Интересно всегда было поспрашивать у бабушек, как они замуж выходили, как женихов себе выбирали, а может, им родители находили.
Так вот, история одна другой страшнее по нашим меркам с точки зрения современной жизни. Одна из моих бабушек родилась в тысяча девятьсот пятом году. Казалось бы, уже 20 век, но семейный патриархат пока никто не отменял.
Жили они большой семьёй в глухой Т…кой деревне, бывшей усадьбе одного известного в своих кругах помещика.
И как же было трудно содержать большую семью из одиннадцати человек, прокормить такую ораву было абсолютно невозможно. Бабушка возилась с младшими братьями. Школу ей окончить не дали. Пришлось бросить после 3 класса. Мать с отцом день и ночь работали. И от безысходности на семейном совете постановили: Лелю (бабушку мою) надо отдать замуж. В соседней деревне договорились с одним отцом семейства, у которого сын уже женишился. Конечно, бабушке не хотелось замуж в шестнадцать лет, тем более она жениха и в глаза не видела. Помните старинную песню "Матушка, матушка, что во поле пыльно"? В ней рассказывается, что в семье всё решал отец. Обращения девушки к матери с просьбой не выдавать её замуж без любви остались без внимания. Мать в конце песни говорит: "Дитятко милое, Господь Бог с тобою". Такая же история случилась и с моей бабушкой. Но решили её не просто так отдать замуж, а поменять на мешок картошки. Хотя, что такое мешок картошки для семьи в одиннадцать человек, но теперь уже в десять: одну – то удалось сплавить. Это еды буквально на неделю, а дочку уже не вернуть. Привели её в чужую семью и передали. Обмен состоялся: домой привезли заветный мешок картошки. Горькими слезами обливалась баба Лёля, но делать было нечего, стала жить в чужой семье.
– Лёлька, вставай завтра до рассвета, часа в четыре, накорми скотину, потом выгони овец и коров в стадо, – верещала свекровь, – а опосля еще гусей и индюков щипать будем.