Морихей Уесиба говорил: «Истинное значение слова самурай – «тот, кто служит и следует силе любви».
Любовь в Айкидо соответствует понятию «Бог». Но если вы не религиозны, не беда: любить-то приходилось всем…
Духовная основа Айкидо состоит в том, что боевое искусство только тогда действительно непобедимо, когда оно, по словам основателя Айкидо, «проникнуто божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами».
Нельзя забывать о том, что личный опыт должен быть глубоко духовным. Он должен закрепляться на уровне понимания и осмысливаться, движение не должно быть механистическим – поймите причину, установите следствие и действуйте не задумываясь.
В основу движения положите ваше инстинктивное начало, а не привычку (принцип «недумания» в Дзен-буддизме).
Дайсэцу Судзуки по этому поводу заметил: «Мы учим себя сами, а Дзэн лишь указывает путь…» Эти слова вполне можно применить и к практике Айкидо.
…И вот вы с удивлением обнаруживаете, что ветер, шевелящий листья на дереве, под которым вы стоите, и есть ваше дыхание, вы едины с ним.
Трудно принять мысль о том, что то, к чему вы стремитесь, занимаясь единоборствами это – не умение сломать ударившую вас руку, а понимание того, кто и зачем хочет вас ударить. Все в вас противится любви к агрессору, о которой говорил О'Сенсей. Вы ненавидите своего врага – он причина вашего унижения… Однако именно в этом залог его победы. Вы злитесь, а значит, конфликтуете с собой, вы конфликтуете с собой и боретесь сразу с двумя противниками – с собой и с ним…
Считайте, что он уже победил вас.
Важно понимать, что результат достигается не сразу. Если очень хотеть, чтобы дерево выросло – не надо пытаться вытащить его из земли насильно. Надо всего лишь подождать, пока оно само вырастет, ухаживая за ним.
Падение листвы теплым вечером
Продолжается всю ночь и завершается
в предрассветных сумерках…
Один из учителей Дзэн, Нансэн, сказал: «Дзэн – это ваши повседневные мысли». Поэтому, наполняя свои повседневные действия (заваривание чая, ведение домашнего хозяйства) сознанием Айкидо, вы на самом деле его практикуете.
Для практики настоящим образом вовсе не обязательно выполнять ежедневные физические упражнения и растягивать мышцы. Важно правильно дышать и правильно направлять свои действия.
Конечно, не стоит воспринимать эти слова как оправдание собственной лени: физическим занятиям следует отводить особую роль.
…Правильная жизнь – жизнь без волнений, наполненная осознанием долга перед своей природой, общественным порядком и верой в себя.
Важным аспектом сознания Айкидо является чувство собственной правоты (отсутствия вины): вина перед кем-нибудь отягощает и лишает уверенности в себе. Возможно, поэтому тот, кто хочет получить над вами власть, так стремится развить это чувство вины.
Комплекс вины и чувство правоты, в том числе в Айкидо, имеет сложный механизм – здесь психологическое состояние влияет на техническое мастерство и ставит последнее в зависимость от вашего психологического состояния.
Айкидо стремится к непосредственному восприятию реальности.
Будда дошел до этого практическим образом. Как-то он попытался подняться с места после изнурительного голодания и медитации, в ходе которой пытался подчинить себе тело, снабжая его минимальным количеством пищи. Однако цель не была достигнута – Будда не смог двинуться с места, а самоистязание не помогло решить проблему.
Аскетизм не дает ответы на все вопросы и не является путем решения проблем реальной жизни. Занятия поэтому должны проходить без самоистязания и насилия над телом, которое вполне может наказать вас, просто отказавшись служить в дальнейшем. Все должно быть в меру. Впрочем, без определенного насилия над собой не обойтись, такова плата за развитие.
…Человеческая жизнь
похожа на коробку спичек,
обращаться с ней серьезно – смешно,
обращаться несерьезно – опасно.
Объяснение – это процесс оправдания. Разве жизнь нуждается в оправдании самой себя? Не извиняйтесь за то, что живете, не объясняйте Айкидо необходимостью самообороны.
Айкидо просто существует внутри вас, помогая реализовать свои возможности и выявить вашу суть.
Процесс понимания сути сводится к следующей фразе: «У ведра отламывается дно» – происходит очищение канала, который был до этого времени засорен – и мусор препятствовал нормальной работе механизма, в частности, ума.
Это похоже на принцип японской живописи, который сформулировал Жорж Дютюи: «Рисуй бамбук в течение десяти лет, стань бамбуком, затем забудь все о бамбуках, когда ты рисуешь».
Наблюдение за листвой в осеннем лесу —
Достаточно бессмысленное занятие,
Если вы не философ и не странник…
Теоретические размышления помогут вам лишь обозначить цель, но не решить проблему. Способ решения – практика, опыт, необходимый для интуитивного познания, которое приобретается в процессе длительных, упорных тренировок.
Наблюдение за окружающим миром дает нам необходимую информацию – материал для размышления и медитаций.
Например, наблюдая за шевелящейся и падающей листвой в лесу, мы развиваем способность следить за движением предметов и живых существ «в целом», не отвлекаясь на обманные движения и сохраняя внутреннее спокойствие в стрессовых ситуациях.
Обработка информации и первичная (пробная) интерпретация фактов должна проходить аккуратно, ибо от того, на какую полку в своем мозгу вы положите воспринятую информацию и какую бирку прикрепите к ней, зависит то, как быстро в дальнейшем Вы сможете ее оттуда взять и использовать.
Интерпретация – творческий процесс, призванный иллюстрировать сознание Айкидо, это – инструмент, с помощью которого вы видите данную конкретную ситуацию.
«Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?». На этот вопрос дзэнская дисциплина подразумевает следующий ответ: «Когда я голоден, я ем, когда устаю – сплю».
Здесь логично возразить: «Ведь это делает каждый человек, так что же – каждый занимается самодисциплиной?».
Дзэнская дисциплина отвечает: «Когда они едят, они думают о разных вещах, они – в заботах; поэтому их действия не могут называться самодисциплиной». Их еда – это не только еда, это действие, производимое «вразброс» и приносящее вред.
Когда вы занимаетесь Айкидо, вы должны заниматься только им. Посторонние мысли заставляют вас практиковать что угодно – только не Айкидо, которое требует полного погружения.
В знаменитом письме мастера фехтования Такуана сказано: «Просто воспринимайте движения противника, не позволяйте своему уму «останавливаться» на этом, продолжайте двигаться все также навстречу противнику и используйте его атаку, обращая ее против него самого. Тогда его меч, несший смерть вам, станет вашим собственным…».
Вы не должны сосредоточиваться на отработке сложных комплексов, потому что со временем станете их заложниками и будете пытаться применить их в разных ситуациях. Будьте готовы к тому, что это будут искусственные конструкции, которые ваш оппонент легко разгадает и будет использовать против вас.
Прохладный осенний ветер,
Ищущий в листве вчерашний ливень…
С помощью дыхания можно контролировать состояние ума. Спокойное дыхание стимулирует спокойное состояние ума.
С помощью определенных практик можно развить различные формы дыхания, и наоборот – с помощью дыхания можно добиться успеха в определенных действиях, например, в каллиграфии и танцах.
Дыхание в Айкидо напрямую связано с понятием «хара». Во всех стойках Айкидо центр тяжести расположен на линии, перпендикулярной к площади опоры, в пределах между ступнями ног, разведенных на ширину плеч. При этом необходимо соблюсти естественную расслабленность мускулатуры, особенно грудной – чтобы не стеснять свободы дыхания.
Во время практики Айкидо, движения и дыхание осуществляются за счет брюшных мышц и диафрагмы, а мышцы груди практически не используются.
Такое дыхание называется «нижним» (абдоминальным, младенческим). Оно чрезвычайно эффективно, так как задействованы большинство сегментов легких – медленный вдох и медленный выдох с задержками во время начала и конца вдоха и выдоха позволяют вашим легким использовать большую часть поступающего кислорода.
Главными мускулами, вовлеченными в процесс вдоха, являются диафрагма, наружные межреберные мышцы и многочисленные мышцы шеи. Главные мускулы выдоха – это брюшные и, в меньшей степени, внутренние межреберные мышцы.
Свободное дыхание помогает выполнять приемы Айкидо без каких-либо усилий с Вашей стороны, так что если вы устали после тренировки в додзе, значит – делали что-то неправильно.
…Если хочешь найти хорошего учителя —
сторонись равнодушного.
Учитель может показать ученику, где находится дверь, он может дать ключи от этой двери. Но если он будет давать ученику указания, как пользоваться ключами, то ученик навсегда останется всего лишь учеником.
Вставить ключ в дверь, повернуть его и, тем более, открыть дверь – дело ученика, стремящегося стать мастером.
Конфуцианцы говорят: «Отношения между старшим и младшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склоняться, если подует ветер».
Ученик должен осознавать свое ученичество и уметь сдерживать свои амбиции в пользу сознания Айкидо.
Необходимо выбрать себе авторитетного учителя и следовать его методике, периодически делая сноску на собственное восприятие Айкидо и формируя свое собственное понимание.
Как бы ни был опытен инструктор, он не сможет заставить ученика понять что-либо до тех пор, пока ученик не будет внутренне готов воспринять материал. Дело учителя – создать необходимые для этого условия.
Не обижайтесь, если требования учителя вам покажутся бессмысленными, жестокими и несправедливыми.
Беспрекословное подчинение инструктору требует большой выдержки и терпения. Кроме того, вы должны несколько раз за тренировку приближаться к границе своих возможностей, чтобы однажды выйти за их пределы и испытать небольшое просветление («сатори»).
Содержание Айкидо практически невозможно передать словами – нужно полагаться на свою интуицию: общение строится по схеме «от сердца – к сердцу». Поэтому не рекомендуется даже в скрытой форме противодействовать учителю – тогда нарушается принцип гармонии и все совместные усилия сводятся ни к чему.
Необходимым условием вашего учительства является то, что вы должны тренироваться сами и лучше под чьим-нибудь руководством.
Вы всегда должны быть готовы выслушать более авторитетное мнение.
Ваше поведение также должно быть безупречным и вне пределов додзе.
Представитель известной школы этикета Огасавара писал: «Венцом любого этикета является такое воспитание вашего разума, при котором, даже если вы просто сидите, ни один грубый буян не посмеет оскорбить вас».
Это – гармония Духа и тела, союз Земли и Неба в вашем собственном исполнении.