразным и неповторимым, то есть в любви реализуется его ценность, При этом важно понимать, что, например, чисто сексуальное отношение направлено исключительно на физическую сущность партнера и не способно идти дальше этого уровня. Но секс как коронация любви имеет перспективы к умножению радости. Человек, который отчаянно рвется к ощущению счастья, таким образом, отрезает к ней дорогу. И, наоборот, человек, который находится в любви, обретает радость и счастье в обыденных ситуациях. Вопрос о смысле жизни присущ самой природе человека, при этом сомнения в смысле жизни нельзя рассматривать как проявление психической патологии, наоборот, как считает В. Франкл, «эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человека в человеке». Но при этом важно, чтобы мы не попали в сеть опасности, которую Франкл охарактеризовал как увлеченность средствами осуществления ценностей, при которой забывается конечная цель – сами ценности переживаний (26). Например, после тяжелой трудовой недели для получения сиюминутного ощущения радости люди могут предаваться алкоголю и «запретным плодам», и при этом становятся «жертвами невроза выходного дня», потому что с помощью суррогата радости пытаются спастись от ужаса внутренней пустоты, где нет смысловых ценностей.
Эту же мысль развивает в своих работах современный ученый, психолог и психотерапевт Г.С.Абрамова: «Своя человеческая жизнь – это жизнь, в которой присутствуют все и всё, потому что в ней присутствует создавший ее Творец, чей образ и подобие воплощаются в человеческих усилиях, когда они соответствуют замыслу творения. Тогда человек открывает в себе жизнь, и сам открывается жизни как существо бесконечное и бесстрашное» (2).
Л.Харт в своей работе «Из гусеницы в бабочку» пишет: «Мы можем влиять на происходящие вокруг нас события в незначительной мере, но, несмотря ни на что, не имеем права сбиться со своего курса и должны продолжать полет к тем вершинам, какие нас ждут» (29).
Мастер слова, выдающийся литератор современности Э.Э. Шмитт в своей повести «Оскар и Розовая Дама» показал, каким образом реализация ценностей отношения помогла десятилетнему мальчику, страдающему от онкологического заболевания, достойно прожить оставшиеся двенадцать дней своей жизни. Он сумел наполнить ее смыслом и стал опорой для тех, кто окружал его и страдал вместе с ним: онкобольных детей, врачей, родителей, бабушки Розы. Мальчик перед смертью играл в игру, правила которой заключались в проживании за день десяти лет. Таким образом, его жизнь в последние двенадцать дней наполнилась всеми смысловыми ценностями (творчества, переживания, отношения). Его запись в дневнике за два дня до смерти: «Я попытался объяснить своим родителям, что жизнь – забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И, наконец, осознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить. Я знаю, о чем говорю, потому что мне сто лет. Чем старше становишься, тем сильнее проявляется вкус к жизни. Какой-нибудь кретин в возрасте от десяти до двадцати лет может играть жизнью по собственной прихоти, но в сто лет, когда уже не можешь больше двигаться, тут уже следует использовать интеллект. Не знаю, удалось ли мне убедить взрослых. Господи, навести их, закончи работу, которую я сегодня начал в них…» (32).