1 января. Назначение на пост обер-прокурора Святейшего Синода А. А. Яковлева[28].
23 января. Письмо отцу: «Благодарю, во-первых, за Ваше письмо, а потом за присылку денег, в которых, впрочем, я не имел великой нужды… Теперь я имею намерение, надеясь, что Вы позволите, купить Анастасиевы слова[29] и одобренное нашим Владыкою сочинение о трех темпераментах (способное, по моему мнению, дать хорошую нравственность), о которых я думал еще прежде. Я прочитал Ваш упрек и не знаю, потерял или нашел четверть часа, которая прошла в горестной задумчивости… Вы не видите слез, сквозь которые я едва вижу эту бумагу. Простите меня…] В третий раз берусь за перо, чтобы уведомить Вас об успехе во врачебной науке… В свободное время понемногу я с удовольствием читаю Буханов учебник[30], которого в здешней библиотеке только два тома. Спрашиваю имена и действия находящихся здесь лекарств, замечаю отчасти употребление…» (Письма. 1882. С. 31. № 30).
6 февраля. Письмо отцу: «Я получил Плиния[31], а о получении денег уже и уведомлял Вас по почте. Вновь благодарю за то и другое. Я скажу Вам теперь случай, познакомивший меня с Плинием. Меня просили сочинить лат[инское] письмо, которое должно было послать к одному знающему человеку. Дело для меня необыкновенное. Я выпросил Плиния, которого и наш Владыка рекомендует, как совершеннейший образец в своем роде, и коим он еще и ныне, как сказывают, увеселяется. После двух дней чтения я захотел его иметь» (Письма. 1882. С. 32. № 31).
20 февраля. Указ императора Александра I о «вольных хлебопашцах».
4 марта. Письмо родителям: «Вчерашний день отправили мы известного Вам Саксина в могилу, проклиная чахотку. Слух есть, что еще двоих студентов, если не более, и одного архимандрита отправить должно на тот свет, или немного ближе, в Китай, чрез столько степей, чрез безводные моря песков, к тому умному народу, который едва знает свою азбуку огромную. Все слушают и говорят: имей мя отречена» (Письма. 1882. С. 33. № 32).
18 марта. Письмо отцу: «…Итак, если Ваша любовь утешается известиями частыми о состоянии Вашего сына (я не могу не сказать здесь: счастливый сын, имеющий такого отца!), то я почитаю должностью исполнять Вашу волю – писать Вам о моих обстоятельствах столько, сколько можно. Слава Богу! вот что я Вам о них сказать могу, и что повторяю часто в сердце. Услышав два слова, Вы знаете все» (Письма. 1882. С. 35. № 33).
25 марта. Письмо родителям: «Приближается день, светлый торжеством верующих. Дай Бог, чтоб никакая печальная мысль не помрачала для Вас его светлости и чтобы Вы чувствовали во всей полноте общую радость!» (Письма. 1882. С. 36. № 34).
5 апреля. Пасха Христова.
6 мая. Письмо отцу: «…При сем я вспомнил просить Вас, чтобы рекомендовать меня, если кто из знакомых вздумает посетить Лавру. Думаю, не отрекутся. Смотреть больницу ходят многие и никому не знакомые. Я желал бы видеть знакомых и иметь удовольствие слышать о Вас и писать к Вам чаще» (Письма. 1882. С. 37. № 35).
18 мая. Письмо отцу: «Ночь застает меня с пером без свечи. Я спешу окончить. – Мы ожидаем в скором времени прибытия Владыки из Москвы. Уже на праздник Пятидесятницы готовятся поздравления…» (Письма. 1882. С. 38. № 36).
10 июня. Письмо свящ. Григорию Григорьевичу Пономареву[32]: «Я давно хотел тебе сделать тот же вопрос, какой ты мне делаешь: что значит твое молчание? Ибо я не получал ответа на письмо, посланное к тебе зимою. Не знаю, как это сделалось. Итак, не знавши о последнем письме твоем, но зная, что многие из твоих товарищей вышли из семинарии, я сумневался, не занят ли тем же и ты, и застанет ли письмо мое тебя в Г. … Сие письмо пишу в тот же день, в который получил твое; опасаюсь, чтобы в следующие что-либо не попрепятствовало… Сие письмо должно сжечь» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 686).
14 июня. Письмо отцу: «Сие письмо доставит Вам или Федор Трофимович, Ник[ольский]. С[ященник], или Фирс Григорьевич, гражданин Коломенский. Они были здесь и просили Владыку дать к Вознесенской церкви священника. Когда Владыка велел им представить, кого пожелают они из Семинарии, то они предлагали мне сие место. Я сказал им, что не могу ни на что решиться без Вашего слова и что не надеюсь теперь быть уволен из семинарии… Теперь уже Вы должны дать им решительный ответ… До того времени, когда буду у Вас, можно подумать о сем. Но я пишу сие под условием, ежели паче чаяния Вы не так о сем думаете, как я. А я еще думаю учиться. – Прощайте» (Письма. 1882. С. 39. № 37).
Август. Окончание обучения в семинарии. В отзыве ректора семинарии о Василии Дроздове и Матфее Знаменском[33] говорится: «И по прилежанию и по остроте ума, как в других науках, так и преимущественно в поэзии, они, без сомнения, лучше всех. Отличаются особенною скромностью».
16 августа. Письмо отцу: «Вы знаете, что я приехал из Л[авры] несколькими днями позже, нежели был должен. Это приметил Сам Владыка, и я должен был ожидать наказания. Узнайте, чем кончилось мое ожидание. В пятницу вечером я был у о. Р[ектора], и мое наказание состояло в выговоре, а выговор – в сих словах, которыми он меня встретил: «Я не думал, что ты меня обманешь, о тебе уже Владыка спрашивал» (Письма. 1882. С. 40. № 38).
9 сентября. Письмо отцу: «Кроме 18-ти прежних я имею ныне 43 новых товарища в Богословии. Думают, что Владыка выедет в столицу. Вот наши новости» (Письма. 1882. С. 41. № 39).
25 сентября. Возможно, произнесение слова в память преподобного Сергия: «Ведал он [прп. Сергий], что естественная пища превращается в плоть ядущаго, но манна Божественная самаго вкушающаго пресуществляет в естество Божеское. Он веровал, поелику вера горы преставляет; любил, яко Бог любы есть; радовался, яко в Боге несть тьмы ни единыя; миролюбив был, яко Христос мир есть нам; долготерпел, поелику видел терпение на главе Божией; милосердствовал, поелику спасен милосердием; кроток был, яко известися, что реки благодати текут низу, а не верху; воздержен был, яко весь Богом обладанный. Се путь, верным подлежащий, се путь – и пойдем по нему. Аминь» (Сочинения. Т. 1. С. 276).
21 октября. Назначение на пост обер-прокурора Святейшего Синода князя А. Н. Голицына[34]. «Когда император назначил [кн. А. Н. Голицына] обер-прокурором, он сказал: “Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею никакой веры”. – “Ну полно, шалун, образумишься”. – “Когда же, – говорил после Голицын, – я увидел, что члены Синода делали дела серьезно… и сам стал серьезнее, почтительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два спросил себя: верую ли я? – то увидел, что верую, как веровал в детстве”» (Из воспоминаний свт. Филарета // РА. 1906. № 10. С. 214).
4 ноября. Письмо отцу: «Вы требуете, чтоб я писал к Вам чаще и открытее. Первое требование для меня не только не отяготительно, но и весьма приятно. Что ж касается до последнего, хотя я и не имею таин, требующих скрытности, особенно в рассуждении Вас; однако, по какой-то обыкновенной предосторожности, мы часто не все пишем, что думаем и что можем говорить… Москва хотя и льстит, но не привлекает меня. Жизнь Вашего города тише, и более мне нравится. Там представляют выгоды, но судя по тому, что я слыхал, они везде равно неизвестны. Может быть, мы будем иметь случай лучше объясниться о сем в конце сего года» (Письма. 1882. С. 43. № 40).
21 ноября. Митрополит Платон (Левшин) назначил Василия Дроздова учителем греческого и еврейского языков в семинарии с жалованьем 160 руб. в год (Мнения. Т. 1. С. 3).
26 ноября. Письмо отцу: «18-е число текущего месяца сделан здешним наместником и посвящен в архимандрита о. Симеон, бывший в Академии риторики учителем. На его место переведен здешний риторики учитель, а на место сего определен греческого и еврейского языка учитель. 25-е представлен я Высокопреосвященнейшему, и он сделал мне несколько вопросов на греческом языке. Чрез час – Вы видите нового учителя зимою в летнем платье. Представьте трудности нового сего состояния: постели, теплое платье и если следовать товарищам – для случаев чай с принадлежностями – вот нужды. Я ожидаю в скорости Ваших отеческих советов и наставлений в рассуждении сих затруднений» (Письма. 1882. С. 44. № 41).
2 декабря. Письмо отцу: «Я уже перебрался в назначенные для меня покои. Теперь восемь часов вечера: заслуженный матрос, отправляющий для всех учителей должность повара, а для меня и камердинера, только теперь, окончив со мною разговор об Антихристе, вышел в переднюю. Я один. Взглянув на Ваше письмо, я тотчас переселяюсь мыслями в Коломну. Желание быть ближе к Вам?.. Оно теперь должно быть отложено по крайней мере года на два. Я должен жить в отдалении от Вас, и жить сам собою, или, как говорят, своим домом. Я еще не знаю, сколь многочисленны 150 р. годового жалования. Мои товарищи идут ко мне ужинать: потому что кушанье готовится в моих покоях. – Я прерываю. Мы отужинали. Но трудно возобновить прерванную связь мыслей, особенно после ужина. – Я могу только пожелать Вам с любезнейшею матушкою благополучия, и с моим обыкновенным почтением есмь Вашего Высокоблагословения покорнейший сын Учит[ель] Дроздов» (Письма. 1882. С. 45. № 42).
• Из воспоминаний монаха Трифиллия: «На меня вышла счастливая доля поступить в услужение при комнате учителя Василия Михайловича Дроздова. За мою исправность, честность и простоту он до того сделался ко мне снисходительным, что дозволял себе иногда с старым матросом кой-какия шуточки; и как я спал с ним в одной комнате, он на кровати, я на полу у печки, то, утомивши свою умную головушку разными науками, ляжет он бывало в постель и скажет: ну, Федор (меня так звали), говори какую-нибудь сказку. – Да что ты, Василий Михайлович, отвечаю бывало я, охота тебе слушать такие пустяки? – Голова моя, скажет он, слишком набита: надобно, чтоб немного опустела. – Ну я и начну были и небылицы, пока не уснет он» (РА. 1869. № 7/8. С. 1180–1181).
Без даты. Письмо свящ. Григорию Григорьевичу Пономареву: «Если письмо мое, как я предполагаю, тобою получено, что значит молчание твое? Не все ли ты еще под колесом фортуны? Тщетно я вопрошаю; никто не ответствует. Мрачная неизвестность простирает около меня туман задумчивости; заключения, опасения, догадки мучат меня. Избавь меня от сего нерешительного состояния… Любезной Анисье Матвеевне мое почтение» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 688).
* Образование помимо канцелярии Святейшего Синода личной канцелярии обер-прокурора; отмена личных докладов членов Святейшего Синода императору.
* Возложение на приходское духовенство обязанности преподавания в приходских школах.
* Присоединение Мингрелии к России.
* Открытие университета в Вильно (Вильнюс).