«Из незабудок и вечерних звезд шила я платье иглами от роз.
Длинную строчку, как судьбу вела. Тонкая нитка, острая игла…»
(Наталья Ветлицкая, «Шила я платье»)
– Да, обещанного три года ждут! – с упреком вздохнула Анна, задумчиво перебирая вещи на полке плательного шкафа.
– Чего же именно? – недовольно поинтересовался Андрей, нехотя отрываясь от страниц «Веритофобии» и мгновенно прокрутив в мозгу все мыслимые и немыслимые обещания, данные за последнее время своей благоверной.
– Когда же ты, наконец, займешься собственной женой? – с деланной обидой всхлипнула Анна, вытаскивая из бездонных глубин какой-то отрез, – который месяц позабыта, позаброшена…
– То есть? – Андрей с сожалением окончательно закрыл книгу, предчувствуя по тону супруги, что разговор обещает быть долгим и бескомпромиссным.
– Кто мне обещал найти подходящую модель для блузки? Не за горами начало сезона, а мне совершенно нечего одеть! – продолжала наступать Анна, как тореадор перед быком, размахивая перед носом мужа ловко развернутым полупрозрачным полотном цветного шифона.
Перед глазами замелькали крупные бордовые цветы, выписанные по нежнейшему, мягких пастельных тонов, с легким бежево-фиолетовым оттенком, полю.
– Впрочем, как и всегда. Старая песня на новый лад, – попытался слабо защититься Андрей, чувствуя, что на этот раз ему уж точно не уйти от ответа. Сколько раз я тебе говорил, умолял, на колени падал: сначала модель – потом материал! Вон его сколько у тебя, а толку? – кивнул он в направлении разноцветных кусков текстиля, заботливо разложенных по полкам.
– Ну не могу я удержаться, когда нравится! – не отступала Анна, – ты ведь должен понять женщину. Хороший материал – и сейчас редкость, при всем богатстве выбора!
– Как любящий муж, я тебя понимаю, но, как суровый практик и старый скряга со стажем, считаю, что материал надо покупать с расчетом на уже готовый образ, а не впрок, в призрачной надежде, что потом под него можно будет что-либо подобрать…
– Ничего, ничего…Куда ты денешься! Все равно тебе искать, ты же мой ведущий дизайнер! – приговаривала Аня, перебирая отрезы мануфактуры.
– А сама?
– А самой ни времени не хватает, ни терпения. О, смотри какой! Нравится? – Анна вытащила кусок трикотажного полотна.
– Нравится, – сразу согласился Андрей, надеясь хоть таким способом увильнуть от предстоящего ему нелегкого и тернистого блуждания по бескрайним просторам Интернета.
– И что же тебе нравится? – невинно поинтересовалась Анна, все туже «затягивая петлю».
– Ну, цвет, фактура …
– Пожалуй … но и только! Это я из студии притащила, шила недавно одной клиентке, родственнице хозяйки. Так понравилось, что на радостях отдали остатки – может даже на короткое платье хватит. Стрейч, самый поганый и капризный материал, – продолжала Анна, прикидывая полотно на себя и поворачиваясь перед зеркалом. Ну как, мне идет?
– Не скажу, что это твой цвет! Да и намучаешься ты с ним!
– Уже намучилась: машинка не берет, пропускает, строчка гуляет даже с подложенной бумажкой…Хорошо, что плоскошовка у них есть – хоть с обработкой краев и узлов полегче было! На фигуру посадить – проблема, сразу все изъяны выдает. Да и клиентка «не айс» – живот выпирает, на боках складки, попа плоская – типичная «гусеница», про объемы всего остального уже не говорю, даром что молодая!
– Ну не всем же быть такими моделями, как ты – снисходительно улыбнулся Андрей.
– Задолбалась я с ней, – продолжала жаловаться Анна, – да вдобавок самой еще пришлось и кроить, и первую примерку делать, и осноравливать… Кошмар!
– Ты же портная, а не закройщик!
– Да я там все в одном флаконе: и конструктор, и закройщик, и утюжильщица в придачу. За одну зарплату!
– А что же хозяйка, она же, вроде как, дизайнер у вас?
– Вот именно, что только «вроде как»! Закончила «Британку», а в швейном деле – дуб дубом, одни амбиции! Ни технологии пошива не знает, ни свойств материалов, ни тепловой обработки тканей – а это основа! Лекала построить – и то, проблема! Один метод наколки только и знает! А что он без понимания пластики и совместимости тканей? Вот и приходится за ней все самой переделывать. И за что только в этой самой «хай скул» такие деньжищи за учебу берут? Правда, врать не буду, с точки зрения оригинальности идей – молодец, очень перспективна!
– Для успешного бизнеса этого мало, команда нужна, – заметил Андрей.
– А команды-то и нет. Так что, не знаю сколько она еще продержится. Да и с арендой у нее проблемы, сам понимаешь – Арбат!
– А что же твоя «коллега по игле»?
– Да что коллега. Пришла с «массовки», строчит быстро да и только.
– Как же она ее взяла в свою студию?
– Поскольку и сама в швейном деле не ас, взяла по формальному тесту: «карман в рамку» да «американка 0,1».
– А что она еще может?
– Тупо «собирать» изделие, не осознавая, как это будет выглядеть в итоге на клиенте!
– Ясно. Талантливых людей в любом деле – по пальцам пересчитать, но и многие талантливые занимаются не своим делом.
– Ты о чем?
– Пришел к нам недавно на склад один. Мужик, как мужик. Грузит мешки, коробки таскает. Все нормально. Без понтов. Пьет в меру, как все, только не матерится и не курит. Потом гляжу, как-то, пишет и пишет что-то в обед. Подошел к нему, разговорились. Оказалось, что проснулся в нем всю жизнь крепко спавший талант литератора! А здесь – руки заняты, голова свободна! Удобно – пока работаешь, можно целый роман в уме написать. Опять же в самой гуще электората, изнутри на все проблемы смотришь. Попутно рассказал, что зарегистрировался на каком-то литературном портале и вроде даже номинант каких-то литературных премий. Я, говорит, взбаламучу это застойное литературное болото эстетствующих прозаиков-импотентов и доморощенных стерилизованных поэтесс! Прикольный мужик!
– И что, в самом деле талант?
– Я его вещей читал не много, но похоже, что – да! Пишет смело, дерзко, насыщенно, реалистично, но в рамках приличия. Главное – читать его интересно, не херню несет. Может и пробьется куда, во всяком случае прет буром – ломится во все окна-двери журналов и издательств.
– Сложно все, – вздохнула Анна, – хозяйка вон какие деньги вбухивает, чтобы быть допущенной к телам «звезд».
– Зато на прикладных материалах экономит, купила бы вам водорастворимые стабилизаторы, чтобы не мучились с трикотажем и шелком.
– Ой, не говори, – оживилась Анна, – уж который месяц прошу «поросенка» купить, чтоб плечевые отглаживать, ноль эмоций!
– А может она не понимает, зачем тебе «поросенок» в мастерской, она же другой конфессии, – с нарочитой наивностью предположил Андрей.
– Да ладно тебе, – рассмеялась Анна, – все она понимает. Правда, ее постоянная тяга к многослойности и разнофактурности темного, с золотым и серебряным декором – явный отголосок горного эха родных краев!
– Кстати, а как твоя «бывшая»? На плаву еще или где?
– Кто, Юляша?
– Ну да, она, недоброй памяти, – уточнил Андрей, вспомнив как во время очередной «сессии», предшествовавшей модному показу, приезжал далеко за полночь на Тверскую в бутик известного дизайнера, чтобы забрать из душного подвала полуживую жену, сутками напролет отшивавшую подиумную коллекцию для Недели Моды в Москве. Андрей непроизвольно чихнул.
– Ты что, простудился, что ли?
– Просто рефлекс. Вспомнил, сколько пуха летало у тебя в лаборатории, пока ты шила ей платья и юбки из перьев марабу.
– Да, было дело. Она тогда и «выстрелила» этой коллекцией. Сразу весь бомонд к ней и повалил.
– А потом что?
– А потом все. Пик моды на перья прошел, «народ» ушел! Ни пиар-менеджеры не помогли, которых она, в спешке, стала менять, как перчатки, ни званые обеды в бутике, по поводу и без повода. Кому нужны одни и те же модели платьев – отрезные по талии или «татьянки». По сути, ничего нового она уже не смогла предложить, меняла только ткани. Но ткани, знаешь, классные – таких я даже в «Тиссуре» не видела!
– Наверное в Италии заказывала, прямо с фабрик, она же часто туда моталась на фотосессии.
– Не иначе.
– Так что же мы имеем в итоге?
– Не мы, а «они». В итоге закрылись все три бутика в самых престижных районах Москвы, в том числе флагманский на Тверской. Говорят, окопалась где-то на Кузнецком. Не интересовалась.