Как же хорошо в лесу в начале лета! С восходом солнца начинают петь певчие птицы – соловьи, дрозды и иволги. Кукушки, укрывшись в ветках высоких деревьев, с утра пораньше пересчитывают дни и часы до осени. А из деревни, что возле самого леса, доносятся бойкие песни скворцов-пересмешников. Своих мелодий они не сочиняют, чужие повторяют. Лисёнок Ёша услышал об этом совсем недавно от сороки Аси, знавшей все новости. Вот и сейчас она уже сидит на ветке берёзы над уютной норкой Ёши и взволнованно стрекочет, зовёт его:
– Ёша, вставай! Утро наступило! Скорее выходи, ой, чего расскажу! – требовала Ася, взмахивая чёрнобелыми крыльями и длинным хвостом, на котором она носила свои новости.
– Ну что опять случилось? – сладко зевая и потягиваясь, поинтересовался Ёша, медленно выползая из своего домика.
– Что случилось, что случилось?! Ящерицу Шуру знаешь? Ну, ту, что под камнем возле пруда живёт?
– Н-нет, не знаю, а что? – увлечённо спросил Ёша.
– Что, что?! Обокрали её! Сегодня утром! Прямо на рассвете! А я говорила! Предупреждала! Не верь всякому встречному!
– А кто это «всякий встречный»?
– Кто, кто?! Не видала она! Напугалась! Только, говорит, вылезла на солнышко погреться, кто-то её за хвост – цап! Она со всех лап под камень метнулась спасаться, отдышалась, глядь, а хвоста-то нет!
– Ой-ой! Это как же так? – воскликнул напуганный Ёша.
– А вот так! Рот не разевай! Глаза не закрывай! А то раз – и хвоста нет! Пропал хвост! – не унималась Ася.
– Бедная ящерица! А давай к ней сбегаем, может, ей помощь какая нужна? – предложил добрый лисёнок.
– А давай! Только у меня ничего нет, ты сам помогай, раз так решил… – скороговоркой сказала Ася и полетела в сторону пруда, где лежал огромный камень, под которым и жила ящерица Шура.
– Подожди меня, не спеши! – кричал на бегу Ёша, стараясь не отставать от подружки.
– Всё, мы на месте! – скомандовала Ася, усевшись на ветку кустарника.
– Шура, приём! Выходи, свои! Шура, не бойся, выходи! – позвала она громко.
– Я бы рада, но я стесняюсь! – ответила ящерица.
– Вот ещё удумала! Выходи! Тебе на солнце надо, чтобы погреться, а ты там в сырости и темноте сидишь слёзы льёшь! – уговаривала сорока скромницу Шуру. – Я тебя кое с кем хочу познакомить. Выходи!
– Ну хорошо, только не смейтесь надо мной! – попросила Шура и выползла из-под камня.
– Ой какая смешная! Ты прямо сама на себя не похожа! – не сдерживая удивления, затараторила Ася, спрыгнув с ветки и рассматривая место, где раньше был Шурин красивый и гибкий хвост.
– Вот так дела! – воскликнула Ася. – И как же ты теперь? Как жить дальше будешь? – забыв представить Шуре своего друга Ёшу, не унималась Ася.
– Хвост у меня скоро новенький отрастёт, это не страшно! – ответила стеснительная Шура, блеснув красивыми изумрудными глазами на Ёшу. – У нас хвосты не то что у вас, у нас хвосты нам жизнь спасают, а потом снова отрастают.
– Как это, жизнь спасают и снова отрастают? – не сдержав молчания, от удивления спросил Ёша.
– Ой, я совсем забыла представить моего товарища! Шура, это Ёша, лис! Ёша, это Шура… ящерица… без хвоста! – размахивая влево, затем вправо крыльями, сказала Ася.
– Очень приятно! – улыбнувшись, кивнул Ёша и, подойдя поближе, сел возле камня, красиво укрыв свои чёрные лапки пушистым рыжим хвостом с белым пятнышком на конце.
– Мне тоже приятно! – снова блеснув зелёными глазами, прошептала Шура.
– Так и как же всё-таки происходит, что хвосты вас, ящериц, спасают и потом снова отрастают? Они что же, думать умеют? – поинтересовался лисёнок.
– Ну что ты! Всё совсем не так! У нас так устроено, если враг на нас нападает, то мы, как и все другие, стараемся вырваться из его лап и… оставляем ему хвост. А сами прячемся. Со временем у нас новый хвостик отрастает, ещё лучше прежнего! Главное – жизнь сохранить! – ответила Шура.
– Вот так чудо! Я о таком впервые слышу! А у нас такого не бывает! – задумчиво сказал Ёша.
– Да уж! Каких только чудес не хранит наш лес! – вдохновенно воскликнула Ася. – Каждый день новости!
– И каждый день новые знакомства и новые удивительные друзья! – подхватил Ёша.
– Главное – новый день! – добавила мудрая Шура, сверкнув глазами, и спокойно улеглась подремать и погреться в лучах солнца на большом лесном камне, думая, что новый её друг лисёнок – хороший малый и, пока он рядом, никакая хищная птица не осмелится напасть на заснувшую ящерицу. «А это важно, тем более когда у тебя уже нет хвоста и отдать взамен своей жизни тебе нечего. Дружба и братство – настоящее богатство!» – решила Шура, погружаясь в глубокий и сладкий сон.
Не желая мешать засыпающей ящерице, Ёша лёг на спину, повозился в нежной и шелковистой травке и, глядя в голубое небо, тихо сказал сороке Асе:
– Хорошо, что хвост Шуре жизнь спас, но мне бы не хотелось, чтобы мой хвост вот так взял и отвалился!
– Да уж! Я тоже так считаю! Ну вы тут оставайтесь, а мне срочно надо лететь, новости собирать! – произнесла Ася и поспешила в чащу леса.
С того дня лисёнок Ёша и ящерица Шура стали настоящими друзьями. Шура делилась с ним разными мудрыми историями, которые знала от бабушки, а, как известно, ящерицы – родственники динозавров и историй они знают огромное количество.
Добрый и любознательный Ёша слушал эти истории и заодно оберегал свою подружку во время её утреннего сна под тёплыми и ласковыми лучами солнца.
«Дружно жить всегда интереснее и полезнее!» – так считал лисёнок.