Три составные части религии

Из чего состоит религия? Религия, религиозная система, система верований? Можно ли такую систему представить в виде некой структуры с составными частями? Можно ли её разложить на взаимодействующие элементы? Думаю, да. Поговорим об этом.

«Но ведь религии все разные? – спросите Вы. – Разные народы верили по-разному в разные времена. Есть ли сходные качества?» Предлагаю их поискать. Сначала просто перечислим составные части религии, как их вижу я.

Объяснение мироздания, поддержка власти, моральный кодекс – это в краткой формулировке три составные функциональные части любой религии. Это триада свойств религии, образно выражаясь, «треугольник её устойчивости». Они существуют в любой религии во все времена и у всех народов. Памятуя о жёсткости треугольника как геометрической фигуры, рассмотрим такую структуру.

Соотношение важности этих частей может быть разным в разных случаях, но они присутствуют всегда и везде. На этом делаю акцент в данном эссе, зная из практики, что многие люди однобоко рассматривают указанные свойства с перевесом в сторону одной части и игнорированием другой. Только в составе такой триады и при взаимодействии между собой эти части религии придают ей устойчивость. В противном случае религии прекращают своё существование или теряют своё влияние. Доводилось по этому вопросу слышать и иные точки зрения у других авторов. Я же излагаю только своё видение.

Мало сказать, что это вопрос спорный – он очень спорный, спорный до непримиримости и вражды, он часто составляет главный аспект политических разногласий в любом обществе, он был основной или сопутствующей причиной многих войн и революций. Он сложный для практического осознания, но разобраться в нём стоит.

Другие авторы изложат свои соображения на данную тему по-своему и не согласятся со мной. Кто-то захочет меня поправить, кто-то опровергнуть – милости прошу…


Объяснение мироздания

Рассмотрение начну с функции объяснения мироздания, ибо эта часть появилась исторически первой, по моему мнению. Для этого «нырнём» глубоко в историю, к прадавним пращурам. Представим себе первобытное племя у костра, его проблемы и заботы. Кому здесь принадлежит власть? Тому, у кого самая большая дубинка – понятно. Какой главный моральный принцип в племени? Кто сильнее, тот и прав – опять понятно. А чего мы боимся? А вот здесь непонятно… вон оно, вокруг… страшное и совсем непонятное! О нём и речь… А всякое непонятное нужно объяснить, тогда будет менее страшно.

Ещё до появления властных разногласий и морали в обществе, во времена первобытнообщинного строя человек нуждался в объяснении явлений природы, их закономерностей и взаимосвязи. Как устроен мир? Человек выдумал первых богов после формулирования первых вопросов о солнце, дожде, громе, опасности и охотничьем везении. Кто-то должен был «отвечать» за холод и голод, удачу на охоте и страшные явления природы. В каждую сферу ответственности нужно было «поселить» своего бога, придумать ему имя и свойства.

Именно в таком порядке – сначала нужно было разобраться, что самое страшное и важное в природе, потом «поселить» туда бога, потом дать ему имя и свойства. Самым важным представляется солнце – значит, нужно назначить ответственными за него сразу нескольких богов. Славяне назначили четырёх богов, в соответствии с разными сезонными свойствами светила. Вторыми по очереди идут гром и ветер. Затем лес и вода. Так формируется пантеон – буквально «храм всех богов» по-гречески, языческая религиозная система.

После размещения по сферам влияния каждый бог получил своё имя, легенду о появлении, место в пантеоне, значение и «родственные» связи с другими богами. Это фаза очеловечивания богов. Персонификация богов нужна для облегчения процесса ритуального договора с ними, для адресности обращения молитвы.

После формирования пантеона мировоззрение насыщается легендами об устройстве мира, напитывается объяснениями природных явлений через взаимодействия богов и приобретает устойчивый характер. Это свойство схожести бога с человеком, антропоморфность, является важнейшим качеством политеистических (языческих) религиозных систем. В монотеистических религиях Бог в значительной мере теряет сходство с человеком, его описание уходит дальше в область абстрактного и непознаваемого.

Загрузка...