Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему хотим и планируем сделать так много, а делаем так мало? Все просто: намерение не равно действию. Мы сколько угодно можем размышлять о создании бизнеса или улучшении отношений, но пока не начнем совершать целенаправленные усилия, все это ничего не значит.
На пути к действию нас останавливают три преграды:
▶ страх;
▶ негативные установки;
▶ недостаточно четкая цель.
Давайте изучим эти барьеры и поймем, как их преодолеть.
Страх – это защитный механизм. Его генерирует миндалевидное тело – часть мозга, отвечающая за ощущение безопасности.
Существует только два вида страха: первобытный и интеллектуальный. Первый связан с ожиданием смерти или физической боли и направлен на самосохранение. Он был актуален в пещерные времена, когда на каждом углу человека подстерегала опасность: хищник или вражеское племя. В повседневной жизни современного человека экзистенциальные ситуации – редкость, поэтому первобытные страхи сменились интеллектуальными. Они искусственны, созданы миндалевидным телом при отсутствии реальной угрозы и часто перенимаются от окружения.
Джордж в хорошем настроении пришел на работу: пятница, завтра выходной; о чем тут беспокоиться? Но вот к нему подходит коллега и живописно рассказывает о грядущем кризисе, которого, по его словам, не миновать. Тут-то Джорджа и начинает потряхивать, ведь с кризисом приходит сокращение штата, а там и до улицы недалеко, и до нищеты. Чужой страх перенимается неосознанно, но застревает в мозге крепко.
Об этой ответственности нужно помнить, когда доходит до действия.
Нашему продвижению к цели препятствуют четыре базовых страха:
1. Страх неудачи. Мы боимся, что не сможем достичь цели, поэтому предпочитаем бездействие – это одна из причин прокрастинации.
2. Страх успеха. Обратная сторона медали: мы боимся получить то, что хотим, поскольку за этим последуют коренные изменения в жизни. Такой страх часто сопровождается самосаботажем.
3. Страх оказаться мошенником. Иначе говоря, синдром самозванца[1]: нам кажется, будто мы недостаточно хороши, чтобы быть на своем месте или сделать то, что намереваемся.
4. Страх заброшенности. Боязнь остаться в одиночестве после достижения цели.
Мозг формирует негативные варианты будущего неслучайно: он хочет избежать грядущей боли, не позволить нам выйти из зоны комфорта. Но все эти страхи искусственны – никакой реальной опасности за ними не таится. Мы должны осознать это и преодолеть страх через действие: только совершив шаг вперед, можно расширить зону комфорта.
Негативное мышление – главный враг действия. Оно восходит к той истории, которую вы себе рассказываете.
Хильда хочет похудеть. Но она уверена, что у нее генетическая предрасположенность к полноте, да и вообще, ее усилия бесполезны: сколько бы она ни сидела на диетах, бока только растут – зачем вообще стараться, если результата все равно не будет?
Негативное мышление, помимо прочего, становится кирпичиком в здании нашей идентичности. А идентичность – то, что, как нам кажется, о нас думают другие. Следовательно, это очередной внешний фактор, влияющий на наше внутреннее состояние.
Почему идентичность вообще важна? Роб Дайэл утверждает, что она влияет на действия, которые определяют результат, воплощающийся впоследствии все в той же идентичности. Вот такой вот треугольник, повлиять на который можно лишь через изменение истории, которую мы себе рассказываем.
Попробуйте представить, что вы уже достигли цели, и проживите день с мыслями об идеальной версии себя.
Хильда не просто хочет похудеть, но и может это сделать. Уже сделала! Склонность к полноте – тот паттерн, который ей навязали другие. На самом деле она стройная и здоровая девушка, готовая усердно трудиться для улучшения своей формы, потому что результат не заставит себя долго ждать.