Вскоре после этой истории Пьеро да Винчи, захватив с собой некоторые рисунки Леонардо и его самого в придачу, отправился к своему давнему приятелю, известному художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо. Верроккьо – это прозвище, оно означает «Верный Глаз». Отец попросил мастера оценить рисунки сына. Андреа был поражён ими. Он посоветовал приятелю развивать художественный талант мальчика. В результате Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Андреа дель Верроккьо. В то время она считалась лучшей не только во Флоренции, но и во всей Тосканской провинции.
Мальчик был очень рад возможности учиться любимому делу и жить в мастерской вместе с другими учениками. Дело в том, что его добрая мачеха Альбьера умерла, и отец женился снова. Вторая жена уже не была так добра к сыну мужа. В придачу из-за того, что Леонардо был внебрачным сыном, он не мог наследовать дело отца и стать нотариусом. Поэтому мальчику необходимо было обучаться какому-то ремеслу, которое смогло бы его прокормить в будущем.
В те времена художники зарабатывали себе на жизнь не только картинами и росписями предметов. Маэстро (так почтительно называли художника ученики) мог работать и с камнем, и с золотом – с чем придется. Бо́льшую часть заказов мастерской составляли изображения и скульптуры святых для церквей, надгробные памятники, украшения, оружие, посуда. Эскиз выполнял маэстро Верроккьо, а работу – его ученики. Кроме этого, в мастерской часто изготавливались разные конструкции и механизмы для праздников и представлений, которые щедро устраивали тогдашние правители Флоренции.
В то время художник считался ремесленником, ведь ему надо было самому изготавливать кисти, делать краски, лаки, готовить доску или холст для картины. Всем этим умениям и обучался юный Леонардо.
Взять, например, учебник, которым пользовались все ученики (включая Леонардо) в мастерской Верроккьо. Что мог найти начинающий художник в этой книге? Читаем: «Как рисовать на разного рода поверхностях, как получить множество оттенков чёрного цвета, как следует хранить горностаевые хвосты, чтобы их не съели мыши». Последнее замечание очень ценное – из хвостов горностая (материал дорогой) изготавливались кисти для живописи. А мышей было в то время огромное количество, ведь в Средние века кошек считали пособницами ведьм и запрещали заводить.
Интересно одно из упражнений для будущего живописца: Леонардо лепил фигурки из глины, а потом драпировал их кусками полотна и раскрашивал. Это делалось для того, чтобы в будущем уметь изображать складки плащей и накидок.
Верроккьо говорил, что математика – мать всех наук и основа искусства. Эти слова он перенял от мастера, которого считал своим учителем, Паоло Учелло. Маэстро применял математику к изобразительному искусству, особенно к понятию перспективы в живописи. (Перспектива – это когда все видимые или воображаемые линии на рисунке или картине сходятся в одной воображаемой точке.) Андреа так же делал слепки частей человеческого тела и потом использовал их для своих скульптур. Этого никто из мастеров до него не делал.
Одновременно с Леонардо да Винчи у маэстро Верроккьо учились будущие знаменитые художники и скульпторы: Пьетро Перуджино, Ботичелли, Лоренцо ди Креди. Но именно Леонардо стал лучшим и самым любимым учеником, сумевшим со временем превзойти своего учителя. Впрочем, это не помешало юноше довольно быстро со всеми подружиться. Он всегда умел находить общий язык и заслуживать любовь и уважение окружающих его людей. Если хотел.
Леонардо да Винчи с юных лет находил удовольствие в одиночестве, в возможности спокойно, без помех наблюдать и размышлять. Но также он был и хорошим другом, душой компании. А ещё он был очень красив. Этот высокий и хорошо сложенный юноша стал моделью для статуи Давида, созданной его учителем Андреа Верроккьо. Стройное гибкое тело, каштановые кудри, холодные серо-голубые глаза – так выглядел Леонардо в то время.
У него были глаза не только художника, но и исследователя, будущего учёного. Да Винчи замечал и запоминал мельчайшие детали растений, птиц, строений. И потом рисовал их в своих дневниках. Справа налево, ведь юный художник был левшой. Хотя, как оказалось, он одинаково хорошо мог владеть обеими руками. Писал тексты и рисовал карандашом левой рукой, а лепил и писал картины правой. Мастерил двумя руками одновременно. В своих дневниках Леонардо да Винчи часто писал не только справа налево, но и переворачивал буквы вверх ногами так, что текст можно было прочесть только с помощью зеркала. Это он делал для того, чтобы защитить свои записи от любопытных глаз. Если же Леонардо писал письмо, адресованное кому-либо, то текст был обычным, слева направо, и вполне читаемым.