Игра и воображение возникают в зазоре между тем, какой я сегодня и тем, каким хочу быть завтра.
Младшая группа – всегда разновозрастная. Ведь один ребёнок родился зимой, в январе, а другой летом – в августе, поэтому между ними бездна. А если мы знаем, что девочки опережают мальчиков в развитии, то «зимняя» девочка на фоне «летнего» мальчика просто «мэтр».
Вот почему в нашей группе обучение любому виду деятельности всегда индивидуальное. И, если с девочками порой достаточно провести работу один раз, то с мальчиками и раз, и два, и более раз, пока программный материал не будет ими освоен на уровне самостоятельности.
Мальчик и девочка разные, многократно подчёркивали Т. П. Хризман[2]. Ему важно понять, ЗАЧЕМ нужно выполнять то, что предлагает взрослый. Известно, что в возрасте трёх лет у ребёнка любого пола возникает и начинает очень быстро развиваться самосознание (самопознание или рефлексирование и самооценка).
Как ребёнку познать себя, как отрефлексировать свои поступки? Это очень сложно. Мы, взрослые, либо ищем собеседника и спрашиваем его: слушай, я правильно поступил? Либо сами с собой разбираемся, анализируем ситуацию.
Но уже давно отмечено, что дошкольник придумывает себе собеседника (вспомните Карлсона и любого другого домашнего «виновника бед» ребёнка). В нашей технологии «Дом радости» уже более 30 лет собеседником малыша является мягкая игрушка – Мишка (или кукла, матрёшка и т. п.). Разговаривая с персонажем, воспитанник (и мальчик, и девочка) разговаривает сам с собой.
Важно подчеркнуть, что необходимость в персонаже возникает только тогда, когда ребёнок может выполнять осваиваемую деятельность самостоятельно: берётся за дело по своей инициативе, выполняет его без помощи взрослого и может сам адекватно оценить полученный продукт. Подчёркиваю, оценивает не себя как исполнителя, а лишь полученный, наглядно представленный продукт.
Педагог с помощью персонажа, во-первых, ставит ребёнка в проблемную ситуацию, решая которую малыш раскрывает сложный вид знаний – зависимости и закономерности; во-вторых, предлагает ему новую роль поведения – учителя персонажа; в-третьих, содействует развитию разных видов связной контекстной речи (повествовательной, описательной, доказательной, объяснительной).
Ребёнок говорит: «Мишка, посмотри, я построил дом. Он красивый, крыша у него прочная. Зови Матрёшку». Мишка возражает: «А вдруг в доме темно, Матрёшка испугается?!» Ребёнок будет убеждать, а воспитатель говорит: «Мишка готов привести Матрёшку, значит, ты его уговорил?» Ребёнок: «Да, я его уговорил. Значит, я молодец». Успешность в деятельности – основа развития у малыша доверия к взрослому, результат успешного взаимодействия.
Воспитанники младшей группы, особенно в начале года, ещё не умеют жить в детском обществе. Главная причина конфликтов в том, что ребёнок всегда устремлён к предмету, заинтересован в нём, а его замечает только тогда, когда видит действия с ним в руках другого.
Предупреждая конфликты, воспитатель доброжелательно, уверенно, успокаивающе говорит: «Все сядут на стульчики: Таня – на этот. Аня – на этот. Молодец, Костя, тоже сел на стул. Все сели на стулья! (Чудо!) И у меня есть стул. Всем стульев хватило! Как хорошо!» Дети в ответ радостно хлопают в ладоши, топают ножками.
Общие радости (всем стульев хватило, все разместились за столами и т. д.) сближают детей между собой и помогают вступить в контакт с воспитателем, когда он, называя каждого по имени, встречается с детьми взглядами, улыбками.
Вот почему в «Доме радости» такое место занимают хороводные игры, начиная с первой из них «Пальчик о пальчик».
Главное заключается в том, чтобы во время исполнения движения воспитатель поймал взгляд ребёнка, похвалил его, назвав по имени. Игра идёт неторопливо, ибо малыши медлительны, но общие действия объединяют их и создают мажорное настроение у каждого.