Коммуникативная деятельность имеет решающее значение в психическом развитии и в процессе социализации ребенка дошкольного возраста.
В исследованиях М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой общение определяется как особый вид деятельности (коммуникативной деятельности), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
В возрастной психологии можно выделить три основных направления изучения общения.
Первое направление исследований направлено на выявление значения общения в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Например, в рамках данного направления было изучено явление госпитализма. Многочисленные исследования этого явления показали, что недостаток общения ведет к нарушению всех сторон развития: физического, психического, социального.
Второе направление изучает условия и факторы, влияющие на общение на разных ступенях онтогенеза. Например, изучается, каким образом стиль общения взрослого с ребенком влияет на становление и развитие его потребности в общении. Также, в рамках данного направления изучается феномен популярности в группе сверстников, как результат успешного общения. Здесь выясняется, какие факторы способствуют, и какие мешают ребенку полноценно общаться и занять высокий статус среди сверстников.
Третье направление исследований занимается изучением особенностей развития общения на каждой стадии развития. Традиционно развитие общения рассматривают по нескольким основным линиям. Это общение со взрослыми и общение со сверстниками в детском возрасте.
Остановимся на описании этих направлений поподробнее.
Общение влияет на развитие всех сторон психического развития. Прежде всего, общение влияет на развитие познавательной сферы (развитие высших психических функций), на эмоциональное благополучие человека и на познание себя и познание законов взаимоотношения между людьми. Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своего значения.
В отечественной психологии общение рассматривалось с одной стороны как условие развития высших психических функций (Л. С. Выготский), с другой стороны общение рассматривалось как особый вид деятельности, необходимый для познания себя и других (М. И. Лисина).
В рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского общение рассматривается как одно из необходимых условий формирования высших психических функций. Согласно закону формирования высших психических функций человек рождается с натуральной психикой, отличительными чертами которой является непосредственность, неосознанность, непроизвольность. Высшие психические функции, которые отличаются произвольностью, осознанностью, опосредованностью формируются в результате присвоения культурно-исторического опыта и проходят два этапа. Первый раз, с точки зрения Л. С. Выготского, ВПФ появляются в плане взаимодействия взрослого и ребенка, то есть в плане общения. Взрослый является носителем культурно-исторического опыта. Второй раз ВПФ появляются в плане внутреннем, то есть становятся частью сознания человека. Общение, по мнению Л. С. Выготского, предполагает не только воздействия взрослого как носителя знаковой функции, но и отношение ребенка к окружающей действительности. Л. С. Выготский определяет систему значимых отношений ребенка с окружающей действительностью на каждом возрастном этапе как социальную ситуацию развития. В каждом возрастном периоде, считает Л. С. Выготский, складывается своя особая социальная ситуация развития, которая, по его мнению, и определяет характер общения и взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, общение рассматривается как необходимое условие развития познавательной сферы (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж. Пиаже и другие).
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования доказывают, что общение играет огромную роль в эмоциональной сфере человека. Прежде всего, это исследования, изучающие детей, которые по тем или иным причинам испытывали депривацию потребности в общении. Понятие госпитализма ввел австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев, долго находившихся в больницах. Р. Спитс отмечал у детей, лишенных материнского общения, особое состояние, назвав его «анаклитической депрессией»; его симптомами были печаль, замкнутость, ареактивность, заторможенность, потеря аппетита. Так, М. И. Лисина изучала детей первого года жизни, находящихся в доме ребенка. Ею было доказано, что недостаточное общение прежде всего отражается на эмоциональной сфере ребенка. Эмоциональные проявления детей, лишенных личностного общения, были бедны, невыразительны, у таких детей отмечается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. На эмоциональное развитие также влияет характер общения. Зарубежные исследования доказывают, что дети, подвергавшиеся жестокому обращению со стороны взрослых, испытывали в дальнейшей жизни эмоциональные проблемы. Эмоциональные связи с близкими взрослыми в раннем детстве определяют степень эмоционального благополучия ребенка, формируют привязанность и чувство базового доверия или недоверия к окружающему миру.
Общение влияет на эмоциональное благополучие на протяжении всей жизни, но особое значение имеет именно в раннем возрасте и на протяжении детства.
Также общение играет ведущую роль в процессе познания себя и законов социальной действительности (познание других людей, особенности взаимодействия, взаимоотношений между людьми).
М. И. Лисина рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. Целью общения, по ее мнению, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом (М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова).
Таким образом, общение имеет решающее значение для развития познавательной сферы (развитие высших психических функций), для эмоционального благополучия человека и для познания себя и познания законов взаимоотношений между людьми.
Развитие общения зависит от множества условий и факторов. Различные факторы могут как способствовать развитию общения, так и приводить к нарушениям в этой сфере.
В рамках деятельностного подхода выделяется три характеристики возраста, которые определяют направление развития общения. Это социальная ситуации развития, ведущая деятельность и те качественные изменения психики, которые появляются в конце возрастного периода. Так, в дошкольном возрасте социальная ситуация развития, игра и достижения раннего возраста влияют на формирование и развитие внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения.
Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем. Так изучение детей, которые воспитываются в домах ребенка или в учреждениях интернатного типа, свидетельствует о том, что депривация потребности в общении ведет к нарушению его развития в дальнейшем. Исследования Е. О. Смирновой, В. С. Мухиной, Т. Н. Счастной показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов, они агрессивны, неспособны к сопереживанию. Такие дети не умеют налаживать равноправные отношения с незнакомыми детьми, адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. М. И. Лисина утверждает, что дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого.
В психологии выделяют множество условий и факторов, влияющих на развитие общения. Наиболее изученным из них является стиль воспитания.
Многие исследователи указывают на влияние стиля воспитания, которого придерживаются родители по отношению к своему ребенку. Стиль воспитания оказывает влияние на всех этапах развития ребенка. Особенности семейного воспитания стали предметом исследований Э. Эриксона, И. Маккоби, Дж. Мартина [11]. Ими были выделены два критерия, два аспекта родительского функционирования. Это родительская требовательность / контроль (иногда называется вседозволенностью / ограничением) и родительское принятие / отзывчивость.
Требовательность/контроль – это объем требований и контроля, предпринимаемых родителями по отношению к своим детям.
Принятие/отзывчивость – это степень, в которой родители проявляют поддержку и чувствительность к нуждам своих детей и готовы предоставить любовь и похвалу, когда дети отвечают их ожиданиям.
На основе этих двух критериев Д. Баумринд [11] при изучении дошкольников и их родителей были выделены три стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный. В последние годы исследователи выделили еще один тип функционирования родителей с детьми – индифферентный стиль или отстраненное родительское функционирование.
Авторитарный стиль общения (высокий контроль и низкое принятие): ограничивающий стиль воспитания, отличается множеством правил и ограничений, требует максимального соответствия ожиданиям взрослого, безоговорочного уважения и послушания, без объяснения и малой чувствительности к потребностям и перспективам ребенка.
Авторитетный стиль общения (высокий контроль и принятие): отличается разумными требованиями, постоянно проводимыми в жизнь, с пониманием и принятием ребенка.
Либеральный стиль общения (низкий контроль, высокое принятие): принимающий, но небрежный стиль воспитания, при котором взрослые устанавливают относительно немного требований, позволяют детям свободно выражать свои переживания, не наблюдают за их деятельностью и редко регулируют поведение своих детей.
Индифферентный стиль воспитания (низкий контроль и принятие): нетребовательный и небрежный подход родителей, которые либо отвергают своих детей, либо у них не достает времени или энергии заниматься детьми.
По мнению многих авторов, авторитетный стиль воспитания является наиболее благоприятным. Дети авторитетных родителей демонстрируют высокие показатели когнитивного (оригинальность мышления, высокую мотивацию достижения, интеллектуальное соперничество) и социального развития (общительны, дружелюбны, активность, лидерство). Дети авторитарных родителей демонстрировали средние, а либеральных родителей низкие достижения в когнитивной и социальной сферах. Преимущества детей, которые воспитывались в авторитетной семье, сохранялись и в младшем школьном, и в подростковом возрасте. Наименее успешный стиль воспитания – индифферентный или отстраненный тип воспитания. Детям нужны и любовь, и ограничения, помогающие им строить и оценивать собственное поведение.
Жестокое обращение с детьми в первые пять лет жизни также отрицательно влияет на общение. Г. Крайг утверждает, что дети, испытавшие жестокое обращение, находятся в системе нарушенных отношений, их социализация осуществляется через негативный опыт общения при отсутствии поддержки. Такие дети склонны к меньшей социальной компетенции, чем те, кто не имел такого опыта.
В течение длительного времени исследования человеческого развития были основаны на том, что именно родители влияют на характер общения с ребенком, то есть влияние идет в одном направлении, от родителя к ребенку. Сторонники этой точки зрения утверждали, что авторитетный родитель обеспечивает позитивные результаты развития. В отличие от этой точки зрения, сторонники модели воздействий ребенка утверждают, что воздействие детей на родителей сильнее, чем родителей на детей. Транзактная модель признает, что, хотя развитие детей зависит от родителей, дети также способны воздействовать на родителей (как положительно, так и отрицательно).
Братья и сестры, то есть наличие сиблингов, также выступает одним из факторов развития общения. Общение между сиблингами отличается предельной откровенностью. Чем ближе они по возрасту, тем интенсивнее их отношения. Сиблингов обычно связывает сильная привязанность, в общении они помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли [11].
Если в рамках психоанализа особое внимание уделяется характеру взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в раннем периоде детства, то многие зарубежные исследователи одним из условий, определяющим успешность развития общения, рассматривают уровень развития социального познания. Наиболее распространенными из теорий социального познания являются когнитивно-эволюционный подход Ж. Пиаже и теория ролевого анализа Роберта Сельмана.
Ж. Пиаже считал, что развитие социально-когнитивных способностей у детей связано с когнитивным развитием в целом, в частности с развитием децентрации и обобщения.
Д. Шэффер выделяет несколько фаз развития социального познания.
Первая фаза развития социального познания длится до 7 лет. Дети младше 7 лет характеризуют знакомых людей с помощью конкретных, основанных на наблюдении понятиях.
Вторая фаза – фаза поведенческих сравнений. Начиная от 7 лет, дети все меньше и меньше используют язык конкретных понятий, переходя к психологическим описаниям. Использование поведенческих сравнений наиболее характерно для периода 6–8 лет, но быстро убывает после 9 лет.
Третья фаза – фаза психологических конструктов. Одним из результатов процесса поведенческого сравнения является осознание детьми систематичности поведения окружающих людей. Дети начинают приписывать людям стабильные психологические конструкты. Таким образом, 10-летний ребенок, ранее описывавший своего знакомого как того, кто рисует лучше всех в классе, теперь может сказать, что его знакомый обладает прекрасными художественными способностями.
В период от 14 до 16 лет подростки не только знают о характерных сходствах и различиях между людьми, но и начинают осознавать, что различные ситуационные факторы (болезнь, семейные конфликты) могут побудить человека к проявлению своего характера [11].
Социальное познание развивается от учета внешних особенностей поведения к осознанию внутренних особенностей личности; от осознания отдельных сторон поведения к формированию целостного, согласованного представления об индивидуальности другого человека.
Согласно Р. Сельману [11], дети достигают значительно более полного осознания себя и других, если у них появляется способность встать на точку зрения другого. Если ребенок еще не приобрел навыков приобретения роли, то при понимании другого он может ориентироваться только на внешние факторы (внешность, конкретные действия). Появление навыка принятия роли связано с необходимостью принять точку зрения другого, понять мысли, чувства, мотивы и намерения другого.
Одним из основных условий развития социального познания выделяется социальный опыт человека. Особое значение для социального развития имеют социальные взаимодействия, в первую очередь равноправные контакты со сверстниками. Они вносят косвенный вклад в развитие навыков принятия роли и позволяют приобрести опыт, улучшающий понимание других людей. Так, Ж. Пиаже показал, что игровое взаимодействие между младшими школьниками способствовало развитию навыков принятия роли и зрелых социальных суждений.
Итак, основные факторы, влияющие на развитие социального познания, – когнитивное развитие; способность понимать намерения и особенности другого человека; навыки принятия роли; социальный опыт.
Таким образом, наиболее изученными условиями развития общения являются такие условия, как стиль воспитания, степень и особенности социального познания, социальный опыт человека.
Успешность общения определяется с помощью социометрических методов.
Для понимания значения и роли общения в психическом развитии необходимо знать особенности общения на разных этапах онтогенеза.
Традиционно, в периоде детства рассматриваются две основные линии развития общения, которые оказывают различное влияние на развитие и становление личности человека. Выделяют общение со взрослыми и общение со сверстниками (Ж. Пиаже, У. Хартуп, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и другие).
В психологии по-разному рассматривают значимость общения со взрослыми и общение со сверстниками. Так, в отечественной теории, в частности Л. С. Выготский, считал, что психическое развитие определяется общением со взрослыми, тогда как некоторые зарубежные исследователи, в частности Ж. Пиаже, считают, что общение со сверстниками имеет большее значение в развитии интеллекта и морального развития, чем общение со взрослыми.