Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно. Способно на ложные высказывания (в тестах при последовательном временном выключении работы полушарий).
Правое полушарие, в отличие от левого, воспринимает мир живо, красочно, образно, целостно, а не просчитывает его. Оно отвечает за эмоции, интуитивные способности, умение объединять разрозненные части в единую систему – синтезировать (процесс, противоположный аналитическим способностям левого полушария), не умеет лгать, понимает юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции. Оно очень чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально.
То, как правое полушарие мыслит яркими «картинками», хорошо показывают слова левши Исаака Ньютона: он сравнивал себя с ребенком, которому удалось найти те или иные красивые раковины, вынесенные на берег океана (то есть расшифровать отдельные законы природы), «в то время как весь океан колышется перед глазами и цепко держит все множество своих тайн». То, что левши предрасположены к визуальному мышлению, было подтверждено разнообразными исследованиями. Например, Корен и Клэр Порак выяснили, что левши-студенты чаще специализируются на визуальных дисциплинах. А среди 103 студентов отделения искусств 48 студентов оказались леворукими или амбидекстрами.
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно. Поэтому левши и амбидекстры при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши.
Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы. Так, в исследованиях адаптации к экстремальным климатическим и географическим факторам Заполярья, проводившихся в течение ряда лет в НИИ полярной медицины, была выявлена регуляторная роль правого полушария в период адаптации. У лиц с высокими функциональными возможностями правого полушария в период адаптации наблюдалась высокая работоспособность, устойчивость к сердечно-сосудистым заболеваниям и болезням печени. Также имеются данные, что среди вахтенных рабочих с их особым режимом трудовой деятельности и необходимостью срочной адаптации к экстремальным условиям жизни и труда преобладают левши и амбидекстры, у которых минимальна частота сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся показателем нарушения адаптационного процесса.
Левое полушарие решает задачи одну за другой. Поэтому истинным правшам очень сложно переключаться, пока не решен какой-то текущий вопрос. А вот левши благодаря ведущему у них правому полушарию могут обдумывать несколько задач параллельно, быстро переключаясь между разными видами деятельности. Например, левши могут обсуждать по телефону одну служебную задачу и в то же время работать на компьютере над другой.
Или обладатель ведущего правого полушария дает своему мозгу задание проанализировать ситуации X, Y и Z. Над первой мозг работает в «фоновом» режиме, создавая свое заключение и оптимальное решение. По второму, более сложному вопросу, мозг левши выдает промежуточные версии, отклоняемые или принимаемые человеком. Проблема Z – самая срочная и важная, поэтому ее левша обдумывает сознательно. И решение по ней принимается первым.
Возможно, именно благодаря такому ценному качеству левши нередко добиваются больших высот в карьере: среди них много руководителей компаний и президентов. Несомненно, помогает левшам и большая скорость реакции, а также стрессоустойчивость выше, чем у правшей.
Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передается информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути – комиссуры мозга. Основная из них – мозолистое тело. Мозолистое тело – одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3–4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело еще не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребенка.